Файл: Бжд 43. Организация эвакуации населения из зон чс мирного и военного времени. Эвакуация населения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Полная санитарная обработка (гигиеническая помывка людей) проводится пу­тем организации специальных площадок санитарной обработки (ПСО), развертывае­мых за пределами зоны загрязнения (заражения), но в максимально допустимой бли­зости от нее, а также на маршрутах эвакуации населения или в назначенных районах.

Для этого используются дезинфекционно-душевые установки различных типов (ДЦА-66, ДДП и др.).

При загрязнении РВ полная санитарная обработка проводится обязательно лишь в том случае, если после частичной специальной обработки уровень загрязнения кож­ных покровов составляет 0,1 мР/ч и выше.

На ПСО работает фельдшер или медсестра. Расчет ПСО должен работать в про­тивогазах, резиновых перчатках, а лица, обслуживающие отделение для раздевания, кроме того, в фартуках и защитных комбинезонах. По окончании работы весь расчет ПСО проходит полную санитарную обработку.

Отличительными особенностями полной санитарной обработки при загрязнении РВ являются:

• дозиметрический контроль с целью определения степени загрязнения РВ поверхности тела человека, средств защиты одежды и обуви до прохождения санитарной обработки;

• повторный дозиметрический контроль кожных покровов после обработки. Если степень загрязнения остается выше допустимой (0,1 мР/ч), человек прохо­дит санитарную обработку повторно.

Одежда и обувь подлежат замене, если после вытряхивания и выколачивания уровень радиоактивного загрязнения составляет 0,5 мР/ч и выше.

50. Психотравмирующие факторы ЧС.

Психотравмирующие факторы ЧС.

Воздействующие в ЧС факторы отра­жаются в эмоциях одновременно как субъективный процесс переживаний, связанных с угрозой жизни, отношением человека к самому себе и к происходящим изменениям в окружающей среде, и как результат объективных сдвигов со стороны физи­ологических механизмов, обеспечивающих защитно-приспосо­бительную деятельность и регуляцию функционального состоя­ния организма. Поэтому не случайно, что в структуре возникающих в ЧС психических состояний наиболее общими и устойчивыми яв­ляются эмоциональные и соматовегетативные расстройства.

Клинический опыт свидетельствует, что патогенность фак­торов ЧС определяется не только параметрами самой ЧС (сила и длительность воздействия), но и индивидуально-типологичес­кими особенностями личности, устойчивостью ее центральной нервной системы (ЦНС) к стрессовым влияниям, пластичнос­тью гомеостатических и регуляторных систем организма. На это указывает тот факт, что при действии одного и того же комплек­са факторов ЧС у разных лиц возникают различные по своим про­явлениям, степени тяжести и длительности психические нарушения. В этиологии психических расстройств выделяют две группы патогенных факторов: факторы ЧС (ситуационно-средовые) и факторы «внутренних условий».


С учетом объективных количественных критериев (сила, скорость, продолжительность воздействия) и значимости их со­держания для личности различают следующие основные типы патогенных факторов ЧС (при этом личность понимается как единство ее физиологических, психологических и социальных аспектов деятельности):

- шоковые факторы ЧС, связанные с угрозой жизни и здо­ровью и характеризующиеся значительной силой и внезапнос­тью воздействия. К ним относится обстановка, возникающая при стихийных бедствиях и техногенных катастрофах. Воздей­ствуя на витальные инстинкты (инстинкт самосохранения) и низшую аффективную сферу, шоковые факторы сопровожда­ются эмоцией страха, сужением сознания, вегетативными сдви­гами, активацией или торможением двигательной активности. В силу быстроты и внезапности действия эти факторы не соп­ровождаются интрапсихической переработкой их содержания. Страх как защитная реакция, являющийся наиболее древней, наравне с болью, формой переживаний, выступает сигналом к действию, а вегетативные сдвиги осуществляют его энергети­ческое обеспечение. Защитные проявления в этих условиях наследственно зафиксированы в виде автоматически закреплен­ных ответов - универсальных неспецифических, «примитивных» аффективных (эмоционально-вегетативных и поведенческих) реакций;

  • ситуационные факторы ЧС кратковременного действия в отличие от шоковых факторов воздействующие на более вы­сокие, сознательные уровни личности. Являясь относительно кратковременными, они в то же время оказываются субъектив­но значимыми для личности, вызывая напряжение механизмов психологической и физиологической защиты. К таким факторам относятся: тяжелая травма или гибель родных и близких; потеря жилья или имущества; вынужденное недосыпание; переу­томление; психоэмоциональное напряжение; нарушения питания, режима труда и отдыха; конфликтные ситуации и др.;

  • ситуационные факторы ЧС длительного действия, вклю­чающие обширную группу социально-психологических и социально-экономических влияний, которые осознаются в полной мере и на протяжении длительного времени подвергаются интрапсихической переработке, вызывая «перенапряжение» механизмов физиологической и психологической защиты, истощение резервных возможностей организма и личности. Не представляя непосредс­твен-ной угрозы для жизни, данные факторы существенно изменяют образ жизни - именно в этом заключается их неблагоприятное влияние на психическое и соматическое здоровье. К таким факторам относятся: ухудшение в результате ЧС мате­риального положения, необходимость переезда на новое местожительства, потеря работы, изменение социального статуса, от­сут-ствие социально-психологической поддержки, длительно сохраняющаяся конфликтная ситуация и др.


К факторам «внутренних условий» следует отнести:

  • особые черты личности, способствующие «выбору» способов реагирования (тревожно-мнительные черты характера, склонность к переживаниям тревожного спектра, повышенная сенситивность, демостративно-истероидные черты, проявления психического инфантилима). Вместе с тем черты возбудимости, эмоциональной неустойчивости с импульсивностью также являются фактором риска развития поведенческих девиаций и собственно психических расстройств в ЧС, особенно в «остром» ее периоде;

  • резидуальная церебрально-органическая недостаточность обусловливающая психичес-кую инертность, склонность к «застреванию» на отрицательных аффективных переживаниях, повышенную готовность к реакциям "короткого замыкания", повышенную аффективную возбудимость, лабильность аффекта которые способствуют появлению болезненных реакций на действие факторов ЧС и фиксации их в последующем. Крoмe того, локальная органичес-кая недостаточность может явиться причиной приобретенной слабости отдельных функцио-нальных систем, что обусловливает «выбор» избирательного способа реагирования в виде так называемых системных расстройств

  • соматическая ослабленность, повышающая «ранимость» нервно-психической сферы и способствующая возникновению разнообразных реактивных состояний и реакций, преимущественно с аффективным и астеническим компонентами.

51. Особенности развития нервно-психических расстройств у человека в ЧС.

Особенности развития психических расстройств у пораженных, медицинского персонала и спасателей в чрезвычайных ситуациях различного характера.

Этиология психических нарушений в ЧС носит сложный, многомерный характер. Представляя интегральную совокупность многих составляющих, психические расстройства являются результатом взаимодействия, с одной стороны, организма, обладающего генетически детерминированной илиприобретенной предрасположенностью к определенным реакциям а с другой - средовых (социальных и природных) факторов.

Любая ответная реакция, в том числе и патологическая, обусловлена активным включением центральных и периферических механизмов саморегуляции, благодаря которым осуществляется процесс приспособления организма к воздействующим факто­рам как в ходе болезни, так и в рамках нормальной адаптации т.е. приспособительная реакция может выступать одновременно в виде защитной и патологической.


В связи с этим условно можно выделить две формы защитных психических реакций:

  • непатологические формы, характеризующиеся большей адекватностью ситуации; психологической понятностью; значительной сохранностью критики своего состояния и способностью его контролировать; кратковременным, эпизодическим характером расстройств; отсутствием патологической динамики; парциальностью и принципиальной обратимостью;

  • патологические формы, проявления которых встречаются в рамках известных клинических форм реакций, состояний и развитии, отличающихся непроизвольностью, неадекватнос­тью, выраженностью расстройств (сознания, мышления, эмоцио­нальной и двигательной сферы) и тенденцией к саморазвитию.

С позиций системно-динамического подхода широкий спектр психических расстройств, возникающих в ЧС (от предболезненных до субпсихотических эпизодов и проявлений психоорганического круга), расценивается не как очерченные ва­рианты психической патологии, а как этапы адаптационной стратегии организма, отражающие тесную взаимосвязь между стрессовыми событиями, адаптивными ресурсами организма, личности и общепатологическими механизмами развития заболеваний. Формирующиеся в рамках реакций, состояний и развитии психические нарушения являются вненозологическими дезадаптационными образованиями, которые имеют многофакторную природу и носят неспецифический, полимор­фный характер, свидетельствуя о действии защитно-приспосо­бительных механизмов.

Изучение психических нарушений, развивающихся в связи с ЧС, позволяет выделить определенные закономерности их динамики:

  • изменчивые соотношения защитно-приспособительных (в том числе гиперкомпенсатор-ных) и дезадаптивных форм ситуаци­онного реагирования;

  • практически неизменное сочетание и взаимопотенцирование вегетативно-соматических и психических компонентов ситуационного реагирования;

  • постепенное усложнение расстройств от астенических и психовегетативных к аффективным, в части случаев - патохарактерологическим, а при дополнительных вредных факторах - интеллектуально-мнестическим;

  • при продолжительных ЧС или при достаточно длительном сохранении их последствий отчетливая тенденция к стабилизации болезненных состояний - от эпизодических проявлений к устойчивым образованиям, сопоставимым с клинически очерченными синдромами (астеническим, психовегетативным, неврозоподобным, депрессивным, психоорганическим).


Общим для развития различных форм психической и пси­хосоматической патологии, обусловленных ЧС, является:

    • взаимодействие различных по своей природе, силе и длитель­ности взаимонотенцирующих патогенных факторов ЧС, каж­дый из которых на определенном этапе развития ситуации может приобретать ведущее значение, оказывая влияние на динамику и клинические особенности возникающих состояний:

    • психические нарушения в ЧС являются ответной реакцией на многофакторное воздействие, в которой имеет место тесное «пе­реплетение» экзогенных, эндогенных (не обязательно в нозологическом смысле) и психогенных типов реакций;

    • сочетание индивидуальных и популяционных форм психического и соматического реагирования;

    • астенические и соматовегетативные сдвиги преклинического уровня, способствуя снижению устойчивости организма и лич­ности к физическим и психологическим неблагоприятным факторам, выступают как «внутреннее условие» возникновения углубления аффективных нарушений депрессивного круга и аффективно окрашенных острых (психотических) психоген­ных и экзогенных типов реакций;

  • важное значение факторов соматически и органически «измененной почвы» в формировании и развитии (протрагировании, усложнении) нервно-психических расстройств при действии факторов ЧС;

  • зависимость адаптивных возможностей человека в ЧС от механизмов психологической защиты, уровня мотивации, предшес­твующего опыта, морально-волевых качеств, социально-психологических установок и др.

Лица, пережившие ЧС, у которых при комплексном воз­действии различных по своей природе факторов ЧС либо вне непосредственного их неблагоприятного влияния возникают психологически понятные ситуационные реакции, в том числе проявляющиеся психическими и психосоматическими наруше­ниями непсихотического характера, отличающиеся структурной (синдромальной) неоформленностью, кратковременностью и способностью к самокупированию (без нарушений клиничес­кого уровня) отнесены к пострадавшим. В ближайшем или отдаленном периодах после ЧС у пострадавших возможно развитие тех или иных клинических форм психических расст­ройств, обусловленных действием дополнительных социально-психологических факторов. Лица, перенесшие ЧС, у которых в результате непосредственного или опосредованного воздейс­твия комплекса поражающих факторов возникают признаки болезненного состояния, проявляющиеся психическими наруше­ниями клинического уровня, отнесены к