Файл: Курсовая работа по учебному курсу Проектирование информационных систем.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 271
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С базой данных библиотеки могут работать как руководители библиотеки, так и работники библиотеки, заинтересованные в получении необходимой информации.
При работе с системой библиотекарь должен иметь возможность решать следующие задачи:
-
Принимать новые книги и регистрировать их в библиотеке; -
Относить книги к одной или к нескольким областям знаний; -
Проводить каталогизацию книг, то есть назначение новых инвентарных номеров вновь принятым книгам; -
Вести учет выданных книг читателям, при этом предполагается два режима работы: выдача книг читателю и прием от него возвращаемых им книг обратно в библиотеку. При выдаче книг фиксируется, когда и какая книга была выдана данному читателю и на какой срок выдается данная книга. При приеме книги, возвращаемой читателем, проверяется соответствие возвращаемого инвентарного номера книги выданному инвентарному номеру, название книги, и она ставится на свое старое место в библиотеке.
Администрация библиотеки должна иметь возможность получать сведения о должниках – читателях библиотеки, которые не вернули вовремя взятые книги; сведения о наиболее популярных книгах, т.е. наиболее часто выдаваемых книгах.
Основные функции библиотеки – информационная, культурная, образовательная, досуговая.
1.2. ФОРМИРОВАНИЕ БИБЛИОТЕЧНОЙ СТАТИСТИКИ
Особенность статистики заключается в том, что статистические данные сообщаются в количественной форме, т.е. библиотечная статистика говорит языком цифр, отображающих библиотечную жизнь во всем ее многообразии.
Без количественных характеристик невозможно проанализировать процессы, происходящие в библиотечном деле. Статистика исследует количественную сторону явлений библиотечной действительности в неразрывной связи с их качественным содержанием в конкретных условиях места и времени. Она учитывает число книговыдач, пользователей, объем фондов, часы работы.
Основными задачами библиотечной статистики являются:
-
разработка системы показателей, характеризующих масштабы, темпы; -
пропорции развития библиотечной деятельности; -
создание методов расчета и взаимной увязки показателей; -
анализ факторов, обусловливающих основные тенденции развития; -
обеспечение наблюдения и контроля над библиотечной деятельностью в целях своевременного выявления проблем развития.
На формирование библиотечной статистики оказывает влияние ГОСТ 7.20-2000 «Библиотечная статистика». Данный стандарт устанавливает единые правила и требования к сбору и предоставлению статистических данных библиотеками. Он позволяет унифицировать статистическую отчетность на разных уровнях. Стандарт устанавливает единые сроки, определения и единицы учета, единый минимум статистических данных для библиотек всех ведомств. Для всех типов библиотек единые единицы учёта документов фондов и обслуживания пользователей установлены данным ГОСТ. [9]
Основные статистические показатели:
-
Учет читателей. Показывает количество человек, которые пользуются документами библиотеки. Единицей учета служит формуляр читателя. -
Учет выдачи книг. Показывает количество документов, использованных читателями во всех структурных подразделениях библиотеки.Учёт выдачи изданий производится по числу выданных экземпляров, зарегистрированных в формуляре читателя, листке читательского требования, книжном формуляре или иной документации, принятой в библиотеке, а также в электронной базе данных (БД).
Средние показатели работы библиотеки:
-
Читаемость (Ч). Показатель характеризует интенсивность чтения. -
Среднее число книг, выданных одному читателю в год, исчисляется путем деления количества выданных за год документов (В) на число читателей, зарегистрированных за год (А).
Ч=В : А
-
Посещаемость (Пос). Показатель характеризует активность посещения читателями библиотеки. Исчисляется путем деления числа посещений за год (П), на число читателей.
Пос.= П : А
-
Обращаемость книжного фонда. (Об) Характеризует степень использования книжного фонда. Исчисляется путем деления количества книговыдач за год (В) на количество книжного фонда библиотеки (Ф).
Об = В : Ф
-
Книгообеспеченность (К) Показатель характеризует величину книжного фонда в отношении к числу читателей, т. е. его достаточность. Исчисляется путем деления количества документов имеющихся в библиотеке на конец года (Ф) на число зарегистрированных читателей (А)
К=Ф : А
Методика составления рейтинга книг. Рейтинг – понятие, характеризующее соотносительные значимость, место, вес, позицию данного объекта (книги) по сравнению с другими объектами этого класса (типа). В данном случае составляется и формируется в виде графика (например, 20 самых популярных книг) для обеспечения администрации библиотеки информации о наиболее читаемых книгах.
Составление рейтинга: Делает библиотекарь. Сначала библиотекарь ищет в базе данных (делает запрос) книги (по названиям), которые больше остальных были выданы на руки читателям (по количеству выдач), сразу выбирая сколько книг внести в список рейтинга, например 20. Далее полученный список группируется по названиям книг в алфавитном порядке по убыванию количества выдач. Таким образом, самая первая книга будет являться самой «популярной» у читателей, потому что была выдана наибольшее количество раз. И далее, следующая, но уже с меньшим рейтингом выдач и т.д. В итоге получается n-количество самых читаемых книг, по которому в дальнейшем в БД делается график либо в виде диаграммы, либо отчет в виде списка в порядке убывания. Данная информация может быть полезна администрации библиотеки для дальнейшего учета интересов и предпочтений читателей.
Методика формирования статистики посещения библиотеки читателями. Регулируется ГОСТ 7.20 -2000 «Библиотечная статистика»:
-
Учет посещений и обращений. -
Единицей учёта посещений является одно посещение, зарегистрированное в документации или БД, принятых в библиотеке. -
Единицей учёта посетителей мероприятий является лицо, присутствующее на мероприятии и зарегистрированное в документах, принятых в библиотеке. -
Учет посещений производится путем суммирования посещений, учтённых каждым структурным подразделением библиотеки. -
Единицей учета обращений к электронной библиотечно-информационной сети является одно обращение на сервер библиотеки. -
Учет общего числа посещений проводится суммированием посещений (обращений), учтенных каждым структурным подразделением библиотеки. -
Учет ведется в первой части Дневника работы библиотеки «Учет состава читателей и посещаемости». Обращения входят в общее число посещений. [9]
Формирование: Библиотекарь делает запрос в базу данных о том, сколько читателей и в какой день посещали библиотеку, в результате выводится количественная информация по дням в рамках определенного периода, заданного библиотекарем. Например, за 2 квартал текущего года. Затем из этого списка либо таблицы делается график в виде диаграммы, которая детально отражает статистику посещений библиотеки читателями. По графику, например, можно зафиксировать в какой день 2-го квартала текущего года было наибольшее или наименьшее количество посещений.
Статистический учет, т.е. сбор исходных данных, производится для того, чтобы использовать собранный материал для выработки каких-либо оценок и управленческих решений. Без использования статистических показателей невозможно создание научно-обоснованных методик оценки деятельности библиотек. Статистике принадлежит определяющее место в системе управленческого учета, поскольку она выявляет «типичное, характерное, закономерное».
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИС «БИБЛИОТЕКА»
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА BPWin
BPwin является мощным средством моделирования и документирования бизнес–процессов. Этот продукт использует технологию моделирования IDEF0 (IntegrationDefinitionforFunctionModeling) – наиболее распространенный стандарт, который принят для моделирования бизнес–процессов. Этот стандарт был разработан в лаборатории военно-воздушных сил США в 1981 году и успешно использовался для разработки систем противовоздушной обороны.[1]
BPwinиспользуется для анализа, документирования и реорганизации сложных процессов, в том числе, бизнес-процессов. Модель, созданная средствами BPWin, позволяет четко документировать различные аспекты деятельности – действия, которые необходимо предпринять, способы их осуществления, требующиеся для этого ресурсы и др. Таким образом, формируется целостная картина деятельности предприятия – от моделей организации работы в маленьких отделах до сложных иерархических структур. При разработке или закупке программного обеспечения модели процессов служат прекрасным средством документирования потребностей, помогая обеспечить высокую эффективность инвестиций в сферу IT. В руках же системных аналитиков и разработчиков BPWin – еще и мощное средство моделирования процессов при создании корпоративных информационных систем (КИС). Методологии моделирования, поддерживаемые BPwin. BPwin совмещает в одном инструменте средства моделирования функций (IDEF0), потоков данных (DFD) и потоков работ (IDEF3 ). [1]
2.2. МЕТОДОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В BPwin
На начальных этапах создания информационной системы необходимо понять, как работает организация, которую собираются автоматизировать.
Для описания работы предприятия необходимо построить модель. Такая модель должна быть адекватна предметной области, содержать в себе знания всех участников бизнес–процессов организации.
Наиболее удобным языком моделирования бизнес – процессов является IDEF0, предложенный более 20 лет назад Дугласом Россом и называвшийся первоначально SADT – StructuredAnalysisandDesignTechnique.
В IDEF0 система представляется как совокупность взаимодействующих работ или функций. Такая чисто функциональная ориентация является принципиальной – функции системы анализируются независимо от объектов, которыми они оперируют.
Под моделью в IDEF0 понимают описание системы, которое должно дать ответ на некоторые заранее определенные вопросы.