Файл: 1. Предмет, сущность и задачи данной отрасли прокурорского надзора.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………
1. Предмет, сущность и задачи данной отрасли прокурорского надзора….
2. Полномочия и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами осуществляющие оперативно-розыскную деятельнось………….
3. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность…………………..
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………….
Введение
Как известно, оперативно-розыскная деятельность затрагивает важные права и свободы человека и гражданина, следовательно, адекватным должен быть и прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью, что невозможно без выделения его в качестве самостоятельной отрасли прокурорского надзора.
К сожалению, законодатель в ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» включил надзор за оперативно-розыскной деятельностью составной частью надзора за следствием и дознанием. Подобное положение ослабляет действенность прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью, исключает его из состава приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры, тем самым, дезориентируя прокурора. Этому же способствует и организационная структура многих прокуратур субъектов федерации, в соответствии с которой прокуроры, осуществляющие надзор за оперативно-розыскной деятельностью, включены в состав отраслевых отделов по надзору за следствием и дознанием1.
Таким образом, в современных условиях функционирования прокуратуры всё более актуальной становится проблема изучения вопросов прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, которые могут быть нарушены или ограничены в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, так как сами граждане порой не могут отстаивать свои права в силу закрытости информации, потому как оперативно-розыскная деятельность осуществляется, в том числе и на негласных началах. Единственным гарантом соблюдения прав и свобод граждан при проведении оперативно-розыскной деятельности становится прокурор.
Объектом исследования в настоящей работе являются правоотношения, складывающиеся в связи с осуществлением прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а предметом – система действующих в настоящее время в Российской Федерации нормативно-правовых актов, регулирующих прокурорский надзор в этой области.
Целью настоящей работы является исследование сущности и задач прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предмет прокурорского надзора, основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, а также пределы прокурорского реагирования за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее – ОРД).
Задачами контрольной работы являются:
Раскрытие понятие предмета, сущности и задач прокурорского надзора в данном направлении;определение основных направлений прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД;выявление основные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Для написания контрольной работы использовались такие источники, как: российское законодательство, комментарии специалистов, учебная литература, монографии, статьи.
Ученые, занимавшиеся данным вопросом, а именнно Р.С. Абдулина В.Н. Дранников, В.И. Капканов и многие другие
При написании данной работы были использованы следующие методы:
анализ, синтез, системный подход (общенаучные); историко-правовой, формально-юридический, конкретно-социологический метод, государственного и правового моделирования (частные).
1. Сущность, предмет и задачи надзора за исполнением законов органами осуществляющими операивно-разыскную деятельность
В соответствии со ст. 29 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью состоит из трех элементов:
1) Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в процессе ее осуществления;
2) Соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий;
3) Законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
В пункте 4 приказа Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 15 февраля 2011 № 332 закреплено, что к предмету прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью относится «Соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, а также прав и законных интересов юридических лиц, соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях и установленных законом запретов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, обеспечение законность при проведении оперативно-розыскных мероприятий».
Таким образом, в приказе конкретизированы права и свободы человека и гражданина, которые могут нарушаться в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности. Кроме того, прокуроры ориентированы на конкретные моменты, на которые следует обращать внимание в ходе проверок:
а) законность и обоснованность решений о производстве или прекращении оперативно-розыскных мероприятий, а также использования результатов оперативно-розыскной деятельности;
б) обязательность регистрации и заведения дел оперативного учета, законность постановки и снятия с оперативного учета лиц, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия;
в) соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;
г) наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
д) возможность осуществления только тех оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых определен федеральным законом;
е) наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом;
ж) соблюдение условий и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий;
з) своевременность уведомления судей органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о проведении без разрешения судьи в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства, оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также права на неприкосновенность жилища;
и) законность привлечения граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе и соблюдение принципа добровольного согласия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
3.
Помимо перечисленного выше, в предмет прокурорского надзора входит законность решений, принимаемых при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Речь идет о юридически значимых решениях, которые облекаются в форму постановления и порождают правовые последствия (возникновение, изменение и прекращение оперативно-розыскных правоотношений)4.
Анализ Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»5 (далее – Закон об ОРД) позволяет сделать вывод, что в предмет прокурорского надзора входит законность следующих решений:
- о заведении и прекращении дела оперативного учета (ст. 10);
- о проведении и прекращении конкретных оперативно-розыскных мероприятий (ст. 8, 9, 15);
- о представлении результатов оперативно-розыскных мероприятий органу дознания, следователю или в суд (ст. 11);
- об уничтожении материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий; проведенных на основании судебного решения (ст. 5);
- о рассекречивании сведений об использованных или используемых при проведении оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о нештатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 12).
Прокурорский надзор не распространяется на законность решения судьи, содержащееся в постановлении об удовлетворении ходатайства органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о контроле почтово-телеграфной корреспонденции, о прослушивании телефонных переговоров, о снятии информации с технических каналов связи, об обследовании жилища.
В соответствии со ст. 2 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которой одним из направлений прокурорского надзора является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзор в сфере оперативно-розыскной деятельности юридически представляет собой часть указанного направления прокурорского надзора.
Выделение данной функции прокуратуры в качестве самостоятельной отрасли надзора необходимо, это обусловлено тем, что при осуществлении оперативно-розыскной деятельности затрагиваются (ограничиваются) основные права и свободы личности, определенные Конституцией Российской Федерации
6. Ограничение прав и свобод возможно только по основаниям, установленным законом.
Так, провозглашая право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, ч. 2 ст. 23 Конституции РФ предусматривает ограничение этого права только на основании судебного решения. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих конституционные права граждан, при отсутствии постановления судьи, является нарушением не только норм Закона Об ОРД, но также ч. 2 ст. 23 Конституции РФ.
При проведении проверок прокурорам необходимо обращать внимание на то, как соблюдаются другие права и свободы человека и гражданина, провозглашающее право на частную собственность и запрещающее лишать гражданина его имущества иначе как по решению суда7.
Обязанность прокурора в этой сфере — осуществлять надзор за соблюдением положений закона, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность, а в случае выявления нарушений — принимать меры, в пределах своей компетенции, по устранению нарушений, восстановлению нарушенных прав и свобод.
Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью — это вид деятельности, осуществляемой уполномоченными работниками прокуратуры в пределах их компетенции посредством использования ими определенных законом методов проверки и средств реагирования в целях обеспечения исполнения на территории Российской Федерации законов всеми оперативно-розыскными органами8.
Прокурорский надзор за ОРД должен:
• способствовать выполнению органами, осуществляющими ОРД, обязанностей по предупреждению, своевременному выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных, розыску лиц, без вести пропавших, а также скрывающихся от органов дознания, следствия или суда либо уклоняющихся от уголовного наказания;
• содействовать комплексному и активному осуществлению оперативными подразделениями всего объема оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), разрешенных Законом об ОРД;
• содействовать надлежащему документированию результатов ОРД и использованию их в процессе доказывания по уголовным делам.
Осуществление надзора за исполнением законов в сфере оперативно-розыскной деятельности предполагает, прежде всего, знание прокурорами ее содержания и нормативной основы. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в ст. 1 определяет ее как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченными на то законом в пределах их компетенции посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств