Файл: Правоведение Тема Государство и его роль в жизни общества Государственное устройство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 791

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Взятка, данная Марио Къеза, директором миланского пансионата для престарелых в размере в 14 млн лир (около $5 тысяч), привела к крупным итальянским политикам, положившим начало операции «Чистые руки». Ее итог: тюремные сроки получили более 500 политиков, в том числе пожизненный сенатор Джулио Андреотти и премьер Кракси. Под следствием оказались около 20 тысяч человек. Чтобы избежать обвинений, уволилось больше 80% чиновников.

В поле зрения органов попали сотрудники Fiat, Olivetti и других корпораций. Операция «Чистые руки» сопровождалось не только разоблачением коррупционеров, но и применением хорошо известной меры в СССР – конфискация имущества, полученная от доходов, полученных преступных путем. В экспроприированных домах размещали государственные учреждения: больницы, суды, полицейские участки. Деньги коррупционеров направляли в социальную сферу и сельское хозяйство. Показателен пример антикоррупционной политики Сингапура.

Опыт Сингапура является хрестоматийным для демонстрации примера эффективной политики в области борьбы со взяточничеством. Особое внимание при этом обращается на то, что борьба с коррупцией в Сингапуре развивалась на фоне наличия в этой стране политической модели, которую исследователи называют «мягким авторитаризмом». К моменту обретения независимости в 1965 году Сингапур оказался в ситуации, близкой к тому, что было в России в 1990-х годах. Тяжелая экономическая ситуация, правовой нигилизм вкупе с импортированным британским законодательством негативно влияли на рост коррупции, с которым правоохранительные органы оказались не в состоянии противостоять по ряду причин.

Так, чиновники имели более скромный достаток по сравнению с работниками коммерческого сектора, поэтому многие из них использовали должностное положение в личных целях, участвуя в коррупционных схемах. Другой причиной, влиявшей на рост коррупции, были антикоррупционный закон, который был откровенно слаб, а многие коррупционные преступления оказались вне сферы его действия. Крайне трудно было найти доказательства преступлений из-за неэффективного законодательства и вовлеченности огромного количества чиновников в коррупционную практику.

Значительная часть население, имея низкий образовательный уровень и уровень правовой культуры преимущественно только через взятки могли получить доступ к ресурсам. Нельзя обойти вниманием и специфику функционирования
, созданного британцами Бюро по расследованию случаев коррупции, состоявшее из выходцев из местной полиции, и психологически они были не готовы к серьезной борьбе с этим явлением, которое усугублялось культурой подношений, т.е. традицией взяточничества. «Таможенные чиновники получали взятки за «ускорение» проверки транспортных средств, перевозивших контрабанду и запрещенные товары. Персонал Центральной службы обеспечения за определенную мзду давал заинтересованным лицам информацию о заявках, поступивших на тендер.

Чиновники импортно-экспортного департамента получали взятки за ускорение выдачи разрешений. Подрядчики давали взятки клеркам, чтобы те закрывали глаза на нарушения. Владельцы магазинов и жители домов платили рабочим Департамента общественного здравоохранения за уборку мусора. Директора и учителя школ получали комиссионные от поставщиков канцелярских товаров. Человеческая изобретательность практически бесконечна, когда дело касается конвертации власти в личную выгоду.

Лидеры страны пришли к пониманию необходимости обуздать коррупцию и чиновничий произвол, осознавая, что без этого страна не имеет будущего. Это послужило основанием для принятия целой системы мер, отличавшихся строгостью и последовательностью. Органом, воплотившим эти меры в жизнь и сохранившим свои полномочия и сегодня, стало специализированное Бюро по расследованию случаев коррупции, куда граждане обращались с жалобами на действия госслужащих и требовали возмещения убытков.

Среди мер, направленных на снижение коррупционных преступлений, правительство Сингапура реализовало следующие.

Вопервых, были разработаны высокие этические стандарты, за соблюдением которых велся строгий надзор, упрощены бюрократические процедуры, а действия чиновников жестко регламентированы.

Во-вторых, ужесточились меры уголовного наказания за коррупционные действия, сопровождавшиеся повышением независимости судебной системы и статуса судей, перейдя в категорию привилегированных госслужащих, в том числе используя механизм значительного повышения заработной платы.

Втретьих, одновременно вводились чувствительные экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях. Жёсткие акции (вплоть до увольнения всех сотрудников) были проведены во многих государственных ведомствах. Эти меры сочетались с уменьшением вмешательства государства в экономику, повышением зарплат чиновников и подготовкой квалифицированных административных кадров. Победить коррупцию и выбиться в мировые лидеры экономического развития Сингапур смог за счет политической воли лидеров и грамотного антикоррупционного законодательства.



Первым делом были сокращены возможности для совершения коррупционных действий. В 1960 г. стратегию борьбы с коррупцией закрепили в Законе о предотвращении коррупции и наделении Бюро по расследованию коррупции особыми полномочиями.

Результатом антикоррупционной политики стало то, что Сингапур стал государством с самым низким уровнем коррупции, а экономика – одной из самых эффективных в мире. Свой механизм борьбы с коррупцией разработала Республика Корея, имеющей много общего в культуре подношений с Сингапуром. К наиболее значимым законам в сфере противодействия коррупции можно отнести Уголовный кодекс КНР от 1 июля 1979 г., Закон КНР от 2 сентября 1993 г. «О борьбе с недобросовестной конкуренцией», Закон КНР от 27 апреля 2005 г. «О государственных служащих», Закон КНР от 31 октября 2006 г. «Об отмывании денег»10 и др. В июне 2017 г. в Китае был разработан проект Закона КНР «О государственном контроле» в целях реализации политики верховенства права, осуществления системы контроля в масштабах всей страны и углубления деятельности по противодействию коррупции.

После успешной апробации системы государственного контроля в Пекине, провинциях Шаньси и Чжэцзян китайское руководство приняло решение распространить данную систему в рамках всей страны. Такая практика реализуется в соответствии с древней китайской стратагемой «переходить реку, нащупывая камни». Это означает, что в наиболее развитых районах Китая внедряются экспериментальные инновационные подходы в искомой области, а затем – если такая практика признается успешной – подобный подход масштабируется по всей стране.

В Великобритании Комитет по стандартам (поведения) в общественной (государственной) жизни под председательством лорда Нолана в 1995 г. сформулировал семь принципов государственной работы чиновников – своеобразный кодекс поведения:

 нестяжательство – служение только общественным интересам, отказ от каких-либо действий для достижения материальных и финансовых выгод для себя, своей семьи и друзей;

 неподкупность – недопущение какой-либо финансовой или иной зависимости от внешних лиц или организаций, которые могут повлиять на исполнение официального долга;

 объективность – непредвзятое решение всех вопросов;

 подотчетность – ответственность за принятые действия перед обществом и предоставление полной информации в случае публичной проверки;


 открытость – максимальное информирование общества обо всех решениях и действиях, их обоснованности (при этом сокращение информации допустимо при необходимости соблюдения высших общественных интересов);

 честность – обязательное сообщение о своих частных интересах, связанных с общественными обязанностями, принятие всех мер для разрешения возможных конфликтов в пользу общественных интересов;

 лидерство – соблюдение принципов лидерства и личного примера в исполнении стандартов общественной жизни.