ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
:6
Таким образом, взаимодействие в процессе управленческого общения должно осуществляться в соответствии с определенными принципами, т. е. правилами.
В исследованной психологической литературе подчеркивается, что общение может происходить на разных уровнях. Так, А.Б. Добрович вы- деляет конвенциональный, примитивный, манипулятивный, стандарти- зированный, деловой, игровой, духовный, интимный уровни общения.9
Другой подход к рассмотрению уровней общения предлагает Б.Ф. Ломов. Он выделяет три уровня: макро-, меза- и микроуровни. На макроуровне человек общается с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, традициями, обычаями. Он определяет своеобразную стратегию общения личности на протяжении всей жизни. На мезауровне общение происходит в пределах содержа- тельной темы, один или много раз. Общение на микроуровне – это акт контакта. Микроуровень объединяет простейшие элементы, лежащие в основе других уровней общения.10
Кроме уровней общения в психологической литературе выделяются также стадии общения. И.Н. Горелов выделяет шесть стадий общения.
Первая стадия – ориентировка в окружающих условиях. Выбор места встречи, расположения людей, дистанции взаимодействия – пространственная ориентировка. Ориентировка во времени (когда назначить общение, сколько времени на него выделить), социальная ориентировка (каковы взгляды и ценности участников общения, какую психоло- гическую дистанцию занять при общении).
Вторая стадия – привлечение внимания собеседников.
Третья стадия – поиск совместимости собеседников по объему общения, по темпам общения, по настроению, по позициям и дистанциям общения. Напряженность прежней стадии сменяется расслабленностью. На этой стадии путем выжидания и маневрирования идет поиск согласия. Все три стадии являются подготовительными.
На четвертой стадии происходит обмен фактами и оценка их, поиск общей точки зрения, приемлемой для обеих сторон общения. Пробуждается взаимный интерес. Идет демонстрация ожидаемых собеседником черт личности, своих привычек, мнений, настроений.
На пятой стадии могут возникнуть проблемная ситуация, конфликт, стол- кновение мнений. Это творческое взаимодействие, поиск нового реше- ния, не предложенного ни одним из собеседников.
На шестой стадии собеседники принимают решение на основе выработанного на пятой стадии. Намечается совместный план реализации найденного решения, происходит фиксация результатов общения, собеседники выходят из контакта.11
Таким образом, теоретический анализ психологических характеристик управленческого общения позволяет утверждать, что управленче- ское общение выступает необходимым условием и незаменимым элементом управленческой деятельности. Эффективным следует считать такое управленческое общение, которое обеспечивает достижение це лей управленческой деятельности посредством оперативной передачи необходимой информации (коммуникативный аспект), оптимального социального восприятия (перцептивный аспект), взаимопонимания между объектом и субъектом управления и их оптимального взаимодействия (интерактивный аспект).
1 Психология управления: Курс лекций. / Отв. ред. М.В.Удальцова. – Новосибирск; М., 1997.
2 Дейнека А.В. Стратегия управления персоналом организации. – Краснодар, 2009.
3 Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М., 1998.
4 Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высш. учеб. заведений. 5 изд., испр. и доп. – М., 2004.
5 Психология управления: Курс лекций – Новосибирск, 1997.
6 Иванова В.С. Социология и психология управления. Конспект лекций. – Томск, 1999.
7 Основы менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. Афоничкина А.И. – СПб., 2007
8 Управленческое общение: теория и практика. – М., 2003.
9 Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. – М., 1996.
10 Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности студентов в условиях непрерывного образования: Автореф. дис.... д-ра псих. наук. – М., 2007.
11 Дейнека А.В. Стратегия управления персоналом организации. – Краснодар, 2009.
-
принцип создания условий для проявления личностного потенциа- ла сотрудников, их профессиональных знаний, опыта, способностей;7 -
принцип полномочий и ответственности; -
принцип поощрения и наказания; -
принцип рационального использования рабочего времени руководителя.8
Таким образом, взаимодействие в процессе управленческого общения должно осуществляться в соответствии с определенными принципами, т. е. правилами.
В исследованной психологической литературе подчеркивается, что общение может происходить на разных уровнях. Так, А.Б. Добрович вы- деляет конвенциональный, примитивный, манипулятивный, стандарти- зированный, деловой, игровой, духовный, интимный уровни общения.9
Другой подход к рассмотрению уровней общения предлагает Б.Ф. Ломов. Он выделяет три уровня: макро-, меза- и микроуровни. На макроуровне человек общается с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, традициями, обычаями. Он определяет своеобразную стратегию общения личности на протяжении всей жизни. На мезауровне общение происходит в пределах содержа- тельной темы, один или много раз. Общение на микроуровне – это акт контакта. Микроуровень объединяет простейшие элементы, лежащие в основе других уровней общения.10
Кроме уровней общения в психологической литературе выделяются также стадии общения. И.Н. Горелов выделяет шесть стадий общения.
Первая стадия – ориентировка в окружающих условиях. Выбор места встречи, расположения людей, дистанции взаимодействия – пространственная ориентировка. Ориентировка во времени (когда назначить общение, сколько времени на него выделить), социальная ориентировка (каковы взгляды и ценности участников общения, какую психоло- гическую дистанцию занять при общении).
Вторая стадия – привлечение внимания собеседников.
Третья стадия – поиск совместимости собеседников по объему общения, по темпам общения, по настроению, по позициям и дистанциям общения. Напряженность прежней стадии сменяется расслабленностью. На этой стадии путем выжидания и маневрирования идет поиск согласия. Все три стадии являются подготовительными.
На четвертой стадии происходит обмен фактами и оценка их, поиск общей точки зрения, приемлемой для обеих сторон общения. Пробуждается взаимный интерес. Идет демонстрация ожидаемых собеседником черт личности, своих привычек, мнений, настроений.
На пятой стадии могут возникнуть проблемная ситуация, конфликт, стол- кновение мнений. Это творческое взаимодействие, поиск нового реше- ния, не предложенного ни одним из собеседников.
На шестой стадии собеседники принимают решение на основе выработанного на пятой стадии. Намечается совместный план реализации найденного решения, происходит фиксация результатов общения, собеседники выходят из контакта.11
Таким образом, теоретический анализ психологических характеристик управленческого общения позволяет утверждать, что управленче- ское общение выступает необходимым условием и незаменимым элементом управленческой деятельности. Эффективным следует считать такое управленческое общение, которое обеспечивает достижение це лей управленческой деятельности посредством оперативной передачи необходимой информации (коммуникативный аспект), оптимального социального восприятия (перцептивный аспект), взаимопонимания между объектом и субъектом управления и их оптимального взаимодействия (интерактивный аспект).
1 Психология управления: Курс лекций. / Отв. ред. М.В.Удальцова. – Новосибирск; М., 1997.
2 Дейнека А.В. Стратегия управления персоналом организации. – Краснодар, 2009.
3 Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М., 1998.
4 Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высш. учеб. заведений. 5 изд., испр. и доп. – М., 2004.
5 Психология управления: Курс лекций – Новосибирск, 1997.
6 Иванова В.С. Социология и психология управления. Конспект лекций. – Томск, 1999.
7 Основы менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. Афоничкина А.И. – СПб., 2007
8 Управленческое общение: теория и практика. – М., 2003.
9 Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. – М., 1996.
10 Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности студентов в условиях непрерывного образования: Автореф. дис.... д-ра псих. наук. – М., 2007.
11 Дейнека А.В. Стратегия управления персоналом организации. – Краснодар, 2009.