Файл: Т е. в процессе формирования его предметных результатов учения, согласно Концепции стандарта второго поколения необходимо решение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 7

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В процессе усвоения предметного содержания математического образования начальной школы младшим школьником, т. е. в процессе формирования его предметных результатов учения, согласно Концепции стандарта второго поколения необходимо решение задачи формирования умения учиться, т.е. формирование УУД.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить 4 блока.
1) Личностный
2) Регулятивный (включающий так же действие саморегуляции)
3) Познавательный
4) Коммуникативный

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми эстетическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

-личностное, профессиональное, жизненное самоопределение

- смыслообразование т.е установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом :какое значение и какой смысл имеет у меня учение? –и уметь на него отвечать.

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный и моральный выбор.

Примеры создания условия для формирования личностных УУД на уроках математики:

- положительная оценка  учебной деятельности учителем, одноклассниками  («Молодец! Сегодня ты выполнил работу без ошибок.»)

- беседы («Зачем нужно изучать математику?»);

- постановка цели урока, проблемы («Как решить задачу?»  « Что общего между  геометрическими  фигурами?»

Регулятивные действия обеспечивают учащимися организацию их учебной деятельности. К ним отнносятся:

- целеполаганиекак постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно;


-планированиеопределение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

- прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

-контроль в форме счисления способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения и отличий от эталона.

-коррекциявнесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

- оценка выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения ;

- саморегуляциякак способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические,а так же постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия :

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

- структурирование знаний.

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия.

-моделирование –преобразование объекта из чувственной формы в модель,где выделены существенные характеристики объекта.

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия

-анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)


- синтез- составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов.

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

-подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений;

-доказательство.

- выдвижение гипотез и их обоснование;

Постановка и решение проблемы

- формулирование проблемы

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Примеры создания условий для формирования познавательных УУД на уроках математики: анализ задачи, построение чертежей,  схем, создание краткой записи к задаче, выведение и запись  формул, создание кластеров, методика  «фишбоун, «ЗХУ» - знаю, хочу, умею

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников; и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ,-определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов,-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов,- выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера –контроль, коррекция и оценка его действия;

- умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.