ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Тема 4. Теория производства. Издержки производства.
Основные вопросы
1. Фирма. Понятие предприятия, внутренняя и внешняя среда предприятия.
2. Производство с одним переменным фактором. Закон убывающей предельной производительности.
3. Производство с двумя переменными факторами: изокванта, предельная норма технологического замещения, изокоста, равновесие производителя.
4. Эффекты масштаба.
5. Бухгалтерские и экономические издержки. Нормальная прибыль.
Бухгалтерская и экономическая прибыль.
6. Издержки производства в краткосрочном и в долгосрочном периодах.
1. Фирма. Предприятие: понятие, внутренняя и внешняя среда
Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма.
Под фирмой (firm) понимается экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли.
Существуют две основные формы организации экономической деятельности: стихийный порядок и планомерный порядок, предполагающий создание иерархических структур. Оба порядка обусловливают разделение функций и координацию деятельности между экономическими агентами.
Однако в первом случае такая координация осуществляется через рынок, а во втором — путем объединения (кооперации) индивидуальных действий на основе инструкций и распоряжений предпринимателя.
Рыночный порядок складывается естественным образом. Фирмы базируются на иерархическом принципе организации экономической деятельности. Рынок предполагает обособление средств производства, фирма
— их концентрацию. В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме — прямые. Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах; фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления. «Фирма, таким образом, — писал Р. Коуз, — есть система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя». Но подобные инструкции и распоряжения возникают не на пустом месте.
2
Согласно Р. Коузу и его последователям, основу фирмы составляет пучок контрактов между владельцами определенных факторов производства.
В теории экономических организаций выделяются три основных типа контрактов:
1. Классический.
2. Неоклассический.
3. Отношенческий.
Классический контракт (classical contract law) — это двусторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия сделки и предполагающий санкции в случае невыполнения этих условий. Классический контракт строг и юридически прост. Он предполагает, что отношения сторон четко определены и прекращаются после выполнения условий сделки. Этот контракт пытается учесть все возможные моменты, сводя будущие события к настоящему времени. Никаких устных договоренностей, не зафиксированных в тексте договора, он не признает.
Неоклассический контракт — это долгосрочный контракт в условиях неопределенности, когда невозможно заранее предвидеть все последствия заключаемой сделки. Он напоминает скорее договор о принципах сотрудничества, чем строгий юридический документ, предусматривающий все без исключения ситуации, которые могут появиться в будущем. Обычно для решения возникающих споров стороны обращаются к выбранному ими арбитру, который решает, насколько правильно данный контракт выполняется. Поэтому договор с самого начала приобретает тройственный характер. «Дух» договора здесь перевешивает его «букву», устные договоренности учитываются наряду с письменными.
Отношенческий, или имплицитный, контракт — это долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными.
Его выполнение гарантируется взаимной заинтересованностью участвующих сторон. Для его осуществления и требуется планомерный порядок, предполагающий иерархию.
Под фирмой понимается коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек. Система контрактов заключается между владельцами определенных ресурсов.
Развивая идеи американского юриста Я. Макнейла, О. Уильямсон разделил все ресурсы на три группы: общие, специфические и интерспецифические.
Общие ресурсы — это ресурсы, ценность которых не зависит от
3 нахождения в данной фирме: и внутри, и вне ее они оцениваются одинаково.
Специфические ресурсы — это ресурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне ее.
Интерспецифические ресурсы
— взаимодополняемые, взаимоуникальные ресурсы, максимальная ценность которых достигается только в данной фирме и посредством нее. Если фирма распадается, то каждый из интерспецифических ресурсов не сможет найти адекватной замены на рынке или в рамках другой организации.
Поэтому фирма выступает не просто как коалиция владельцев ресурсов, связанных между собой сетью контрактов. Это объединение, в основе которого лежит отношенческий (или имплицитный) контракт по поводу интерспецифических ресурсов. Наличие таких ресурсов дает синергетический эффект, превышающий простую сумму вкладов каждого участника коалиции. Естественно, фирма использует не только интерспецифические, но и другие ресурсы: специфические и общие. Таким образом, сердцевину фирмы составляет долговременный отношенческий контракт, заключенный между собственниками интерспецифических ресурсов. Наличие интерспецифических и специфических ресурсов позволяет фирмам экономить трансакционные издержки, а их владельцам — получать экономическую прибыль (квазиренту).
Такая трактовка природы фирмы позволяет объяснить многообразие форм современных фирм. Уникальность вступающих в коалицию интерспецифических ресурсов и многообразие трансакционных издержек объясняют специфику форм контрактов, лежащих в основе разнообразных видов современных фирм. Многообразие способов минимизации трансакционных издержек предопределяет, по мнению сторонников неоинституциональиого подхода, многообразие фирм.
Предприятия бывают разные. Одни производят товары, необходимые для жизни людей, другие изготавливают инвестиционные товары (завод
«Сибсельмаш»), есть транспортные предприятия, предприятия, оказывающие услуги связи, услуги населению и др. Все эти предприятия объединяет то, что они занимаются предпринимательской деятельностью.
Предпринимательская деятельность
– самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.
Согласно российскому законодательству, предпринимательской деятельностью могут заниматься:
4 1) физические лица – граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, т. е. индивидуальные предприниматели
2) юридические лица – коммерческие организации, главная цель которых – получение прибыли. Именно коммерческие организации называют предприятиями.
Предприятие – это коммерческая организация – юридическое лицо, осуществляющее затраты факторов производства для создания жизненных благ и их продажи в целях получения прибыли.
Некоммерческие – организации, для которых основная цель не связана с получением прибыли. Полученную прибыль они не распределяют среди учредителей, а используют для реализации целей, определяемых уставам.
Некоммерческими организациями являются различные фонды, религиозные организации, профсоюзы, спортивные общества.
Главная цель предприятия – получение прибыли.
Внутренняя среда предприятия формируется в зависимости от его миссии и целей, которые во многом определяются внешней средой.
Внутренняя среда предприятия включает людей, технику, технологию, информацию, организацию производства и управления и другое. и состоит из следующих основных подсистем: социальной; технологической; производственно-технической; экономической; информационной; организационной; финансовой; маркетинговой; научно-инновационной; коммерческой и др.
Несмотря на важность всех составляющих внутренней среды предприятия, необходимо отметить, что предприятие – это прежде всего работающий в нем коллектив.
Внешняя средапредприятия –это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.
5
Внешнюю среду подразделяют на: микросреду – среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово- кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории; и
макросреду., включающую природную, демографическую, научно- техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду; влияет на предприятие и его микросреду.
Масштаб производства и специализация
Фирмы производят и продают товары на рынке. Производство требует закупки материалов, оборудования, найма работников. При этом каждая фирма должна определить масштаб своих операций.
Фирмы с большими масштабами производства обычно имеют два преимущества, которые и повышают их эффективность.
Первое преимущество вытекает из разделения труда или специализации экономической деятельности. Производство чаще всего более эффективно, когда каждый работник выполняет одну конкретную задачу вместо нескольких. За счет специализации работник достигает высокого уровня мастерства, соответственно, высокой эффективности.
Специализация позволяет различным людям развивать свои специфические таланты (каждый из нас имеет преимущество в изучении и выполнении определенных задач относительно других людей и других задач). Специализация позволяет нам обучиться выполнению задач, в которых у нас есть сравнительное преимущество.
В своей крайности разделение труда имеет и недостатки: повторение одной и той же работы становится скучным, работник утомляется, может потерять концентрацию, стать более медлительным и начать допускать ошибки.
Но в некоторых видах деятельности специализация все же необходима.
Например, в мини-пекарне есть работники двух видов: пекари и продавцы хлеба.
И это необходимо. Чтобы пекарь мог и печь хлеб и одновременно работать продавцом, ему пришлось бы постоянно мыть руки.
В компании с большим масштабом операций у работников больше возможностей специализироваться в выполнении определенной работы.
Второе преимущество больших масштабов хорошо заметно на производстве. Представим, например, здание завода. Простой здравый смысл говорит нам о том, что при увеличении размеров здания в 2 раза, его мощность тоже увеличится. Большой завод сможет производить что-либо более эффективно.
6
Интернализация
Специализация не всегда требует большого размера фирмы. Небольшая фирма тоже может достигнуть высокого уровня эффективности. Для этого ей придется время от времени заключать договоры с другими фирмами на разовое выполнение каких-либо работ. Однако данный метод годится только для небольших фирм. Для крупных гораздо выгоднее все работы выполнять самим, никого не привлекая со стороны.
Интернализация – выполнение всех видов деятельности внутри фирмы.
Небольшая фирма вынуждена тратить дополнительные средства на привлечение работников и компаний со стороны. Эти расходы называют трансакционными издержками.
Трансакционные издержки – расходы фирмы на поиск необходимых работников, на рекламу, проведение интервью с потенциальными работниками, расходы на оценку своих возможностей, заключение контрактов, определение плана работ, проверку их выполнения, договоренности о последующем обслуживании, стоимость переделок.
Интернализация позволяет снизить трансакционные издержки. Чем больше фирма, тем больше трансакционных издержек она в состоянии избежать.
2. Производство с одним переменным фактором.
Закон убывающей предельной производительности.
Под производством в современной микроэкономике понимается деятельность по использованию факторов производства (ресурсов) с целью достижения наилучшего результата. Если объем использования ресурсов известен, то максимизируется результат, если известен результат (которого необходимо достичь), то минимизируется объем ресурсов. Понятия "затраты", "выпуск", "деятельность фирмы" трактуются в современной экономической науке довольно широко. Под затратами понимается все, что производитель (фирма) закупает для использования в целях достижения необходимого результата. Выпуском может быть любое благо (продукция или услуга), произведенное фирмой для продажи. Фирма может осуществлять как производственную, так и коммерческую деятельность, например транспортировку, хранение и даже покупку продукции с целью ее последующей перепродажи. В настоящее время любая фирма производит, не одно, а целый ряд экономических благ, однако мы в целях упрощения будем пренебрегать этим обстоятельством; предположим, что производится лишь один товар (или услуга).
7
Экономическая деятельность фирмы может быть описана производственной функцией:
),
,
,
,
(
2 1
n
F
F
F
f
Q
где Q – максимальный объем производства при заданных затратах;
1
F
– количество использованного фактора
1
f
;
2
F
– количество использованного фактора
2
f
;
n
F
– количество использованного фактора
n
f
Предположим сначала, что
1
F
является переменным фактором, тогда как остальные (n-1) факторов (
2
F
,…,
n
F
) постоянны:
).
,
,
,
(
2 1
const
n
F
F
F
f
Q
Для того чтобы отразить влияние переменного фактора на производство, вводятся понятия совокупного (общего), среднего и предельного продукта.
Совокупный продукт (total product, ТР) — это количество экономического блага, произведенное с использованием некоторого количества переменного фактора. Разделив совокупный продукт на израсходованное количество переменного фактора (F
1
), можно получить средний продукт (average product AP):
1
F
Q
AP
Предельный продукт (marginal product MP) обычно определяется как прирост совокупного продукта, полученный в результате бесконечно малых приращений количества использованного переменного фактора:
1
F
Q
MP
Совокупный продукт Q с ростом использования в производстве переменного фактора F
1
будет увеличиваться, однако этот рост имеет определенные пределы в рамках заданной технологии.
8
Рис. 1. Зависимость выпуска продукции от затраченного труда
Рис. 2. Кривые среднего и предельного продукта
Величина MP также сначала увеличивается, достигает своего максимума, затем снижается (рис. 2). Сначала, по мере роста числа рабочих, предельный продукт растет за счет превосходства группового производства и специализации. Но достижение определенной точки характеризуется прекращением роста числа рабочих, а затем и сокращением предельного продукта. Если речь идет об одном виде переменных затрат, главной причиной сокращения предельного продукта является «перенаселение» дополняющих переменную постоянных затрат. В данном случае это рабочее пространство, инструменты, контрольное оборудование.
Действует закон убывающей предельной производительности фактора производства, или закон убывающей доходности (отдачи): непрерывное увеличение использования одного переменного ресурса в сочетании с неизменным количеством других ресурсов в определенный момент приведет