Файл: Тема Основы функционирования современной смешенной экономики Основные вопросы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7
История свидетельствует, что до возникновения государства как института отношений собственности общественная собственность была непосредственно-общественной

собственностью общин, к которой все члены общины относились как к своей. Основным объектом такой собственности была земля. Совсем недавняя история говорит о том, что господство в экономике СССР государственной собственности и подчинение ей коллективной собственности давало основание последнюю также относить к форме общественной собственности.
Помимо двух основных типов собственности существуют смешанные и переходные типы.
Собственность смешанного типаобразуется в результате долевого участия в ней государства и частных лиц.
Переходной можно считать собственность, переходящую либо от общественной к частной, либо, наоборот, от частной к общественной.
Таковой, например, является собственность, которой начинают распоряжаться (и присваивают еѐ) частные лица, несмотря на ее законодательное оформление в качестве государственной. Такое можно было наблюдать в последние годы существования СССР. И это обстоятельство во многом обусловило проведение в 90-е гг. приватизации государственной собственности путем ее законодательной передачи в частные руки.
Происходят и противоположные процессы, когда частная собственность, имеющая общенациональное значение, например, земля, банки, средства связи, переходит в государственную собственность, то есть национализируется.
В целом развитие экономики ведет к усложнению отношений собственности. Эта сложность определяется как наличием разнообразных типов, видов и форм собственности, так и многосубъектностью отельных типов собственности.
3.
Экономическая система, её типы
Экономическая система – способ принятия экономических решений в обществе, то есть решений о том, что, как, сколько и для кого производить, чтобы удовлетворить общественные потребности качественно и эффективно.
В зависимости от подхода к решению данных вопросов выделяются
4 основные типа экономических систем.
1. Традиционная система – основана на обычаях. Экономические вопросы решаются на основе социальных или религиозных традиций или обычаев. Распределение труда производится согласно традиционным ролям определенных групп населения, а не потому что данная часть населения может производить что-то более эффективно. Традиционная система препятствует прогрессу, так как обычаи не способствуют проникновению достижений технологии. Традиционные системы характерны для слаборазвитых стран.
2. Административно-командная (плановая) система. В условиях данной системы решения по главным экономическим вопросам принимает


8 государство. Ресурсы также являются государственной собственностью.
Распределение ресурсов производится на основании долговременных приоритетов (в России это были пятилетки). При командной экономике практически не остается места для свободы выбора. Государство определяет все: количество производимых товаров и их виды, рабочие места, а также распределение доходов. Цены также устанавливаются государством.
Предприятия не являются субъектами, принимающими самостоятельные экономические решения. Они лишь пассивные исполнители, получающие инструкции и выполняющие задания.
Отсюда ясно прослеживается разрыв между производством материальных благ и потребностями. Долгосрочное государственное планирование не может гибко отреагировать на происходящие в обществе изменения. Результатом является дефицит практически всего.
Есть у такой экономики и положительные черты. Так, государство занимается решением всех социальных проблем. Такое общество стабильно, в нем отсутствуют инфляция и безработица.
3. Рыночная экономика, или капитализм в чистом виде, – это экономическая система, основанная на частной собственности и возможности субъектов выступать в экономических отношениях без вмешательства правительства или других групп. Характеризуется конкуренцией множества компаний и частных лиц. Цены складываются за счет взаимодействия спроса и предложения. Что производить определяется самими потребителями. Они как бы «голосуют» «за» или «против» того или иного товара, когда покупают или не покупают его. Согласно отцу- основателю современной экономической теории Адаму Смиту, рынком руководит «невидимая рука»: несмотря на то, что каждый участник рынка преследует собственную выгоду, в результате рыночной деятельности удовлетворяются потребности всего общества.
Вопрос распределения (для кого?) определяется возможностями потребителей.
Товары получают люди, которые ХОТЯТ и МОГУТ ПОЗВОЛИТЬ купить их. Сделки отражают распределение доходов и богатства в обществе.
Даже такая эффективная система не свободна от недостатков: нестабильности и возможности возникновения кризисов; опасности образования монополий; пренебрежения социальными проблемами; отсутствия равновесия между социальными выгодами и издержками и частными выгодами и затратами. Например, загрязнение окружающей среды может стоить для общества дороже, чем выгоды, приносимые произведенными товарами. С другой стороны, в системе образования социальные выгоды превосходят частные.
4. Смешанная экономическая система. В настоящее время в чистом виде рыночную или командную систему найти нельзя. Большинство экономических систем смешанные. В таких системах свободное предпринимательство сочетается с коллективным принятием решений.


9
Государство обеспечивает правовое регулирование экономических отношений, а также занимается социальными проблемами.
В каждом типе экономических систем существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как у каждой страны своя история, свой уровень экономического развития, свой социальные и национальные условия.
В административно-командной системе выделяют китайскую, советскую модели.
В современной капиталистической системе также есть свои модели.
Американская
модель
предполагает поощрение предпринимательской деятельности, обогащение самой активной части населения. Малообеспеченным группам предоставляются некоторые льготы и пособия и обеспечивается приемлемый уровень жизни. Социальное равенство не является главной задачей такого государства. Модель основана на высокой производительности труда и массовом стремлении к достижению личного успеха. Высока конкуренция во всех сферах жизнедеятельности.
Люди верят в возможность подняться из низов до самого верха – «из грязи да в князи».
Японская модель характеризуется высоким уровнем национального самосознания, превалированием интересов нации над интересами отдельных людей. Население готово на материальные жертвы ради процветания страны.
Поэтому становится возможным отставание уровня заработной платы от роста производительности труда. В результате снижается себестоимость продукции и повышается ее конкурентоспособность на мировом рынке (что актуально при традиционно высоком курсе иены).
Возможно имущественное расслоение.
Шведская модель (скандинавская). Государство вплотную занимается социальными проблемами, перераспределяет национальный доход в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В 80-х годах около 70 % ВВП
(валового внутреннего продукта) пошло на государственные расходы, более
50 % их этих расходов было направлено на социальные цели. Такое возможно только при высоких налогах.
Данная модель также называется «функциональной социализацией»: функция производства возложена на частные предприятия, конкурирующие между собой; функция обеспечения высокого уровня жизни (занятости, образования, медицинского обслуживания, социального страхования) и инфраструктуры (транспорт, НИОКР) лежит на государстве.
Социальное рыночное хозяйство ФРГ. Считается одной из самых перспективных моделей. Концепцию такого государства разработал организатор хозяйственной реформы в послевоенной Германии, бывший министр народного хозяйства ФРГ, а потом и ее канцлер Людвиг Эрхард.
Эрхард социально-рыночное хозяйство определял как «хозяйство, базирующееся на принципах свободной конкуренции, свободного выбора предметов потребления, свободы раскрытия и процветания личности». Оно способствует капиталовложениям, расширению потребления. Можно считать


10 социально-рыночное хозяйство попыткой совместить рынок с социальным прогрессом и справедливостью. В социально-рыночном хозяйстве достаточно велика роль государства. Оно выполняет такие задачи, как обеспечение правопорядка в стране, внешней и внутренней безопасности, поддержание стабильности национальной валюты, оказание помощи образованию, науке и искусству, общественному транспорту и другим отраслям социальной инфраструктуры, принятие антитрестовского
(антимонопольного) законодательства и контроль за его соблюдением, обеспечение гарантий в области трудового права, охрана окружающей среды.
Все это делается ради повышения уровня и качества жизни населения, стабильности цен, обеспечения высокого уровня занятости, поддержания социальной справедливости.
4.
Структура общественного сектора. Внешние эффекты
Вопрос о месте и роли государства в современной экономике является одним из центральных как в теории, так и на практике. Принципиальные подходы к решению данной проблемы, предлагаемые различными научными школами, существенно различаются. С одной стороны, широко известна позиция либеральных экономистов относительно минимальной роли государства в регулировании экономики. С другой стороны, ряд научных школ обосновывает необходимость активного вмешательства государства в рыночные процессы. Дать однозначный ответ на вопрос об оптимальных масштабах государственного регулирования очень сложно. В истории разных стран были периоды превалирования как первой, так и второй точки зрения.
Особое место государства в системе общественных институтов определяется тем, что государство – это субъект управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально- экономической системы. Выступая как представитель общества в целом, оно устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением. В рыночной экономике государство является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения. Это право реализуется в виде системы санкций, применяемых в случае нарушения действующего законодательства, и облекается в законодательную форму. С другой стороны, государство выступает и как равноправный субъект хозяйствования наряду с частными компаниями, поскольку посредством госпредприятий осуществляет производство определенных видов товаров и услуг (в том числе рыночных).
Место и роль государства в экономической теории и на практике обычно рассматриваются исходя их его взаимодействия с рыночным механизмом. Необходимость государственного регулирования экономики связана с наличием ситуаций, в которых результат действия свободных рыночных сил не эффективен с точки зрения общества в целом. Иными словами, государственное вмешательство в экономику признается оправданным только в тех случаях, когда рынок не работает или не обеспечивает оптимального использования ресурсов с позиции


11 общественных интересов. Такие ситуации именуются “провалами” рынка.
Обычно к их числу относятся:
1) принятие законодательства и контроль за его исполнением, обеспечение соблюдения прав собственности и договорных обязательств;
2) предоставление так называемых
“общественных благ”, распределение ресурсов для их производства;
3) наличие внешних эффектов частной предпринимательской деятельности. Примером внешних эффектов может служить загрязнение окружающей среды. Загрязнение влечет за собой дополнительные издержки для общества, выражающиеся в ухудшении условий жизни, росте заболеваемости и сокращении продолжительности жизни населения на прилегающей территории. Однако, с точки зрения предприятия, строительство очистных сооружений означает непроизводительные затраты, и проведение специальных природоохранных мероприятий возможно только при применении регулирующих мер со стороны государства;
4) несовершенная конкуренция и информационная асимметрия.
Тенденция к повышению уровня концентрации производства объективно присуща рыночной системе. Поскольку рынок сам по себе не может ограничить процесс возникновения монополий, задача его регулирования возлагается на государственные структуры;
5) перераспределения в целях обеспечения социально-экономической справедливости. Рыночное распределение доходов может порождать большее социальное неравенство, чем то, приемлемо обществом.
Следовательно, задачей государственного регулирования является обеспечение достойного уровня жизни для тех слоев населения, которые имеют недостаточные доходы в рамках рыночной системы или не имеют их вообще (например, для пенсионеров и инвалидов);
6) регулирование общеэкономического равновесия, предотвращение резких циклических изменений в экономике страны.
Масштабы государственного регулирования зависят не только от объективных факторов, они определяются политическим процессом, общественным выбором. Но даже в либеральных странах влияние государства на экономику широко и не ограничивается компенсацией традиционных провалов рынка.
Следует отметить, что неэффективность присуща не только рыночным механизмам, но и государственному вмешательству в экономику.
Расширение регулирующих функций государства и объема подконтрольных ему ресурсов выше определенного предела негативно сказывается на экономической ситуации. К числу подобных “провалов” государственного сектора относятся: неполная информированность государства о реальных процессах, происходящих в экономике (прежде всего на микроуровне); искажающее воздействие государственного воздействия на рыночные процессы; бюрократизация процесса принятия решений, ограниченный контроль над бюрократией и недостаточный уровень ответственности