Файл: Тема Государство и право Европы в эпоху Раннего Средневековья.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 4. Государство и право Европы в эпоху
Раннего Средневековья
4.1. Франкское государство V–IX вв.
4.2. Франкское право. Салическая правда
4.1. Франкское государство V–IX вв.
Во II в. н.э. Европа вступила в эпоху Великого переселения народов, когда под влиянием разных факторов (климатических, демографических и др.) в движение пришли массы варварских племен. Германские племена переживали в это время период распада родоплеменных отношений и становления государственности. Войны и территориальные завоевания служили важным источником обеспечения нарождающихся государственных структур. Предгосударственными образованиями у германцев служили племенные союзы. Племенной союз франков появился на границах Римской империи в районе Нижнего Рейна в середине III в. Он объединил в своем составе разные германские племена (марсов, сугамбров, хаттов, хамавов, тенктеров и пр.). Франки неоднократно вторгались на территорию Империи и представляли постоянную угрозу ее безопасности, особенно для Галлии
(западной части Римской империи, расположенной на землях современных
Франции, Бельгии и Швейцарии). Не сумев справиться с их натиском, правитель Галлии цезарь Юлиан в 358 г. позволил франкам поселиться на ее территории. Франки приняли статус федератов – союзников Рима. Часть их была поселена в бассейне рек Маас и Шельда (на землях современной
Бельгии и северной Франции). Эти франки получили название салических франков (от salis – «морское побережье»). Другая часть была размещена в среднем течении Рейна. Франки этой зоны получили название рипуарских (от ripa – «берег реки»). В V в. в Галлию проникли и другие племена. Германцы основывают здесь свои королевства: в 418 г. на юго-западе Галлии появилось королевство вестготов, в 443 г. – королевство бургундов на юго-востоке. На севере же примерно с 420-х гг. начало оформляться королевство салических франков. Падение Западной Римской империи в 476 г. привело к расколу среди населения Галлии. Часть римлян-сепаратистов, вестготы и бургунды (в большинстве своем христиане-еретики – ариане) отказались признать власть
Восточной империи (Византии) над собой. Но ее поддержала католическая церковь, большинство населения страны и язычники-франки. Действуя под флагом восстановления имперского единства, король салических франков
Хлодвиг I (481–511) начал завоевание Галлии. Большая ее часть была захвачена франками в конце V – первой половине VI вв. и составила территорию Франкского королевства. В него вошли, помимо прочего, часть земель Вестготского королевства, земли королевства бургундов и рипуарских франков. Католическая церковь неизменно поддерживала политику
Хлодвига, и в 496 или 498 г. он принял крещение вместе со своей дружиной в г. Реймсе. Поначалу его королевство признавало над собой власть Византии: в 508 г. Хлодвиг I даже получил звание римского консула (чисто номинально). При преемниках Хлодвига произошел разрыв. Его внук
Теодеберт I (534–548) уже не признавал византийской власти и первый начал чеканить собственную золотую монету.
Социальная структура. Созданное путем завоевания Франкское королевство было разнородным по этническому составу. Германцы не составляли в его населении большинства (по разным оценкам, от 10 до 30%).
Основное население королевства – галло-римляне, романизированные кельты и потомки римлян, переселившихся в Галлию. Социальная структура раннего времени выявляется по правовому памятнику конца V – начала VI вв.
Салической правде. Среди франков той эпохи можно выделить три категории: свободные (ingenui), полусвободные (liti – литы), несвободные
(servi – рабы). Статус свободного лица предполагал наличие определенных прав, в частности, права на участие в военном ополчении, на ношение оружия, на долю в военной добыче; право на участие в собрании общины и ее суде; право на возделывание пустошей. Среди свободных лиц еще не выделяются какие-либо сословные группы, для всех свободных был установлен общий вергельд – штраф за убийство в размере 200 солидов
(солид – золотая византийская монета). Но вергельд некоторых свободных лиц, в частности, находившихся на королевской службе, оценивался более высоко: для королевских дружинников-антрустионов он составлял 600 солидов. Послусвободные лица не являлись полноправными членами общины, они находились в зависимости от своего господина. Однако лит мог апеллировать к защите общинного суда, принимал участие в военном ополчении вместе с господином, мог вступать в сделки. Жизнь лита оценивалась в половину жизни свободного лица (вергельд лита – 100 солидов), а наказания, применяемые к литам, обычно соответствовали наказаниям, применяемым к рабам. Источниками рабства в раннее время являлись военный плен, покупка, самопродажа в рабство, обращение в рабство в качестве наказания и естественный прирост. Брак свободного и
раба также приводил к порабощению. Раб приравнивался к вещи, он был лишен имущественных прав и права на создание семьи. Господин обладал в отношении своего раба правом жизни и смерти. Кража раба соответствовала краже животного, а его убийство возмещалось суммой в 35 солидов.
Впрочем, на особом положении находились королевские рабы (штраф за убийство составлял уже 100 солидов, а если раб занимал должность на королевской службе – то еще выше). Впоследствии в VII–VIII вв. происходят перемены в положении рабов. Под влиянием позднеантичного рабства (когда раб обладал ограниченной правоспособностью) и христианской церкви расширяется правоспособность рабов. Вводится запрет на убийство рабов, со временем признаются законными браки рабов. Расширяются их имущественные права, положение раба постепенно приближается к положению крепостного.
Процесс распада общинных связей и развитие института частной собственности у франков приводят к появлению аллодиального землевладения. Аллодом обозначалась свободно отчуждаемая и передаваемая по наследству земля. В результате сделок с землей крестьяне начинают ее терять и попадают в зависимость от состоятельных землевладельцев.
Установление поземельной зависимости в эпоху раннего Средневековья чаще всего осуществлялось посредством института прекария. Это институт римского права, который предполагал предоставление вещи в безвозмездное пользование другому лицу до востребования ее собственником и без всяких обязательств для него. Данный институт был распространен в отношениях между патронами и клиентами. У франков институт прекария использовался в двух основных формах: прекарий данный и прекарий возвращенный.
В первом случае прекарист (держатель прекария) получал участок от земельного собственника во временное пользование (разновидность земельной аренды). Во втором случае прекарист передавал свой надел в собственность другому лицу, а затем получал его обратно в держание от этого лица. Иногда при этом прекарист дополнительно получал приращение к своему наделу из земли собственника (прекарий с приращением – разновидность прекария возвращенного). Условия держания определялись прекарной грамотой. В ней оговаривался срок держания, если он не указан, предполагалось, что держание являлось пожизненным. Держание могло быть передано по наследству, но для этого требовалось возобновление прекарной грамоты. Прекарий в раннем Средневековье отнюдь не являлся безвозмездным. По прекарной грамоте прекарист обязывался нести
Впрочем, на особом положении находились королевские рабы (штраф за убийство составлял уже 100 солидов, а если раб занимал должность на королевской службе – то еще выше). Впоследствии в VII–VIII вв. происходят перемены в положении рабов. Под влиянием позднеантичного рабства (когда раб обладал ограниченной правоспособностью) и христианской церкви расширяется правоспособность рабов. Вводится запрет на убийство рабов, со временем признаются законными браки рабов. Расширяются их имущественные права, положение раба постепенно приближается к положению крепостного.
Процесс распада общинных связей и развитие института частной собственности у франков приводят к появлению аллодиального землевладения. Аллодом обозначалась свободно отчуждаемая и передаваемая по наследству земля. В результате сделок с землей крестьяне начинают ее терять и попадают в зависимость от состоятельных землевладельцев.
Установление поземельной зависимости в эпоху раннего Средневековья чаще всего осуществлялось посредством института прекария. Это институт римского права, который предполагал предоставление вещи в безвозмездное пользование другому лицу до востребования ее собственником и без всяких обязательств для него. Данный институт был распространен в отношениях между патронами и клиентами. У франков институт прекария использовался в двух основных формах: прекарий данный и прекарий возвращенный.
В первом случае прекарист (держатель прекария) получал участок от земельного собственника во временное пользование (разновидность земельной аренды). Во втором случае прекарист передавал свой надел в собственность другому лицу, а затем получал его обратно в держание от этого лица. Иногда при этом прекарист дополнительно получал приращение к своему наделу из земли собственника (прекарий с приращением – разновидность прекария возвращенного). Условия держания определялись прекарной грамотой. В ней оговаривался срок держания, если он не указан, предполагалось, что держание являлось пожизненным. Держание могло быть передано по наследству, но для этого требовалось возобновление прекарной грамоты. Прекарий в раннем Средневековье отнюдь не являлся безвозмездным. По прекарной грамоте прекарист обязывался нести
повинности в пользу собственника земли, он должен был платить натуральный и денежный оброк, реже выполнял барщинные работы, а также обязан был делать дары собственнику. Параллельно с установлением прекарной зависимости могла устанавливаться и форма личной зависимости
– посредством коммендации. Коммендация была аналогом римского патроната. Одно лицо коммендировалось другому лицу, т.е. поступало под его покровительство. Следует иметь в виду, что данная форма зависимости могла применяться в отношениях лиц разного социального положения, коммендировались не только бедняки, но богатые и влиятельные лица, чтобы получить защиту еще более влиятельных лиц. Коммендация могла сопровождаться передачей земли, но строго обязательным этот порядок не являлся.
Государственный строй при Меровингах. По форме правления
Франкское королевство было монархией. Во главе государства находился король (лат. rex) из династии Меровингов (от имени деда Хлодвига, Меровея
– «рожденного морем»). Король получал власть во время особой светской церемонии «поднятия на щите»: стоящего на щите монарха с копьем
(символом власти) поднимали вверх воины. После исполнения этого обряда король должен был объехать на коне свои владения. Сакральным признаком королевского происхождения были длинные волосы, которые запрещалось носить остальным франкским мужчинам. Пострижение волос Меровингу означало лишение его прав на престол. Отсюда характерное прозвище
Меровингов – «длинноволосые короли» (reges criniti). Король наделялся
банном – правом отдавать приказания и запрещать те или иные действия под страхом наказаний. В науке нет однозначной оценки пределов власти франкских королей раннего периода. Некоторые ученые считают, что власть монарха носила абсолютный характер, другие настаивают на ее ограниченности. Видимо, все же можно говорить о фактическом ограничении власти монарха со стороны его дружины. Дружинники
(антрустионы) приносили королю клятву в личной верности и получали от монарха за службу земельные пожалования. Таких воинов стали именовать
левдами (вассалами короля). В их состав могли входить не только знатные франки, но и галло-римляне. Помимо военной дружины король располагал дворцовым аппаратом власти. Личные слуги монарха носили общее название
министериалы. Среди них выделялись: майордом (или палатный мэр) –
управляющий королевским дворцом; коннетабль – главный конюший, в подчинении у которого находились конюхи – маршалы; сенешал – старший
– посредством коммендации. Коммендация была аналогом римского патроната. Одно лицо коммендировалось другому лицу, т.е. поступало под его покровительство. Следует иметь в виду, что данная форма зависимости могла применяться в отношениях лиц разного социального положения, коммендировались не только бедняки, но богатые и влиятельные лица, чтобы получить защиту еще более влиятельных лиц. Коммендация могла сопровождаться передачей земли, но строго обязательным этот порядок не являлся.
Государственный строй при Меровингах. По форме правления
Франкское королевство было монархией. Во главе государства находился король (лат. rex) из династии Меровингов (от имени деда Хлодвига, Меровея
– «рожденного морем»). Король получал власть во время особой светской церемонии «поднятия на щите»: стоящего на щите монарха с копьем
(символом власти) поднимали вверх воины. После исполнения этого обряда король должен был объехать на коне свои владения. Сакральным признаком королевского происхождения были длинные волосы, которые запрещалось носить остальным франкским мужчинам. Пострижение волос Меровингу означало лишение его прав на престол. Отсюда характерное прозвище
Меровингов – «длинноволосые короли» (reges criniti). Король наделялся
банном – правом отдавать приказания и запрещать те или иные действия под страхом наказаний. В науке нет однозначной оценки пределов власти франкских королей раннего периода. Некоторые ученые считают, что власть монарха носила абсолютный характер, другие настаивают на ее ограниченности. Видимо, все же можно говорить о фактическом ограничении власти монарха со стороны его дружины. Дружинники
(антрустионы) приносили королю клятву в личной верности и получали от монарха за службу земельные пожалования. Таких воинов стали именовать
левдами (вассалами короля). В их состав могли входить не только знатные франки, но и галло-римляне. Помимо военной дружины король располагал дворцовым аппаратом власти. Личные слуги монарха носили общее название
министериалы. Среди них выделялись: майордом (или палатный мэр) –
управляющий королевским дворцом; коннетабль – главный конюший, в подчинении у которого находились конюхи – маршалы; сенешал – старший
слуга, отвечавший за кухню и продовольственное снабжение дворца;
референдарий
– хранитель королевской печати, ведавший делопроизводством монарха; камерарий – королевский казначей. Различий между государственным и дворцовым управлением не соблюдалось.
Министериалы одновременно занимались и государственными делами.
Четкого распределения функций между ними тоже не было: сенешал мог ведать кухней и мог быть поставлен во главе войск. Часть названий указанных должностей была римского происхождения (коннетабль, майордом): очевидно, что франки активно использовали римский административный опыт.
Использование римской администрации характерно и для местного управления. Франки жили в основном на севере Галлии, они старались не смешиваться с местным галло-римским населением (в отличие от вестготов и бургундов) и длительное время сохраняли свои обычаи. Поэтому местное управление различалось на севере и юге страны. Земли, населенные франками, делились на округа – паги, в свою очередь состоявшие из нескольких мелких единиц – сотен. В состав сотен входили общины – марки.
На юге страны было сохранено административно-территориальное деление поздней Империи. Римские округа назывались комитатами и приравнивались к пагам. Они также делились на сотни. Франкские короли направляли в паги своих представителей – графов и сацебаронов. Поначалу они были наделены ограниченными полномочиями, в основном фискальными и полицейскими
(четкого разграничения функций графов и сацебаронов не было). Во главе римских округов стояли
комиты.
Они располагали широкими полномочиями, наделялись административной, финансовой, военной и отчасти судебной властью во вверенном округе. Постепенно идет процесс сближения римских комитов и франкских графов: права последних значительно расширяются, так что к VIII в. происходит полное слияние этих должностей. Во главе сотен первоначально находились выборные лица, затем короли заменили их своими чиновниками. На севере сотню возглавил
центенарий (centena – «сотня»), на юге – викарий. Они были подчинены графам-комитам. Что касается марок, то они сохранили свое самоуправление.
Несколько округов могли соединяться в герцогство. Это делалось в военных целях, герцогства обычно располагались в приграничных районах, а сам герцог являлся, прежде всего, командующим войск. (В коренных германских землях за Рейном, захваченных франками, герцогами назывались племенные вожди на службе у франкского короля.)
референдарий
– хранитель королевской печати, ведавший делопроизводством монарха; камерарий – королевский казначей. Различий между государственным и дворцовым управлением не соблюдалось.
Министериалы одновременно занимались и государственными делами.
Четкого распределения функций между ними тоже не было: сенешал мог ведать кухней и мог быть поставлен во главе войск. Часть названий указанных должностей была римского происхождения (коннетабль, майордом): очевидно, что франки активно использовали римский административный опыт.
Использование римской администрации характерно и для местного управления. Франки жили в основном на севере Галлии, они старались не смешиваться с местным галло-римским населением (в отличие от вестготов и бургундов) и длительное время сохраняли свои обычаи. Поэтому местное управление различалось на севере и юге страны. Земли, населенные франками, делились на округа – паги, в свою очередь состоявшие из нескольких мелких единиц – сотен. В состав сотен входили общины – марки.
На юге страны было сохранено административно-территориальное деление поздней Империи. Римские округа назывались комитатами и приравнивались к пагам. Они также делились на сотни. Франкские короли направляли в паги своих представителей – графов и сацебаронов. Поначалу они были наделены ограниченными полномочиями, в основном фискальными и полицейскими
(четкого разграничения функций графов и сацебаронов не было). Во главе римских округов стояли
комиты.
Они располагали широкими полномочиями, наделялись административной, финансовой, военной и отчасти судебной властью во вверенном округе. Постепенно идет процесс сближения римских комитов и франкских графов: права последних значительно расширяются, так что к VIII в. происходит полное слияние этих должностей. Во главе сотен первоначально находились выборные лица, затем короли заменили их своими чиновниками. На севере сотню возглавил
центенарий (centena – «сотня»), на юге – викарий. Они были подчинены графам-комитам. Что касается марок, то они сохранили свое самоуправление.
Несколько округов могли соединяться в герцогство. Это делалось в военных целях, герцогства обычно располагались в приграничных районах, а сам герцог являлся, прежде всего, командующим войск. (В коренных германских землях за Рейном, захваченных франками, герцогами назывались племенные вожди на службе у франкского короля.)
Основу армии составляла не дружина короля, а всеобщее ополчение из мужчин, способных носить оружие. Ежегодно весной проводились смотры этого ополчения – мартовские поля. Такие смотры имели не только военное, но и политическое значение. На них могли решаться важные политические вопросы и оглашаться законы государства.
Государство Меровингов представляло собой довольно непрочное образование. Оно имело постоянную тенденцию к распаду на самостоятельные королевства. Франки не выработали определенного порядка наследования престола, после смерти единовластного правителя территория государства подвергалась разделам между его сыновьями. Первоначально такие разделы не носили угрожающего характера, сохранялось относительное единство страны. Но после разделов 561 и 567 гг. на территории Галлии складываются три королевства: Австразия (на северо- востоке), Нейстрия (на северо-западе) и Бургундия (на юге). Иногда они соединялись под властью единого короля (по два или три сразу), но при сохранении внутренней автономии. После смерти последнего сильного короля из династии Меровингов Дагоберта I (629–639), прозванного «добрым королем» и Соломоном франков (справедливым судьей), начался упадок королевской власти. Настала эпоха так называемых «ленивых» королей
Меровингов (639–751). Название «ленивые» условно: короли были скорее недееспособны. Они не располагали достаточными финансовыми ресурсами для осуществления личной власти. За годы междоусобий монархи израсходовали собственный земельный фонд, раздавая наделы вассалам.
Монетные дворы перешли в частные руки, так что казна не получала дохода от эксплуатации монетной регалии. Часть населения была освобождена от уплаты налогов, имея на руках особые иммунитетные грамоты (например, католическое духовенство). Из-за прекращения военных экспедиций перестала поступать и военная добыча. Кроме того, началось генетическое вырождение династии: короли умирали в юном возрасте (чему немало способствовало заключение ранних браков и рождение неполноценного потомства). Реальная власть перешла в руки богатых королевских слуг – майордомов. В годы междоусобий они превратились из рядовых дворцовых министериалов в представителей монарха в отдельных королевствах; с другой стороны, они являлись лидерами региональной знати. Поначалу майордомы были в каждом из трех королевств, затем эта должность исчезла в
Бургундии, а с 687 г. власть сосредоточилась в руках одного майордома
(палатного мэра Австразии) – Пипина Геристальского (Геристаль – его замок