Файл: Соцальнодемографические проблемы современной России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в возрасте 60 лет и старше различают четыре фазы:

отсутствие признаков демографической старости – менее 8%;

ранняя переходная фаза между состоянием демографической молодости и старости – 8-10%;

поздняя переходная фаза между состоянием демографической молодости и старости – 10-12%;

состояние демографической старости – 12% и более от общего числа людей в обществе.

Распространено мнение, что главным фактором старения населения является снижение смертности и увеличение продолжительности жизни. Однако это не соответствует действительности. Главную роль в этом играет снижение уровня рождаемости. Ибо чем меньше рождается детей, тем впоследствии увеличивается доля людей старшего возраста. Если старение индивида – необратимый процесс, который завершается со смертью, то «демографическое старение» – обратимое явление. «Омоложение» населения может наступить только при увеличении рождаемости, когда в структуре населения увеличивается доля детей и молодежи, а доля людей старшего возраста соответственно уменьшается.

Две главные тенденции характеризуют демографические процессы на Земле:

а) районы с низкой рождаемостью, низкой детской смертностью, с высокой продолжительностью жизни – это модель «старого населения»;

б) районы с высокой рождаемостью, высокой общей и детской смертностью, высоким темпом естественного прироста, низкой средней продолжительностью жизни – модель «молодого населения».

Демографическая старость считается:

подвижной при проценте лиц старше 60 лет к общему числу населения – от 12 до 14%;

стабильной – проценте этих лиц от 15 до 19%;

сенильной депопуляцией – свыше 20%.

Для измерения демографических процессов старения в геронтологии используются и другие показатели: индексы средней продолжительность жизни; вероятность доживания до 60, 70, 80, 90 и 100 лет; процент ежегодного прироста лиц в пожилом и старческом возрасте; изменения в соотношении между трудоспособными группами населения и лицами старше 60 лет – коэффициент обремененности; изменения в соотношении между молодыми до 19 лет и лицами старше 60 лет – индекс старения.

Средняя продолжительность предстоящей жизни рассчитывается по специально составленным таблицам на основе данных о смертности по возрастным группам.
 Полученная величина «выражает среднее количество лет, которое в данных условиях смертности может прожить человек, происходящий из исследуемой популяции и находящийся в возрасте «х» лет». Чаще всего используется величина средней продолжительности предстоящей жизни новорожденного, или человека в возрасте 0 лет.

Причины различий в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами кроются прежде всего в социальных факторах: в характере труда, более интенсивного и тяжелого у мужчин, их более высокой ангажированности, высокой степени алкоголизма, курения и травматизма. Существуют и чисто биологические факторы, которые имеют не меньшее значение. Общеизвестно, что в популяции мальчиков рождается больше, чем девочек. Но мальчики умирают чаще всего еще в детском возрасте и позже число мужчин становится меньше во всех возрастных периодах. В глубокой старости у столетних соотношение между мужчинами и женщинами становится 1:3.

Таким образом, можно говорить, что к концу 21 века Россию ожидает выраженный депопуляционный процесс – уменьшение количества населения при падении рождаемости, росте уровня смертности и выраженного постарения населения.

 

Лекция 2


Тема: Изменение психических процессов и состояний у лиц пожилого возраста и инвалидов

Форма проведения: лекция

Цели: теоретическое рассмотрение изменения ощущений у лиц пожилого возраста и инвалидов

Глоссарий: психические состояния, психические процессы, метод, беседа, опрос, анкетирование, воля, эмоция, волевой акт

План лекции:

1.Проблема изменения психических процессов и состояний у лиц пожилого возраста и инвалидов

2.Методы диагностики измененных психических процессов и состояний, основные принципы психологии

3.Психические процессы и их изменения у лиц пожилого возраста и инвалидов

Ход лекции:

Проблема изменения психических процессов и состояний у лиц пожилого возраста и инвалидов

В условиях построения демократического и социального государства, особая роль принадлежит социальному обеспечению и социальной защите населения.

В последние годы в практике трудоустройства инвалидов и престарелых возникла необходимость более тщательно анализировать состояние психических процессов обеспечиваемых (памяти, внимания, эмоциональной сферы, мышления), состояние которых играет все большую роль в определении их трудовых возможностей. Проблема трудоустройства инвалидов и пожилых лиц, их профессиональной ориентации и переориентации, рационального трудоустройства и социально-трудовой реабилитации в современных условиях, изменившейся демографической ситуации требует особого внимания к анализу мотивов, идеалов, направленности и установок личности, которые могут значительно изменяться в результате возраста, длительно текущего тяжелого заболевания или дефекта. Психологический анализ личности обеспечиваемого необходим также для установления оптимального психологического контакта с инвалидом или пожилым человеком, что позволяет значительно сократить число жадоб и заявлений в вышестоящие организации.

Психология в социальном обеспечении имеет не только свой предмет, но и выполняет свои специфические функции. К ним относятся разработка теоретических и практических вопросов, связанных с анализом психологического состояния обеспечиваемых, т.е. оценки состояния психических процессов и их изменений и оценка личности инвалидов и престарелых в объеме, необходимом для нужд социального обеспечения.


Одной из особенностей развития, психологии как науки является и то, что формирование общей психологии осуществлялось одновременно с ее актуальными отраслями. При этом вновь возникающие отрасли психологии, уточняя свой предмет, методы исследования все в большей степени обособлялись друг от друга и от общей психологии, но не утрачивали связей между собой и базовыми основаниями, обогащая их более глубоким знанием предмета психологии. Более того, на стыках между уже сложившимися отраслями психологии, под влиянием практических потребностей и вырастающих возможностей познания продолжают формироваться новые отрасли психологии.

1) по принципу развития: возрастная психология и психология аномального развития;

2) по отношению личности к обществу: индивидуальная и общественная психология;

3) по конкретной деятельности

психология труда;

медицинская психология;

педагогическая психология;

юридическая психология;

военная психология;

психология спорта;

психология научного творчества;

психология художественного творчества и др.

Процесс формирования относительно самостоятельных отраслей психологии по конкретному виду деятельности продолжается и сегодня, что, в частности, относится к психологии в социальном обеспечении.

Предметным основанием геронтопсихологии является медицина, в частности, гериатрия, геронтопсихология имеет свой предмет: она изучает психологические особенности деятельности врача в отношении пациента пожилого возраста и поведение старого человека и функционирует в рамках индивидуальной психологии.

Психология труда тоже имеет свой предмет. Она изучает пси­хологические особенности трудовой деятельности человека и тоже выступает как индивидуальная психология. Однако, в силу того, что труд в значительной степени носит общественный характер, психологические особенности трудовой деятельности человека формируются не только под влиянием его профессии, но и трудового коллектива. Поэтому психология труда какими-то своими сторонами функционирует и как общественная психология.

Предметом психологии в социальном обеспечении является личность обеспечиваемого (инвалида или престарелого человека) в его отношении к болезни, инвалидности, престарелому возрасту и самому процессу социального обеспечения.

Психология же здорового человека отлична от психологии клиента. Это проявляется прежде всего в изменении состояния психических процессов, переживания своей болезни, возраста или дефекта, изменений целей, мотивов и установок человека.


С другой стороны, психологией больных и престарелых занимается медицинская психология и геронтопсихология. Но и здесь имеется различие, поскольку установка клиента на приеме у социального работника и врача различны. Различны также установки социального работника и врача.

4. Длительность – отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию.

5. Готовностью воспроизвести запечатленную в памяти информацию.

Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание – это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий.

Произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнить некую информацию

По степени осмысления запоминаемого материала: осмысленное и механическое запоминание.

Механическое запоминание – это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности. Одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней во времени.

Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Осмысление материала достигается выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. Выделение смысловых опорных пунктов, каждую смысловую часть мы заменяем каким-либо словом или понятием, отражающим главную идею запоминаемого материала. Затем, мысленно составляем план. Метод повторения: Повторение – должно быть активным и распределенным по времени. Существует 3 способа заучивания большого по объему материала: целостный, частичный и комбинированный. Первый способ (целостный) состоит в том, что материал (текст, стихотворение и т. д.) читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения. При втором способе (частичном) материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно. Сначала несколько раз прочитывается одна часть, потом вторая, затем третья и т. д. Комбинированный способ представляет собой сочетание целостного и частичного.

Сохранение, воспроизведение, узнавание.