Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 1830

Скачиваний: 52

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лабораторная работа № 1


ТЕМА: «Операционная система Windows. Основные объекты и приемы управления Windows. Программа Проводник»


Цель работы: познакомить с основными объектами операционной системы Windows, сформировать умение работать с файлами и папками в программе Проводник.


Основные понятия:

Операционная системасовокупность программных средств, обеспечивающая управление аппаратной частью компьютера и прикладными программами, а также их взаимодействие между собой и пользователем.

Windowsграфическая операционная система для компьютеров платформы IBM PC. Ее основные средства управления – мышь и клавиатура. Система предназначена для управления компьютером, а также содержит все необходимое для создания небольшой локальной сети и имеет средства для интеграции во всемирную сеть.

Рабочий стол – графическая среда, на которой отображаются объекты и элементы управления Windows. На Рабочем столе располагаются значки и Панель задач. Значки - это графическое представление объектов Windows, Панель задач – один из основных элементов управления Windows.

Приемы управления с помощью мыши:

  • щелчок

  • двойной щелчок

  • щелчок правой кнопкой

  • перетаскивание

  • протягивание мыши

Файл – это именованная последовательность байтов произвольной длины. Создание файла состоит в присвоении ему имени и регистрации его в файловой системе. Имя файла состоит из двух частей: имени и расширение (тип файла), отделенных через точку. Типы файлов рассмотреть самостоятельно.

Папки (каталоги) – важные элементы иерархической структуры, необходимые для обеспечения удобного доступа к файлам, если файлов на носителе слишком много.

Файловая система – часть операционной системы, управляющая размещением и доступом к файлам папкам на диске.

Операции с файловой структурой:

  • навигация по файловой структуре

  • запуск программ и открытие документов

  • создание папок

  • копирование файлов и папок

  • перемещение файлов и папок

  • удаление файлов и папок

  • переименование файлов и папок

  • создание ярлыков

Каталог - это имя группы файлов, объединенных по какому-либо признаку и хранимых на одном диске. В каталоге содержатся имена всех относящихся к нему файлов. В системах Windows каталог называется папкой, которая является более точным понятием, раскрывающим его смысл.

Проводник - служебная программа, предназначенная для навигации по файловой структуре компьютера и ее обслуживания.

Буфер обмена - на время своей работы оболочка Windows выделяет специальную область памяти - буфер обмена (Clipboard), который используется для пересылки данных между приложениями и документами. Роль. данных могут играть фрагмент текста, рисунок, таблица и т.п. Применение буфера обмена является наиболее простым средством обмена данными между программами.

Стандартные программы: В стандартную поставку системы Windows входит набор приложений, которые по минимуму обеспечивают потребности пользователя, выходящие за рамки работы с операционной системой: подготовка текстовых документов, создание и редактирование графических изображений, организация и планирование рабочего времени, математические вычисления и некоторые другие.


1. Текстовый редактор WordPad (Write)
   
2. Блокнот
   
3. Графический редактор Paint

4. Калькулятор




    Упражнение 1. Настройка Рабочего стола.


1. Установите новые параметры Рабочего стола (фон, заставка, оформление). Вызвать контекстное меню Рабочего стола-Свойства

2. В Главном меню Пуск, Программы, Стандартные запустите две программы, разверните обе программы на весь экран ( каскадом, слева направо, сверху вниз), нажав правой кнопкой мыши по Панели задач.

3. Сверните окно одной программы, а окно второй восстановите до первоначального размера, измените с помощью мыши размеры окна.

4. Закройте программы.

5. Запустите приложение на вашем рабочем диске. Создайте ярлык для этой программы и поместите его на Рабочий стол. Запустите программу при помощи созданного ярлыка. Нажав правой кнопкой по значку программы, выбрать команду Создать ярлык. Двойным щелчком запускается программа.

6. Поместите программу-приложение в меню Программы. Запустите программу из Главного меню. Сверните программу.

7. Найдите в справочной системе Windows три термина: мультимедиа, настройка Главного меню, ярлык. Скопируйте по очереди их описание и поместите текст в файл Справка.txt при помощи программы Блокнот. Пуск – Справка и поддержка. Выделите текст и выполните команду Копировать.


Упражнение 2. Работа в программе Проводник.


1. Запустите программу Проводник. Пуск – Программы – Стандартные – Проводник.

2. Изучите состав меню окна Проводник.

3. Ознакомьтесь с содержанием рабочего диска, просмотрев все ветви на соответствующей панели программы Проводник, и получите информацию о свойствах диска.

4. Создайте в корневом каталоге рабочего диска папку, присвойте имя папки - вашу фамилию. Файл – Создать – Папку.

5. Скопируйте папку и поместите копию на Рабочий стол, используя при этом разные способы копирования.

6. Поместите документ Справка.txt в вашу папку на диске.

7. Переименуйте копию папки на Рабочем столе.

8. Переместите переименованную папку с Рабочего стола на рабочий диск.

9. Скопируйте документ Справка.txt в переименованную папку.

10. Удалите переименованную папку.

11. Осуществите поиск текстовых файлов с расширением doc. Пуск – Найти. В строке поиска запишите: *.doc.

12. В строке поиска напишите команду: ??равка. Проанализируйте, чем отличаюся символы «?» и «*» в имени файла.



Задания для самостоятельной работы:


  1. Создайте на диске С в своей папке следующую файловую структуру: см. в таблице.


  1. Переместите файл Справка.txt так, чтобы его путь соответствовал следующей записи: см. в таблице.



3. Скопируйте файл Справка.txt в папку … и переименуйте (новое имя …)




Таблица вариантов заданий:

варианта

задание

1

задание

2

задание

3

1









С:\Работа_2\Р2\

Справка.txt

В папку Р1


Имя Термины.txt

2







С:\Работа_1\Р2\

Справка.txt

В папку Р21


Имя Сведения.txt





3









С:\Работа_2\Р21\Справка.txt

В папку Р1


Имя Понятия.txt





4










С:\Работа_1\

Справка.txt






В папку Р2


Имя Сводка.txt



С:\

Работа_1

Работа_2

Р1

Р21

Р2

Справка.txt

5
















С:\Работа_1\Р2\

Справка.txt


В папку Работа2


Имя Список.txt



Контрольные вопросы:


  1. Что такое операционная система? Какие операционные системы вы знаете?

  2. Перечислите основные объекты и приемы управления Windows.

  3. Что такое файл и файловая система? Перечислите типы файлов.

  4. Чем отличается значок от ярлыка?

  5. Перечислите способы копирования, удаления, перемещения файлов и папок.



Лабораторная работа 2

ТЕМА: «Обслуживание дисков. Архивация файлов. Антивирусные программы»


Цель работы: сформировать умение работать с дисками, архивировать файлы, проверять на вирусы.

Основные понятия:

Форматирование или инициализация диска, представляет собой процесс разбивки диска на секторы и дорожки, для того, чтобы операционная система и ее приложения имели возможность записывать на них данные.

Проверка диска на наличие различного рода ошибок и сбоев обеспечивается специальной программой, которая выполняет как проверку диска, так и исправление программных ошибок.

Дефрагментация диска позволяет перемещать файлы на диске таким образом, чтобы все части одного файла хранились в смежных областях. Применение дефрагментации повышает производительность компьютера при работе с дисками.

Программа Архивация данных сжимает файлы и перемещает их в архив. После этого можно скопировать сжатые файлы на дискеты и другие носители. Для восстановления файлов нужно применять именно эту программу. Среди наиболее известных архиваторов можно назвать такие, как ZIP. ARJ. RAR. GZIP. Хорошо архивируются файлы, содержащие изображение с небольшим количеством деталей в несжатом виде (.BMP, .PSD), текстовые файлы (.TXT, .DOC,. PAT).

Компьютерный вирус - это специально написанная небольшая по размерам программа, которая может искажать и уничтожать информацию в компьютерах, к которым имеется доступ, "приписывать" себя к другим программам (т.е. "заражать" их), а также выполнять различные нежелательные действия на компьютере. Наиболее популярные Doctor Web. AVP. Norton Antivirus, Касперский.


Упражнение 1: Форматирование дискет

  1. Для форматирования диска воспользуйтесь программой Проводник или Мой компьютер:

  • Вставьте дискету.

  • Выделите значок Диск 3,5 (А)

  • Выберите в меню Файл команду Форматировать или вызовите контекстное меню.

  • Установите вид форматирования Полное и запишите метку дискеты

Важно! Форматирование приводит к полному уничтожению всех данных на диске.

    1. Скопируйте на дискету несколько объектов (папок, файлов)

    2. Проверьте свободное место дискеты

  • Установите указатель мыши на диск, подлежащий проверке. На экране в виде подсказки появятся значения общей емкости диска и объема свободного пространства.

  • Или вызвав контекстное меню диска, и затем выбрав команду Свойства.


    Упражнение 2: Работа с программой архивации WinZip


    1. Создайте в своей папке папку Архив 1

    2. Поместите в папку Архив 1 папки, документы, рисунки, которые собираетесь архивировать. Проверти размер папки.

    3. Правой кнопкой щелкните по созданной папке и в контекстном меню выберите команду Добавить в архив.

    4. Установите основные параметры архивации (имя архива Doc.zip)

    5. Сравните размер заархивированной папки с исходным.

    6. Создайте папку Архив 2 в своей папке

    7. Извлеките из архива Doc.zip файлы с расширением *.doc и поместите их в папку Архив 2. Для этого

    • Откройте заархивированную папку, два раза щелкнув по ней. В окне архиватора на панели инструментов выбираете команду Наити.

    • В поле искать набираете наименование файла с нужным расширение ->ОК.

    • В окне результаты поиска выделяете все файлы и нажимаете на команду Извлечь в

    • В появившемся окне указываете путь извлечения файлов ->ОК.

    8. Отправьте папку Архив 2 на дискету


    Упражнение 3: Обслуживание дисков.


      1. Проверьте поверхность дискеты 3,5 А на наличие ошибок. Для этого:

      • Откройте окно Мой компьютер и выберите Диск 3,5 А, который требуется проверить.

      • В меню Файл выберите команду Свойства.

      • На вкладке Сервис в группе Проверка диска нажмите кнопку Выполнить проверку.

      • В группе Параметры проверки диска установите флажок Проверять и восстанавливать поврежденные сектора.


      Упражнение 4: Проверка на вирусы

      1. Вставьте дискету.

      2. Запустите антивирусную программу (Kaspersky AntiVir) вызвав контекстное меню Диска 3,5 А

      3. Проверьте дискету на вирусы.


      Задание для самостоятельной работы:


      1. Создайте на рабочем столе папку …


      1. Поместите в папку файлы с расширением …, которые вы собираетесь архивировать.


      1. Создайте архив … ZIP.


      1. Сохраните архивную папку на вашу дискету.



      Таблица вариантов заданий:


      варианта

      Задание №1

      Задание № 2

      Задание №3

      1

      Текст

      *.txt

      Архив1

      2

      Документы

      *.doc

      Архив2

      3

      Рисунки

      *.bmp

      Архив3

      4

      Таблицы

      *.xls

      Архив4

      5

      Сайт

      *.html

      Архив5


      Контрольные вопросы:

      1. Для чего нужно форматирование дисков?

      2. Какие наиболее известные архиваторы вы знаете?

      3. Что такое компьютерный вирус?

      4. Для чего архивируют файлы?

      5. Какие антивирусные программы вы знаете?


      Лабораторная работа 3

      Тема: «Текстовый процессор Word. Создание, редактирование и форматирование документов»

      Цель работы: сформировать умение редактировать и форматировать текстовые документы.

      Основные понятия:

      Текстовые процессоры – программные средства, предназначенные для создания, редактирования и форматирования простых и комплексных текстовых документов.

      Создание документа осуществляется с помощью двух методов: на основе шаблона, на основе существующего документа.

      Под редактированием понимают изменение уже существующих документов. Удаление ошибочных символов осуществляется клавишами BACKSPACE, DELETE.

      Форматирование осуществляется средствами меню Формат или панели Форматирование.

      Приемы форматирования:


      • Выбор и изменение гарнитуры шрифта

      • Управление размером шрифта

      • Управление начертанием шрифта

      • Управление методом выравнивания

      • Создание маркированных и нумерованных списков

      • Управление параметрами абзаца

      Сохранение документа. Документы Word сохраняются в виде файлов со стандартным расширением .doc. Пара­метры сохранения файла можно задать командой Сервис Параметры, вкладка Сохране­ние, на которой выбираются необходимые параметры.

      Закрытие документа. Выберите команду Файл Закрыть. Если документ отображен в двух или более окнах, все окна с этим документом будут закрыты.

      Средства поиска и замены.

      1. ПравкаНайти (Ctrl+f)

      2. в поле Найти вводят фрагмент разыскиваемого текста;

      3. для автоматической замены найденного текста используют элементы управления вкладки Заменить.

      4. заменяющую строку вводят в поле Заменить на

      Изменение состава группы кнопок. Для изменения состава группы кнопок на панели инструментов следует в меню Сервис Настройка в диалоговом окне Настройка выбрать вкладку Команды. В списке Категории находится название группы, после чего в списке Команды появляются кнопки этой группы.

      Колонтитулами называют области, расположенные в верхнем и нижнем поле каждой страницы документа. (ВидКолонтитулы) В колонтитул обычно вставляется текст и/или рисунок (номер страницы, дата печати документа, эмблема организации, название документа, имя файла, фамилия автора и т. п.), который должен быть напечатан внизу или вверху каждой страницы документа.

      Гиперссылка - Цветной и подчеркнутый текст или рисунок, позволяющий перейти к файлу, месту в файле, HTML-странице в Интернете или интрасети.

      Установки гиперссылки на фрагмент текста.

      • необходимо выделить фрагмент, который предполагается использовать как гиперссылку, а затем нажмите кнопку Добавление гиперссылки на Панели Стандартная.

      • В области Связать с нажмите кнопку Новый документ.

      • Введите имя нового файла. Можно также указать путь к новому файлу, а затем либо сразу открыть этот файл для правки, либо сделать это позже.

      • Нажмите кнопку ОК


      Упражнение 1:

      1. Наберите текст и отформатируйте его как на рис.1

      2. С

        " Sunrise Ltd "

        243100, Клинцы,

        Проспект Ленина, 3

        тел. 2-43-14

        факс 2-43-15

        e-mail:Oreshko@mail.ru


        Уважаемый Вячеслав

        Иванович!

        Вы уже решили, где провести зимние каникулы? Для Вас мы делаем специально недорогое предложение. Путешествуйте с фирмой Sunrise Ltd. в Австрию и пользуйтесь привлекательными условиями отдыха.


        Отель «Снежная долина», Бергштадт, Австрия.


        Будем рады видеть вас.


        С дружественным приветом С. М. Орешко

        охраните документ в свою папку под именем Лаб_1_Word.

      3. Задайте новые параметры cтраницы:верхнее-2.5, нижнее -2.5, левое-3, правое -1.5, ориентация – альбомная, масштаб – 75% с помощью команды Файл-Параметры страницы.

      4. Установите расстановку переносов с помощью команды Сервис – Язык – Расстановка переносов

      5. Выполните поиск в тексте слов начинающихся с буквы П с помощью команды Правка – Найти.

      6. Замените слова «Снежная долина» на «Жемчужина», используя команду Правка -Заменить.

      7. Установите колонтитулы. В этот колонтитул вставьте номер страницы (положение – внизу страницы, выравнивание – от центра), имя вашего документа («Лаб_1_Word»), дату его создания, а также впишите свою ф.и.о, факультет, группу.




      Упражнение 2:

      1. Создайте новый документ Жемчужина.doc, который содержит следующий текст:

      Отель «ЖЕМЧУЖИНА» - это туристический комплекс, занимающий значительную площадь. Отель приспособлен для отдыха с детьми. Лыжный подъемник, лыжная школа расположены рядом. В отеле есть ресторан, бассейн, сауна и гимнастический зал. Кроме того, в отеле есть:

      • Детский сад, в котором воспитатели заботятся о детях, устраивают праздники, просмотр детских фильмов или чтение сказок.

      • Апартаменты с цветным телевизором, телефоном и балконом, лоджией или террасой. Тип 1 – жилая площадь около 27 кв.м, тип 2 – около 34 кв.м.

      • Буфет для завтраков с большим выбором блюд.


      2. Текст маркированного списка поместите в виде колонок с разделителем с помощью команды Формат – Колонки, предварительно выделив его. Для того, чтобы текст начинался с новой колонки, нужно в конце каждой колонки выполнить команду Вставка – Разрыв – Новая колонка. Должно получиться так:


      • Детский сад, в котором воспитатели заботятся о детях, устраивают праздники, просмотр детских фильмов или чтение сказок.

      • Апартаменты с цветным телевизором, телефоном и балконом, лоджией или террасой. Тип 1 – жилая площадь около 27 кв.м, тип 2 – около 34 кв.м.

      • Буфет для завтраков с большим выбором блюд.


      3. Создайте гиперссылку на фрагмент «Жемчужина» связав его с новым документом (Жемчужина). Выделите слово «Жемчужина», выполните команду Вставка – Гиперссылка, в области Связать с выберите документ Жемчужина.doc.


      Задания для самостоятельной работы:


      1. Создать текстовый документ … см. таблицу.

      2. Документ должен содержать … абзацев (скопировать абзацы с других

      документов).

      1. Форматировать абзацы в следующем порядке:

      2. Создать … список из нескольких строк.

      3. Расположите текст в … колонки

      4. Вставьте в документ …


      заданий

      варианта

      1

      2

      3

      4

      5

      6

      1

      Лаб_W1

      7

      шрифт курсив, полужирный № 10, междустрочный интервал одинарный.


      маркированный

      4

      Верхний колонтитул (имя файла)

      2

      Лаб_W2

      5

      шрифт с подчеркиванием, №14, междустрочный интервал двойной

      нумерованный

      5

      Нижний колонтитул ( дата)

      3

      Лаб_W3

      6

      шрифт курсив, №16, абзац выравнивать по левому краю.


      многоуровневый

      3

      Разрыв страниц

      4

      Лаб_W4

      4

      межстрочный интервал полуторный, абзац выравнивать по центру.


      маркированный

      4

      Нумерацию страниц

      5

      Лаб_W5

      8

      красная строка 1.25, абзац выравнивать по ширине.

      нумерованный

      3

      Сноски


      Контрольные вопросы:

      1. Что такое текстовый процессор?

      2. Чем отличается редактирование документов от форматирования?

      3. Какие приемы форматирования вы знаете?

      4. Что такое колонтитул?

      5. Для чего служит гиперссылка?


      Лабораторная работа №4

      ТЕМА: «Текстовый процессор Word. Вставка рисунков, создание графических объектов»

      Цель работы: сформировать умение работать с графическими объектами, использовать OLE технологии для создания комплексных документов.

      Основные понятия:

      Создание рисунков в Word. В Word есть встроенный графический редактор, идеально подходящий для создания несложных схем, чертежей и рисунков. (ВидПанель инструментовРисование)

      Группировка графических объектов. Когда чертеж закончен, его отдельные элементы можно объединить в единую схему – для этого, отметив мышью (при нажатой Shift) или инструментом на панели "Рисование"(рядом с кнопкой <Действия> выделить все нужные объекты, обратитесь к пункту меню ДействияГруппировать. Для отмены группировки выделите схему и выберите ДействияРазгруппировать или вызовите контекстное меню.

      Работа с графикой в процессоре Word может строиться по трем направлениям:

      1. Вставка объекта, созданного в другом графическом редакторе (напр.,Paint, Ms Drawing,Paintbrush и т. д.)

      2. Рисование в самом документе (воспользовавшись инстру­ментами панели Рисование).

      3. Использование готовых рисунков из коллекции Clipart для оформления текстов.

      Размещение изображения в тексте.

      1. Откройте панель Настройка изображения. Для этого выполните команду ВидПанели инструментовНастройка изображения. Перед вами должна появиться панели Настройка изображения.

      2. Нажмите кнопку Обтекание текстом . В появившемся меню выберите нужный вам вариант обтекания и щелкните по нему мышью. Например, если выбрать По контору, то при вводе текста он будет располагаться вокруг контура изображение.

      OLE технология. Для объединения в одном документе объектов разного происхождения, например, чтобы вставить в текст графику, музыку, электронные таблицы, в приложениях Windows широко применяется технология OLE – связь и внедрение объектов. Это означает, что перемещаемый в текст объект может включаться в него в двух вариантах:

      • Как внедренный, т.е. становится частью документа Word, все изменения, которые производятся в источнике, не будут отражаться в документе.

      • Как связанный, если производятся изменения над объектом в источнике, то эти изменения отражаются на объекте, помещенном в текстовом документе.

      Термины технологии OLE:

      • Клиент – приложение, принимающее объект

      • Сервер – приложение, средствами которого создается объект.

      Внедренный или связанный объект можно впоследствии редактировать средствами приложений – сервера. Для этого надо выполнить двойной щелчок мыши на данном объекте.

      Технология OLE осуществляется двумя способами:

      1. через буфер обмена – командой приложения Правка/Специальная_вставка

      2. командой приложения Вставка/Объект

      Первым способом можно внедрить (связать) фрагмент документа или весь документ, вторым способом только целый документ.


      Упражнение 1. Создайте схему по образцу, cгруппируйте все графические объекты.

      1. нарисовать прямоугольник ABB1A1;

      2. провести одну из наклонных линий, например, A1D1;

      3. скопировать A1D1 и вставить три раза ВС, B1C1 и AD;

      4. провести линии CC1, DD1, DC и D1C1;

      5. выделяя соответствующие отрезки, выбрать Тип штриха – пунктируй;

      6. дорисовать координатные оси, выбрав инструмент Линия и стиль - Линия со стрелкой. Для выбора стиля автофигуры, щелкните правой кнопкой мыши над объектом и в появившемся контекстном меню выберите пункт Формат автофигуры.

      7. для того, чтобы расположить букву в нужном месте, включите кнопку Надпись на панели Рисование и растяните рамку, пользуясь мышью, до требуемого размера.

      8. Нажав кнопку Цвет линии (рамка должна быть выделена), выберите в предлагаемой палитре Нет Линии, аналогично Цвет заливки Нет заливки, Ваша рамка стала прозрачной. В ней можно помещать текст (нам нужна всего лишь одна буква - обозначе­ние вершины).

      9. Выделите свою рамку, скопируйте и затем вставьте 10 раз. Нижний индекс устанавливается командой ФорматШрифт...на вкладке Шрифт в активизировать Нижний индекс.

      10. Представьте рисунок в виде единого графического объекта. Для этого, включив кнопку Выбор объектов , растяните пунктирную рамку вокруг всего рисунка (выделите рисунок) и нажмите кнопку Действия, выберите пункт Группировать.


      Упражнение 2: Создание внедренного объекта (рисунка)


      1. Создайте новый документ С:\Мои документы\Ваша папка\Интеграция.doc

      2. Откройте программу Paint, создайте рисунок и сохраните как Рисунок.bmp

      3. Скопируйте рисунок в буфер обмена ( выделить рисунок и выбрать команду Копировать).

      4. Вставьте в документ внедренный объект в его полном изображении. Для этого:

      • Перейдите в окно Miсrosoft Word (Интеграция.doc).

      • Установите курсор в место вставки внедряемого объекта (Рисунок) и введите любой заголовок;

      • Выполните команду ПравкаСпециальная вставка для вставки внедренного объекта;

      • Установите переключатель Вставить;

      • Выберите формат Рисунок, в диалоговом окне установите флажок В виде значка и нажмите ОК;

      1. Отредактируйте внедренный объект.

      • Чтобы увидеть рисунок два раза щелкните мышкой по значку;

      • Измените рисунок;

      • Возвратитесь в документ Интеграция. Doc

      • Щелкните по значку. В появившимся меню выберите команду Связанный объект рисунок Преобразовать. В диалоговом окне уберите флажок В виде значкаОК.

      1. Сравните исходный рисунок с отредактированным.

      • Перейдите в окно рисунка Рисунок.bmp и сравните его содержимое с результатом редактирования объекта в документе Интеграция.doc


      Упражнение 3 Создание связанного объекта (текстового документа )

        1. Вставьте в документ связанный объект (текст документа Справка.txt созданный на 1-ом занятии).

        • Перейдите в окно Интеграция.doc;

        • Установите курсор в место вставки связанного объекта (текста) и введите любой заголовок;

        • Вставьте связанный объект командой ВставкаОбъектСоздание из файлаОбзорВыделить Справку.txtустановите флажок в виде значка; связь с файлом.

          1. Отредактируйте объект-источник и сохраните изменения.

          • Закройте документ Интеграция.

          • Повторно откройте документ Интеграция.

          • Сравните состояние документа Интеграция с документом Справка.txt.


          Задания для самостоятельной работы:


          1. Создать документ …см. таблицу

          2. Создать рисунок … с помощью панели Рисования и сгруппировать его, сделав надписи под рисунком.

          3. Вставить в документ …

          4. Используя размещение изображения в тексте, создайте на фоне рисунка …

          варианта


          Задание 1


          Задание 2


          Задание 3


          Задание 4

          1

          С:\Ваша папка\Лаб2_W1

          Телевизор

          Связанный рисунок

          Приглашение на свадьбу

          2

          С:\Ваша папка\Лаб2_W2


          Будильник


          Внедренную диаграмму

          Визитную карточку

          3

          С:\Ваша папка\Лаб2_W3

          Машины

          Связанный текст

          Открытку с днем рождения

          4

          С:\Ваша папка\Лаб2_W4


          Блок-схема

          Внедренный рисунок

          Логотип фирмы

          5

          С:\Ваша папка\Лаб2_W5


          Компьютер

          Связанную таблицу

          Грамоту за I место на соревнованиях


          Контрольные вопросы:

          1. С помощью какого средства можно рисовать графические объекты в текстовом процессоре Word?

          2. По каким направлениям строиться работа с графикой в текстовом процессоре Word?

          3. Что такое OLE – технологии?

          4. Чем отличается внедренный от связанного объекта?

          5. Что значит группировать объекты?


          Лабораторная работа №5

          Тема: «Текстовый процессор Word. Редактор формул. Создание и форматирование таблиц. Вычисления в таблице».

          Цель работы: сформировать умение вводить формулы в текстовый документ, строить таблицы, выполнять вычисления в таблице.

          Основные понятия:

          Вставка формулы в Microsoft Word Редактор формул Microsoft Equation 3.0 позволяет вставить в текстовый документ математические формулы.


          Первый способ:

          1. Укажите место для вставки формулы.

          2. Выберите Вставка ОбъектТип объекта Microsoft Equation 3.0.

          ОК.

          Второй способ:

          1. На панели инструментов найдите кнопку Редактор

          формул

          Создание и форматирование таблиц. В программе Word предоставляет самые широкие возможности по отображению текста в рамках таблиц. Самый простой способ создать таблицу в программе Word состоит в использовании позиций табуляции.

          • Небольшие таблицы создают с помощью кнопки Добавить таблицу на панели инструментов.

          • Пустую таблицу с произвольным числом строк и столбцов создают с помощью команды Таблицы/Вставить таблицу. Число строк и столбцов задают с помощью счетчиков диалогового окна Вставка таблицы.

          • Кнопка Таблицы и границы, а также команда Таблица/Нарисовать таблицу позволяют нарисовать таблицу в документе вручную.

          • С помощью команды Таблица/Объединить ячейки (Разбить ячейки) объединяют или разделяют отдельные ячейки.

          • Линии, разбивающие таблицу, можно рисовать или удалять вручную. На панели инструментов Таблицы и границы для этой цели служат кнопки Нарисовать таблицу и Ластик.

          • Таблица/Автоформат позволяет применить один из готовых стандартных форматов, определяющих шрифты, границы и цвета ячеек таблицы.

          Вычисления в таблице. Текстовый процессор Word позволяет выполнять вычисления суммы чисел в столбцах или в строках, записывая в отдельные ячейки таблицы формулы с помощью команды ТаблицаФормулы.

          Ключевые слова для ссылки на блок ячеек:

          • LEFT-ячейки, расположенные в строке левее ячейки с формулой;

          • RIGHT-ячейки, расположенные в строке правее ячейки с формулой;

          • ABOVE-ячейки, расположенные в столбце выше ячейки с формулой;

          • BELOW-ячейки, расположенные в столбце ниже ячейки с формулой;

          Виды встроенных функции Word:

          • AVERAGE() – Вычисление среднего значения для диапазона ячеек

          • COUNT() – Подсчет числа значений в указанном диапазоне ячеек

          • MAX() – Нахождение максимального значения

          • MIN() – Нахождение минимального значения

          • SUM() –Нахождение суммы чисел


          Упражнение 1: В текстовом документе с помощью редактора формул наберите данные выражения:

          1) , 2) .

          1. Запустите Редактор формул одним из указанных выше способов.

          2. С клавиатуры наберите s=

          3. На панели инструментов Редактора формул выберите знак дроби

          4. В числителе запишите 2, затем нажмите на кнопку суммы , выберите нужный знак.

          5. Наберите с клавиатуры х, затем нажмите на кнопку индекса , выберите нижний индекс и наберите i.

          6. В полученной формуле щелкните в области знаменателя, с клавиатуры наберите 3+х

          7. Нажмите на кнопку индекса , выберите верхний индекс и наберите 2.

          8. Формула набрана, аналогично наберите формулу 2.


          Упражнение 2. Наберите ниже приведенный текст с формулой.

          Модель Солоу с непрерывным временем. Предположим теперь, что время, измеряемое в начале с дискретностью в один год, будет измеряться с дискретностью ∆t (например, полугодие, квартал, месяц, декада, день). При дискретности в один день время можно считать практически непрерывным.

          При дискретности ∆t модель Солоу будет выглядеть следующим образом:

          (1.1.2)


          Упражнение 3. Создайте схему по образцу и наберите формулы с помощью редактора формул. Сгруппируйте все графические объекты.

          Структурная схема модели Солоу


              1. Нарисуйте схему с помощью панели Рисования.

              2. В графические объекты поместите формулы с помощью инструмента Надписьили щелкнуть правой кнопкой по объекту и выбрать Добавить текст.


              Упражнение 4. Создайте нижеприведенную таблицу, введите свой данные и вычислите объем расходов студента:

              День недели

              Расходы

              Питание

              Транспорт

              Развлечение

              Прочие

              Итого:

              Еда

              Напитки

              Будний день

              100

              30

              60

              50

              30


              Выходной день

              250

              100

              120

              500

              200


              Итого:







              1. Выберите один из выше перечисленных способов создания таблицы.

              2. Объединение выделенных ячеек выполняется командой Таблица/Объединить ячейки

              3. Разбиение выделенных ячеек выполняется командой Таблица/Разбить ячейки

              4. Оформление, предварительно выделенных частей таблицы выполняется командой Формат/Границы и Заливка

              5. В строке Итого запишите формулу суммы: поставьте курсор в столбец Еда, выполните команду Таблица/Формула

              6. В появившемся окне появится формула: =SUM(ABOVE), вычисляет сумму ячеек, расположенных выше ячейки с формулой.

              7. Аналогично во все столбцы. В столбце Итого запишите формулы.


              Задания для самостоятельной работы:

              1. Наберите с помощью редактора формул следующие выражения: см.таблицу

              2. Создайте таблицу, введите свои данные и вычислите необходимые показатели (используя формулы):


              варианта

              Задание 1

              Задание 2

              1

              у=

              «Ведомость успеваемости студентов»

              2

              «Посещаемость студентов»

              3

              «Учет товаров»

              4

              «Платежное поручение»

              5

              «Счет за обед»

              Контрольные вопросы:

              1. Каким образом в текст вставить формулы?

              2. Какие существуют способы создания таблиц?

              3. Какие вычисления можно производить в таблицах?

              4. Как объединить ячейки таблицы?

              5. Каким образом можно установить границы и заливки в таблице?


              Лабораторная работа № 6

              Тема: «Текстовый процессор Word. Создание макросов»


              Цель работы: сформировать умение создавать макросы, представлять их в виде кнопок на панели инструментов.

              Основные понятия:

              Макрос (или макропрограмм) – это набор команд, объединенных под одним именем. В нем можно регистрировать нажатия клавиш и другие действия. Иными словами, макрос является командой, которой создается самим пользователем и служит для автоматизации рутинных операций. Макросы можно закреплять за любыми меню, комбинациями клавиш и панелями инструментов. Простейший способ создания макроса – запись последовательности действий, необходимых для какой-либо обработки документа.


              Упражнение 1. Создание простейших макросов в программе Word

              Создание первого макроса – Удалить_До_Конца_Строки.

              1. Создайте новый документ. Наберите строку следующих символов 1234567890. (Поместите курсор в начало строки.)

              2. В строке состояния дважды щелкните индикатор ЗАП, чтобы открыть диалоговое окно Запись макроса.

              3. В этом диалоговом окне присвойте макросу имя: Удалить_До_Конца_Строки. В поле Макрос доступен укажите из списка ваш текущий документ. В поле Описание введите описание макроса, например: Удаляет текст до конца строки. Нажмите кнопку ОК. На окне разворачивается панель инструментов Остановка записи.

              Примечание: В названии макросов не могут стоять пробелы.

              4. Нажмите клавиши <Shift>+<End>. Выделяется текст от позиции курсора до конца строки. Нажмите клавишу <Del>. Выделенный текст удаляется.

              5. Щелкните кнопку Остановить запись на панели Остановка записи. На этом заканчиваются операции по созданию первого макроса.


              Упражнение 2. Запуск макроса на выполнение.

                1. В созданный вами документ наберите с клавиатуры текст: «Создание первого макроса – Удалить_До_Конца_Строки». Скопируйте этот текст в несколько сторк.

                2. Установите курсор в начале строки и выполните команду Сервис/Макрос/Макросы.

                3. В открывшемся диалоговом окне активизируйте макрос. Удалить_До_Конца_Строки и щелкните на кнопке выполнить. Текст удаляется.


              Упражнение 3. Подключение макроса к панели инструментов.

              1. Выведите на экран панель инструментов, на которую вы собираетесь добавить кнопку для макроса, например Visual Basic (Вид/Панели инструментов/ Visual Basic).

              2. Выполните команды меню Сервис/Настройка. В диалоговом окне щелкните на вкладке Команды. Из списка Категории выберите категорию Макросы. В списке отразятся все созданные макросы. Выделите макрос Удалить_До_Конца_Строки и переместите мышью на панель Visual Basic. На панели появляется новая кнопка.

              3. Щелкните на кнопке Изменить выделенный объект и в списке выберите Основной стиль. Кнопка примет стандартный вид.

              4. Щелкните на кнопке Изменить выделенный объект и в списке выберите Выбрать значок для кнопки. В появившемся списке щелкните, например, на кнопке с изображением телефона. Закройте диалоговое окно. На панели инструментов остается кнопка с изображением телефона.

              5. Установите курсор в начале строки текста и нажмите кнопку, закрепленную за макросом (телефон). Текст до конца строки удалится.


              Упражнение 4. Закрепление макроса за комбинацией клавиш.

                1. Выполните команду Сервис/Настройка. В появившемся диалоговом окне щелкните на кнопку Клавиатура. В списке Категории выберите категорию Макросы. Выделите макрос Удалить_До_Конца_Строки. Перейдите в поле Новое сочетание клавиш и нажмите клавиши <Ctrl>+<Shift>+<E>, щелкните по кнопке Назначить. Закройте диалоговые окна. Комбинация клавиш закрепляется за созданным макросом.

                2. С помощью сочетание клавиш <Ctrl>+<Shift>+<E> удалите последней строки.


              Упражнение 5.Создание второго макросаКрасный_Цвет.

              Для создания такого макроса следует выполнить следующие команды:

              • выбрать из меню Формат/Шрифт;

              • выбрать из списка Цвет нужный цвет;

              Нажать кнопку ОК.

              1. Дважды щелкните в строке состояния индикатор ЗАП. На экране появляется диалоговое окно Запись макроса.

              2. В поле Имя макрокоманды введите название макроса: Красный_Цвет. В поле Описание введите: Окрашивает текст в красный цвет. Нажмите кнопку ОК.

              3. выполните команды меню Формат/Шрифт. Выберите из списка Цвет элемента красный, нажмите кнопку ОК.

              4. На панели инструментов Остановка макроса нажмите кнопку Остановить запись. На этом заканчивается операции по созданию второго макроса.

              5. Подключите созданный макрос к панели инструментов.


              Упражнение 6. Создайте макрос, удаляющий текст от позиции курсора до начала строки (Последовательность действий аналогична n. I. 1, нажатие клавиш <Shift>+<Home>).

              а) Присвойте макросу имя Удаление_До_Начала_Строки.

              б) Присвойте созданному макросу кнопку в виде Колокольчика.



              Задания для самостоятельной работы:

              1. Создайте макросы … см. таблицу

              2. Закрепление макроса за комбинацией клавиш … см. таблицу

              Подключите макроса к панели инструментов (выберите произвольный значок).


              вар.

              Задание 1

              Задание 2

              1

              Вставить_таблицу (с размером 4х5)

              <Ctrl>+<Shift>+<A>

              2

              Вставить_рисунок (времена года)

              <Ctrl>+<Shift>+<B>

              3

              Вставить_таблицу (с размером 8х2)

              <Ctrl>+<Shift>+<C>

              4

              Вставить_рисунок (наука)

              <Ctrl>+<Shift>+<D>

              5

              Вставить_таблицу (с размером 6х4)

              <Ctrl>+<Shift>+<E>


              Контрольные вопросы:

              1. Что такое макрос?

              2. С помощью каких команд создаются макросы?

              3. Как созданный макрос поместить на панель инструментов?

              4. Какие существуют ограничения в имени макроса?

              5. Как макрос закрепить за сочетанием клавиш?


              Лабораторная работа №7

              Тема: «Табличный процессор MS Excel. Ввод и редактирование данных. Адресация ячеек»


              Цель работы: повторить основные понятия табличного процессора Excel, сформировать умение вводить и редактировать данные, применять различного вида адресации при решении задач.

              Основные понятия:

              Класс программ, предназначенных для создания и обработки табличных данных в электронном виде, называется табличными процессорами или электронными таблицами. Особенность электронных таблиц заключается в возможности применения формул для описания связи между значениями различных ячеек.

              Документ Excel называется рабочей книгой, книга представляет собой набор рабочих листов, каждый лист имеет табличную структуру и может содержать одну или несколько таблиц. Максимальное количество рабочих листов – 255, обозначаются они как Лист 1 (Sheet 1). Документ Excel сохраняется в виде файла с расширением *.xls. В представлении пользователя электронная таблица Excel XP (рабочий лист) состоит из 65536 строк (rows) и 256 столбцов или колонок (columns), которые отображаются на экране компьютера. Строки нумеруются целыми числами от 1 до 65536, а столбцы или колонки обозначаются буквами латинского алфавита A, B, …, Z, AA, AB, …IV. На пересечении строки и столбца располагается основной структурный элемент таблицы – ячейка (cell). К содержимому ячейки можно обратиться по ее адресу (ссылке), например, A5.

              В ячейках рабочего листа могут находиться данные следующих типов: Текст, Константы и Формулы. В одну ячейку можно ввести до 32767 текстовых или числовых символов.

              По умолчанию числовые данные выравниваются по правому краю, а текст ‑ по левому. Если название категории не входит по ширине, то правая ячейка (если она не пустая) перекрывает предыдущую.

              Группа соседних ячеек, образующих в таблице область прямоугольной формы, называется диапазоном.

              Авто заполнение ячеек:

              Первый способ:

              1. ввести в две соседние ячейки два первых элемента прогрессии;

              2. выделите блок, состоящий из двух заполненных ячеек;

              3. Установите указатель мыши на правый нижний угол выделенного блока. Указатель мыши станет черным крестиком – это маркер заполнения. Перетащите маркер заполнения при нажатой правой кнопке мыши вниз.

              Второй способ:

              Выберите команду Правка →Заполнить→ Прогрессия. В появившимся окне выберите тип расположение по столбцу, шаг, предельное значение.


              Операции с листами:

              1. переименование: двойной щелчок по названию листа на его ярлыке или п. Переименовать контекстного меню ярлыка; удаление: меню Правка, п. Удалить лист или п. Удалить контекстного меню ярлыка;

              2. перемещение или копирование: меню Правка, п. Переместить/скопировать лист или соответствующий пункт контекстного меню ярлыка. Для копирования нужно установить флажок Создавать копию в окне Переместить или скопировать.

              3. добавление: щелкнуть по ярлыку листа, перед которым вставляется новый лист; в контекстном меню ярлыка выбрать п. Добавить; в окне диалога; в окне Вставка выбрать ярлык Лист; нажать кнопку ОК.

              Адресация ячеек. В Excel различают 3 типа адресации ячеек: абсолютная, относительная и смешанная. При копировании формулы из одной ячейки в другую автоматически изменяются адреса ячеек, входящих в состав формул. Такая адресация ячеек называется относительной. Относительные ссылки используются в Excel по умолчанию. Но иногда необходимо не изменять адрес некоторой ячейки при копировании формулы. Такой адрес называется абсолютным и Абсолютная ссылка задается путем указания символа доллара перед номером строки и столбца, например $A$2 либо нажатием клавиши <F4>.

              Смешанная ссылка представляет собой комбинацию абсолютной и относительной ссылок, когда для строки и столбца используются разные способы адресации, например, $A1, B$2. При копировании формулы абсолютная часть ссылки не изменяется.

              Все формулы в Excel должны начинаться с символа “=”, заканчивается ввод формулы нажатием Enter

              Примеры формул: = 2*5^ 3+4 =A1+A2 =A1+Cos (5,282)

              Редактирование формул: Чтобы начать редактировать содержимое ячейки, нужно сначала выделить эту ячейку. Далее включить режим редактирования, нажав клавишу F2 или выполнив двойной щелчок мышью. Для редактирования формул можно нажать кнопку = в строке формул. В режиме редактирования активизируется строка формул, в которой виден текст формулы, а не результат ее вычисления.

              Чтобы изменить формулу нужно щелкнуть мышью в той позиции строки, где необходимо внести изменения.

              Форматирование данных. Прежде всего, нужно выделить ячейки, в которых надо изменить формат данных. После этого можно либо открыть правой кнопкой мыши контекстное меню и вызвать в нем команду Формат ячеек, либо вызвать команду Формат Ячейки из меню Формат. В любом случае на экране появится диалоговое окно Формат ячеек. Используя его можно установить форматы представления данных в ячейках: числовые форматы выравнивание, границы и вид ячеек, а также определить степень защиты данных.


              Упражнение 1. Необходимо подсчитать сумму налогов, премию и сумму всей зарплаты после отчисления всех налогов и начисления премии.

              1. Открыть программу MS EXCEL. Сохранить книгу под именем Лабораторные работы в свою папку.

              2. Переименуйте текущий рабочий лист (Лист1) на Задание 1.

              3. Ввести исходные данные таблицы1.

              4. Оформить таблицу по образцу.

              5. Для того чтобы объединить ячейки, необходимо выделить ячейки и нажать кнопку или в меню Формат Ячейки












              1. Для того чтобы изменить ориентацию текста, необходимо

              • Выделить ячейку, в которой находится текст, вызвать контекстное меню→Формат ячеек, во вкладке Выравнивание перейти в поле Ориентация

              • Щелкните на красный ромб , удерживая нажатой левую кнопку мыши перетащите на 90о.

              1. Для того чтобы подсчитать сумму профессионального взноса составляющего 5 % от оклада, необходимо:

              • Выделить ячейку D5 и ввести формулу =С5*5%

              • Аналогично и для всех налогов и премии.

              1. Вычислить сумму, получаемая на руки после вычислении всех налогов и начислении премии в ячейки Н5.

              2. Подвести итог суммы всего оклада всех сотрудников и сумму зарплаты получаемая ими на руки. Для этого

              • Выделить блок ячеек H5:H12.

              • Н ажмите на кнопку Автосумма на стандартной панели инструментов.


              Упражнение 2. Используя возможности Excel, найти сумму выручки от продаж в рублях и долларах.

                  1. Перейдите на Лист2. Переименуйте его на Задание2.

                • Создайте таблицу, внесите в нее исходные данные задачи

                • Подсчитайте выручку от продажи в долларах и тенге.

                  • В ячейку Е6 введите следующую формулу: =С6*D6

                  • В ячейку F6 введите следующую формулу: =Е6*В3. В3 является абсолютной адресацией, нажмите на F4 , должно получится $В$3.


                  Упражнение 3: Составьте таблицу, вычисляющую n-й член и сумму арифме­тической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии: an=a1+d(n-l) и формула суммы п первых членов арифметической прогрессии:Sn=(a1+an)*n/2, где a1 - первый член прогрессии, a d разность арифметиче­ской прогрессии, используя абсолютную ссылку. Первый член, который ра­вен -2, а разность равна 0,725.

                  1. Перейдите на Лист3. Переименуйте его на Задание3.

                  2. Самостоятельно запишите формулы.


                  Задания для самостоятельной работы:

                  Задание

                  Вариант 1


                  Продукцией городского молочного завода являются молоко, кефир и сметана. На производства 1т молока, кефира и сметаны требуется соответственно 1010, 1020 и 9450 кг молока.

                  Прибыль от реализации 1т молока, кефира и сметаны соответственно равны 300, 220 и 1360 тенге. Было изготовлено молока 123т, кефира 342т, сметаны 256т.

                  Требуется при помощи электронной таблицы рассчитать: прибыль от реализации каждого вида изделий, общую прибыль, долю (в процентах) прибыльности каждого вида изделий от общей суммы, расход молока (сырья);


                  Вариант 2


                  На книжную базу поступили 3 наименования книг: словари, книги по кулинарии и пособия по вязанию. Они были распределены по трем магазинам: «Книжный мир», «Дом книги» и «Глобус». В «Книжный мир» поступило словарей – 10400 экземпляров, кулинарных книг – 23650 экземпляров, пособий по вязанию – 1500 экземпляров; в «Дом книги» - 10300 словарей, 22950 кулинарных книг и 1990 пособий по вязанию; в «Глобус» соответственно 9100, 23320 и 2500 экземпляров.

                  В первом магазине было продано словарей – 8945 экземпляров, кулинарных книг – 19865 экземпляров, пособий по вязанию – 873 экземпляра; во втором магазине было продано словарей – 9300 экземпляров, кулинарных книг - 21900 экземпляров, пособий по вязанию – 1020 экземпляров; в третьем магазине соответственно было продано 8530, 18100 и 2010 экземпляров.

                  Требуется при помощи электронной таблицы рассчитать: общее количество книг каждого наименования поступивших на книжную базу; процент продажи каждого наименования книг в каждом магазине; количество книг, оставшихся после реализации.


                  Вариант 3

                  На предприятии работники имеют следующие оклады: начальник отдела – 1000 тенге., инженер 1 кат. – 860 тенге., инженер – 687 тенге., техник – 315 тенге., лаборант – 224 тенге. Предприятие имеет два филиала: в средней полосе и в условиях крайнего севера. Все работники получают надбавку 10% от оклада за вредный характер работы, 25% от оклада ежемесячной премии. Со всех работников удерживают 20% походный налог, 3% профсоюзный взнос и 1% в пенсионный фонд. Работники филиала, расположенного в средней полосе, получают 15% районного коэффициента, работники филиала, расположенного в районе крайнего севера, имеют 70% районный коэффициент и 50% надбавки от начислений.

                  Расчет заработной платы должен быть произведен для каждого филиала в отдельности. Результатом должны быть две таблицы.

                  Требуется при помощи электронной таблицы рассчитать суммы получения каждой категории работников.



                  Вариант 4

                  Производственная единица изготавливает изделия трех видов: П1, П2 и П3. Затраты на изготовление единицы продукций П1, П2 и П3 составляют 7, 15 и 10 (тенге.) соответственно.

                  Прибыль от реализации одного изделия данного вида соответственно равна 20, 16 и 25 (тенге.). План производства изделий П1 – 200482шт., П2 – 43292 шт., П3 – 1463012 шт. В январе было изготовлено П1 – 135672 шт., П2 – 60712 шт., П3 – 1456732 шт.

                  Требуется при помощи электронной таблицы рассчитать в тенгах и долларах (курс доллара – величина изменяющаяся): плановые затраты на производство; прибыль от реализации каждого вида изделий; прибыль, полученную предприятием в январе; процент выполнения плана в январе по каждому виду изделия.


                  Вариант 5

                  Кондитерская фабрика для производства трех видов карамели А, В и С используют три вида сырья: сахарный песок, патоку и фруктовое пюре.

                  Норма расхода сырья на 1т карамели соответственно равны (т):


                  Вид сырья

                  Карамель

                  А

                  В

                  С

                  Сахарный песок

                  0,6

                  0,5

                  0,6

                  Патока

                  0,2

                  0,4

                  0,3

                  Фруктовое пюре

                  0,2

                  0,1

                  0,1


                  Общее количество сырья каждого вида, которое может быть использовано фабрикой, соответственно равно 1500, 900 и 300 тонн. За месяц фабрика изготовила карамели вида А – 820, В – 900, С – 400 (т.)

                  Требуется при помощи электронной таблицы рассчитать: расход сырья каждого вида;

                  количество оставшегося сырья; количество карамели вида А, на производство которого хватить оставшегося сахара.



                  Контрольные вопросы:

                      1. Что такое табличный процессор?

                      2. Какие способы автозаполнения вы знаете?

                      3. Как называется документ программы MS Excel?

                      4. Какие виды адресации вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?

                      5. Каким образом можно объединить ячейки?



                      Лабораторная работа №8

                      Тема: «Вычисление значений функции. Мастер функции. Построение графиков и диаграмм»


                      Цель работы: сформировать умения вычислять значения функций, строить графики функций.

                      Основные понятия:

                      Функции вводятся обычным набором с клавиатуры или более предпочтительным способом – с помощью Мастера функций.

                      Поскольку многие сложные и несложные вычисления встречаются очень часто, то программа Excel предлагает более 200 заранее запрограммированных функций. Функциями в Microsoft Excel называют вычислительную операцию по определенному алгоритму и формуле. Мастер функций предназначен для ввода готовых формул в вычисления. Кнопка Мастер функций на панели инструментов имеет вид fx

                      Для быстрого поиска необходимой функции они разделены по категориям: 10 недавно использовавшихся, Полный алфавитный перечень, Финансовые, Дата и время, Математические, Статистические, Ссылки и массивы, Работа с базой данных, Текстовые, Логические и Проверка свойств. Встроенный Мастер функций помогает правильно применять функции. Он позволяет построить и вычислить большинство функций.

                      Функции в Microsoft Excel представляют собой формулы, которые имеют один или несколько аргументов. В качестве аргументов указываются числовые значения или адреса ячеек.

                      Например: