Файл: Функция философии формировать целостную систему взглядов человека на мир называется.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 248
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопрос | Ответ(ы) |
Раздел философии, изучающий проблемы бытия и сущего, называется ... | онтология |
Учение о бытии и сущем называется | онтология |
Онтология – это учение о | бытии |
Онтологический плюрализм – это | учение о множественности субстанций |
Нечто неизменное, то, что существует благодаря себе и является причиной существования другого – ... | субстанция |
Субстанция – это | нечто неизменное, то, что существует благодаря себе и является причиной существования другого |
В философии под развитием понимают | изменение качества тел, вещей, предметов |
Диалектика представляет собой науку о | наиболее общих законах развития природы, общества, мышления |
Универсальная основа и единство всего существующего – | бытие |
Совокупность естественных условий существования человека – | природа |
Находящееся по ту сторону физического мира и нашего чувственного опыта – | трансцендентное |
Во всех учениях о времени его атрибутивным свойством признается | протяженность |
Тип пространственно-временных отношений, характеризующий общественный аспект человеческого бытия – | социальный |
Существенная, общая, необходимая, повторяющаяся и устойчивая связь явлений природы называется называется … | законом |
Способ существования и кооперации частей называется … | целым |
Устойчивая связь элементов в системе называется … | структурой |
Изменение вообще называется … | движением |
Необратимое направленное изменение обозначается понятием … | развитие |
Отсутствие движения обозначается философской категорией … | покой |
Интервал количественных изменений с сохранением данного качества, называется … | мера |
Философская категория, парная категории качества, называется … | количество |
Философская категория, полярно-противоположная категории «многое» – | единое |
Философская категория, полярно-противоположная категории «единичное» – | общее |
Философская категория, обозначающая взаимосвязь многих или разных вещей – | единство |
Атрибутом в философии называется | субстанциальное свойство |
Смысл и сущность предмета Платон называет | идея |
Предзаданность Богом хода истории и человеческих судеб – | предопределение |
Учение о неотвратимой предопределенности событий | фатализм |
Пантеизм обычно определяет человеческую свободу как | познанную необходимость |
Подразделение причин на материальные, формальные, действующие и целевые произвел | Аристотель |
Существенная, общая, необходимая, повторяющаяся и устойчивая связь между явлениями природы – | закон природы |
Объективные законы природы и общества бывают – | динамическими |
Представление содержательной области знания в виде формальной системы, исчисления – | формализация |
Придание определенной формы – | формирование |
Потенциальное существование вещей, явлений, процессов – | возможность |
Античные материалисты преимущественно рассматривали материю как | правещество, всеобщий вещественный субстрат |
Единство, целостность объекта во всем многообразии его связей и отношений – | конкретное |
Способ существования и кооперации частей – | целое |
Система соподчиненных классов объектов, часто представляемых в виде схем или таблиц – | классификация |
Простейшая, неделимая составляющая сложного объекта – | элемент |
Постепенные, плавные, преимущественно количественные изменения – | эволюция |
Скачкообразное радикальное изменение социального качества – | революция |
Спиралевидность развития понимается как | круговорот с возникновением нового |
Диалектическая концепция развития утверждает, что новое | возникает и не возникает из старого |
Процесс формирования какого-либо объекта | становление |
Сходное, повторяющееся в различных объектах | тождество |
Любое несовпадение, неравенство, несходство | различие ...даладна |
Тождественная бытию определенность , данная через совокупность его свойств – | качество |
Прерывание постепенности и выход за границы меры – | качок |
Безразличная к бытию внешняя определенность степень развития – | качество |
Учение о числе как основе бытия и организующем начале мира принадлежит | Пифагору |
Диалектические противоположности есть | взаимополагающие и взаимоотрицающие стороны целого |
Диалектическое отрицание | сохранение в снятой форме |
Восстановление снятого качества в обновленной форме в диалектике называется | отрицание отрицания |
Процесс направленного самоизменения системой собственных свойств и порождения новых устойчивых связей – | самоорганизация |
Любые изменения и процессы, происходящие в мире, выражаются в философии категорией | движение |
Мера обратимости и устойчивости периодического изменения – | цикличность |
Поступательное развитие от низшего к высшему чаще обозначают понятием | прогресс |
Тип развития, характеризующийся преобладанием объективных негативных изменений над позитивными – | регресс |
Целостность, состоящая из устойчиво связанных элементов, есть | система |
Принцип исследования объекта путем выделения его элементов и их взаимосвязей – принцип | системности |
Совокупность внешних, наблюдаемых свойств и признаков предмета – | явление |
Идеалистическая философия утверждает, что сознание есть | проявление мирового духа |
Философское направление, принимающее за основание бытия человеческое сознание, именуется | субъективным идеализмом |
Согласно Платону сущность есть | внеземной проект (идея) земной вещи |
«Существование предшествует сущности», – утверждается в философии | экзистенциализма |
Согласно Гегелю источником всякого развития является саморазвертывание абсолютной идеи | универсальные природные закономерности |
Ученые-материалисты считают «невозможным» | событие, противоречащее известным законам природы |
Согласно философии Демокрита бытие – это | бытие атомов, движущихся в пустоте |
Высшим началом бытия считал «идею блага» | Платон |
Учение, утверждающее одну субстанцию в качестве первопричины мира, называется | монизм |
Учение, утверждающее два начала мира, называется | дуализм |
Учение, утверждающее множество первопричин мира, называется | плюрализм |
Философское направление, утверждающее онтологическую первичность вещественного начала – | Материализм |
Философия, полагающая основой бытия сверхчеловеческое идеальное начало, называется | объективным идеализмом |
Философская концепция, признающая две абсолютных основы бытия | дуализм |
Философский монизм есть признание | единого и безусловного средоточия всего существующего |
Философская концепция, признающее единое начало всего сущего | монизм |
Философская концепция множественности абсолютных основ бытия – | плюрализм |
Согласно классическому христианству духовность человека есть | пребывание духа в человеческой душе |
Блуждание из тела в тело на санскрите называется | сансара |
Учение, отождествляющее Бога с природой – … | пантеизм |
Учение, признающее Бога - творцом мира, но отрицающее его участие в жизни общества – … | деизм |
Учение, считающее, что мир имеет одно основание – | монизм |
Учение, признающее существование двух независимых и равноправных начал, составляющих фундаментальную основу мира – … | дуализм |
Учение, признающее множество оснований бытия – … | плюрализм |
Монотеизм утверждает, что Бог | однажды сотворил мир «из ничего» |
Вопрос | Ответ(ы) |
Сторонники философии агностицизма утверждают | мир не познаваем в том или ином отношении |
Учение, отрицающее возможность достоверного познания | Агностицизм |
Агностицизм – это учение | отрицающее возможность достоверного познания |
В философии агностицизм понимается как | отрицание возможности познания мира |
Агностицизм — это представление о | непознаваемости мира |
Признание высказывания истинным без достаточных фактических и логических обоснований | вера |
Начиная с Декарта, философы стали понимать под «идеей» | любое содержание человеческого сознания |
Афоризм «Знание – сила» приписывается | Бэкону |
В категорию «знание» необходимо входит признак | непротиворечивость |
Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она | объективна |
К элементам чувственного познания относится | ощущение |
Осознание информации о сумме разнообразных свойств предметов, доставляемой через органы чувств | ощущение |
Практику как универсальный критерий истины признают | марксисты |
Философия, утверждающая практическую полезность в качестве основного критерия существования и истинности | прагматизм |
Целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения | восприятие |
Основным элементом рационального познания является | понятие |
Элементарная единица абстрактного мышления, фиксирующая наиболее существенные свойства предмета | понятие |
Способность человека непосредственно и целостно познавать объект называется | интуицией |
Кенигсбергский философ, автор учения об априорных формах познания | Кант |
Знание, соответствующее предмету познания, есть | истина |
Понятие, противоположное по смыслу «истине», в формальной логике называется | заблуждение |
Для гносеологии сенсуализма характерно признание важной роли в | познании |
Вывод, который строится по законам логики | умозаключение |
Совокупность сложных врожденных реакций организма на внутренние или внешние раздражения | инстинкт |
Истинное знание, в отличие от ложного, требует | объективного соответствия своему предмету |
Ложным является знание | неадекватно отражающее свой предмет |
Истина – это знание, | совпадающее по содержанию с действительностью |
Абсолютная истина есть знание | полное |
Для объективной истины характерно, что она | не зависит от оценок и мнений людей |
Принцип «двойственности истины» исторически связан с различением | научной и религиозной истин |
Возможность познания истины отрицают | агностики |
Относительная истина, в отличие от абсолютной, есть знание | неполное |
Объективность истины состоит в ее | независимости от человека и человечества |
Философы-прагматики утверждают, что истинное знание – это знание, | ведущее к успеху |
Сциентизм есть культ | науки |
Основным принципом своей теории познания Кант считал | обнаружение априорных синтетических суждений |
Мышление становится познанием тогда, когда | направлено на объект |
Определяющая роль в проблемной познавательной ситуации обычно принадлежит | субъекту познания |
Абстракция есть | мысленное отвлечение от несущественного |
Восприятие – это | форма чувственного познания |
Рационализм – это | особое направление в теории познания |
К формам рационального познания относится | суждение |
Врожденное знание – это универсальные принципы бытия и познания, происходящие из | доопытных когнитивных форм |
В философии Платона познание понимается как | припоминание уже известного |
Важнейшим условием познания мира в средневековой христианской философии считалась(-ось,-ся) | откровение |
Направление средневековой европейской философии, утверждающее онтологический статус общих понятий | реализм |
К формам рационального познания НЕ относится | эмоция |
Способность постигать универсальную связь вещей | разум |
Предложение «Сократ – человек» является примером такой формы мышления, как | суждение |
Из посылок «Все люди мыслят» и «Сократ — человек» следует умозаключение | Сократ мыслит |
Предвосхищение деятельности, ее результата в процессе выработки программ и планов | целеполагание |
К формам чувственного познания НЕ относится | суждение |
Рефлексия – это | обращение мысли вспять на самого мыслящего |
Рефлексия в форме самосознания характерна исключительно для | философского размышления |
Абстрагирование есть | мысленное отвлечение от несущественных признаков и выделение главных свойств |
В состав научного знания входят | гипотезы |
К методам научного познания относится | моделирование |
К методам эмпирического исследования относится | наблюдение |
Метод эмпирического исследования, позволяющий точно устанавливать и воспроизводить условия протекания явлений | эксперимент |
Метод теоретического исследования, при котором исследуемый объект замещается другим, подобным объектом | моделирование |
Человеческая деятельность, связанная с созданием принципиально новых явлений | производство |
Основной элемент эмпирического знания | факт |
Систематическая форма развитого научного знания | теория |
Раскрытие закономерностей, лежащих в основании явления, называется | объяснением |
К особенностям научного знания относится | соответствие цели и средств |
Доказательство и та его часть, на которой основана его достоверность – | теорема |
Научное познание нацелено на | выявление законов развития мира |
Метод познания, в основе которого лежит переход от частного к общему – | индукция |
Научное познание отличается тем, что обосновывает свои выводы | экспериментально и теоретически |
Последовательность форм научного познания: | проблема/факт/гипотиза/теория |
Знание, получаемое с помощью чувств и ощущений в философии, называется ... | сенсуализм |
Знание, получаемое с помощью опытов и экспериментов в философии, называется … | эмпиризм |
Теоретическое предположение, нуждающееся в проверке и доказательстве, называется: | гипотеза |
Система принципов, приемов и правил, которыми ученый руководствуется в процессе познания, называется … | метод |
Выведение особенного из общего называется … | дедукция |
Умозаключение от частного к всеобщему, закономерному, называется … | индукция |
Непосредственное умосозерцание сущностей в философии называется … | интуиция |
Опыт как главный критерий истинности познания признавали | рационалисты |
Невозможность получения достоверного знания о мире доказывается | скептицизмом |
Абсолютизация в познании роли чувственных данных связана с направлением | реализма |
Абсолютизация в познании роли интеллекта связана с направлением | рационализма |
Соответствие понятия и определения: | Вопрос на соответствие, в тестах временно не используется |
Признание высказывания истинным без достаточных фактических и логических обоснований называется … | вера |
Феномены бессознательного систематически исследует | феноменология |
Зигмунд Фрейд обозначил бессознательное термином | Оно |
Сознание – это | субъективный образ объективного мира |
Неосознаваемая часть психики человека, активно влияющая на его поведение, называется … | бессознательным |
Фрейд назвал преобразование влечений в цели культурного творчества … | сублимацией |
Высшая форма интеллектуального миропонимания – | разум |
Мысль – это | рациональный субъективный образ |
Способность непосредственно проникать во внутренний мир другого человека называется | эмпатией |
Понятие коллективного бессознательного введено | Юнгом |
Способность сознания творить и воспроизводить идеи, планы поведения называется | творческой |
Вопрос | Ответ(ы) |
Философское рассмотрение отношений человека и общества представлено в разделе философского знания | социальная философия |
Социальная философия НЕ объясняет | границы и возможности человеческого познания |
Обществоведение НЕ занимается познанием | особенностей природной среды |
Общество – это | исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей |
Понятие "общественное бытие" в философии марксизма означает | способ производства материальных благ |
Понимание общественного бытия как живого организма, управляемого божественным законом, раскрывается в … философии. | религиозной |
«Естественное состояние» общества по Т. Гоббсу – это | война всех против всех |
Высказывание «Сущность человека … есть совокупность всех общественных отношений» принадлежит | Марксу |
Совокупность функций, выполняемых индивидом в обществе, образует содержание | социальной роли |
Согласно Карлу Марксу, общество это совокупность | общественных отношений, объективно данных человеку |
Феномен совместного общественного существования – | кооперация |
В марксизме структура общества определяется формой | материального производства |
Взглядам Гегеля соответствует следующий тезис: общество развивается | по спирали |
Конкретно-исторический тип общества, существующий на основе определенного способа производства, называется | формация |
Исторический тип общества, основанный на некотором способе производства, называется в теории Маркса | общественно-экономической формацией |
Критерием исторического прогресса в теории стадий роста служит | научно-технический прогресс |
Инородным для формационной концепции является | постиндустриальное общество |
Сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением материальных благ – | экономическая |
Большие группы людей, выделяемые в отношении к собственноcти на средства производства – | социальные классы |
Совокупность норм и ценностей, регулирующих функционирование определенной сферы общественной жизни – | институт |
Группа людей, связанных общностью обычаев, нравов и претендующих на официальное признание – | сословие |
Культурная общность людей, связанная одинаковым происхождением и языком – | народ |
Сфера общественной жизни, связанная с функционированием различных форм и уровней общественного сознания – | духовная |
Сфера общественной жизни, связанная с осуществлением отношений господства и подчинения – | политическая |
Сфера жизни, связанная с регулированием взаимоотношений групп, классов, сословий – | социальная |
Современная научно-техническая революция характеризуется: | превращением науки в непосредственную производительную силу / автоматизацией, кибернетизацией и космизацией производства / круто восходящим вверх ростом знания, информации |
Критерием социальной стратификации является | престиж профессии |
Гуманизм есть | человеколюбие, уважение личного достоинства |
Идея цикличного развития общества преимущественно принадлежит философии | античности |
В работе Гегеля «Философия истории» история рассматривается как | развитие мирового духа во времени |
К функциям гражданского общества НЕ относится | осуществление государственной власти |
Социализация – это | процесс освоения социальных ролей, ценностей, норм |
Патриотизм – это | любовь к своему отечеству |
Социальная норма есть | средство согласования интересов, мотивов деятельности различных людей |
Для доиндустриальной цивилизации характерно(-а,-ен) | доминирование аграрного уклада в экономике |
К информационному обществу относится следующий признак – | политико-экономическая власть переходит к производителей информации |
К объективным факторам исторического процесса можно отнести | уровень экономического развития общества |
К субъективным факторам исторического процесса можно отнести | постановления органов власти |
Термины «базис» и «надстройка» характерны для философии | Маркса |
Совокупность людей вместе с исторически сложившимися формами их совместной деятельности называется … | общество |
Шпенглер писал о цивилизации как «смерти культуры» в смысле | культурного цикла: возникновение, развитие, старение, смерть |
Для постиндустриального общества характерно, что | власть переходит к производителям информации |
Основной мировоззренческий принцип промышленной цивилизации – | индустриализм |
Авторитетная сила, подчиняющая другого своей воле – | власть |
Неотъемлемым признаком государства является | суверенитет |
Политический режим, наиболее благоприятный для развития институтов гражданского общества – | демократия |
К признакам правового государства НЕ относится | государственный контроль над средствами массовой информации |
К существенным признакам постиндустриального общества относится | превосходство сферы услуг над сферой производства |
В области социальных явлений Ницше рассматривал волю к власти как основу | права сильного |
Общество, основанное на машинном производстве, товарно-денежных отношениях, предпринимательстве, наемном труде, называется | индустриальным |
Средоточие государственной власти в руках одного представителя правящей династии – | монархия |
Термин «ноосфера» означает | сферу господства разума |
Мера свободы, равенства, справедливости, выраженная официальными нормами и охраняемая публичной властью, называется … | право |
Процесс становления единой мировой цивилизации обозначается понятием | глобализации |
Отличительной чертой глобальных проблем современности является их | разрешимость только совместными усилиями мирового сообщества |
Развитое в глобалистике понятие «устойчивое развитие» обозначает развитие человечества без | экономических проблем |
Глобальная проблема, связанная с загрязнением окружающей среды и исчерпанием природных ресурсов – | экологическая |
Глобальная современная проблема дивергенции уровней благосостояния развитых и развивающихся стран – | экономическая |
Глобальная проблема современности, связанная с диспропорциями в половозрастной структуре человечества – | демографическая |
Глобальная проблема современности, связанная с разрушением системы традиционных ценностей – | духовно-антропологическая |
Глобальная проблема опасности мировой войны и роста числа локальных военных конфликтов – | политическая |
12f.pdf
Вопрос | Ответ(ы) |
Социальные аспекты проблемы человека в философии рассматриваются в: | неомарксизме постмодернизме |
Автор изречения «Человек есть мера всех вещей» | Протагор |
По Канту, человек принадлежит к миру | природы и к миру свободы |
Личность - это | субъект отношений и сознательной деятельности |
Шопенгауэр считал, что жизнь людей, в принципе, это | цепь тревог, разочарований и мучений |
По Юнгу, индивидуация человека есть процесс ассимиляции его сознанием | содержания личного и коллективного бессознательного |
Автор определения “Человек есть животное политическое” | Аристотель |
Автор “Человек - всего лишь тростник, но он - тростник мыслящий” | Паскаль |
Латинское название “homo sapiens” переводится как человек ... | разумный |
Человек как субъект отношений и сознательной деятельности называется ... | личность |
Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств называется ... | индивидуальность |
По мнению Локка, свобода человека | ограничена свободой других людей |
С точки зрения Гегеля, свобода человека имеет своей предпосылкой | необходимость |
По Сартру, свобода для человека есть | неизбежное тяжкое бремя |
Понятие “пограничная ситуация” играет очень важную роль в | экзистенциализме |
Выдающиеся способности личности, высокая степень одаренности в какой-либо сфере деятельности - | талант |
Соответствие понятия с их содержанием (Вопрос на соответствие, в тестах временно не используется) | |
Вопрос | Ответ(ы) |
Золотое правило морали, по Конфуцию | поступай, как хочешь, чтобы поступали с тобой |
Поступок вопреки воле, порядку и устремлениям Бога в религии называется | грех |
Способность личности осуществлять моральный самоконтроль | совесть |
К нравственным категориям НЕ относится | необходимость |
Основным отличием морали по отношению к праву является | отсутствие аппарата принуждения |
Ответственность есть |
|
Принуждение поступать в соответствии с требованиями, исходящими из этических ценностей | Долг |
Утверждение, что человек в своей жизни должен руководствоваться только личными интересами | эгоизм |
Учение, утверждающее сострадание к другим людям и готовность к самоотречению во имя их блага и счастья | альтруизм |
Благо – это ценность | на которую главным образом направлены человеческие достижения |
Образец, воплощающий совершенство, называется | бог |
Философская наука о прекрасном и его проявлениях называется | эстетика |
Практически-духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей называется | искусство |