Файл: Всероссийский государственный университет юстиции (рпа минюста России).pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)
«НАЧАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»
Преподаватель: Карамельский Руслан Валерьевич
ТЕМА 7. Общая характеристика правоохранительных органов Российской Федерации.
ВОПРОС 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
За деятельностью правоохранительных органов осуществляются следующие виды контроля:
Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)
«НАЧАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»
Преподаватель: Карамельский Руслан Валерьевич
Литература :
Ермакова, Ж. А. Профессиональная этика: практикум для СПО / Ж. А. Ермакова, О. П. Тетерятник, Ю. Е. Холодилина. — Саратов : Профобразование, 2020. — 104 c. — ISBN 978-5-4488-0658-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/92149.html
Козловская, Т. Н. Профессиональная этика : учебно-методическое пособие для СПО / Т. Н. Козловская, Г. А. Епанчинцева, Л. В. Зубова. — Саратов : Профобразование, 2020. — 217 c. — ISBN 978-5-4488-0630-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/92150.html
Майоров В.И. Введение в юридическую специальность: Учебное пособие.– Челябинск, 2015. – 146 с.
Начальная профессиональная подготовка и введение в специальность: правоохранительная деятельность : учебник для СПО / отв ред. Д. В. Бахтеев. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 369 с.. — ISBN 978-985-503-767-6. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/93396.html
Литература :
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
Об образовании в Российской Федерации от Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)[
ТЕМА 7. Общая характеристика правоохранительных органов Российской Федерации.
Учебные вопросы:
1. Виды правоохранительной деятельности. Система и классификация органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.
2. Правоохранительная деятельность Президента РФ, законодательных органов власти РФ, Правительства РФ, судебной власти.
3. Обеспечение законности в деятельности правоохранительных органов.
Вопрос 1.Виды правоохранительной деятельности. Система и классификация органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.
Правоохранительные функции в различной степени реализуют все государственные органы власти.
Законом предусмотрены следующие виды правоохранительных функций (видов правоохранительной деятельности):
1. правосудие;
2. охрана правопорядка;
3. предварительное расследование;
4. исполнение судебных решений;
5. оказание юридической помощи;
6. оперативно-розыскная деятельность;
7. фискальная деятельность;
8. конституционный контроль;
9. прокурорский надзор;
10.обеспечение государственной, общественной и личной безопасности.
Правосудие – функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к защите, восстановлению, обеспечению реализации, осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц.
Конституционный контроль
Его реализация – это, прежде всего, обеспечение претворения в жизнь конституционных предписаний, в том числе тех, что напрямую связаны с надлежащим осуществлением как правосудия, гарантиями его законности, обоснованности и справедливости, так и прокурорского надзора, организационного обеспечения деятельности судов, выявления и расследования преступлений, оказания юридической помощи.
Система правоохранительных органов – единая система специальных государственных органов и негосударственных организаций, образованная на основе законодательства и уполномоченная применять меры убеждения и принуждения в целях защиты прав, свобод и законных интересов физически их и юридических лиц, защиты материальных и духовных ценностей общества, защиты конституционного строя, обеспечения суверенитета, территориальной целостности и безопасности государства.
К государственным правоохранительным органам относятся:
1) суды;
2) органы юстиции;
3) органы обеспечения безопасности РФ;
4) органы предварительного расследования;
5) прокуратура;
6) органы внутренних дел;
7) фискальные органы;
8)войска национальной гвардии Российской Федерации.
К негосударственным организациям, осуществляющим правоохранительные функции, относятся:
1) адвокатура;
2) частные охранные и детективные службы;
3) частный нотариат;
4) добровольные народные дружины;
5) товарищеские суды;
6) третейские суды;
7) административные комиссии при органах местного самоуправления;
8) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
9) наблюдательные комиссии при органах местного самоуправления и др.
Вопрос 2. Правоохранительная деятельность Президента РФ, законодательных органов власти РФ, Правительства РФ, судебной власти
Правоохранительные функции законодательных органов власти. Законодательные органы власти РФ, осуществляя свою основную или предметную функцию законотворчества, регламентируют и регулируют вопросы организации и содержания деятельности правоохранительных органов, например, федеральные судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ назначаются на заседании Совета Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Постановление принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации (части 1 и 3 статьи 102 Конституции РФ). Вопросы назначения на должность и освобождение от должности Генерального прокурора также решает Совет Федерации по представлению Президента РФ.
Законодательные органы власти осуществляют постоянный контроль за деятельностью правоохранительных органов страны.
Исключение составляют судебные органы, так как согласно статьям 10 и 11 Конституции России они являются самостоятельной ветвью власти по предметам ведения и в объеме полномочий. Законодательные органы власти являются также гарантом правовой и социальной защиты правоохранительных органов и их государственных служащих.
Правоохранительные функции Президента Российской Федерации.
Президент Российской Федерации является главой государства и одновременно гарантом прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета, целостности и независимости государства (то есть реализует основные правоохранительные функции).
Он непосредственно руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, многие из которых осуществляют правоохранительные функции в качестве своих основных или предметных функций.
Следует отметить, что по Конституции РФ Президент Российской Федерации – глава государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, которые самостоятельны по предметам ведения и в объеме своей компетенции (статьи 10 и 11 Конституции РФ).
Правоохранительная функция Правительства Российской Федерации.
Одними правоохранительными органами Правительство РФ руководит непосредственно (Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба), другими – совместно с Президентом РФ, принимая нормативные акты по вопросам организации деятельности, порядка прохождения службы, кадрового, правового, материально-технического и социального обеспечения работников многих правоохранительных органов, которые одновременно являются органами исполнительной власти, например, МВД России, ФСБ России, Минюст России, и иные федеральные органы исполнительной власти, реализующие в той или иной мере правоохранительные функции.
Правоохранительная функция судебной власти Российской Федерации.
Система судебной власти в соответствии со статьями 10 и 11 Конституции Российской Федерации, являясь самостоятельной ветвью власти по предметам ведения и в объеме компетенции, осуществляет одновременно различные виды правоохранительной деятельности, из них основной вид деятельности – правосудие.
Судебная власть является самостоятельной государственной властью по предметам ведения и в объеме полномочий, что особо выделяет суды в правовом статусе среди остальных правоохранительных органов, большинство из которых входят в структуру федеральных органов исполнительной власти, например, МВД России, ФСБ России, Минюст России и другие правоохранительные органы.
Таким образом, правоохранительные функции в различной степени реализуют все государственные органы власти, в том числе они реализуются и в деятельности Президента Российской Федерации, и в деятельности законодательных органов власти России, и в деятельности Правительства России, и в деятельности судов.
ВОПРОС 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Сущность законности состоит в единообразном понимании, осознании и точном осуществлении действий по соблюдению норм и правил действующего законодательства, прежде всего, государственными органами, в том числе и правоохранительными органами
, так как они специально для этого созданы и призваны повседневно охранять права и свободы, законные интересы личности, общества и государства.
Правовой гарантией является контроль за правоохранительной деятельностью.
За деятельностью правоохранительных органов осуществляются следующие виды контроля:
1. Парламентский контроль (обе палаты Федерального Собрания Российской Федерации) и на уровне субъекта Российской Федерации – соответствующие законодательные органы власти;
2. Президентский контроль в Российской Федерации, республиках в составе России – президентский контроль, в остальных субъектах Российской Федерации – контроль глав администраций в пределах их компетенции;
3. Государственный контроль, осуществляемый Правительством Российской Федерации, так как значительное большинство правоохранительных органов являются подсистемами системы органов исполнительной власти, соответственно также осуществляется контроль за деятельностью правоохранительных органов и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения в объеме компетенции;
4. Судебный контроль осуществляется за деятельностью правоохранительных органов, должностных лиц и принятыми ими нормативными актами в плане соответствия Конституции России и законам (две формы: рассмотрение жалоб граждан и организаций, с также осуществление правосудия);
5. Общественный контроль, осуществляемый гражданами и их общественными объединениями;
6. Прокурорский надзор.
Таким образом, обеспечению законности в деятельности правоохранительных органов способствуют различные виды контроля, как со стороны высших органов власти, так и со стороны самих граждан и их общественных объединений.
Выдержки из Конституции РФ
Статья 24
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Статья 27
1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Статья 51
1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. (УПК РФ