Файл: Соцальнодемографические проблемы современной России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 Так, например, если планируется достижение катарсиса в гипнозе (Фрейд), то проводится исследование пациента на внушаемость, а затем тренировочные сеансы гипноза с целью достижения его необходимой глубины.

Катарсический этап является одним из ключевых во всем процессе реабилитации. Целью его является достижение эмоционального отреагирования на состояние первичной дезадаптации и очищения от него – катарсиса. Пациентам объясняется, что главная их задача – установить такие взаимоотношения между сознанием и подсознанием, при которых сознание отдает команду подсознанию и, полностью доверяясь ему, не вмешивается в процесс ее выполнения. Подсознание же четко выполняет эту команду.

Этап осознания экстремального поведения. Этот этап не требует специальной подготовки со стороны психолога, но обеспечивает достижение конечной цели всего процесса психологической реабилитации. Достижения практической психологии подсказывают, что наилучшим методом освоения новых навыков поведения и общения является социально-психологический тренинг (СПТ). В основе СПТ лежат идеи Е. Гальперина о формировании ориентировочных основ умственных воздействий, некоторые положения теории установки Д.И. Узнадзе и теоретические выводы С.Л. Рубинштейна о ролевых играх. Главным преимуществом СПТ является то, что процесс обучения происходит в условиях игровой деятельности.

Этап определения жизненных перспектив (инсайта). Получая навыки нового поведения в процессе СПТ, личность еще не представляет, каким образом она будет применять их в ситуациях общения с давно знакомыми людьми. Осознанию этого мешают стереотипы старых взаимоотношений и старого восприятия своего окружения.

 

Этап поддерживающих мероприятий. Этот этап предполагает периодические контакты психолога с пациентом. Целями таких контактов могут быть:

1. Психологическая консультация по широкому спектру проблем, которые могут возникнуть у пациента. Часто пациент сам становится «Стихийным» психологом и приходит на консультацию, чтобы рассказать о своих успехах в оказании помощи другим людям. В любом случае, контакты с психологом позволяют избежать рецидивов дезадаптированности.

2. Преодоление новых стрессов. К сожалению, после психологической реабилитации пациент попадает не в стерильные условия, а в реальную жизнь, в которой он не застрахован от новых потрясений. И преодоление их с учетом контактов с психологом и приобретенных навыков саморегуляции становится для него менее трудным делом.


3. Психологическая подготовка к воздействию новой экстремальности. Обычно эта задача решается в случаях, когда пациент по роду своей и профессиональной деятельности готовится к встрече с экстремальными условиями.

Таким образом, сочетание перечисленных методов психокоррекции: определенная их очередность в процессе психологической реабилитации создают необходимые условия для нормальной адаптации лиц с ограниченными возможностями к неэкстремальным условиям.

 

Лекция 6

Тема: Психологические особенности и изменение мышления у лиц пожилого возраста и инвалидов

Форма проведения: лекция

Цели: теоретическое рассмотрение психологических особенностей и изменение мышления у лиц пожилого возраста и инвалидов

Глоссарий: мышление, анализ, синтез, обобщение, логичность,

План лекции:

1.Общая характеристика мышления, как психического процесса

2.Изменение мышления у пожилых лиц и инвалидов

 

Ход лекции:

Дискурсивное – развёрнутое

Предметные

Психическое мышление

5. По степени логичности:

Логическое – законы логики

Лекция 7

Тема: Психологические особенности и изменение внимания у лиц пожилого возраста и инвалидов

Форма проведения: лекция

Цели: теоретическое рассмотрение психологических особенностей и изменение внимания у лиц пожилого возраста и инвалидов

Глоссарий: внимание, сосредоточенность, концентрация, устойчивость, распределение, объем, отвлекаемость внимания

План лекции:

1.Общая характеристика внимания, как психического процесса

2.Изменение внимания у пожилых лиц и инвалидов

 

Ход лекции:

Свойства внимания.

Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.

Устойчивость – это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. В настоящее время доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточенно, новые стороны и связи.

 Когда поставленная задача требует от нас сосредоточенности на каком-либо предмете, мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета внимания не дает возможности для дальнейшего его изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется. Чтобы внимание к какому-либо предмету поддерживалось, его сознание должно быть динамическим процессом. Предмет внимания должен развиваться, обнаруживать перед нами свое новое содержание. Если внимание при всех условиях было неустойчивым, эффективная умственная работа была бы невозможна. Само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий. К числу относятся: особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним, отношения к нему со стороны субъекта, а также от индивидуальных особенностей личности.

Концентрация внимания – это степень или интенсивность сосредоточенности, т.е. основной показатель его выраженности, тот фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность. А.А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре головного мозга. В частности, концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Однако, как показывает практика, человек способен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую. Еще Вундтом было доказано, что человек не может сосредотачиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания, если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.


Распределение внимания, по существу, является обратной стороной его переключаемости. Переключение внимания определяется скрытно, переходя от одного вида деятельности к другому. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означат способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий. Это, прежде всего соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Объем внимания. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов – это и есть объем внимания. Важной и определяющей его особенностью является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке.

реждевременное (патологическое, ускоренное) старение характеризуется более ранним развитием возрастных изменений или же большей их выраженностью в тот или иной возрастной период. Определение и установление преждевременной старости позволяет не только строить индивидуальные программы, но своевременно применять комплекс профилактических мероприятий, основанных на знании эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) механизмов его возникновения. Установление биологического возраста и является методом диагностики синдрома преждевременного старения.

Преждевременное старение обусловлено как факторами внешней среды (климатическими, профессиональными, социально-экономическими, экологическими, бытовыми и т.д.), так и выраженным воздействием различных, особенно хронических заболеваний на функции определенных систем и органов человеческого организма. Увеличивающаяся заболеваемость и преждевременное старение представляют одну из самых больших тактических задач современной геронтологии. Борьба с факторами
, способствующими преждевременному старению, выдвигается до главной стратегической задачи здравоохранения и социальной геронтологии.

В настоящее время геронтологи сходятся во мнении, что преждевременное старение выявляется на 4-5-м десятилетии. Оно имеет отрицательные соматические, социально-психологические и экономические аспекты. Преждевременное старение – одна из причин ранней дезадаптации, ограничения интересов, неудовлетворенности жизнью, дестабилизации личности. Самыми значительными последствиями преждевременного старения является абсолютное уменьшение числа работоспособного населения, которое принимает на себя все расходы на содержание неактивного и старого населения. На данном этапе важнейшей задачей геронтологии является не столько любой ценой продление жизни, сколько научиться рано, распознавать существенные признаки старения и, главное, контролировать их прогрессирование, содействуя упрочению стареющего человека в обществе и семье.

 

Старения населения как социально-демографичесский процесс

Процесс старения населения – явление относительно новое. Ему предшествовала так называемая демографическая революция, основными проявлениями которой были уменьшение показателей смертности и быстро прогрессирующий спад показателя рождаемости. Раньше всего на этот путь вступили Франция и Финляндия. Во второй половине XX века демографическая революция охватила все страны Европы и распространилась на другие континенты.

Наиболее частым показателем старения общества является участие людей старшего возраста в его структуре, этот показатель выражается в процентах. Нижняя граница старости обычно считается 60-65 лет. Глубокими стариками считаются люди в возрасте 80 лет и старше. Доля последних в структуре общества рассчитывается по отношению к общей численности населения или по отношению к количеству людей в возрасте 60 лет и старше.

Понятие «демографическое старение» получило всеобщее признание в демографии и статистике в последние 40 лет. Оно исследуется как изменчивая величина в структуре населения в трех основных периодах:

а) период до репродукции;

б) период активной деятельности;

в) период после репродукции с последующим прекращением активной деятельности.

Обычно «демографическое старение» измеряется по методике, предложенной польским демографом Эдв. Россетом, и по шкале английского демографа Дж. Сандберга.

Согласно Эдв. Россету, в процессе старения населения в зависимости от доли в его структуре людей