Файл: I. Особенности рабовладения в архаической Греции в 8 7 вв до н э..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
заложенной земле ставился закладной камень, на котором писалось, что данный участок заложен такому-то за такую-то сумму.
Задаток, уплачиваемый, как правило, при заключении соглашения и засчитываемый в общую сумму предстоящих платежей, имел своим назначением гарантировать обе вступившие в соглашение стороны от возможного нарушения договора. В последнем случае давший задаток терял его, а взявший задаток должен был возвратить его в двойном размере. Если же должник не мог предоставить соответствующего обеспечения хотя бы потому, что принадлежавшая ему земля была уже заложена кредиторам, а срок платежей наступал, и он, нуждаясь в деньгах, прибегал к новому займу, кредитор (прежний или новый) мог поставить условием займа поручительство третьих лиц. Эти лица, как правило, друзья или родственники должника, должны были поручиться собственным имуществом за своевременный взнос денег, взятых взаймы лицом, за которое они поручились.
Обязательства из причинения вреда возникали при нанесении ущерба имуществу (повреждение или истребление имущества, причинение убытков и т.п.). Они влекли за собой возмещение ущерба, а вред, причиненный сознательно, возмещался в двойном размере. Ответственность возникала и тогда, когда вред был результатом действий подвластных лиц - детей, рабов. Раб мог быть передан потерпевшему в компенсацию за причиненный ущерб. При причинении вреда личности (а в некоторых случаях и имуществу) возникала ответственность за преступление.
По меткому выражению Энгельса, жена была для афинянина, помимо деторождения, не более чем старшей служанкой.
Афинская женщина не имела ни политических, ни гражданских прав. Ее уделом было домашнее хозяйство, и стены дома ограничивали доступный ей мир. Афиняне хвалились тем, что их жены выходят на улицу только по большим праздникам (направляясь в храм), или, что их жены так хорошо воспитаны, что стыдятся видеть любого постороннего, в том числе и своих родственников.
Женщина была лишена права совершать от своего имени юридические акты, в том числе и такие, как заключение брачного договора. Это было делом ее отца, а при отсутствии отца - старшего брата. Законным представителем интересов замужней женщины был ее муж. Он же должен был подыскать своей разведенной жене нового мужа.
Сам развод был для мужа сравнительно легко осуществим - достаточно было призвать свидетелей и дать «разводную» жене. Если причиной развода не было предосудительное поведение жены, муж должен был возвратить ей приданое.
Приданое было в принципе не обязательным для отца невесты, но если ее выдавал замуж брат, он должен был дать за ней некоторую часть имущества семьи. Так же поступал и муж, отправляясь на войну: в своем завещании он обычно указывал, какое приданое дается им для жены, если он не останется в живых.
Пережитком старых, до государственных обычаев был в Афинах обычай заключения браков между кровными родственниками. Брак между дядей и племянницей был обыкновенным явлением.
Закон требовал от жены строгого целомудрия. В противном случае мужу разрешалось изгнать ее из дому, и в своей последующей жизни она не могла ни украшаться, ни входить в храм, чтобы, как говорили, не совращать других. При нарушении женщиной этого запрета первый встречный был обязан разорвать на ней платье, снять с нее украшения и избить ее.
Для мужа не считалось чем-то необыкновенным иметь любовниц и не только рабынь, но и гетер. В богатых домах содержались настоящие гаремы.
Убийство и продажа детей родителями разрешалась законом. Отцу было запрещено лишать своих детей наследства, но давалось право ограничить ту часть имущества, которую он оставлял сыну, а дочь выдать замуж по своему усмотрению. О свободе завещателя распорядиться своим имуществом говорит, например, завещание афинского стратега Кокона. «Из приблизительно 57 тысяч золотых рублей он оставил сыну только 25 тысяч, столько же отдавал храмам Афины и Аполлона, еще 2,5 тысячи завещал племяннику, управлявшему его имуществом, и 4,5 тысячи - брату».
Всем этим отец имел возможность прочно держать сыновей в своей власти. При наличии сыновей дочь по афинскому праву наследницей не являлась. Если не было завещания, наследственная масса распределялась поровну между сыновьями. При этом, как уже говорилось, братья должны были выделить известную часть имущества на приданое сестрам.
Если не было сыновей, ближайшими наследниками становились дочери. При этом завещатель поступал по обыкновению так: он указывал в завещании лицо, которому следовало передать имущество, при условии, что это лицо женится на дочери-наследнице; если было несколько дочерей, ставилось еще и дополнительное условие: он должен был выдать их всех замуж, дав каждой приданое, указанное в завещании.
Когда оставалась дочь-наследница, а завещания не было, государство само в лице архонта брало на себя обязанности опекуна. При этом право обязывало наследницу выйти замуж за ближайшего родственника, а если их было несколько и все они добивались ее руки, архонт должен был отдать предпочтение старшему. Всем этим имелось в виду сохранить имущество в пределах того же рода.
Если не было детей вообще и завещатель не успел распорядиться своим имуществом, оно передавалось (по закону) братьям и племянникам умершего, а если и их не было, - дядям, двоюродным братьям и их сыновьям.
2.3. Реформы Солона
Солон появился в Афинах, когда полис переживал далеко не лучшие времена. Политический и экономический кризис раздирал на части греческий город. Вернуть Греческому городу бывалое могущество решил Солон. Он был хоть и знатен и богат, но пользовался большим уважением и почтением у народа. В VI веке до нашей эры его приглашают на самую высшую должность – архонта в Афинах, Солон соглашается и практически тут же принимается за реформирование.
Экономическая реформа.
1) Первые нововведения касались имеющихся у крестьян долгов, они по решению Солона полностью отменялись. Всех кабальных крестьян следовало немедленно освободить, а камни, постоянно напоминающие об их долгах немедленно убрать с их участков. Если же афинского жителя к тому время продали в рабство за море, в чужие земли, следовало применить все меры к его поиску, причем все действа оплачивались за государственный счет. После его реформы все граждане полиса стали иметь право на свободу, понятие «раб» ушло в прошлое.
2) Что бы ускорить развитие экономики Солон проводил политику защиты местных производителей. Например, был категорически запрещен вывоз за пределы Греции хлеб, которого и так было катастрофически мало. Но при этом правитель настаивал на экспорте изделий из оливок, именно их было в достатке. Что бы ремесленники трудились больше и качественнее им в награду предоставляли большие права. Имущественные отношения между людьми были упорядочены, например, в Афинах появилась практика составления специального документа, по которому имущество умершего в дальнейшем переходило наследникам.
Политическая реформа. Солон поделили всех граждан полиса на четыре категории, они определялись по состоянию его богатства, оно измерялось в количестве продуктов (денег тогда не было). Что бы точнее разобраться в количестве продуктов правитель ввел мерумедимн (на сегодняшний пересчет примерно чуть более 50 литров). К первой категории относили жителей, богатство которых достигало четырехсот и более медимнов, ко второй причислялись люди с объемом продуктов около трехсот медимнов. Третья категория должна была иметь запас тянущий на неменее двухсот медимнов, а четвертая, последняя категория объединяла бедняков совокупной годовой доход которых составлял менее ста пятидесяти - двухсот медимнов.
Отныне статус афинского жителя, а так же наделяемый объем их политических прав строго зависел от принадлежности к той или иной категории. Естественно высшие посты занимали жители только первой категории, вторая и третья так же имела права занимать должности, но среднего порядка. При этом первые три разряда так же могли войти в новый орган - «Совет четырехсот», который в дальнейшем представлял интересы жителей. Так же одной из значимых задач органа стоит отметить - это подготовка проектов изменений или решений, которые дальше рассматривались на высшем уровне. То есть это не
просто орган совещательного типа, а высшую инстанцию решения насущных проблем.
Судебная система. Эта сфера так же подверглась реформированию. Суд присяжных, который выносил решения по делам, стал более совершенным и беспристрастным, так как отныне практически все жители имели возможность стать его членами, они заносились в специальные списки и при помощи жребия выбирались на должность, прежде судьи приносили клятву о честном исполнении своих обязанностей.
Солон так же проделал большую работу касаемую составления единого кодекса законов. Он отныне охватывал все виды отношений между людьми. Но самое главное – законом удалось заменить ранее действующие жесткие правила Драконта, впоследствии времена меняли, но Афины так и продолжали жить по изданным Солоном законам.
В итоге архонт проделал огромную работу, именно он считается «отцом - прародителям демократии» в Афинах, Солон ввел огромное количество изменений, но, к сожалению так и не смог удовлетворить потребности всего населения. Простым людям правитель не дал земли, в которой они так нуждались, у богатых отнял возможность собирания долгов и превращения людей в рабство, вызвал тем самым недовольство как низов, таи верхов. Поэтому в конце ему даже пришлось покинуть любимые Афины на долгие десять лет, а после возвращения занимать пост он не пожелал, так и остался сторонним наблюдателем новой жизни.
Заключение
Отправной точкой в развитии демократии в Афинах стала междоусобная аристократическая борьба с дальнейшим, но постепенным втягиванием в нее представителей демоса.
Кардинальные изменения, произошедшие в военном деле (возникновение гоплитской фаланги), период тирании, а также законотворческая деятельность Драконта, Солона и Клисфена подвели итог всему развитию Афин в архаический период (VIII-VI вв. до н.э.). К началу классического периода Афины представляли собой наиболее яркий пример демократического полиса.
Апогеем развития и одновременно парадоксом афинской демократии явилось становление Афин как морской державы, утверждения их в качестве основного гегемона во всем греческом мире. Парадокс развития демократии в Афинах в это время озвучил в одной из своих работ уже упоминавшийся нами Э.Д. Фролова. По его мнению, «последовательное развитие
Задаток, уплачиваемый, как правило, при заключении соглашения и засчитываемый в общую сумму предстоящих платежей, имел своим назначением гарантировать обе вступившие в соглашение стороны от возможного нарушения договора. В последнем случае давший задаток терял его, а взявший задаток должен был возвратить его в двойном размере. Если же должник не мог предоставить соответствующего обеспечения хотя бы потому, что принадлежавшая ему земля была уже заложена кредиторам, а срок платежей наступал, и он, нуждаясь в деньгах, прибегал к новому займу, кредитор (прежний или новый) мог поставить условием займа поручительство третьих лиц. Эти лица, как правило, друзья или родственники должника, должны были поручиться собственным имуществом за своевременный взнос денег, взятых взаймы лицом, за которое они поручились.
Обязательства из причинения вреда возникали при нанесении ущерба имуществу (повреждение или истребление имущества, причинение убытков и т.п.). Они влекли за собой возмещение ущерба, а вред, причиненный сознательно, возмещался в двойном размере. Ответственность возникала и тогда, когда вред был результатом действий подвластных лиц - детей, рабов. Раб мог быть передан потерпевшему в компенсацию за причиненный ущерб. При причинении вреда личности (а в некоторых случаях и имуществу) возникала ответственность за преступление.
По меткому выражению Энгельса, жена была для афинянина, помимо деторождения, не более чем старшей служанкой.
Афинская женщина не имела ни политических, ни гражданских прав. Ее уделом было домашнее хозяйство, и стены дома ограничивали доступный ей мир. Афиняне хвалились тем, что их жены выходят на улицу только по большим праздникам (направляясь в храм), или, что их жены так хорошо воспитаны, что стыдятся видеть любого постороннего, в том числе и своих родственников.
Женщина была лишена права совершать от своего имени юридические акты, в том числе и такие, как заключение брачного договора. Это было делом ее отца, а при отсутствии отца - старшего брата. Законным представителем интересов замужней женщины был ее муж. Он же должен был подыскать своей разведенной жене нового мужа.
Сам развод был для мужа сравнительно легко осуществим - достаточно было призвать свидетелей и дать «разводную» жене. Если причиной развода не было предосудительное поведение жены, муж должен был возвратить ей приданое.
Приданое было в принципе не обязательным для отца невесты, но если ее выдавал замуж брат, он должен был дать за ней некоторую часть имущества семьи. Так же поступал и муж, отправляясь на войну: в своем завещании он обычно указывал, какое приданое дается им для жены, если он не останется в живых.
Пережитком старых, до государственных обычаев был в Афинах обычай заключения браков между кровными родственниками. Брак между дядей и племянницей был обыкновенным явлением.
Закон требовал от жены строгого целомудрия. В противном случае мужу разрешалось изгнать ее из дому, и в своей последующей жизни она не могла ни украшаться, ни входить в храм, чтобы, как говорили, не совращать других. При нарушении женщиной этого запрета первый встречный был обязан разорвать на ней платье, снять с нее украшения и избить ее.
Для мужа не считалось чем-то необыкновенным иметь любовниц и не только рабынь, но и гетер. В богатых домах содержались настоящие гаремы.
Убийство и продажа детей родителями разрешалась законом. Отцу было запрещено лишать своих детей наследства, но давалось право ограничить ту часть имущества, которую он оставлял сыну, а дочь выдать замуж по своему усмотрению. О свободе завещателя распорядиться своим имуществом говорит, например, завещание афинского стратега Кокона. «Из приблизительно 57 тысяч золотых рублей он оставил сыну только 25 тысяч, столько же отдавал храмам Афины и Аполлона, еще 2,5 тысячи завещал племяннику, управлявшему его имуществом, и 4,5 тысячи - брату».
Всем этим отец имел возможность прочно держать сыновей в своей власти. При наличии сыновей дочь по афинскому праву наследницей не являлась. Если не было завещания, наследственная масса распределялась поровну между сыновьями. При этом, как уже говорилось, братья должны были выделить известную часть имущества на приданое сестрам.
Если не было сыновей, ближайшими наследниками становились дочери. При этом завещатель поступал по обыкновению так: он указывал в завещании лицо, которому следовало передать имущество, при условии, что это лицо женится на дочери-наследнице; если было несколько дочерей, ставилось еще и дополнительное условие: он должен был выдать их всех замуж, дав каждой приданое, указанное в завещании.
Когда оставалась дочь-наследница, а завещания не было, государство само в лице архонта брало на себя обязанности опекуна. При этом право обязывало наследницу выйти замуж за ближайшего родственника, а если их было несколько и все они добивались ее руки, архонт должен был отдать предпочтение старшему. Всем этим имелось в виду сохранить имущество в пределах того же рода.
Если не было детей вообще и завещатель не успел распорядиться своим имуществом, оно передавалось (по закону) братьям и племянникам умершего, а если и их не было, - дядям, двоюродным братьям и их сыновьям.
2.3. Реформы Солона
Солон появился в Афинах, когда полис переживал далеко не лучшие времена. Политический и экономический кризис раздирал на части греческий город. Вернуть Греческому городу бывалое могущество решил Солон. Он был хоть и знатен и богат, но пользовался большим уважением и почтением у народа. В VI веке до нашей эры его приглашают на самую высшую должность – архонта в Афинах, Солон соглашается и практически тут же принимается за реформирование.
Экономическая реформа.
1) Первые нововведения касались имеющихся у крестьян долгов, они по решению Солона полностью отменялись. Всех кабальных крестьян следовало немедленно освободить, а камни, постоянно напоминающие об их долгах немедленно убрать с их участков. Если же афинского жителя к тому время продали в рабство за море, в чужие земли, следовало применить все меры к его поиску, причем все действа оплачивались за государственный счет. После его реформы все граждане полиса стали иметь право на свободу, понятие «раб» ушло в прошлое.
2) Что бы ускорить развитие экономики Солон проводил политику защиты местных производителей. Например, был категорически запрещен вывоз за пределы Греции хлеб, которого и так было катастрофически мало. Но при этом правитель настаивал на экспорте изделий из оливок, именно их было в достатке. Что бы ремесленники трудились больше и качественнее им в награду предоставляли большие права. Имущественные отношения между людьми были упорядочены, например, в Афинах появилась практика составления специального документа, по которому имущество умершего в дальнейшем переходило наследникам.
Политическая реформа. Солон поделили всех граждан полиса на четыре категории, они определялись по состоянию его богатства, оно измерялось в количестве продуктов (денег тогда не было). Что бы точнее разобраться в количестве продуктов правитель ввел мерумедимн (на сегодняшний пересчет примерно чуть более 50 литров). К первой категории относили жителей, богатство которых достигало четырехсот и более медимнов, ко второй причислялись люди с объемом продуктов около трехсот медимнов. Третья категория должна была иметь запас тянущий на неменее двухсот медимнов, а четвертая, последняя категория объединяла бедняков совокупной годовой доход которых составлял менее ста пятидесяти - двухсот медимнов.
Отныне статус афинского жителя, а так же наделяемый объем их политических прав строго зависел от принадлежности к той или иной категории. Естественно высшие посты занимали жители только первой категории, вторая и третья так же имела права занимать должности, но среднего порядка. При этом первые три разряда так же могли войти в новый орган - «Совет четырехсот», который в дальнейшем представлял интересы жителей. Так же одной из значимых задач органа стоит отметить - это подготовка проектов изменений или решений, которые дальше рассматривались на высшем уровне. То есть это не
просто орган совещательного типа, а высшую инстанцию решения насущных проблем.
Судебная система. Эта сфера так же подверглась реформированию. Суд присяжных, который выносил решения по делам, стал более совершенным и беспристрастным, так как отныне практически все жители имели возможность стать его членами, они заносились в специальные списки и при помощи жребия выбирались на должность, прежде судьи приносили клятву о честном исполнении своих обязанностей.
Солон так же проделал большую работу касаемую составления единого кодекса законов. Он отныне охватывал все виды отношений между людьми. Но самое главное – законом удалось заменить ранее действующие жесткие правила Драконта, впоследствии времена меняли, но Афины так и продолжали жить по изданным Солоном законам.
В итоге архонт проделал огромную работу, именно он считается «отцом - прародителям демократии» в Афинах, Солон ввел огромное количество изменений, но, к сожалению так и не смог удовлетворить потребности всего населения. Простым людям правитель не дал земли, в которой они так нуждались, у богатых отнял возможность собирания долгов и превращения людей в рабство, вызвал тем самым недовольство как низов, таи верхов. Поэтому в конце ему даже пришлось покинуть любимые Афины на долгие десять лет, а после возвращения занимать пост он не пожелал, так и остался сторонним наблюдателем новой жизни.
Заключение
Отправной точкой в развитии демократии в Афинах стала междоусобная аристократическая борьба с дальнейшим, но постепенным втягиванием в нее представителей демоса.
Кардинальные изменения, произошедшие в военном деле (возникновение гоплитской фаланги), период тирании, а также законотворческая деятельность Драконта, Солона и Клисфена подвели итог всему развитию Афин в архаический период (VIII-VI вв. до н.э.). К началу классического периода Афины представляли собой наиболее яркий пример демократического полиса.
Апогеем развития и одновременно парадоксом афинской демократии явилось становление Афин как морской державы, утверждения их в качестве основного гегемона во всем греческом мире. Парадокс развития демократии в Афинах в это время озвучил в одной из своих работ уже упоминавшийся нами Э.Д. Фролова. По его мнению, «последовательное развитие