Файл: I. теоретические основы применения проектной деятельности в процессе обучения.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 208
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, моделирует работу в научной лаборатории или иной организации.
4. Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия.
5. Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.
6. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.
7. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.
Н.М. Чумичева [66] выделяет следующие требования к проекту:
¾ необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы);
¾ выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности с определения вида продукта и формы презентации;
¾ каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся, отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;
¾ результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы;
¾ подготовленный продукт должен быть убедительно представлен заказчику как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
Рязанова В.Н., Солопова Н.К. [52], приводят требования, предложенные И.С. Сергеевым: это «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Аналогичные требования выдвигает Н.В.Ивочкина [21].
Приложение 7
Н.В. Ивочкина [21] в своей работе говорит, что первая классификация проектов была проведена еще в начале XX века Коллингсом. Ученный рассматривал три группы учебных проектов. «Проекты игр» — это детские занятия, цель которых — участие в групповой деятельности (различные игры, народные танцы, драматические постановки, разного рода развлечения и так далее). «Экскурсионные проекты», для целесообразного изучения проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью. «Повествовательные проекты», разрабатывая которые дети получали удовольствие от рассказа в разнообразной форме — устной, письменной, вокальной, художественной, музыкальной.
В настоящее время в литературе можно встретить массу классификаций учебных проектов по различным основаниям. Так В.А. Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов [23] свою классификацию представляют в виде таблицы.
Е.С. Полат [44], Н.В. Ивочкина [21] и Л. Рулевская [50] предлагают классификацию, которая проведена в соответствии с типологическими признаками.
И.А. Колесникова и М.П. Горчакова-Сибирская [26] к вышеперечисленным классификациям добавляют классификацию по основанию степень новизны, среди проектов данной классификации выделяются рационализаторские, изобретательские, эвристические, новаторские (инновационные) и другие проекты.
Т. Громова, О. Быкова [15] предлагают к рассмотрению классификацию по А.Г. Раппопорту, которая проведена по основанию тип объекта проектирования. Здесь выделяются три группы проектов, каждая из которых характеризуется.
Морфологические. Предполагают проектирование вещей.
Социальные. Своим результатом имеют проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов.
Экзистенциальные. Это проектирование личностного развития человеческого «Я» в процессе построения собственной судьбы.
Приложение 8
С.Н. Поздняк [43] выделяет три фазы осуществления проектной деятельности:
Проектировочная фаза является наиболее сложной и предполагает последовательное осуществление таких стадий как: концептуальная (выявление противоречий, формулировка проблемы, определение целей предстоящей деятельности); моделирование; конструирование; технологическая подготовка реализации проекта. Здесь большую роль играет прогнозирование. Прогноз основывается на действии известных причин.
Технологическая фаза включает в себя реализацию проекта и оформление результатов.
Рефлексивная фаза это подведение итогов, контроль полученных результатов, их оценка, рефлексия.
Б. Валясэк [10] считает, что реализация проектной деятельности проходит в пяти фазах. Он приводит следующую их характеристику. Первая фаза — выступление с инициативой проекта, причем инициатором может быть любой субъект (ученик, учитель, родители). Самое главное, чтобы все происходило спонтанно, неорганизованно. Вторая фаза — методом дискуссии определяется правило игры, касающееся обсуждения предложений первой фазы. Это может быть лекция, во время которой выбираются (тайным голосованием) председатель, секретарь, а также устанавливаются время и способ работы над выбором темы проекта. Эта фаза заканчивается принятием проекта и предварительным эскизом. Третья фаза — фаза разработки плана проекта. Здесь подробно решаются организационные вопросы, финансовые средства, материалы, определяется так же, как будет выглядеть заключительный проект и за какое время он будет выполнен. Особенно важна на этом этапе подготовка учащихся к групповой работе.
Четвертая фаза — работа над проектом, которую осуществляют учащиеся в групповой форме. Эта фаза продолжается дольше всего, и в ее ходе должна производиться оценка. Здесь есть установка на индивидуализацию образования, введение нового материала, закрепление полученных знаний. Пятая фаза — это окончание проекта. Если появился задуманный продукт, то наступает совместная оценка приобретения новых знаний и умений или более широкая его презентация. Может случиться так, что конечный продукт не появится. Окончание проекта в таком случае состоит в сравнении результатов с намерениями и поиске факторов, которые мешали выполнению работы.
Г.В. Степанова на сайте Интернет [58] рассматривает 7 фаз работы над проектом.
Фаза 1. Представление темы проекта: происходит выявление имеющихся знаний детей, поиск идей, проблем. Главный метод на этой фазе — «Мозговой штурм».
Фаза 2. Избрание проблемы: выяснение совместно с детьми главной проблемы работы проекта. Здесь задаются точные и актуальные вопросы, направленные на определение проблем, после того, таким образом, происходит самостоятельное формулирование проблем, выбор главной. Эта же фаза предполагает определение целей исследования.
Фаза 3. Формулировка подтем (проблем): определение подтем и проблем в группах и определение круга вопросов в подтемах, происходит консультирование групп.
Фаза 4. Планирование работы: обсуждение в группах плана предстоящей работы, главных вопросов и путей поиска информации, принятие решений, в какой форме будет представлен проект.
Фазы 1 – 4 автор объединяет в единую группу «Запуск проекта».
Фаза 5. Осуществление проекта: участники проекта самостоятельно работают по группам (осуществляют сбор и отбор информации, работают над исследованием проблемы, отбирают варианты решения проблемы, оформляют работы). В случае необходимости обращаются за консультацией к учителю.
Фаза 6. Представление проекта (защита) включает в себя: демонстрацию результатов исследовательской деятельности; предложения по разрешению проблем; презентацию результата, готового к внедрению. Не исключается на этой фазе появление новых вопросов и прогнозирование новых проблем.
Фаза 7. Оценка проекта: предполагает оценивание планирования, процесса, деятельности, отношения конечного результата, самооценку, определение уровня знания предмета и выявление успехов и неудач работы над проектом.
Фазы 6 – 7 «Результат проекта».
4. Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия.
5. Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.
6. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.
7. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.
Н.М. Чумичева [66] выделяет следующие требования к проекту:
¾ необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы);
¾ выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности с определения вида продукта и формы презентации;
¾ каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся, отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;
¾ результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы;
¾ подготовленный продукт должен быть убедительно представлен заказчику как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
Рязанова В.Н., Солопова Н.К. [52], приводят требования, предложенные И.С. Сергеевым: это «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Аналогичные требования выдвигает Н.В.Ивочкина [21].
Приложение 7
Н.В. Ивочкина [21] в своей работе говорит, что первая классификация проектов была проведена еще в начале XX века Коллингсом. Ученный рассматривал три группы учебных проектов. «Проекты игр» — это детские занятия, цель которых — участие в групповой деятельности (различные игры, народные танцы, драматические постановки, разного рода развлечения и так далее). «Экскурсионные проекты», для целесообразного изучения проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью. «Повествовательные проекты», разрабатывая которые дети получали удовольствие от рассказа в разнообразной форме — устной, письменной, вокальной, художественной, музыкальной.
В настоящее время в литературе можно встретить массу классификаций учебных проектов по различным основаниям. Так В.А. Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов [23] свою классификацию представляют в виде таблицы.
Автор | Основание классификации | Типы проектов |
У.Х.Килпатрик | Вид целевой установки | 1. Созидательный — цель: практическое выполнение и использование. 2. Потребительский — цель: развитие потребительских качеств личности. 3. Интеллектуальный — цель: развитие мышления. 4. Проект — упражнение, направленное на выработку определенныхумений и навыков. |
А.Стивенсон | Уровень интеграции учебного материала | 1. Простой. 2. Комплексный. |
М.Уэльс | По объему учебного материала и времени его проработки | 1. Большой — выполняется в течение учебного года. 2. Малый — разработка отдельных этапов большого проекта. |
Е.Когаров | Продолжительность | 1. Хронологический. 2. Сезонный. З.Датовый. |
Форма организации | 1. Структивные, планирующие и итоговые. 2. Индивидуальные и групповые. 3. Групповые. | |
М.Рубинштейн | По способам выполнения и завершения | 1. Ручной. 4. Незаконченный. 2. Интеллектуальный. 5. Законченный. 3. Комплексный. |
А.И.Парамонов | По степени реализации | 1. Учебный — не предполагается реализация проекта или идея про екта нереализуема. 2. Длительностный — есть реальный план реализации или уже сделаны попытки реализации. |
В.И.Воропаев | Тип проекта (по основным сферам деятельности) | 1. Технический. 4. Социальный. 2. Организационный. 5. Смешанный. 3. Экономический. |
Класс проекта (по составу проекта, по его структуре и по его предметной области) | 1. Монопроект — отдельный проект различных типов, видов, масштабов. 2. Мультипроект — комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов, требующий многопроектного управления. 3. Мегапроект — целевые программы развития отраслей, регионов и других образований, включающие в свой состав ряд монопроектов и мультипроектов. | |
Вид проекта (по характеру предметной области проекта) | 1. Инвестиционный. 2. Инновационный. 3. Научно-исследовательский. 4. Учебно-образовательный. | |
Масштаб проекта (по размеру самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир) | 1. Межгосударственный. 6. Межотраслевой. 2. Международный. 7. Отраслевой. 3. Национальный. 8. Корпоративный. 4. Межрегиональный. 9. Ведомственный. 5. Региональный. | |
Длительность проекта (по продолжительности периода осуществления) | 1. Долгосрочный (более 5 лет). 2. Среднесрочный (от 3 до 5 лет). 3. Краткосрочный (до 3 лет). | |
Н.В.Матяш | По уровню сложности проектных заданий | 1. Репродуктивные задания на воспроизведение по образцу. 2. Поисковые задания. 3. Творческие задания, направленные на создание новых объектов. |
По содержанию | 1. Проекты для решения конструктивно-технических задач. 2. Проекты для разработки новых видов технологий. 3. Проекты как решение задач производственно-коммерческого характера. 4. Проекты как решение дизайн-задач. | |
Е.С. Полат [44], Н.В. Ивочкина [21] и Л. Рулевская [50] предлагают классификацию, которая проведена в соответствии с типологическими признаками.
Общедидактический принцип | Типы проектов | Краткая характеристика |
Доминирующий в проекте метод или вид деятельности. | Исследовательский | Требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования |
Творческий | Предполагает творческое оформление результатов, не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников, которая развивается, подчиняясь конечному результату | |
Ролево-игровой | Предполагает распределение участниками определенных ролей: литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Структура намечается и остается открытой до окончания работы | |
Информационный (ознакомительно-ориентировочный) | Предполагает сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Требует хорошо продуманной структуры: цель проекта (предмет информационного поиска), способы обработки информации (анализ, синтез идей, аргументированные выводы) результат информационного поиска (статья, доклад реферат), презентация | |
Предметно-ориентировочный | Предполагает четко обозначенный с самого начала результат деятельности ориентированный на социальные интересы самих участников. Требует хорошо продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функции каждого из них | |
Предметно-содержательная область | Монопроект | Проводится в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы программы, требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением целей, задач проекта, тех знаний, умений, которые ученики в результате должны приобрести |
Межпредметный | Выполняется, как правило, во внеурочное время. Требует очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, хорошо проработанной формы промежуточных и итоговой презентаций | |
Характер координации проекта | С открытойй координацией (непосредственный) | Предполагает консультационно-координирующую функцию руководителя проекта |
Со скрытой координацией (телекоммуникацион-ный проект) | Координатор выступает как полноправный участник проекта. Предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся –партнеров, организованную на основе компьютерных телекоммуникаций и направленную на достижение общего результата совместной деятельности. Межпредметные проекты требуют привлечение интегрированного знания, в большей степени способствуют диалогу культур | |
Характер контактов | Внутренний (региональный) | Организуют внутри школы, между школами, классами внутри региона одной страны |
Международный | Предполагает участие школьников из разных стран | |
Количество участников проекта | Личностный | Проводится индивидуально, между двумя партнерами |
Парный | Проводится между парами участников | |
Групповой | Проводится между группами. | |
Продолжительность проведения | Краткосрочный | Проводится для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы |
Средней продолжительности (1-2 мес). | Междисциплинарный, содержит достаточно значимую проблему | |
Долгосрочный (до года) | Междисциплинарный. Содержит достаточно значимую проблему | |
И.А. Колесникова и М.П. Горчакова-Сибирская [26] к вышеперечисленным классификациям добавляют классификацию по основанию степень новизны, среди проектов данной классификации выделяются рационализаторские, изобретательские, эвристические, новаторские (инновационные) и другие проекты.
Т. Громова, О. Быкова [15] предлагают к рассмотрению классификацию по А.Г. Раппопорту, которая проведена по основанию тип объекта проектирования. Здесь выделяются три группы проектов, каждая из которых характеризуется.
Морфологические. Предполагают проектирование вещей.
Социальные. Своим результатом имеют проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов.
Экзистенциальные. Это проектирование личностного развития человеческого «Я» в процессе построения собственной судьбы.
Приложение 8
С.Н. Поздняк [43] выделяет три фазы осуществления проектной деятельности:
Проектировочная фаза является наиболее сложной и предполагает последовательное осуществление таких стадий как: концептуальная (выявление противоречий, формулировка проблемы, определение целей предстоящей деятельности); моделирование; конструирование; технологическая подготовка реализации проекта. Здесь большую роль играет прогнозирование. Прогноз основывается на действии известных причин.
Технологическая фаза включает в себя реализацию проекта и оформление результатов.
Рефлексивная фаза это подведение итогов, контроль полученных результатов, их оценка, рефлексия.
Б. Валясэк [10] считает, что реализация проектной деятельности проходит в пяти фазах. Он приводит следующую их характеристику. Первая фаза — выступление с инициативой проекта, причем инициатором может быть любой субъект (ученик, учитель, родители). Самое главное, чтобы все происходило спонтанно, неорганизованно. Вторая фаза — методом дискуссии определяется правило игры, касающееся обсуждения предложений первой фазы. Это может быть лекция, во время которой выбираются (тайным голосованием) председатель, секретарь, а также устанавливаются время и способ работы над выбором темы проекта. Эта фаза заканчивается принятием проекта и предварительным эскизом. Третья фаза — фаза разработки плана проекта. Здесь подробно решаются организационные вопросы, финансовые средства, материалы, определяется так же, как будет выглядеть заключительный проект и за какое время он будет выполнен. Особенно важна на этом этапе подготовка учащихся к групповой работе.
Четвертая фаза — работа над проектом, которую осуществляют учащиеся в групповой форме. Эта фаза продолжается дольше всего, и в ее ходе должна производиться оценка. Здесь есть установка на индивидуализацию образования, введение нового материала, закрепление полученных знаний. Пятая фаза — это окончание проекта. Если появился задуманный продукт, то наступает совместная оценка приобретения новых знаний и умений или более широкая его презентация. Может случиться так, что конечный продукт не появится. Окончание проекта в таком случае состоит в сравнении результатов с намерениями и поиске факторов, которые мешали выполнению работы.
Г.В. Степанова на сайте Интернет [58] рассматривает 7 фаз работы над проектом.
Фаза 1. Представление темы проекта: происходит выявление имеющихся знаний детей, поиск идей, проблем. Главный метод на этой фазе — «Мозговой штурм».
Фаза 2. Избрание проблемы: выяснение совместно с детьми главной проблемы работы проекта. Здесь задаются точные и актуальные вопросы, направленные на определение проблем, после того, таким образом, происходит самостоятельное формулирование проблем, выбор главной. Эта же фаза предполагает определение целей исследования.
Фаза 3. Формулировка подтем (проблем): определение подтем и проблем в группах и определение круга вопросов в подтемах, происходит консультирование групп.
Фаза 4. Планирование работы: обсуждение в группах плана предстоящей работы, главных вопросов и путей поиска информации, принятие решений, в какой форме будет представлен проект.
Фазы 1 – 4 автор объединяет в единую группу «Запуск проекта».
Фаза 5. Осуществление проекта: участники проекта самостоятельно работают по группам (осуществляют сбор и отбор информации, работают над исследованием проблемы, отбирают варианты решения проблемы, оформляют работы). В случае необходимости обращаются за консультацией к учителю.
Фаза 6. Представление проекта (защита) включает в себя: демонстрацию результатов исследовательской деятельности; предложения по разрешению проблем; презентацию результата, готового к внедрению. Не исключается на этой фазе появление новых вопросов и прогнозирование новых проблем.
Фаза 7. Оценка проекта: предполагает оценивание планирования, процесса, деятельности, отношения конечного результата, самооценку, определение уровня знания предмета и выявление успехов и неудач работы над проектом.
Фазы 6 – 7 «Результат проекта».