Файл: Методические указания и контрольные задания для студентов заочников образовательных.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 252
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лесозаготовители обязаны: соблюдать сроки заготовки и вывозки леса, не допуская недорубов, вырубки и порчи деревьев, засорения проезжих дорог, просек и визиров сваленными деревьями, повреждения и уничтожения подроста, молодняка, не оставлять пни выше установленного размера.
В практике лесного хозяйства аттестацию лесосек, пройденных рубкой, называют «освидетельствованием мест рубок» (см. осн. литературу (2) ст.83).
Вопросы для самоконтроля
1.Когда производится освидетельствование мест рубок?
2.Что предъявляется лесопользователю при нарушении правил отпуска древесины на корню.
3.Количество фактически заготовленной древесины превышает количество, указанное в лесорубочном билете, более чем на 10%. Что должен сделать лесопользователь?
Тема 2.8. Очистка лесосек
Студент должен
знать:
способы и сроки очистки мест рубок;
уметь:
выбирать способ очистки для конкретных групп, типов леса в пределах лесохозяйственных округов с учетом целевого назначения лесов.
Лесоводственно-экологическое значение очистки лесосек. Способы очистки мест рубок. Практические мероприятия по очистке лесосек в зависимости от конкретных условий местопроизрастания.
Практическое занятие №6
Проектирование способов очистки мест рубок в зависимости от вида и способов рубок, намечаемого метода возобновления с учетом целевого назначения.
Литература
Основная: (3) с.357-361.
Дополнительная: (8) с. 17-20; (19) с.204-214; (15) с.294-297.
Нормативные документы (1); (2).
Методические указания
Очистка мест рубок является составной частью процесса рубки леса, направленной на обеспечение в местах рубок оптимальных условий для восстановления древостоев из наиболее ценных древесных пород, пожарной безопасности и санитарно-экологических требований. Производится очистка мест рубок одновременно с заготовкой древесины при всех способах рубок главного пользования. Способы и сроки очистки мест рубок указываются в лесорубочном билете в соответствии с правилами рубок главного пользования.
Вопросы для самоконтроля
1.Какие способы очистки мест рубок можно рекомендовать на лесосеках с достаточно плодородными почвами (сосняки-кисличники, сосняки сложные)?
2.Какие наиболее приемлемые способы очистки мест рубок применяются при сплошных рубках с последующим естественным возобновлением леса?
3.Какие способы очистки лесосек при современных технологиях и технике лесозаготовок наиболее эффективны при проведении постепенных и выборочных рубок главного пользования?
РАЗДЕЛ 3. ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ЛЕСА
Тема 3.1. Системы мероприятий по возобновлению леса
Студент должен
знать:
способы, сроки и виды возобновления леса;
уметь:
планировать меры содействия естественному возобновлению леса.
Общие понятия. Способы возобновления леса. Применение систем и видов возобновления в связи с природными особенностями лесов и их целевым назначением. Применение нормативов содействия естественному возобновлению, технологии содействия естественному возобновлению.
Литература
Основная: (3) с.190-200
Дополнительная: (13) с.14-17; (15) с.197-210; (19) с.240-282; (23).
Методические указания
Возобновление леса – образование новых поколений на лесных землях. Возобновление леса бывает естественное, искусственное и комбинированное. Его подразделяют на семенное и вегетативное.
Различают предварительное возобновление леса (под пологом леса до его рубки), последующее (на сплошных и постепенных рубках).
При изучении вопросов темы «Возобновление леса» необходимо правильно уяснить способы возобновления и их значение в лесном хозяйстве.
Лесовосстановительные мероприятия осуществляются в соответствии с региональными руководствами по проведению лесовосстановительных работ. Лесозаготовители обязаны проводить лесовосстановительные мероприятия на условиях и в сроки, указанные в лесорубочных билетах.
Вопросы для самоконтроля
1.Что такое возобновление леса и как оно классифицируется?
2.Какие меры содействия естественному возобновлению могут использоваться в различных условиях?
3.Когда и кем устанавливаются меры содействия естественному возобновлению и восстановлению леса для конкретного участка?
4.Как намечается способ возобновления и при каких видах работ?
Тема 3.2. Лесоводственно-экологические требования к организации и технологии мероприятий по возобновлению леса, оценка качества
мероприятий
Студент должен
знать:
-
лесоводственно-экологические требования к мероприятиям по возобновлению леса; -
параметры оценки качества проведенных мероприятий; -
содержание приемки и аттестации объектов;
уметь:
-
планировать мероприятия по содействию естественному возобновлению леса; -
решать задачи по переводу молодняка в категорию хозяйственно-ценного насаждения.
Общие положения. Применение лесоводственно-экологических требований и организация труда при проведении мероприятий по возобновлению леса. Критерии оценки качества (ОСТ 56-97-93). Методы определения параметров оценки качества. Приемка и аттестация объектов.
Практическое занятие №7
Проектирование мероприятий по содействию естественному возобновлению леса в различных группах, типах леса и при различных способах рубок.
Перевод молодняка в категорию хозяйственно-ценного насаждения.
Литература
Основная: (3) с.200-205.
Дополнительная: (23); (10); (8) с.22-23.
Методические указания
Инструкцией по сохранению подроста и молодняка хозяйственно-ценных пород при разработке лесосек и при приемке от лесозаготовителей вырубок с проведенными мероприятиями по восстановлению леса (1984г) установлены нормативы по сохранению подроста. Указано минимальное количество подроста, которое может обеспечить естественное возобновление вырубки без проведения лесовосстановительных мероприятий.
Если возобновление на вырубках не обеспечивается естественным путем, то проводят искусственное возобновление.
Оценку возобновления определяют по шкале естественного возобновления на лесосеках. Шкала оценки позволяет установить участки с благополучным естественным возобновлением, способным образовать насаждение, либо выявить площади, где необходимы дополнительные меры содействия. Важно знать, каким должно быть естественное возобновление, которое впоследствии станет насаждением. Критерии оценки качества даны в ОСТ 56-97-93.
Вопросы для самоконтроля
1.От чего зависит количество ценных главных пород для опредения этапа хозяйственно-ценных молодняков?
2.Что позволяет установить шкала оценки естественного возобновления?
3.Назовите показатели, которые учитывают при переводе молодняков в хозяйственно-ценные насаждения.
РАЗДЕЛ 4. ЗАГОТОВКА ЖИВИЦЫ И
ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЛЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Тема 4.1. Заготовка живицы
Студент должен
знать:
-
методы и технологию заготовки живицы; -
лесоводственные требования при ее заготовке.
Общие положения и понятия. Отвод насаждений в подсочку. Методы и технологии подсочки сосны и других хвойных пород. Лесоводственные требования при заготовке живицы. Контроль качества и приемка объектов.
Литература
Основная: (4) с.361-385; (6).
Дополнительная: (24).
Методические указания
Продукты от подсочки лиственных пород являются сырьем для пищевой промышленности, а от подсочки хвойных пород – сырьем для химической промышленности. Студент должен уяснить, что, производя подсочку деревьев, мы получаем дополнительную продукцию от лесов и помогаем развивать пищевую и химическую промышленность.
По каждому лесному предприятию составляется перспективный план передачи лесосек в подсочку, увязанный с планом рубок и согласованный с организацией, проводящей подсочку.
Работы по подсочке состоят из подготовительных и производственных. Подготовительные работы включают: организацию территории и рабочих участков; разбивку лесосек и подготовку их к безопасной и нормальной работе; разметку на деревьях мест будущих карр, проведение направляющих желобков и установку приемников живицы.
Подготовительные работы проводят в осенне-зимний и ранневесенний периоды. С наступлением устойчивой теплой погоды приступают к производственным работам: нанесению подновок и сбору живицы.
Вопросы для самоконтроля
1.Что понимается под подсочкой сосны?
2.От каких факторов зависит смолопродуктивность сосновых насаждений?
3.Правила техники безопасности при подсочке.
4.Состав подготовительных работ при подсочке.
5.Какие виды работ при подсочке входят в состав производственных работ?
Тема 4.2. Заготовка и переработка второстепенных лесных материалов
Студент должен
знать:
методы, лесоводственные требования и технологии заготовки и переработки второстепенных лесных материалов.
Общие положения и понятия. Методы и технологии заготовки и переработки пневого осмола, коры, бересты, хвойных эфирных масел и других второстепенных материалов леса.
Лесоводственные требования к заготовке второстепенных лесных материалов и контроль за их выполнением.
Литература
Основная: (2); (3) с.366, 374-376; (4) с.385-394, 361-385.
Методические указания
При изучении этой темы студент должен изучить технологию заготовки и переработки второстепенных лесных материалов: осмола, луба, мочала, коры и т.п., механизацию и организацию работ. Контроль за выполнением правил заготовки второстепенных лесных материалов, освидетельствование мест заготовки. Все эти вопросы хорошо изложены в рекомендованной литературе.
Вопросы для самоконтроля
1.Как производится заготовка пневого осмола?
2.Какие лесоводственные требования предъявляются при заготовке второстепенных лесных материалов?
3.Кто занимается заготовкой второстепенных лесных материалов и в какие сроки?
РАЗДЕЛ 5. ЗАГОТОВКА ПИЩЕВЫХ, ЛЕКАРСТВЕННЫХ И КОРМОВЫХ ПРОДУКТОВ ЛЕСА
Тема 5.1. Заготовка пищевых продуктов леса
Студент должен
знать:
-
технологию заготовки и переработки пищевых продуктов леса; -
лесоводственные требования к заготовке пищевых продуктов леса;
уметь:
-
оформлять лесные билеты на заготовку пищевых продуктов леса; -
организовать заготовку пищевых продуктов леса.
Общие положения и понятия. Заготовка и переработка ягод, орехов, плодов. Заготовка и переработка грибов. Заготовка древесных соков. Основы пчеловодства. Организация работ по заготовке пищевых продуктов леса.
Практическое занятие №8
Оформление лесных билетов на заготовку пищевых продуктов леса.
Решение задач по организации и технологии заготовки пищевых продуктов леса.
Литература
Основная: (2); (4) с.402-439, 409-415; (3) с.369-373; (6).
Дополнительная: (22).
Нормативная: (3).
Методические указания
Согласно Лесному кодексу РФ в лесном фонде может осуществляться: побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и других видов побочного пользования, перечень которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством).
В разделе 5 «Заготовка пищевых, лекарственных и кормовых продуктов леса» рассматриваются только основные виды побочного пользования лесом.
К основным видам дикорастущих плодов и ягод, растущих в лесах и являющихся объектом заготовки, имеющих хозяйственное значение, относятся: яблоки, груша, боярышник, рябина, абрикос, терн, вишня, кизил, черемуха, облепиха, калина, жимолость, клюква, брусника, черника, смородина, малина, земляника и другие.
При изучении этой темы необходимо уделить внимание срокам сбора ягод и плодов, т.к. не вовремя собранные ягоды и плоды содержат меньше питательных веществ. Кроме этого следует обратить внимание на заготовку и переработку орехов: сосны кедровой, ореха грецкого и лещины, имеющих большую пищевую ценность.