Файл: Автоматизированная информационная система управления пассажирскими перевозками (на примере муниципального предприятия городского округа Самара Пассажирский автомобильный транспорт).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Институт математики, физики и информационных технологий
Кафедра «Прикладная математика и информатика»
09.03.03 Прикладная информатика
Бизнес-информатика
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
на тему: Автоматизированная информационная система управления пассажирскими перевозками (на примере муниципального предприятия городского округа Самара «Пассажирский автомобильный транспорт»)
Студент(ка)
Б.М. Гафаров
(И.О. Фамилия)
(личная подпись)
Руководитель
Е.В. Панюкова
(И.О. Фамилия)
(личная подпись)
Допустить к защите
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент, А.В. Очеповский __________________
(ученая степень, звание, И.О. Фамилия) (личная по дпись)
«_____»______________________20_____г.
Тольятти 2018

АННОТАЦИЯ
Тема выпускной квалификационной работы «Автоматизированная информационная система управления пассажирскими перевозками (на примере муниципального предприятия городского округа Самара «Пассажирский автомобильный транспорт»)».
Ключевые слова: информационная система управления предприятием, пассажирское автотранспортное предприятие, бизнес–процессы, контроль деятельности, база данных.
Цель данной работы – внедрение автоматизированной информационной системы управления пассажирскими перевозками муниципального предприятия г.о. Самара «Пассажиравтотранс».
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является – деятельность по управлению пассажирскими перевозками муниципального предприятия г.о. Самара «Пассажиравтотранс».
Предмет исследования – автоматизированная информационная система управления пассажирскими перевозками муниципального предприятия г.о.
Самара «Пассажиравтотранс».
В данной работе описывается существующая информационная система
ПАТП, представлен анализ предприятия и существующих бизнес–процессов, показаны основные проблемы и предоставлены пути их устранения.
В результате работы, была реорганизована информационная система
ПАТП. В новой АИС заметно ускорилось формирование регламентных документов. Благодаря внедренной АИС стало возможно непрерывно контролировать работу ПАТП, состояние техники, сохранять данные предыдущих действий, формировать итоговую отчетность, при этом выполнять это все в единой информационной среде.
Выпускная квалификационная работа содержит 54 страницы, 31 рисунок,
12 таблиц, 22 источника.


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................................... 5
Глава 1
Анализ предметной области .................................................................. 6 1.1
Технико-экономическая характеристика предметной области ............. 6 1.1.1
Характеристика МП «Пассажиравтотранс»........................................ 6 1.1.2
Краткая характеристика подразделений предприятия и их видов деятельности ................................................................................................... 9 1.1.3
Анализ состояния информатизации в МП «Пассажиравтотранс» .... 10 1.1.4
Сущность задачи автоматизации управления перевозками .............. 13 1.2.
Концептуальное моделирование предметной области ........................ 16 1.3.
Постановка задачи внедрения информационной системы учета перевозок ......................................................................................................... 20 1.3.1
Цель и назначение автоматизированного варианта решения задачи 20 1.3.2
Общая характеристика организации решения задачи с использованием АИС.................................................................................... 22 1.4.
Сравнительная характеристика существующих разработок и обоснование выбора программной платформы ............................................... 23
Выводы по главе 1 ........................................................................................... 27
Глава 2
Разработка и реализация проектных решений .................................... 29 2.1.
Логическое моделирование предметной области ................................ 29 2.1.1.
Разработка базы данных ................................................................... 31 2.2.
Физическое моделирование АИС ........................................................ 35 2.2.1.
Архитектура АИС ............................................................................. 35 2.2.2.
Функциональная схема проекта ........................................................ 36 2.2.3.
Описание программных модулей ..................................................... 37
Выводы по главе 2 ........................................................................................... 42
Глава 3
Оценка и обоснование экономической эффективности информационной системы.................................................................................. 43 3.1.
Выбор и обоснование методики расчета экономической эффективности.....................................................................................................
43 3.2.
Расчет показателей экономической эффективности проекта .............. 47
Выводы по главе 3 ........................................................................................... 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................................. 51

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ................................................... 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А .............................................................................................. 55

5
ВВЕДЕНИЕ
Автомобильный транспорт в России имеет большое влияние на развитие социально-экономической сферы. Для пассажирских перевозок в пределах населенного пункта автотранспорту нет полноценной замены. Для повышения эффективности капитальных вложений и снижения издержек в наше время используются информационные системы (ИС). Информационные системы обеспечивают возможность качественного управления производственным процессом.
Многие предприятия используют внедренные ранее информационные системы, однако в настоящее время появились новые, современные информационные системы, позволяющие контролировать и планировать деятельность АТП. При этом, как показывает практика, реорганизация методов учета, через внедрение новой информационной системы, на большом предприятии является крайне сложной задачей.
Объектом исследования является деятельность по управлению пассажирскими перевозками муниципального предприятия г.о. Самара
«Пассажиравтотранс».
Предметом исследования является автоматизированная информационная система управления пассажирскими перевозками муниципального предприятия г.о. Самара «Пассажиравтотранс».
Целью бакалаврской работы является повышение эффективности используемой информационной системы
(на примере
МП
«Пассажиравторанс»).
Задачи работы:
– характеристика МП «Пассажиравтотранс», анализ действующей
ИС;
– обзор существующих решений по управлению АТП;
– выбор и обоснование необходимости внедрения ИС;
– экономическое обоснование проекта.


6
Глава 1
Анализ предметной области
1.1
Технико-экономическая характеристика предметной области
1.1.1 Характеристика МП «Пассажиравтотранс»
История муниципального предприятия городского округа Самара
«Пассажирский автомобильный транспорт» начинается в 1926 году с треста
Куйбышевский автобус. Первый маршрут осуществлялся вдоль Волги. В 1966 году перевозилось около 220 миллионов пассажиров. В 2007 году предприятие состояло из трех автобусных парков и обслуживало 66 маршрутов. В 2013 предприятие сократилось до двух ПАТП и обслуживало 47 городских маршрутов. Сейчас предприятие обслуживает 45 городских, а также 25 сезонных дачных маршрутов. Ежедневно автобусами предприятия перевозятся более 100 тысяч пассажиров. Подвижной состав предприятия включает 438 единиц. Для улучшения транспортного обеспечения населения проводится регулярное обновление подвижного состава на более современный, отвечающий европейским требованиям.
Основным видом деятельности предприятия является своевременное и качественное удовлетворение транспортных потребностей населения городского округа Самара, а также возможность решения транспортных проблем, которые могут возникнуть вследствие непредвиденных обстоятельств.
Предприятие обеспечивает транспортное обслуживание автомобильным транспортом по фиксированным городским и дачным маршрутам. Также предприятие оказывает услуги по осуществлению пригородных пассажирских перевозок, заказных перевозок.
Главной целью предприятия является предоставление своевременных услуг общественных перевозок, на качественном уровне с точки зрения безопасности, надежности и профессионализма.
Организационная структура МП «Пассажиравтотранс» представлена на
Рисунок 1.1. Во главе предприятия стоит директор. Директор контролирует работу подразделений предприятия, осуществляет стратегическое и оперативное управление. В подчинении у директора находятся все

7 подразделения предприятия. Все подразделения группируются в зависимости от осуществляемых задач и целей, во главе каждой группы отделов стоит руководитель, который контролирует работу каждой группы. Ниже следует расшифровка аббревиатур названий подразделений:
ДС – диспетчерская служба;
ТК – транспортная колонна;
ОБД – отдел безопасности движения;
БК – билетная касса;
ОГМ – отдел главного механика;
АРМ – авторемонтная мастерская;
ОГЭ – отдел главного энергетика;
ПТО – производственно-технический отдел;
ОТК – отдел технического контроля;
ОМТC – отдел материально-технического снабжения;
ЦС – центральный склад;
АЗС – автозаправочная станция;
ПЭО – планово-экономический отдел;
ОК – отдел кадров;
ООТИЗ – отдел организации труда и заработной платы;
ООТ – отдел охраны труда.


8
Рисунок 1.1 – Организационная структура МП «Пассажиравтотранс»
Директор
Зам. директора по эксплуатации
ДС
ТК
ОБД
БК
Главный инженер
Главный механик
ОГМ
АРМ
Главный энергетик
ОГЭ
ПТО
ОТК
ОМТС
ЦС
АЗС
Главный бухгалтер
ПЭО
Бухгалтерия
ОК
ООТИЗ
ООТ
К
ан це ля ри я
Ш
та б
ГО
и
Ч
С
П
р оф ко м
Эксплуатац
Эксплуатационная служба
Техническая служба
Экономическая служба

9
1.1.2 Краткая характеристика подразделений предприятия и их видов
деятельности
Работа АТП обеспечивается функционированием основных служб, следующей функциональной направленности.
Эксплуатационной – организация перевозок в соответствии с планами и заданиями, управление транспортным процессом.
Технической – обеспечение технического обслуживания и готовности подвижного состава к работе на линии.
Экономической – планирование, обеспечение и учет выполнения производственно-финансовой деятельности.
Заместитель директора по эксплуатации организует транспортную работу и управляет процессом. Начальник транспортной колонны – организация и контроль выполнения труда водителей. Диспетчер – выпуск транспорта на линию, диспетчерское руководство выполнением перевозок, оформление первичной документации. Отдел безопасности движения – реализуют мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения. В служба эксплуатации входит группа контроля и сбора денежных средств.
Техническая служба организует поступление, выбытие и распределение основных средств производства, техническую подготовку транспорта к работе на линии. Организацию водоснабжения, отопления энергообеспечения предприятия. В состав технической службы входят: ПТО, авторемонтная мастерская, отделы главного механика и энергетика, ОМТС. Руководителем технической службы является главный инженер.
Экономическая служба занимается управлением финансово- экономической деятельностью АТП. Бухгалтерия и отдел кадров выполняют функции, характерные для этих подразделений.
Отвечает за работу АТП директор, являющийся распорядителем кредитов и юридически ответственным лицом. Директор координирует совместную работу всех подразделений и общественных организаций АТП.


10
1.1.3 Анализ состояния информатизации в МП «Пассажиравтотранс»
Техническое обеспечение предприятия представлено 150 рабочими станциями и 5 серверами. В качестве серверной операционной системы используется Windows Server 2003 R2. В локальной сети предприятия используется иерархическая модель сети с уровнем агрегации объединенным с ядром. Физической средой передачи данных является неэкранированная витая пара категории 5е соответствующая спецификации 100Base-TX. Локальная сеть предприятия имеет подключение к международной сети Internet.
Использование электронной почты обеспечивает оперативный обмен информацией. Службы Active Directory обеспечивают авторизацию и аутентификацию всех сотрудников предприятия. Топологическая схема сети предприятия изображена на рис. Рисунок 1.2.
Коммутатор L3
Коммутатор L2
Коммутатор L2
Коммутатор L2 1C
Коммутатор L3
Маршрутизатор
SQL
File
Exchange
Active Directory
Рисунок 1.2 – Схема ЛВС предприятия

11
На рабочих станциях каждого сотрудника установлена операционная система Windows XP. Для осуществления работы установлено необходимое программное обеспечение. В том числе, пакет OpenOffice в качестве офисной системы, а также, в зависимости от отдела, прикладное клиентское приложение
1С, АРМ ПАТП, АСУ Навигация, которые будут рассмотрены подробнее далее.
В каждом отделе используется по 1 лазерному принтеру, подключенному как принтер общего доступа к одному из компьютеров отдела.
Для обеспечения основной деятельности на предприятии используются следующие автоматизированные системы.
1) АРМ ПАТП (автоматизированное рабочее место пассажирского автотранспортного предприятия).
Собственная разработка специалистов предприятия. Представляет собой приложение, реализованное в среде разработки Visual FoxPro, работающее с файл-серверной СУБД, размещенной на файловом сервере предприятия.
Предоставляемый функционал различается по отделам в зависимости от параметров запуска клиента: АРМ Эксплуатации, АРМ Диспетчерской, АРМ
Билетной кассы, АРМ Руководителя, АРМ Администратора. Автоматизирует следующие процессы.
- АРМ эксплуатации.
Ведение справочников транспортных средств
(автобусы, их характеристики).
Ведение справочников персонала (водители, кондукторы).
Создание расписания с возможностью ручного редактирования графиков движения (удаление, редактирование).
Обработка путевых листов (учет периодичности движения).
- АРМ диспетчерской.
Заполнение разнарядки (назначение линейного персонала на графики действующего расписания).
Контроль и внесение оперативных корректировок нарядов.
Работа с архивом журналов данных.