Файл: Соцальнодемографические проблемы современной России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в возрасте 60 лет и старше различают четыре фазы:
- отсутствие признаков демографической старости – менее 8%;
- ранняя переходная фаза между состоянием демографической молодости и старости – 8-10%;
- поздняя переходная фаза между состоянием демографической молодости и старости – 10-12%;
- состояние демографической старости – 12% и более от общего числа людей в обществе.
Распространено мнение, что главным фактором старения населения является снижение смертности и увеличение продолжительности жизни. Однако это не соответствует действительности. Главную роль в этом играет снижение уровня рождаемости. Ибо чем меньше рождается детей, тем впоследствии увеличивается доля людей старшего возраста. Если старение индивида – необратимый процесс, который завершается со смертью, то «демографическое старение» – обратимое явление. «Омоложение» населения может наступить только при увеличении рождаемости, когда в структуре населения увеличивается доля детей и молодежи, а доля людей старшего возраста соответственно уменьшается.
Две главные тенденции характеризуют демографические процессы на Земле:
а) районы с низкой рождаемостью, низкой детской смертностью, с высокой продолжительностью жизни – это модель «старого населения»;
б) районы с высокой рождаемостью, высокой общей и детской смертностью, высоким темпом естественного прироста, низкой средней продолжительностью жизни – модель «молодого населения».
Демографическая старость считается:
- подвижной при проценте лиц старше 60 лет к общему числу населения – от 12 до 14%;
- стабильной – проценте этих лиц от 15 до 19%;
- сенильной депопуляцией – свыше 20%.
Для измерения демографических процессов старения в геронтологии используются и другие показатели: индексы средней продолжительность жизни; вероятность доживания до 60, 70, 80, 90 и 100 лет; процент ежегодного прироста лиц в пожилом и старческом возрасте; изменения в соотношении между трудоспособными группами населения и лицами старше 60 лет – коэффициент обремененности; изменения в соотношении между молодыми до 19 лет и лицами старше 60 лет – индекс старения.
Средняя продолжительность предстоящей жизни рассчитывается по специально составленным таблицам на основе данных о смертности по возрастным группам.
Полученная величина «выражает среднее количество лет, которое в данных условиях смертности может прожить человек, происходящий из исследуемой популяции и находящийся в возрасте «х» лет». Чаще всего используется величина средней продолжительности предстоящей жизни новорожденного, или человека в возрасте 0 лет.
Причины различий в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами кроются прежде всего в социальных факторах: в характере труда, более интенсивного и тяжелого у мужчин, их более высокой ангажированности, высокой степени алкоголизма, курения и травматизма. Существуют и чисто биологические факторы, которые имеют не меньшее значение. Общеизвестно, что в популяции мальчиков рождается больше, чем девочек. Но мальчики умирают чаще всего еще в детском возрасте и позже число мужчин становится меньше во всех возрастных периодах. В глубокой старости у столетних соотношение между мужчинами и женщинами становится 1:3.
Таким образом, можно говорить, что к концу 21 века Россию ожидает выраженный депопуляционный процесс – уменьшение количества населения при падении рождаемости, росте уровня смертности и выраженного постарения населения.
Лекция 2
Тема: Изменение психических процессов и состояний у лиц пожилого возраста и инвалидов
Форма проведения: лекция
Цели: теоретическое рассмотрение изменения ощущений у лиц пожилого возраста и инвалидов
Глоссарий: психические состояния, психические процессы, метод, беседа, опрос, анкетирование, воля, эмоция, волевой акт
План лекции:
1.Проблема изменения психических процессов и состояний у лиц пожилого возраста и инвалидов
2.Методы диагностики измененных психических процессов и состояний, основные принципы психологии
3.Психические процессы и их изменения у лиц пожилого возраста и инвалидов
Ход лекции:
Проблема изменения психических процессов и состояний у лиц пожилого возраста и инвалидов
В условиях построения демократического и социального государства, особая роль принадлежит социальному обеспечению и социальной защите населения.
В последние годы в практике трудоустройства инвалидов и престарелых возникла необходимость более тщательно анализировать состояние психических процессов обеспечиваемых (памяти, внимания, эмоциональной сферы, мышления), состояние которых играет все большую роль в определении их трудовых возможностей. Проблема трудоустройства инвалидов и пожилых лиц, их профессиональной ориентации и переориентации, рационального трудоустройства и социально-трудовой реабилитации в современных условиях, изменившейся демографической ситуации требует особого внимания к анализу мотивов, идеалов, направленности и установок личности, которые могут значительно изменяться в результате возраста, длительно текущего тяжелого заболевания или дефекта. Психологический анализ личности обеспечиваемого необходим также для установления оптимального психологического контакта с инвалидом или пожилым человеком, что позволяет значительно сократить число жадоб и заявлений в вышестоящие организации.
Психология в социальном обеспечении имеет не только свой предмет, но и выполняет свои специфические функции. К ним относятся разработка теоретических и практических вопросов, связанных с анализом психологического состояния обеспечиваемых, т.е. оценки состояния психических процессов и их изменений и оценка личности инвалидов и престарелых в объеме, необходимом для нужд социального обеспечения.
Одной из особенностей развития, психологии как науки является и то, что формирование общей психологии осуществлялось одновременно с ее актуальными отраслями. При этом вновь возникающие отрасли психологии, уточняя свой предмет, методы исследования все в большей степени обособлялись друг от друга и от общей психологии, но не утрачивали связей между собой и базовыми основаниями, обогащая их более глубоким знанием предмета психологии. Более того, на стыках между уже сложившимися отраслями психологии, под влиянием практических потребностей и вырастающих возможностей познания продолжают формироваться новые отрасли психологии.
1) по принципу развития: возрастная психология и психология аномального развития;
2) по отношению личности к обществу: индивидуальная и общественная психология;
3) по конкретной деятельности
психология труда;
медицинская психология;
педагогическая психология;
юридическая психология;
военная психология;
психология спорта;
психология научного творчества;
психология художественного творчества и др.
Процесс формирования относительно самостоятельных отраслей психологии по конкретному виду деятельности продолжается и сегодня, что, в частности, относится к психологии в социальном обеспечении.
Предметным основанием геронтопсихологии является медицина, в частности, гериатрия, геронтопсихология имеет свой предмет: она изучает психологические особенности деятельности врача в отношении пациента пожилого возраста и поведение старого человека и функционирует в рамках индивидуальной психологии.
Психология труда тоже имеет свой предмет. Она изучает психологические особенности трудовой деятельности человека и тоже выступает как индивидуальная психология. Однако, в силу того, что труд в значительной степени носит общественный характер, психологические особенности трудовой деятельности человека формируются не только под влиянием его профессии, но и трудового коллектива. Поэтому психология труда какими-то своими сторонами функционирует и как общественная психология.
Предметом психологии в социальном обеспечении является личность обеспечиваемого (инвалида или престарелого человека) в его отношении к болезни, инвалидности, престарелому возрасту и самому процессу социального обеспечения.
Психология же здорового человека отлична от психологии клиента. Это проявляется прежде всего в изменении состояния психических процессов, переживания своей болезни, возраста или дефекта, изменений целей, мотивов и установок человека.
С другой стороны, психологией больных и престарелых занимается медицинская психология и геронтопсихология. Но и здесь имеется различие, поскольку установка клиента на приеме у социального работника и врача различны. Различны также установки социального работника и врача.
4. Длительность – отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию.
5. Готовностью воспроизвести запечатленную в памяти информацию.
Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).
Непреднамеренное запоминание – это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий.
Произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнить некую информацию
По степени осмысления запоминаемого материала: осмысленное и механическое запоминание.
Механическое запоминание – это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности. Одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней во времени.
Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Осмысление материала достигается выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. Выделение смысловых опорных пунктов, каждую смысловую часть мы заменяем каким-либо словом или понятием, отражающим главную идею запоминаемого материала. Затем, мысленно составляем план. Метод повторения: Повторение – должно быть активным и распределенным по времени. Существует 3 способа заучивания большого по объему материала: целостный, частичный и комбинированный. Первый способ (целостный) состоит в том, что материал (текст, стихотворение и т. д.) читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения. При втором способе (частичном) материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно. Сначала несколько раз прочитывается одна часть, потом вторая, затем третья и т. д. Комбинированный способ представляет собой сочетание целостного и частичного.
Сохранение, воспроизведение, узнавание.
- отсутствие признаков демографической старости – менее 8%;
- ранняя переходная фаза между состоянием демографической молодости и старости – 8-10%;
- поздняя переходная фаза между состоянием демографической молодости и старости – 10-12%;
- состояние демографической старости – 12% и более от общего числа людей в обществе.
Распространено мнение, что главным фактором старения населения является снижение смертности и увеличение продолжительности жизни. Однако это не соответствует действительности. Главную роль в этом играет снижение уровня рождаемости. Ибо чем меньше рождается детей, тем впоследствии увеличивается доля людей старшего возраста. Если старение индивида – необратимый процесс, который завершается со смертью, то «демографическое старение» – обратимое явление. «Омоложение» населения может наступить только при увеличении рождаемости, когда в структуре населения увеличивается доля детей и молодежи, а доля людей старшего возраста соответственно уменьшается.
Две главные тенденции характеризуют демографические процессы на Земле:
а) районы с низкой рождаемостью, низкой детской смертностью, с высокой продолжительностью жизни – это модель «старого населения»;
б) районы с высокой рождаемостью, высокой общей и детской смертностью, высоким темпом естественного прироста, низкой средней продолжительностью жизни – модель «молодого населения».
Демографическая старость считается:
- подвижной при проценте лиц старше 60 лет к общему числу населения – от 12 до 14%;
- стабильной – проценте этих лиц от 15 до 19%;
- сенильной депопуляцией – свыше 20%.
Для измерения демографических процессов старения в геронтологии используются и другие показатели: индексы средней продолжительность жизни; вероятность доживания до 60, 70, 80, 90 и 100 лет; процент ежегодного прироста лиц в пожилом и старческом возрасте; изменения в соотношении между трудоспособными группами населения и лицами старше 60 лет – коэффициент обремененности; изменения в соотношении между молодыми до 19 лет и лицами старше 60 лет – индекс старения.
Средняя продолжительность предстоящей жизни рассчитывается по специально составленным таблицам на основе данных о смертности по возрастным группам.
Полученная величина «выражает среднее количество лет, которое в данных условиях смертности может прожить человек, происходящий из исследуемой популяции и находящийся в возрасте «х» лет». Чаще всего используется величина средней продолжительности предстоящей жизни новорожденного, или человека в возрасте 0 лет.
Причины различий в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами кроются прежде всего в социальных факторах: в характере труда, более интенсивного и тяжелого у мужчин, их более высокой ангажированности, высокой степени алкоголизма, курения и травматизма. Существуют и чисто биологические факторы, которые имеют не меньшее значение. Общеизвестно, что в популяции мальчиков рождается больше, чем девочек. Но мальчики умирают чаще всего еще в детском возрасте и позже число мужчин становится меньше во всех возрастных периодах. В глубокой старости у столетних соотношение между мужчинами и женщинами становится 1:3.
Таким образом, можно говорить, что к концу 21 века Россию ожидает выраженный депопуляционный процесс – уменьшение количества населения при падении рождаемости, росте уровня смертности и выраженного постарения населения.
Лекция 2
Тема: Изменение психических процессов и состояний у лиц пожилого возраста и инвалидов
Форма проведения: лекция
Цели: теоретическое рассмотрение изменения ощущений у лиц пожилого возраста и инвалидов
Глоссарий: психические состояния, психические процессы, метод, беседа, опрос, анкетирование, воля, эмоция, волевой акт
План лекции:
1.Проблема изменения психических процессов и состояний у лиц пожилого возраста и инвалидов
2.Методы диагностики измененных психических процессов и состояний, основные принципы психологии
3.Психические процессы и их изменения у лиц пожилого возраста и инвалидов
Ход лекции:
Проблема изменения психических процессов и состояний у лиц пожилого возраста и инвалидов
В условиях построения демократического и социального государства, особая роль принадлежит социальному обеспечению и социальной защите населения.
В последние годы в практике трудоустройства инвалидов и престарелых возникла необходимость более тщательно анализировать состояние психических процессов обеспечиваемых (памяти, внимания, эмоциональной сферы, мышления), состояние которых играет все большую роль в определении их трудовых возможностей. Проблема трудоустройства инвалидов и пожилых лиц, их профессиональной ориентации и переориентации, рационального трудоустройства и социально-трудовой реабилитации в современных условиях, изменившейся демографической ситуации требует особого внимания к анализу мотивов, идеалов, направленности и установок личности, которые могут значительно изменяться в результате возраста, длительно текущего тяжелого заболевания или дефекта. Психологический анализ личности обеспечиваемого необходим также для установления оптимального психологического контакта с инвалидом или пожилым человеком, что позволяет значительно сократить число жадоб и заявлений в вышестоящие организации.
Психология в социальном обеспечении имеет не только свой предмет, но и выполняет свои специфические функции. К ним относятся разработка теоретических и практических вопросов, связанных с анализом психологического состояния обеспечиваемых, т.е. оценки состояния психических процессов и их изменений и оценка личности инвалидов и престарелых в объеме, необходимом для нужд социального обеспечения.
Одной из особенностей развития, психологии как науки является и то, что формирование общей психологии осуществлялось одновременно с ее актуальными отраслями. При этом вновь возникающие отрасли психологии, уточняя свой предмет, методы исследования все в большей степени обособлялись друг от друга и от общей психологии, но не утрачивали связей между собой и базовыми основаниями, обогащая их более глубоким знанием предмета психологии. Более того, на стыках между уже сложившимися отраслями психологии, под влиянием практических потребностей и вырастающих возможностей познания продолжают формироваться новые отрасли психологии.
1) по принципу развития: возрастная психология и психология аномального развития;
2) по отношению личности к обществу: индивидуальная и общественная психология;
3) по конкретной деятельности
психология труда;
медицинская психология;
педагогическая психология;
юридическая психология;
военная психология;
психология спорта;
психология научного творчества;
психология художественного творчества и др.
Процесс формирования относительно самостоятельных отраслей психологии по конкретному виду деятельности продолжается и сегодня, что, в частности, относится к психологии в социальном обеспечении.
Предметным основанием геронтопсихологии является медицина, в частности, гериатрия, геронтопсихология имеет свой предмет: она изучает психологические особенности деятельности врача в отношении пациента пожилого возраста и поведение старого человека и функционирует в рамках индивидуальной психологии.
Психология труда тоже имеет свой предмет. Она изучает психологические особенности трудовой деятельности человека и тоже выступает как индивидуальная психология. Однако, в силу того, что труд в значительной степени носит общественный характер, психологические особенности трудовой деятельности человека формируются не только под влиянием его профессии, но и трудового коллектива. Поэтому психология труда какими-то своими сторонами функционирует и как общественная психология.
Предметом психологии в социальном обеспечении является личность обеспечиваемого (инвалида или престарелого человека) в его отношении к болезни, инвалидности, престарелому возрасту и самому процессу социального обеспечения.
Психология же здорового человека отлична от психологии клиента. Это проявляется прежде всего в изменении состояния психических процессов, переживания своей болезни, возраста или дефекта, изменений целей, мотивов и установок человека.
С другой стороны, психологией больных и престарелых занимается медицинская психология и геронтопсихология. Но и здесь имеется различие, поскольку установка клиента на приеме у социального работника и врача различны. Различны также установки социального работника и врача.
4. Длительность – отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию.
5. Готовностью воспроизвести запечатленную в памяти информацию.
Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).
Непреднамеренное запоминание – это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий.
Произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнить некую информацию
По степени осмысления запоминаемого материала: осмысленное и механическое запоминание.
Механическое запоминание – это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности. Одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней во времени.
Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Осмысление материала достигается выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. Выделение смысловых опорных пунктов, каждую смысловую часть мы заменяем каким-либо словом или понятием, отражающим главную идею запоминаемого материала. Затем, мысленно составляем план. Метод повторения: Повторение – должно быть активным и распределенным по времени. Существует 3 способа заучивания большого по объему материала: целостный, частичный и комбинированный. Первый способ (целостный) состоит в том, что материал (текст, стихотворение и т. д.) читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения. При втором способе (частичном) материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно. Сначала несколько раз прочитывается одна часть, потом вторая, затем третья и т. д. Комбинированный способ представляет собой сочетание целостного и частичного.
Сохранение, воспроизведение, узнавание.