ВУЗ: Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилёва
Категория: Методичка
Дисциплина: Информатика
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 1830
Скачиваний: 52
Лабораторная работа № 1
ТЕМА: «Операционная система Windows. Основные объекты и приемы управления Windows. Программа Проводник»
Цель работы: познакомить с основными объектами операционной системы Windows, сформировать умение работать с файлами и папками в программе Проводник.
Основные понятия:
Операционная система – совокупность программных средств, обеспечивающая управление аппаратной частью компьютера и прикладными программами, а также их взаимодействие между собой и пользователем.
Windows – графическая операционная система для компьютеров платформы IBM PC. Ее основные средства управления – мышь и клавиатура. Система предназначена для управления компьютером, а также содержит все необходимое для создания небольшой локальной сети и имеет средства для интеграции во всемирную сеть.
Рабочий стол – графическая среда, на которой отображаются объекты и элементы управления Windows. На Рабочем столе располагаются значки и Панель задач. Значки - это графическое представление объектов Windows, Панель задач – один из основных элементов управления Windows.
Приемы управления с помощью мыши:
-
щелчок
-
двойной щелчок
-
щелчок правой кнопкой
-
перетаскивание
-
протягивание мыши
Файл – это именованная последовательность байтов произвольной длины. Создание файла состоит в присвоении ему имени и регистрации его в файловой системе. Имя файла состоит из двух частей: имени и расширение (тип файла), отделенных через точку. Типы файлов рассмотреть самостоятельно.
Папки (каталоги) – важные элементы иерархической структуры, необходимые для обеспечения удобного доступа к файлам, если файлов на носителе слишком много.
Файловая система – часть операционной системы, управляющая размещением и доступом к файлам папкам на диске.
Операции с файловой структурой:
-
навигация по файловой структуре
-
запуск программ и открытие документов
-
создание папок
-
копирование файлов и папок
-
перемещение файлов и папок
-
удаление файлов и папок
-
переименование файлов и папок
-
создание ярлыков
Каталог - это имя группы файлов, объединенных по какому-либо признаку и хранимых на одном диске. В каталоге содержатся имена всех относящихся к нему файлов. В системах Windows каталог называется папкой, которая является более точным понятием, раскрывающим его смысл.
Проводник - служебная программа, предназначенная для навигации по файловой структуре компьютера и ее обслуживания.
Буфер обмена - на время своей работы оболочка Windows выделяет специальную область памяти - буфер обмена (Clipboard), который используется для пересылки данных между приложениями и документами. Роль. данных могут играть фрагмент текста, рисунок, таблица и т.п. Применение буфера обмена является наиболее простым средством обмена данными между программами.
Стандартные программы: В стандартную поставку системы Windows входит набор приложений, которые по минимуму обеспечивают потребности пользователя, выходящие за рамки работы с операционной системой: подготовка текстовых документов, создание и редактирование графических изображений, организация и планирование рабочего времени, математические вычисления и некоторые другие.
Упражнение 1. Настройка Рабочего стола.
1. Установите новые параметры Рабочего стола (фон, заставка, оформление). Вызвать контекстное меню Рабочего стола-Свойства
2. В Главном меню Пуск, Программы, Стандартные запустите две программы, разверните обе программы на весь экран ( каскадом, слева направо, сверху вниз), нажав правой кнопкой мыши по Панели задач.
3. Сверните окно одной программы, а окно второй восстановите до первоначального размера, измените с помощью мыши размеры окна.
4. Закройте программы.
5. Запустите приложение на вашем рабочем диске. Создайте ярлык для этой программы и поместите его на Рабочий стол. Запустите программу при помощи созданного ярлыка. Нажав правой кнопкой по значку программы, выбрать команду Создать ярлык. Двойным щелчком запускается программа.
6. Поместите программу-приложение в меню Программы. Запустите программу из Главного меню. Сверните программу.
7. Найдите в справочной системе Windows три термина: мультимедиа, настройка Главного меню, ярлык. Скопируйте по очереди их описание и поместите текст в файл Справка.txt при помощи программы Блокнот. Пуск – Справка и поддержка. Выделите текст и выполните команду Копировать.
Упражнение 2. Работа в программе Проводник.
1. Запустите программу Проводник. Пуск – Программы – Стандартные – Проводник.
2. Изучите состав меню окна Проводник.
3. Ознакомьтесь с содержанием рабочего диска, просмотрев все ветви на соответствующей панели программы Проводник, и получите информацию о свойствах диска.
4. Создайте в корневом каталоге рабочего диска папку, присвойте имя папки - вашу фамилию. Файл – Создать – Папку.
5. Скопируйте папку и поместите копию на Рабочий стол, используя при этом разные способы копирования.
6. Поместите документ Справка.txt в вашу папку на диске.
7. Переименуйте копию папки на Рабочем столе.
8. Переместите переименованную папку с Рабочего стола на рабочий диск.
9. Скопируйте документ Справка.txt в переименованную папку.
10. Удалите переименованную папку.
11. Осуществите поиск текстовых файлов с расширением doc. Пуск – Найти. В строке поиска запишите: *.doc.
12. В строке поиска напишите команду: ??равка. Проанализируйте, чем отличаюся символы «?» и «*» в имени файла.
Задания для самостоятельной работы:
-
Создайте на диске С в своей папке следующую файловую структуру: см. в таблице.
-
Переместите файл Справка.txt так, чтобы его путь соответствовал следующей записи: см. в таблице.
3. Скопируйте файл Справка.txt в папку … и переименуйте (новое имя …)
Таблица вариантов заданий:
Контрольные вопросы:
-
Что такое операционная система? Какие операционные системы вы знаете?
-
Перечислите основные объекты и приемы управления Windows.
-
Что такое файл и файловая система? Перечислите типы файлов.
-
Чем отличается значок от ярлыка?
-
Перечислите способы копирования, удаления, перемещения файлов и папок.
Лабораторная работа №2
ТЕМА: «Обслуживание дисков. Архивация файлов. Антивирусные программы»
Цель работы: сформировать умение работать с дисками, архивировать файлы, проверять на вирусы.
Основные понятия:
Форматирование или инициализация диска, представляет собой процесс разбивки диска на секторы и дорожки, для того, чтобы операционная система и ее приложения имели возможность записывать на них данные.
Проверка диска на наличие различного рода ошибок и сбоев обеспечивается специальной программой, которая выполняет как проверку диска, так и исправление программных ошибок.
Дефрагментация диска позволяет перемещать файлы на диске таким образом, чтобы все части одного файла хранились в смежных областях. Применение дефрагментации повышает производительность компьютера при работе с дисками.
Программа Архивация данных сжимает файлы и перемещает их в архив. После этого можно скопировать сжатые файлы на дискеты и другие носители. Для восстановления файлов нужно применять именно эту программу. Среди наиболее известных архиваторов можно назвать такие, как ZIP. ARJ. RAR. GZIP. Хорошо архивируются файлы, содержащие изображение с небольшим количеством деталей в несжатом виде (.BMP, .PSD), текстовые файлы (.TXT, .DOC,. PAT).
Компьютерный вирус - это специально написанная небольшая по размерам программа, которая может искажать и уничтожать информацию в компьютерах, к которым имеется доступ, "приписывать" себя к другим программам (т.е. "заражать" их), а также выполнять различные нежелательные действия на компьютере. Наиболее популярные Doctor Web. AVP. Norton Antivirus, Касперский.
Упражнение 1: Форматирование дискет
-
Для форматирования диска воспользуйтесь программой Проводник или Мой компьютер:
-
Вставьте дискету.
-
Выделите значок Диск 3,5 (А)
-
Выберите в меню Файл команду Форматировать или вызовите контекстное меню.
-
Установите вид форматирования Полное и запишите метку дискеты
Важно! Форматирование приводит к полному уничтожению всех данных на диске.
-
Скопируйте на дискету несколько объектов (папок, файлов)
-
Проверьте свободное место дискеты
Установите указатель мыши на диск, подлежащий проверке. На экране в виде подсказки появятся значения общей емкости диска и объема свободного пространства.
Или вызвав контекстное меню диска, и затем выбрав команду Свойства.
Упражнение 2: Работа с программой архивации WinZip
1. Создайте в своей папке папку Архив 1
2. Поместите в папку Архив 1 папки, документы, рисунки, которые собираетесь архивировать. Проверти размер папки.
3. Правой кнопкой щелкните по созданной папке и в контекстном меню выберите команду Добавить в архив.
4. Установите основные параметры архивации (имя архива Doc.zip)
5. Сравните размер заархивированной папки с исходным.
6. Создайте папку Архив 2 в своей папке
7. Извлеките из архива Doc.zip файлы с расширением *.doc и поместите их в папку Архив 2. Для этого
-
Откройте заархивированную папку, два раза щелкнув по ней. В окне архиватора на панели инструментов выбираете команду Наити.
-
В поле искать набираете наименование файла с нужным расширение ->ОК.
-
В окне результаты поиска выделяете все файлы и нажимаете на команду Извлечь в
-
В появившемся окне указываете путь извлечения файлов ->ОК.
8. Отправьте папку Архив 2 на дискету
Упражнение 3: Обслуживание дисков.
-
Проверьте поверхность дискеты 3,5 А на наличие ошибок. Для этого:
-
Откройте окно Мой компьютер и выберите Диск 3,5 А, который требуется проверить.
-
В меню Файл выберите команду Свойства.
-
На вкладке Сервис в группе Проверка диска нажмите кнопку Выполнить проверку.
-
В группе Параметры проверки диска установите флажок Проверять и восстанавливать поврежденные сектора.
Упражнение 4: Проверка на вирусы
1. Вставьте дискету.
2. Запустите антивирусную программу (Kaspersky AntiVir) вызвав контекстное меню Диска 3,5 А
3. Проверьте дискету на вирусы.
Задание для самостоятельной работы:
-
Создайте на рабочем столе папку …
-
Поместите в папку файлы с расширением …, которые вы собираетесь архивировать.
-
Создайте архив … ZIP.
-
Сохраните архивную папку на вашу дискету.
Таблица вариантов заданий:
№ варианта |
Задание №1 |
Задание № 2 |
Задание №3 |
1 |
Текст |
*.txt |
Архив1 |
2 |
Документы |
*.doc |
Архив2 |
3 |
Рисунки |
*.bmp |
Архив3 |
4 |
Таблицы |
*.xls |
Архив4 |
5 |
Сайт |
*.html |
Архив5 |
Контрольные вопросы:
-
Для чего нужно форматирование дисков?
-
Какие наиболее известные архиваторы вы знаете?
-
Что такое компьютерный вирус?
-
Для чего архивируют файлы?
-
Какие антивирусные программы вы знаете?
Лабораторная работа №3
Тема: «Текстовый процессор Word. Создание, редактирование и форматирование документов»
Цель работы: сформировать умение редактировать и форматировать текстовые документы.
Основные понятия:
Текстовые процессоры – программные средства, предназначенные для создания, редактирования и форматирования простых и комплексных текстовых документов.
Создание документа осуществляется с помощью двух методов: на основе шаблона, на основе существующего документа.
Под редактированием понимают изменение уже существующих документов. Удаление ошибочных символов осуществляется клавишами BACKSPACE, DELETE.
Форматирование осуществляется средствами меню Формат или панели Форматирование.
Приемы форматирования:
-
Выбор и изменение гарнитуры шрифта
-
Управление размером шрифта
-
Управление начертанием шрифта
-
Управление методом выравнивания
-
Создание маркированных и нумерованных списков
-
Управление параметрами абзаца
Сохранение документа. Документы Word сохраняются в виде файлов со стандартным расширением .doc. Параметры сохранения файла можно задать командой Сервис Параметры, вкладка Сохранение, на которой выбираются необходимые параметры.
Закрытие документа. Выберите команду Файл Закрыть. Если документ отображен в двух или более окнах, все окна с этим документом будут закрыты.
Средства поиска и замены.
-
ПравкаНайти (Ctrl+f)
-
в поле Найти вводят фрагмент разыскиваемого текста;
-
для автоматической замены найденного текста используют элементы управления вкладки Заменить.
-
заменяющую строку вводят в поле Заменить на
Изменение состава группы кнопок. Для изменения состава группы кнопок на панели инструментов следует в меню Сервис →Настройка в диалоговом окне Настройка выбрать вкладку Команды. В списке Категории находится название группы, после чего в списке Команды появляются кнопки этой группы.
Колонтитулами называют области, расположенные в верхнем и нижнем поле каждой страницы документа. (Вид→Колонтитулы) В колонтитул обычно вставляется текст и/или рисунок (номер страницы, дата печати документа, эмблема организации, название документа, имя файла, фамилия автора и т. п.), который должен быть напечатан внизу или вверху каждой страницы документа.
Гиперссылка - Цветной и подчеркнутый текст или рисунок, позволяющий перейти к файлу, месту в файле, HTML-странице в Интернете или интрасети.
Установки гиперссылки на фрагмент текста.
-
необходимо выделить фрагмент, который предполагается использовать как гиперссылку, а затем нажмите кнопку Добавление гиперссылки на Панели Стандартная.
-
В области Связать с нажмите кнопку Новый документ.
-
Введите имя нового файла. Можно также указать путь к новому файлу, а затем либо сразу открыть этот файл для правки, либо сделать это позже.
-
Нажмите кнопку ОК
Упражнение 1:
-
Наберите текст и отформатируйте его как на рис.1
-
С
☼
" Sunrise Ltd "
243100, Клинцы,
Проспект Ленина, 3
тел. 2-43-14
факс 2-43-15
e-mail:Oreshko@mail.ru
Уважаемый Вячеслав
Иванович!
Вы уже решили, где провести зимние каникулы? Для Вас мы делаем специально недорогое предложение. Путешествуйте с фирмой Sunrise Ltd. в Австрию и пользуйтесь привлекательными условиями отдыха.
Отель «Снежная долина», Бергштадт, Австрия.
Будем рады видеть вас.
С дружественным приветом С. М. Орешко
охраните документ в свою папку под именем Лаб_1_Word. -
Задайте новые параметры cтраницы:верхнее-2.5, нижнее -2.5, левое-3, правое -1.5, ориентация – альбомная, масштаб – 75% с помощью команды Файл-Параметры страницы.
-
Установите расстановку переносов с помощью команды Сервис – Язык – Расстановка переносов
-
Выполните поиск в тексте слов начинающихся с буквы П с помощью команды Правка – Найти.
-
Замените слова «Снежная долина» на «Жемчужина», используя команду Правка -Заменить.
-
Установите колонтитулы. В этот колонтитул вставьте номер страницы (положение – внизу страницы, выравнивание – от центра), имя вашего документа («Лаб_1_Word»), дату его создания, а также впишите свою ф.и.о, факультет, группу.
Упражнение 2:
1. Создайте новый документ Жемчужина.doc, который содержит следующий текст:
Отель «ЖЕМЧУЖИНА» - это туристический комплекс, занимающий значительную площадь. Отель приспособлен для отдыха с детьми. Лыжный подъемник, лыжная школа расположены рядом. В отеле есть ресторан, бассейн, сауна и гимнастический зал. Кроме того, в отеле есть:
-
Детский сад, в котором воспитатели заботятся о детях, устраивают праздники, просмотр детских фильмов или чтение сказок.
-
Апартаменты с цветным телевизором, телефоном и балконом, лоджией или террасой. Тип 1 – жилая площадь около 27 кв.м, тип 2 – около 34 кв.м.
-
Буфет для завтраков с большим выбором блюд.
2. Текст маркированного списка поместите в виде колонок с разделителем с помощью команды Формат – Колонки, предварительно выделив его. Для того, чтобы текст начинался с новой колонки, нужно в конце каждой колонки выполнить команду Вставка – Разрыв – Новая колонка. Должно получиться так:
-
Детский сад, в котором воспитатели заботятся о детях, устраивают праздники, просмотр детских фильмов или чтение сказок.
-
Апартаменты с цветным телевизором, телефоном и балконом, лоджией или террасой. Тип 1 – жилая площадь около 27 кв.м, тип 2 – около 34 кв.м.
-
Буфет для завтраков с большим выбором блюд.
3. Создайте гиперссылку на фрагмент «Жемчужина» связав его с новым документом (Жемчужина). Выделите слово «Жемчужина», выполните команду Вставка – Гиперссылка, в области Связать с выберите документ Жемчужина.doc.
Задания для самостоятельной работы:
-
Создать текстовый документ … см. таблицу.
-
Документ должен содержать … абзацев (скопировать абзацы с других
документов).
-
Форматировать абзацы в следующем порядке:
-
Создать … список из нескольких строк.
-
Расположите текст в … колонки
-
Вставьте в документ …
№ заданий
Контрольные вопросы:
-
Что такое текстовый процессор?
-
Чем отличается редактирование документов от форматирования?
-
Какие приемы форматирования вы знаете?
-
Что такое колонтитул?
-
Для чего служит гиперссылка?
Лабораторная работа №4
ТЕМА: «Текстовый процессор Word. Вставка рисунков, создание графических объектов»
Цель работы: сформировать умение работать с графическими объектами, использовать OLE технологии для создания комплексных документов.
Основные понятия:
Создание рисунков в Word. В Word есть встроенный графический редактор, идеально подходящий для создания несложных схем, чертежей и рисунков. (ВидПанель инструментовРисование)
Группировка графических объектов. Когда чертеж закончен, его отдельные элементы можно объединить в единую схему – для этого, отметив мышью (при нажатой Shift) или инструментом на панели "Рисование"(рядом с кнопкой <Действия> выделить все нужные объекты, обратитесь к пункту меню ДействияГруппировать. Для отмены группировки выделите схему и выберите ДействияРазгруппировать или вызовите контекстное меню.
Работа с графикой в процессоре Word может строиться по трем направлениям:
-
Вставка объекта, созданного в другом графическом редакторе (напр.,Paint, Ms Drawing,Paintbrush и т. д.)
-
Рисование в самом документе (воспользовавшись инструментами панели Рисование).
-
Использование готовых рисунков из коллекции Clipart для оформления текстов.
Размещение изображения в тексте.
-
Откройте панель Настройка изображения. Для этого выполните команду ВидПанели инструментовНастройка изображения. Перед вами должна появиться панели Настройка изображения.
-
Нажмите кнопку Обтекание текстом . В появившемся меню выберите нужный вам вариант обтекания и щелкните по нему мышью. Например, если выбрать По контору, то при вводе текста он будет располагаться вокруг контура изображение.
OLE технология. Для объединения в одном документе объектов разного происхождения, например, чтобы вставить в текст графику, музыку, электронные таблицы, в приложениях Windows широко применяется технология OLE – связь и внедрение объектов. Это означает, что перемещаемый в текст объект может включаться в него в двух вариантах:
-
Как внедренный, т.е. становится частью документа Word, все изменения, которые производятся в источнике, не будут отражаться в документе.
-
Как связанный, если производятся изменения над объектом в источнике, то эти изменения отражаются на объекте, помещенном в текстовом документе.
Термины технологии OLE:
-
Клиент – приложение, принимающее объект
-
Сервер – приложение, средствами которого создается объект.
Внедренный или связанный объект можно впоследствии редактировать средствами приложений – сервера. Для этого надо выполнить двойной щелчок мыши на данном объекте.
Технология OLE осуществляется двумя способами:
-
через буфер обмена – командой приложения Правка/Специальная_вставка
-
командой приложения Вставка/Объект
Первым способом можно внедрить (связать) фрагмент документа или весь документ, вторым способом только целый документ.
Упражнение 1. Создайте схему по образцу, cгруппируйте все графические объекты.
-
нарисовать прямоугольник ABB1A1;
-
провести одну из наклонных линий, например, A1D1;
-
скопировать A1D1 и вставить три раза ВС, B1C1 и AD;
-
провести линии CC1, DD1, DC и D1C1;
-
выделяя соответствующие отрезки, выбрать Тип штриха – пунктируй;
-
дорисовать координатные оси, выбрав инструмент Линия и стиль - Линия со стрелкой. Для выбора стиля автофигуры, щелкните правой кнопкой мыши над объектом и в появившемся контекстном меню выберите пункт Формат автофигуры.
-
для того, чтобы расположить букву в нужном месте, включите кнопку Надпись на панели Рисование и растяните рамку, пользуясь мышью, до требуемого размера.
-
Нажав кнопку Цвет линии (рамка должна быть выделена), выберите в предлагаемой палитре Нет Линии, аналогично Цвет заливки — Нет заливки, Ваша рамка стала прозрачной. В ней можно помещать текст (нам нужна всего лишь одна буква - обозначение вершины).
9. Выделите свою рамку, скопируйте и затем вставьте 10 раз. Нижний индекс устанавливается командой ФорматШрифт...на вкладке Шрифт в активизировать Нижний индекс.
10. Представьте рисунок в виде единого графического объекта. Для этого, включив кнопку Выбор объектов , растяните пунктирную рамку вокруг всего рисунка (выделите рисунок) и нажмите кнопку Действия, выберите пункт Группировать.
Упражнение 2: Создание внедренного объекта (рисунка)
-
Создайте новый документ С:\Мои документы\Ваша папка\Интеграция.doc
-
Откройте программу Paint, создайте рисунок и сохраните как Рисунок.bmp
-
Скопируйте рисунок в буфер обмена ( выделить рисунок и выбрать команду Копировать).
-
Вставьте в документ внедренный объект в его полном изображении. Для этого:
-
Перейдите в окно Miсrosoft Word (Интеграция.doc).
-
Установите курсор в место вставки внедряемого объекта (Рисунок) и введите любой заголовок;
-
Выполните команду ПравкаСпециальная вставка для вставки внедренного объекта;
-
Установите переключатель Вставить;
-
Выберите формат Рисунок, в диалоговом окне установите флажок В виде значка и нажмите ОК;
-
Отредактируйте внедренный объект.
-
Чтобы увидеть рисунок два раза щелкните мышкой по значку;
-
Измените рисунок;
-
Возвратитесь в документ Интеграция. Doc
-
Щелкните по значку. В появившимся меню выберите команду Связанный объект рисунок Преобразовать. В диалоговом окне уберите флажок В виде значкаОК.
-
Сравните исходный рисунок с отредактированным.
-
Перейдите в окно рисунка Рисунок.bmp и сравните его содержимое с результатом редактирования объекта в документе Интеграция.doc
Упражнение 3 Создание связанного объекта (текстового документа )
-
Вставьте в документ связанный объект (текст документа Справка.txt созданный на 1-ом занятии).
-
Перейдите в окно Интеграция.doc;
-
Установите курсор в место вставки связанного объекта (текста) и введите любой заголовок;
-
Вставьте связанный объект командой ВставкаОбъектСоздание из файлаОбзорВыделить Справку.txtустановите флажок в виде значка; связь с файлом.
-
Отредактируйте объект-источник и сохраните изменения.
-
Закройте документ Интеграция.
-
Повторно откройте документ Интеграция.
-
Сравните состояние документа Интеграция с документом Справка.txt.
Задания для самостоятельной работы:
-
Создать документ …см. таблицу
-
Создать рисунок … с помощью панели Рисования и сгруппировать его, сделав надписи под рисунком.
-
Вставить в документ …
-
Используя размещение изображения в тексте, создайте на фоне рисунка …
№ варианта |
Задание 1 |
Задание 2 |
Задание 3 |
Задание 4 |
1 |
С:\Ваша папка\Лаб2_W1 |
Телевизор |
Связанный рисунок |
Приглашение на свадьбу |
2 |
С:\Ваша папка\Лаб2_W2
|
Будильник |
Внедренную диаграмму |
Визитную карточку |
3 |
С:\Ваша папка\Лаб2_W3 |
Машины |
Связанный текст |
Открытку с днем рождения |
4 |
С:\Ваша папка\Лаб2_W4
|
Блок-схема |
Внедренный рисунок |
Логотип фирмы |
5 |
С:\Ваша папка\Лаб2_W5
|
Компьютер |
Связанную таблицу |
Грамоту за I место на соревнованиях |
Контрольные вопросы:
-
С помощью какого средства можно рисовать графические объекты в текстовом процессоре Word?
-
По каким направлениям строиться работа с графикой в текстовом процессоре Word?
-
Что такое OLE – технологии?
-
Чем отличается внедренный от связанного объекта?
-
Что значит группировать объекты?
Лабораторная работа №5
Тема: «Текстовый процессор Word. Редактор формул. Создание и форматирование таблиц. Вычисления в таблице».
Цель работы: сформировать умение вводить формулы в текстовый документ, строить таблицы, выполнять вычисления в таблице.
Основные понятия:
Вставка формулы в Microsoft Word Редактор формул Microsoft Equation 3.0 позволяет вставить в текстовый документ математические формулы.
Первый способ:
-
Укажите место для вставки формулы.
-
Выберите Вставка ОбъектТип объекта Microsoft Equation 3.0.
ОК.
Второй способ:
-
На панели инструментов найдите кнопку Редактор
формул
Создание и форматирование таблиц. В программе Word предоставляет самые широкие возможности по отображению текста в рамках таблиц. Самый простой способ создать таблицу в программе Word состоит в использовании позиций табуляции.
-
Небольшие таблицы создают с помощью кнопки Добавить таблицу на панели инструментов.
-
Пустую таблицу с произвольным числом строк и столбцов создают с помощью команды Таблицы/Вставить таблицу. Число строк и столбцов задают с помощью счетчиков диалогового окна Вставка таблицы.
-
Кнопка Таблицы и границы, а также команда Таблица/Нарисовать таблицу позволяют нарисовать таблицу в документе вручную.
-
С помощью команды Таблица/Объединить ячейки (Разбить ячейки) объединяют или разделяют отдельные ячейки.
-
Линии, разбивающие таблицу, можно рисовать или удалять вручную. На панели инструментов Таблицы и границы для этой цели служат кнопки Нарисовать таблицу и Ластик.
-
Таблица/Автоформат позволяет применить один из готовых стандартных форматов, определяющих шрифты, границы и цвета ячеек таблицы.
Вычисления в таблице. Текстовый процессор Word позволяет выполнять вычисления суммы чисел в столбцах или в строках, записывая в отдельные ячейки таблицы формулы с помощью команды ТаблицаФормулы.
Ключевые слова для ссылки на блок ячеек:
-
LEFT-ячейки, расположенные в строке левее ячейки с формулой;
-
RIGHT-ячейки, расположенные в строке правее ячейки с формулой;
-
ABOVE-ячейки, расположенные в столбце выше ячейки с формулой;
-
BELOW-ячейки, расположенные в столбце ниже ячейки с формулой;
Виды встроенных функции Word:
-
AVERAGE() – Вычисление среднего значения для диапазона ячеек
-
COUNT() – Подсчет числа значений в указанном диапазоне ячеек
-
MAX() – Нахождение максимального значения
-
MIN() – Нахождение минимального значения
-
SUM() –Нахождение суммы чисел
Упражнение 1: В текстовом документе с помощью редактора формул наберите данные выражения:
1) , 2) .
1. Запустите Редактор формул одним из указанных выше способов.
2. С клавиатуры наберите s=
3. На панели инструментов Редактора формул выберите знак дроби
4. В числителе запишите 2, затем нажмите на кнопку суммы , выберите нужный знак.
5. Наберите с клавиатуры х, затем нажмите на кнопку индекса , выберите нижний индекс и наберите i.
6. В полученной формуле щелкните в области знаменателя, с клавиатуры наберите 3+х
7. Нажмите на кнопку индекса , выберите верхний индекс и наберите 2.
8. Формула набрана, аналогично наберите формулу 2.
Упражнение 2. Наберите ниже приведенный текст с формулой.
Модель Солоу с непрерывным временем. Предположим теперь, что время, измеряемое в начале с дискретностью в один год, будет измеряться с дискретностью ∆t (например, полугодие, квартал, месяц, декада, день). При дискретности в один день время можно считать практически непрерывным.
При дискретности ∆t модель Солоу будет выглядеть следующим образом:
(1.1.2)
Упражнение 3. Создайте схему по образцу и наберите формулы с помощью редактора формул. Сгруппируйте все графические объекты.
Структурная схема модели Солоу
-
Нарисуйте схему с помощью панели Рисования.
-
В графические объекты поместите формулы с помощью инструмента Надписьили щелкнуть правой кнопкой по объекту и выбрать Добавить текст.
Упражнение 4. Создайте нижеприведенную таблицу, введите свой данные и вычислите объем расходов студента:
День недели |
Расходы |
|||||
Питание |
Транспорт |
Развлечение |
Прочие |
Итого: |
||
Еда |
Напитки |
|||||
Будний день |
100 |
30 |
60 |
50 |
30 |
|
Выходной день |
250 |
100 |
120 |
500 |
200 |
|
Итого: |
|
|
|
|
|
|
-
Выберите один из выше перечисленных способов создания таблицы.
-
Объединение выделенных ячеек выполняется командой Таблица/Объединить ячейки
-
Разбиение выделенных ячеек выполняется командой Таблица/Разбить ячейки
-
Оформление, предварительно выделенных частей таблицы выполняется командой Формат/Границы и Заливка
5. В строке Итого запишите формулу суммы: поставьте курсор в столбец Еда, выполните команду Таблица/Формула
6. В появившемся окне появится формула: =SUM(ABOVE), вычисляет сумму ячеек, расположенных выше ячейки с формулой.
7. Аналогично во все столбцы. В столбце Итого запишите формулы.
Задания для самостоятельной работы:
1. Наберите с помощью редактора формул следующие выражения: см.таблицу
2. Создайте таблицу, введите свои данные и вычислите необходимые показатели (используя формулы):
№ варианта |
Задание 1 |
Задание 2 |
1 |
у= |
«Ведомость успеваемости студентов» |
2 |
«Посещаемость студентов» |
|
3 |
«Учет товаров» |
|
4 |
«Платежное поручение» |
|
5 |
«Счет за обед» |
Контрольные вопросы:
-
Каким образом в текст вставить формулы?
-
Какие существуют способы создания таблиц?
-
Какие вычисления можно производить в таблицах?
-
Как объединить ячейки таблицы?
-
Каким образом можно установить границы и заливки в таблице?
Лабораторная работа № 6
Тема: «Текстовый процессор Word. Создание макросов»
Цель работы: сформировать умение создавать макросы, представлять их в виде кнопок на панели инструментов.
Основные понятия:
Макрос (или макропрограмм) – это набор команд, объединенных под одним именем. В нем можно регистрировать нажатия клавиш и другие действия. Иными словами, макрос является командой, которой создается самим пользователем и служит для автоматизации рутинных операций. Макросы можно закреплять за любыми меню, комбинациями клавиш и панелями инструментов. Простейший способ создания макроса – запись последовательности действий, необходимых для какой-либо обработки документа.
Упражнение 1. Создание простейших макросов в программе Word
Создание первого макроса – Удалить_До_Конца_Строки.
-
Создайте новый документ. Наберите строку следующих символов 1234567890. (Поместите курсор в начало строки.)
-
В строке состояния дважды щелкните индикатор ЗАП, чтобы открыть диалоговое окно Запись макроса.
-
В этом диалоговом окне присвойте макросу имя: Удалить_До_Конца_Строки. В поле Макрос доступен укажите из списка ваш текущий документ. В поле Описание введите описание макроса, например: Удаляет текст до конца строки. Нажмите кнопку ОК. На окне разворачивается панель инструментов Остановка записи.
Примечание: В названии макросов не могут стоять пробелы.
4. Нажмите клавиши <Shift>+<End>. Выделяется текст от позиции курсора до конца строки. Нажмите клавишу <Del>. Выделенный текст удаляется.
5. Щелкните кнопку Остановить запись на панели Остановка записи. На этом заканчиваются операции по созданию первого макроса.
Упражнение 2. Запуск макроса на выполнение.
-
В созданный вами документ наберите с клавиатуры текст: «Создание первого макроса – Удалить_До_Конца_Строки». Скопируйте этот текст в несколько сторк.
-
Установите курсор в начале строки и выполните команду Сервис/Макрос/Макросы.
-
В открывшемся диалоговом окне активизируйте макрос. Удалить_До_Конца_Строки и щелкните на кнопке выполнить. Текст удаляется.
Упражнение 3. Подключение макроса к панели инструментов.
-
Выведите на экран панель инструментов, на которую вы собираетесь добавить кнопку для макроса, например Visual Basic (Вид/Панели инструментов/ Visual Basic).
-
Выполните команды меню Сервис/Настройка. В диалоговом окне щелкните на вкладке Команды. Из списка Категории выберите категорию Макросы. В списке отразятся все созданные макросы. Выделите макрос Удалить_До_Конца_Строки и переместите мышью на панель Visual Basic. На панели появляется новая кнопка.
-
Щелкните на кнопке Изменить выделенный объект и в списке выберите Основной стиль. Кнопка примет стандартный вид.
-
Щелкните на кнопке Изменить выделенный объект и в списке выберите Выбрать значок для кнопки. В появившемся списке щелкните, например, на кнопке с изображением телефона. Закройте диалоговое окно. На панели инструментов остается кнопка с изображением телефона.
-
Установите курсор в начале строки текста и нажмите кнопку, закрепленную за макросом (телефон). Текст до конца строки удалится.
Упражнение 4. Закрепление макроса за комбинацией клавиш.
-
Выполните команду Сервис/Настройка. В появившемся диалоговом окне щелкните на кнопку Клавиатура. В списке Категории выберите категорию Макросы. Выделите макрос Удалить_До_Конца_Строки. Перейдите в поле Новое сочетание клавиш и нажмите клавиши <Ctrl>+<Shift>+<E>, щелкните по кнопке Назначить. Закройте диалоговые окна. Комбинация клавиш закрепляется за созданным макросом.
-
С помощью сочетание клавиш <Ctrl>+<Shift>+<E> удалите последней строки.
Упражнение 5.Создание второго макроса – Красный_Цвет.
Для создания такого макроса следует выполнить следующие команды:
-
выбрать из меню Формат/Шрифт;
-
выбрать из списка Цвет нужный цвет;
Нажать кнопку ОК.
-
Дважды щелкните в строке состояния индикатор ЗАП. На экране появляется диалоговое окно Запись макроса.
-
В поле Имя макрокоманды введите название макроса: Красный_Цвет. В поле Описание введите: Окрашивает текст в красный цвет. Нажмите кнопку ОК.
-
выполните команды меню Формат/Шрифт. Выберите из списка Цвет элемента красный, нажмите кнопку ОК.
-
На панели инструментов Остановка макроса нажмите кнопку Остановить запись. На этом заканчивается операции по созданию второго макроса.
-
Подключите созданный макрос к панели инструментов.
Упражнение 6. Создайте макрос, удаляющий текст от позиции курсора до начала строки (Последовательность действий аналогична n. I. 1, нажатие клавиш <Shift>+<Home>).
а) Присвойте макросу имя Удаление_До_Начала_Строки.
б) Присвойте созданному макросу кнопку в виде Колокольчика.
Задания для самостоятельной работы:
-
Создайте макросы … см. таблицу
-
Закрепление макроса за комбинацией клавиш … см. таблицу
Подключите макроса к панели инструментов (выберите произвольный значок).
№ вар. |
Задание 1 |
Задание 2 |
1 |
Вставить_таблицу (с размером 4х5) |
<Ctrl>+<Shift>+<A> |
2 |
Вставить_рисунок (времена года) |
<Ctrl>+<Shift>+<B> |
3 |
Вставить_таблицу (с размером 8х2) |
<Ctrl>+<Shift>+<C> |
4 |
Вставить_рисунок (наука) |
<Ctrl>+<Shift>+<D> |
5 |
Вставить_таблицу (с размером 6х4) |
<Ctrl>+<Shift>+<E> |
Контрольные вопросы:
-
Что такое макрос?
-
С помощью каких команд создаются макросы?
-
Как созданный макрос поместить на панель инструментов?
-
Какие существуют ограничения в имени макроса?
-
Как макрос закрепить за сочетанием клавиш?
Лабораторная работа №7
Тема: «Табличный процессор MS Excel. Ввод и редактирование данных. Адресация ячеек»
Цель работы: повторить основные понятия табличного процессора Excel, сформировать умение вводить и редактировать данные, применять различного вида адресации при решении задач.
Основные понятия:
Класс программ, предназначенных для создания и обработки табличных данных в электронном виде, называется табличными процессорами или электронными таблицами. Особенность электронных таблиц заключается в возможности применения формул для описания связи между значениями различных ячеек.
Документ Excel называется рабочей книгой, книга представляет собой набор рабочих листов, каждый лист имеет табличную структуру и может содержать одну или несколько таблиц. Максимальное количество рабочих листов – 255, обозначаются они как Лист 1 (Sheet 1). Документ Excel сохраняется в виде файла с расширением *.xls. В представлении пользователя электронная таблица Excel XP (рабочий лист) состоит из 65536 строк (rows) и 256 столбцов или колонок (columns), которые отображаются на экране компьютера. Строки нумеруются целыми числами от 1 до 65536, а столбцы или колонки обозначаются буквами латинского алфавита A, B, …, Z, AA, AB, …IV. На пересечении строки и столбца располагается основной структурный элемент таблицы – ячейка (cell). К содержимому ячейки можно обратиться по ее адресу (ссылке), например, A5.
В ячейках рабочего листа могут находиться данные следующих типов: Текст, Константы и Формулы. В одну ячейку можно ввести до 32767 текстовых или числовых символов.
По умолчанию числовые данные выравниваются по правому краю, а текст ‑ по левому. Если название категории не входит по ширине, то правая ячейка (если она не пустая) перекрывает предыдущую.
Группа соседних ячеек, образующих в таблице область прямоугольной формы, называется диапазоном.
Авто заполнение ячеек:
Первый способ:
-
ввести в две соседние ячейки два первых элемента прогрессии;
-
выделите блок, состоящий из двух заполненных ячеек;
-
Установите указатель мыши на правый нижний угол выделенного блока. Указатель мыши станет черным крестиком – это маркер заполнения. Перетащите маркер заполнения при нажатой правой кнопке мыши вниз.
Второй способ:
Выберите команду Правка →Заполнить→ Прогрессия. В появившимся окне выберите тип расположение по столбцу, шаг, предельное значение.
Операции с листами:
-
переименование: двойной щелчок по названию листа на его ярлыке или п. Переименовать контекстного меню ярлыка; удаление: меню Правка, п. Удалить лист или п. Удалить контекстного меню ярлыка;
-
перемещение или копирование: меню Правка, п. Переместить/скопировать лист или соответствующий пункт контекстного меню ярлыка. Для копирования нужно установить флажок Создавать копию в окне Переместить или скопировать.
-
добавление: щелкнуть по ярлыку листа, перед которым вставляется новый лист; в контекстном меню ярлыка выбрать п. Добавить; в окне диалога; в окне Вставка выбрать ярлык Лист; нажать кнопку ОК.
Адресация ячеек. В Excel различают 3 типа адресации ячеек: абсолютная, относительная и смешанная. При копировании формулы из одной ячейки в другую автоматически изменяются адреса ячеек, входящих в состав формул. Такая адресация ячеек называется относительной. Относительные ссылки используются в Excel по умолчанию. Но иногда необходимо не изменять адрес некоторой ячейки при копировании формулы. Такой адрес называется абсолютным и Абсолютная ссылка задается путем указания символа доллара перед номером строки и столбца, например $A$2 либо нажатием клавиши <F4>.
Смешанная ссылка представляет собой комбинацию абсолютной и относительной ссылок, когда для строки и столбца используются разные способы адресации, например, $A1, B$2. При копировании формулы абсолютная часть ссылки не изменяется.
Все формулы в Excel должны начинаться с символа “=”, заканчивается ввод формулы нажатием Enter
Примеры формул: = 2*5^ 3+4 =A1+A2 =A1+Cos (5,282)
Редактирование формул: Чтобы начать редактировать содержимое ячейки, нужно сначала выделить эту ячейку. Далее включить режим редактирования, нажав клавишу F2 или выполнив двойной щелчок мышью. Для редактирования формул можно нажать кнопку = в строке формул. В режиме редактирования активизируется строка формул, в которой виден текст формулы, а не результат ее вычисления.
Чтобы изменить формулу нужно щелкнуть мышью в той позиции строки, где необходимо внести изменения.
Форматирование данных. Прежде всего, нужно выделить ячейки, в которых надо изменить формат данных. После этого можно либо открыть правой кнопкой мыши контекстное меню и вызвать в нем команду Формат ячеек, либо вызвать команду Формат Ячейки из меню Формат. В любом случае на экране появится диалоговое окно Формат ячеек. Используя его можно установить форматы представления данных в ячейках: числовые форматы выравнивание, границы и вид ячеек, а также определить степень защиты данных.
Упражнение 1. Необходимо подсчитать сумму налогов, премию и сумму всей зарплаты после отчисления всех налогов и начисления премии.
-
Открыть программу MS EXCEL. Сохранить книгу под именем Лабораторные работы в свою папку.
-
Переименуйте текущий рабочий лист (Лист1) на Задание 1.
-
Ввести исходные данные таблицы1.
-
Оформить таблицу по образцу.
-
Для того чтобы объединить ячейки, необходимо выделить ячейки и нажать кнопку или в меню Формат Ячейки
-
Для того чтобы изменить ориентацию текста, необходимо
-
Выделить ячейку, в которой находится текст, вызвать контекстное меню→Формат ячеек, во вкладке Выравнивание перейти в поле Ориентация
-
Щелкните на красный ромб , удерживая нажатой левую кнопку мыши перетащите на 90о.
-
Для того чтобы подсчитать сумму профессионального взноса составляющего 5 % от оклада, необходимо:
-
Выделить ячейку D5 и ввести формулу =С5*5%
-
Аналогично и для всех налогов и премии.
-
Вычислить сумму, получаемая на руки после вычислении всех налогов и начислении премии в ячейки Н5.
-
Подвести итог суммы всего оклада всех сотрудников и сумму зарплаты получаемая ими на руки. Для этого
-
Выделить блок ячеек H5:H12.
-
Н ажмите на кнопку Автосумма на стандартной панели инструментов.
Упражнение 2. Используя возможности Excel, найти сумму выручки от продаж в рублях и долларах.
-
Перейдите на Лист2. Переименуйте его на Задание2.
Создайте таблицу, внесите в нее исходные данные задачи
Подсчитайте выручку от продажи в долларах и тенге.
-
В ячейку Е6 введите следующую формулу: =С6*D6
-
В ячейку F6 введите следующую формулу: =Е6*В3. В3 является абсолютной адресацией, нажмите на F4 , должно получится $В$3.
Упражнение 3: Составьте таблицу, вычисляющую n-й член и сумму арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии: an=a1+d(n-l) и формула суммы п первых членов арифметической прогрессии:Sn=(a1+an)*n/2, где a1 - первый член прогрессии, a d — разность арифметической прогрессии, используя абсолютную ссылку. Первый член, который равен -2, а разность равна 0,725.
1. Перейдите на Лист3. Переименуйте его на Задание3.
2. Самостоятельно запишите формулы.
Задания для самостоятельной работы:
№ |
Задание |
|||||||||||||||||||
Вариант 1
|
Продукцией городского молочного завода являются молоко, кефир и сметана. На производства 1т молока, кефира и сметаны требуется соответственно 1010, 1020 и 9450 кг молока. Прибыль от реализации 1т молока, кефира и сметаны соответственно равны 300, 220 и 1360 тенге. Было изготовлено молока 123т, кефира 342т, сметаны 256т. Требуется при помощи электронной таблицы рассчитать: прибыль от реализации каждого вида изделий, общую прибыль, долю (в процентах) прибыльности каждого вида изделий от общей суммы, расход молока (сырья); |
|||||||||||||||||||
Вариант 2
|
На книжную базу поступили 3 наименования книг: словари, книги по кулинарии и пособия по вязанию. Они были распределены по трем магазинам: «Книжный мир», «Дом книги» и «Глобус». В «Книжный мир» поступило словарей – 10400 экземпляров, кулинарных книг – 23650 экземпляров, пособий по вязанию – 1500 экземпляров; в «Дом книги» - 10300 словарей, 22950 кулинарных книг и 1990 пособий по вязанию; в «Глобус» соответственно 9100, 23320 и 2500 экземпляров. В первом магазине было продано словарей – 8945 экземпляров, кулинарных книг – 19865 экземпляров, пособий по вязанию – 873 экземпляра; во втором магазине было продано словарей – 9300 экземпляров, кулинарных книг - 21900 экземпляров, пособий по вязанию – 1020 экземпляров; в третьем магазине соответственно было продано 8530, 18100 и 2010 экземпляров. Требуется при помощи электронной таблицы рассчитать: общее количество книг каждого наименования поступивших на книжную базу; процент продажи каждого наименования книг в каждом магазине; количество книг, оставшихся после реализации. |
|||||||||||||||||||
Вариант 3 |
На предприятии работники имеют следующие оклады: начальник отдела – 1000 тенге., инженер 1 кат. – 860 тенге., инженер – 687 тенге., техник – 315 тенге., лаборант – 224 тенге. Предприятие имеет два филиала: в средней полосе и в условиях крайнего севера. Все работники получают надбавку 10% от оклада за вредный характер работы, 25% от оклада ежемесячной премии. Со всех работников удерживают 20% походный налог, 3% профсоюзный взнос и 1% в пенсионный фонд. Работники филиала, расположенного в средней полосе, получают 15% районного коэффициента, работники филиала, расположенного в районе крайнего севера, имеют 70% районный коэффициент и 50% надбавки от начислений. Расчет заработной платы должен быть произведен для каждого филиала в отдельности. Результатом должны быть две таблицы. Требуется при помощи электронной таблицы рассчитать суммы получения каждой категории работников. |
|||||||||||||||||||
Вариант 4 |
Производственная единица изготавливает изделия трех видов: П1, П2 и П3. Затраты на изготовление единицы продукций П1, П2 и П3 составляют 7, 15 и 10 (тенге.) соответственно. Прибыль от реализации одного изделия данного вида соответственно равна 20, 16 и 25 (тенге.). План производства изделий П1 – 200482шт., П2 – 43292 шт., П3 – 1463012 шт. В январе было изготовлено П1 – 135672 шт., П2 – 60712 шт., П3 – 1456732 шт. Требуется при помощи электронной таблицы рассчитать в тенгах и долларах (курс доллара – величина изменяющаяся): плановые затраты на производство; прибыль от реализации каждого вида изделий; прибыль, полученную предприятием в январе; процент выполнения плана в январе по каждому виду изделия. |
|||||||||||||||||||
Вариант 5 |
Кондитерская фабрика для производства трех видов карамели А, В и С используют три вида сырья: сахарный песок, патоку и фруктовое пюре. Норма расхода сырья на 1т карамели соответственно равны (т):
Общее количество сырья каждого вида, которое может быть использовано фабрикой, соответственно равно 1500, 900 и 300 тонн. За месяц фабрика изготовила карамели вида А – 820, В – 900, С – 400 (т.) Требуется при помощи электронной таблицы рассчитать: расход сырья каждого вида; количество оставшегося сырья; количество карамели вида А, на производство которого хватить оставшегося сахара. |
Контрольные вопросы:
-
Что такое табличный процессор?
-
Какие способы автозаполнения вы знаете?
-
Как называется документ программы MS Excel?
-
Какие виды адресации вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?
-
Каким образом можно объединить ячейки?
Лабораторная работа №8
Тема: «Вычисление значений функции. Мастер функции. Построение графиков и диаграмм»
Цель работы: сформировать умения вычислять значения функций, строить графики функций.
Основные понятия:
Функции вводятся обычным набором с клавиатуры или более предпочтительным способом – с помощью Мастера функций.
Поскольку многие сложные и несложные вычисления встречаются очень часто, то программа Excel предлагает более 200 заранее запрограммированных функций. Функциями в Microsoft Excel называют вычислительную операцию по определенному алгоритму и формуле. Мастер функций предназначен для ввода готовых формул в вычисления. Кнопка Мастер функций на панели инструментов имеет вид fx
Для быстрого поиска необходимой функции они разделены по категориям: 10 недавно использовавшихся, Полный алфавитный перечень, Финансовые, Дата и время, Математические, Статистические, Ссылки и массивы, Работа с базой данных, Текстовые, Логические и Проверка свойств. Встроенный Мастер функций помогает правильно применять функции. Он позволяет построить и вычислить большинство функций.
Функции в Microsoft Excel представляют собой формулы, которые имеют один или несколько аргументов. В качестве аргументов указываются числовые значения или адреса ячеек.
Например: