Файл: У. Д. Садлера. Первоначально в галерее экспонировались картины английских художников, родившихся после 1790 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из истории

Британская галерея Тейт (англ. Tate Britain) — художественный музей в Лондоне, самое крупное в мире собрание британского искусства. Была основана промышленником сэром Генри Тейтом. Ныне часть группы музеев Тейт.

Здание галереи у моста Воксхолл было построено по проекту С. Смита (англ. Sidney R. J. Smith). Галерея открылась 21 июля 1897 года и контролировалась Советом попечителей Национальной галереи. В основу коллекции было положено личное собрание Тейта.

Согласно путеводителю по галерее 1897 года, начало коллекции сэра Генри Тейта положили три картины, одна из которых — «Четверг» У. Д. Садлера. Первоначально в галерее экспонировались картины английских художников, родившихся после 1790 года.

Кроме собрания Тейта, на момент открытия в коллекцию галереи вошли картины из музея Южного Кенсингтона, картины из собрания Вернона, ранее находившиеся в Национальной галерее, и восемнадцать работ Уоттса, переданные самим художником.

В 1899 году, когда на средства Г. Тейта были пристроены ещё девять залов, галерея стала самой просторной в Лондоне. В 1910 году были открыты новые залы для произведений Тёрнера. По завещанию художника все имевшиеся в его распоряжении работы были переданы государству и до расширения галереи Тейта хранились в Лондонской Национальной галерее.

В 1917 году началось создание коллекции произведений современных иностранных художников и скульпторов. В 1923 году текстильный фабрикант Сэмюэл Курто предоставил галерее 50 тысяч фунтов на приобретение работ импрессионистов и постимпрессионистов. 26 июня 1926 года открылся отдел иностранной живописи галереи в новом здании, построенном Дж. Дьювином-младшим.

В 1987 году открылась галерея Клор (Clore Gallery), в которой выставлена самая полная коллекция произведений Дж. М. У. Тёрнера, завещанная им государству. В 1988 году открылся филиал галереи в Ливерпуле.

В мае 2000 года в переоборудованном здании бывшей электростанции Bankside Power Station  (англ.)рус. на южном берегу Темзы, напротив собора св. Павла, открылась Современная галерея Тейт (архитекторы Херцог и де Мерон). После этого «материнская» галерея была переименована в «Тейт Британия» (Tate Britain).

«Возьмите своего сына, сэр!» (англ. Take Your Son, Sir!)


Бывает так, что незаконченное произведение искусства становится наиболее известным, чем некоторые завершенные шедевры. И вопросов оставляет больше, чем ответов.

Кто эта женщина и почему она так странно выглядит? Почему и зачем держит младенца совершенно неестественным для матери способом? Кто отражается в зеркале позади нее?

Форд Мэдокс Браун (англ. Ford Madox Brown; 1821—1893) — английский живописец и поэт, один из виднейших представителей прерафаэлитизма, хотя никогда не входил в само Братство прерафаэлитов. Браун родился 16 апреля1821 года во французском городе Кале. Отец Форда Мэдокса, шотландец, был корабельным казначеем, ко времени рождения сына оставившим службу.

В 1835 году Браун поступил в Академию художеств в Брюгге, где брал уроки рисунка у одного из учеников Давида. Затем перебрался в Антверпен, где учился в мастерской Густава Вапперса. Здесь он освоил самые разные художественные техники: фреску, масляную живопись, акварель, пастель, литографию, другие виды гравюры.

Вскоре он переехал в Париж, где поддался обаянию французской романтической живописи с ее увлечением литературными сюжетами, энергичным мазком и смелым колоритом. В 1845 году художник совершил путешествие в Рим и познакомился с Фридрихом Овербеком. В 1846 году Форд Мэдок Браун вернулся в Англию.

Начиная с 1878 года, Браун жил преимущественно в Манчестере, где ему было поручено расписать здание городской ратуши фресками из истории города. Эта работа продолжалась в течение пятнадцати лет практически до самой смерти художника. Он умер в Лондоне 6 октября 1893 года в возрасте 72 лет.

«Возьмите своего сына, сэр!»— незаконченная картина художника-прерафаэлита Форда Мэдокса Брауна, начатая в 1851 году.

Предполагается, что художник бросил писать картину после смерти своего десятимесячного сына в 1857 году. Значит, на момент начала работы над ней, про маленького Артура (так звали сына) и речи быть не могло. Однако, историки подтверждают, что у художника был еще один ребенок, незаконнорожденная девочка по имени Кэтрин Мэдокс Браун.

Матерью крошки Кэтрин была Эмма Хилл – натурщица художника, ставшая впоследствии его женой. Но рождение Кэтрин по строгим порядкам викторианской Англии, было немыслимо и являлось настоящим вызовом приличному обществу. Наверняка, Эмма Хилл страдала это порицания,и именно на это намекает странная композиция картины.

Эмма была дочерью каменщика и не получила даже минимального образования. Всё в том же 1852 году она, будучи уже два года матерью, посещала школу "для юных леди". Пьеса Бернарда Шоу «Пигмалион», написанная в 1912 году, была взята из жизни!



Когда Браун начал писать «Прощание с Англией», Эмма была осуждаемой пуританским обществом сожительницей, а когда художник закончил картину, то Эмма Хилл была уже Эммой Браун, так как пара поженилась в 1853 году в лондонской церкви. Одним из свидетелей был Данте Россетти.

«Прощание с Англией», которое Браун представил на публике, не только вызвало ажиотажный интерес, но и было куплено, что, по словам художника, избавило его от необходимости эмиграции.

Женщина на полотне выглядит болезненной, бледное лицо и нездоровый «чахоточный» румянец щек может намекать, что она только что родила. Исследователи утверждают, что странное положение ребенка в руках у матери напоминает иллюстрацию женского чрева в беременность в разрезе, характерную для того исторического периода. Она протягивает ребенка отцу, то ли обессилено, то ли с намеком на вызов.

Название также содержит вызов: «Возьмите своего сына, сэр!» - брошено слишком официально, с укоризной. Возможно, смысл фразы несет несколько иной посыл, чем кажется на первый взгляд. Возьмите, дословно, признайте. Женщина убеждает отца ребенка признать законным свое чадо.

Отец ребенка, он же – художник, спрятан за спиной в отражении зеркала. Этот прием мы уже видели в другой картине, подробно о которой можно почитать в материале: Постельная сцена: Ван Эйк в чужой спальне.

С ореолом зеркала и звездным узором на зеленом фоне образ напоминает кое-что еще. На самом деле, он перекликается с сюжетом Мадонны с младенцем, и это почти очевидно. И тут, возможно, художник выражался иронично, преподнося в роли Богородицы женщину с сомнительным общественным статусом.

Большая часть платья с кринолином не закончена, также как и кусок ткани, в которую как бы завернут ребенок (на самом деле он обнажен, а покрывало просто намотано вокруг, так что смысл этого жеста непонятен).

По какой причине художник не довел работу до конца – тоже неизвестно. Было ли это глубокое потрясение смертью второго ребенка или невозможность закончить художественную мысль по какой-то иной причине, искусствоведы не могут ответить однозначно.

Но даже недописанной, картина производит очень сильное и неоднозначное впечатление.

«Купание Психеи» (англ. The Bath of Psyche) 

Биография

Фредерик Лейтон родился 3 декабря 1830 года в Скарборо, графство Северный Йоркшир. Его отец, Эдвард Лейтон, преподавал медицину, а дед был придворным врачом российского императора 
Александра I.

Лейтон начал рисовать в девять лет, поправляясь после скарлатины. В 1842 году он (прибавив себе несколько лет) поступил в берлинскую Академию художеств. Уже через три года его приняли в Академию художеств во Флоренции. Серьёзно писать Фредерик Лейтон начал во Франкфурте в 1846 году. Здесь он поступил в местный институт культуры. Через два года Лейтон покидает Франкфурт, в связи с революционными волнениями и переезжает в Париж.

В 1850 году он вместе с семьёй вновь оказался во Франкфурте и смог окончить учёбу. В Германии Лейтон приступил к работе над первыми масштабными полотнами (сюжеты, взятые из жизненных сцен итальянского живописца Чимабуэ, жившего во второй половине XIII столетия). Подобный выбор был характерен для художника, воспитанного в традициях классической школы.

Чтобы лучше проникнуться творчеством великих итальянских живописцев, Лейтон в 1852 году принял первое в своей жизни самостоятельное (одиночное) путешествие. В ноябре того же года он был уже в Риме, где с головой окунулся в вихрь светских удовольствий. Руководительницей Лейтона в его похождениях стала Аделаида Сарторис, известная оперная певица.

Салон Аделаиды Сарторис открыл возможность молодому живописцу познакомиться со многими замечательными людьми своего времени, в том числе с Уильямом Теккереем. Особенно тесные дружеские отношения завязались у него с супругами Браунинг, а также с ведущими французскими академическими живописцами того времени, Ж. Л. Жеромом и А. В. Бугро. Впоследствии, Лейтон создал серию иллюстраций к поэме Элизабет Барретт Браунинг, а после её смерти спроектировал надгробие на её могиле. Тесные, творческие и личные, отношения поддерживал художник со своими натурщицами Конни Гилкрист и Дороти Дин.

В 1855 году он завершил работу над своей «Мадонной Чимабуэ» и отослал её в Лондон, на выставку Королевской Академии. Картина заполучила огромный успех и была приобретена королевой Викторией за 600 гиней. О художнике заговорили в аристократических кругах Англии.

В 1855 Лейтон так же посещает Всемирную выставку в Париже и остаётся в городе на последующие три года (с перерывами), где совершенствовал своё мастерство. В 1857 году он едет в Алжир. С этой поездки началось его увлечение восточной культурой, мотивы которой впоследствии художник часто использовал в своих живописных полотнах. В дальнейшем мастер побывал в 
СирииЕгипте и Турции.

В 1859 году Лейтон уже в Лондоне, принц Уэльский приобрёл в этом же году его картину, после чего наследник престола стал не только дальнейшим покровителем живописца, но и его верным другом. В 1859 году художник вступил в 20-й Добровольческий стрелковый корпус Миддлсекса, больше известный как «Стрелковый корпус художников» и принимал самое активное участие в жизни своего подразделения. В 1880 году Лейтону присвоили звание полковника.

Уже в начале 1860-х годов его ежегодный доход составлял около 4000 фунтов стерлингов. В 1864 году положение Лейтона ещё более упрочилось — он стал членом Королевской академии художеств. К этому году для художника был построен роскошный особняк с мастерской в Кенсингтоне, на Холленд-Парк-роуд столицы Британии. А в 1869 году Лейтона назначили инспектором художественных школ при Королевской Академии. Крупнейшим произведением, созданным живописцем в этом году, стали две фрески «по индустриальным мотивам».

1878 год принёс Лейтону новые почести и обязанности. Его избрали президентом Королевской академии и наградили французским орденом Почётного легиона. Тогда же ему был присвоен дворянский титул. В 1880-м году правительство Италии предложило мастеру прислать свой автопортрет для уникальной коллекции автопортретов знаменитых живописцев, которая хранится в галерее Уффици. А в 1896 году, перед самой смертью, Лейтон первым из британских художников удостоился титула барона.

25 января 1896-го года Лейтон скончался. Гроб с телом мастера выставили в Королевской академии, а 3 февраля Лейтона со всеми почестями похоронили в лондонском соборе Св. Павла.

Картина, написанная британским художником-академистом Фредериком Лейтоном, написанная маслом на холсте и впервые выставленная в 1890 году. Ныне полотно хранится в лондонской Британской галерее Тейт. Купание Психеи (Фредерик Лейтон).

На картине изображена раздевающаяся для купания Психея, которая готовится к приходу Амура. Она полностью поглощена приятным созерцанием самой себя, так её нарциссизм подчёркивается её отражением в неподвижной глади воды.