Файл: Курсовая работа по учебному курсу Проектирование информационных систем.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 267

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

00





МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»

КУРСОВАЯ РАБОТА
по учебному курсу: «Проектирование информационных систем»
Вариант: 2


Студент

Крайнов Александр Олегович





Группа

ПИбдо-1802а





Преподаватель

Мкртычев Сергей Вазгенович






Тольятти 2020


СОДЕРЖАНИЕ


Введение.............................................................................................................

3

Глава 1. Основы библиотечной деятельности…………………………...

5

1.1.

Организация деятельности библиотеки……………………………

5

1.2.

Формирование библиотечной статистики…………………………

11

Глава 2. Проектирование ИС «БИБЛИОТЕКА»………………………...

15

2.1.

Общая характеристика BPwin………………………………………

15

2.2.

Методологии, используемые в BPwin……………………………...

15

2.3.

Проектирование модели деятельности библиотеки BPwin……….

17

2.4.

Диаграммы декомпозиции…………………………………………..

19

2.5.

Проектирование деятельности библиотеки в среде ERwin……….

21

Заключение........................................................................................................

27

Список используемой литературы………………………………………...

28

Приложения…………………………………………………………………..

30



ВВЕДЕНИЕ
Библиотека (греч. bibliothēkē, от biblíon– книга и thēkē– хранилище), культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением, пропагандой и выдачей читателям произведений печати, а также информационно-библиографической работой. Это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и представляющее их во временное пользование абонентам, а также осуществляющее другие библиотечные услуги.

Деятельность библиотеки складывается из трех основных составляющих: хранение, поиск, и выдача на определенное время, имеющихся в наличие книг.

Актуальность данной темы заключается в том, что многие библиотеки до сих пор придерживаются, традиционных библиотечных систем и процессов. Необходим, переход от бумажной коммуникации к коммуникации безбумажной, чтоб сократить время поиска необходимой литературы, информации о читателе и т.д.

В последнее время информационные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни. Экономические информационные системы, связанные с предоставлением и обработкой информации для всех уровней управления экономическими объектами, приобретают особую важность в общественной жизни. На данный момент невозможно представить какую-либо организацию, не применяющую компьютерных технологий. Это обусловлено и тем, что государственные структуры требуют обязательных отчетов в электронном виде, следовательно, необходима систематизированная информация.

Начальным этапом создания системы является изучение, анализ и моделирование деятельности организации для возможного улучшения и оптимизации методов работы. В курсовой работе используется инструментальное средство для моделирования BPwin и ERwin.

Целью данной курсовой работы является моделирование информационной системы библиотеки, которая позволит улучшить эффективность выполнения процессов, происходящих в библиотеке.

Основными задачами данной работы являются:

  • изучить теоретические особенности моделирования процессов организации средствами BPwin и ERwin – произвести исследование предметной области – библиотечной деятельности;

  • на основании полученных знаний спроектировать модель деятельности библиотеки.


Объектом исследования является библиотека.

Предметом исследования являются процессы, происходящие в библиотеке, такие как:

  • процесс записи в библиотеку новых читателей;

  • процесс записи новых книг;

  • процесс выдачи книг;

  • процесс приема книг;

  • процесс получения рейтинга книг;

  • процесс статистики посещений читателей.



ГЛАВА 1. ОСНОВЫ БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


    1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ


Библиотека – это учреждение культуры, организующее сбор, хранение и общественное пользование произведениями печати и другими документами. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением, пропагандой и выдачей читателям произведений печати, а также информационно-библиографической работой, являются общедоступным источником знаний и основной базой для самообразования.

Основными направлениями работы любой библиотеки являются:

  • комплектование и организация книжного фонда;

  • обслуживание читателей.

Комплектование фондов библиотеки состоит из систематического выявления (путем просмотра библиографических источников и литературы) нужных для данной библиотеки изданий и приобретения их. От своевременности и полноты комплектования библиотеки в значительной мере зависит уровень обслуживания читателей.

Организация книжного фонда включает вопросы учета, расстановки, хранения литературы и доставки ее читателю. Правильная организация фонда облегчает читателю пользование литературой, библиотекарю – быстрое выполнение читательских требований, а также обеспечивает сохранность фондов как общественной собственности.

Обслуживание читателей библиотеки осуществляется различными путями:

  • выдача литературы, как в читальный зал, так и за пределы библиотеки;

  • помощь отдельным читателям и учреждениям в подборе необходимой им литературы;

  • раскрытие книжных фондов библиотеки через систему библиотечных каталогов;

  • составление информационно-библиографических пособий различного типа;

  • пропаганда наиболее ценной литературы;

  • репродуцирование текстов по заказам читателей и т.д.

Библиотечная деятельность связана с учетом большого количества операций, множество книг и читателей серьезно замедляют работу библиотекарей. Сложность поиска нужной книги в каталоге занимает длительное время, и целиком опирается на компетентность работников библиотеки.


В библиотеке ведется картотека читателей. Для ведения библиотечных каталогов, организации поиска требуемых изданий и библиотечной статистики в базе должны храниться сведения, большая часть которых размещаются в аннотированных каталожных карточках

В библиотеку приходит много книг из различных издательств. Каждой книге в библиотеке присваивают номер, а затем передают в различные отделы. При поступлении книги, учитывают такие данные как:

  • номер поступившей книги;

  • название книги;

  • название издательства, из которого поступила книга;

  • отдел, куда была передана книга;

  • адреса издательств;

  • названия издательства;

  • название и расположение отделов библиотеки.

Предусматривается автоматизация учета выдачи и сдачи книг, записи новых книг и читателей, а также хранения информации об имеющихся в наличии книгах, данные о сотрудниках библиотеки, сотрудниках хранилища библиотеки и читателях.

Каждая книга, хранящаяся в библиотеке, имеет следующие параметры:

  • автор;

  • издание;

  • год издания;

  • жанр;

  • ключевые слова;

  • количество страниц.

Каждая книга может присутствовать в нескольких экземпляров.

Так же в библиотеке ведется картотека читателей. О каждом читателе заносятся следующие сведения:

  • ФИО;

  • номер паспорта;

  • адрес;

  • телефон.

Каждому читателю присваивается номер читательского билета.

В случае выдачи экземпляра книги в библиотеке остается вкладыш, в котором указана дата выдачи, дата предполагаемого возврата и номер читательского билета.

Можно продлить книгу по телефону книгу назвав номер читательского билета и уникальный номер книги.

При возврате книги во вкладыше отмечается срок возврата. При просрочке возврата книги, читатель получает предупреждение. Когда предупреждений у читателя накапливается больше определенного предела, он лишается правом пользования библиотекой на определенный срок.

При потере книги читатель лишается правом пользования библиотекой на определенный срок, независимо от количества предупреждений.

В библиотеке есть ряд ограничений: нельзя выдавать книги больше установленного периода, нельзя выдавать больше определенного количества книг.

Объект исследования – библиотека.

Предмет исследования – процессы, происходящие в библиотеке, такие как:


  • процесс выдачи книг читателям;

  • процесс сдачи книг;

  • процесс поступления новых книг;

  • процесс записи новых читателей.

Субъекты – пользователи (читатели, администрация библиотеки, другие заинтересованные в получении информации лица).

Входная информация – информация:

  • о новых поступивших книгах;

  • о новых читателях, которые записываются в библиотеку;

  • о процессе выдачи книг, включает в себя:

  • кто из сотрудников хранилища передал книгу сотруднику библиотеки;

  • кто из сотрудников библиотеки передал книгу читателю;

  • по заявке какого читателя была выполнена эта операция;

  • название книги;

  • дату выдачи книги;

  • срок, на который выдается книга;

Выходная информация – информация:

  • о статистике посещения клиентами библиотеки;

  • о книгах, которые наиболее часто были выданы читателям, то есть рейтинг книг.

При выдаче книг в базе данных необходимо фиксировать:

  • название книги;

  • дату выдачи;

  • ФИО читателя, которому выдается книга;

  • ФИО сотрудника библиотеки, выдающему книгу читателю;

  • ФИО сотрудника хранилища, который передал книгу (непосредственно из хранилища) сотруднику библиотеки по заявке читателя;

  • срок, на который выдается книга.

При сдаче книг в базе данных необходимо зафиксировать дату возврата сдаваемой читателем книги путем ввода ее названия в БД.

На каждого читателя заносятся следующие сведения:

  • №читательского билета;

  • ФИО читателя;

  • Телефон;

  • Адрес.

Каждая книга, хранящаяся в библиотеке, имеет следующие характеристики:

  • Название книги;

  • Уникальный шифр (ISBN);

  • Библиотечно-библиографическая классификация (ББК);

  • Раздел;

  • Автор;

  • Издательство;

  • Место издания (город);

  • Год издания.

Все книги различаются по своему уникальному шифру – ISBN.

Библиотечно-библиографическая классификация (ББК) распределяет издания по отраслям знания в соответствии с их содержанием. В ней используется цифробуквенные индексы ступенчатой структуры. Шифр ББК используется при выделении хранимым изданиям определенных комнат, стеллажей и полок, а также для составления каталогов и статистических отчетов.

В библиотеке имеется база данных (БД). Она представляет собой совокупность данных обо всех происходящих процессах в библиотеке, построенную в хронологической последовательности, в виде таблиц и списков данных. Основное ее назначение – хранение данных, для их последующего целесообразного использования в будущем. БД находится на специальном компьютере в электронном виде, постоянно редактируется и изменяется работниками библиотеки.