Файл: Диагностика уровня воспитанности младших школьников.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
доцент Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова
Абдосова Куралай,
Магистрант образовательной программы 7М01303 «Педагогика и методика начального обучения» Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова
Духовно-нравственное воспитание школьников - это комплексное характеристика, которая включает в себя следующие ключевые составляющие:
- -духовно-нравственные знания;
- духовно-нравственные отношения;
- нравственная мотивация;
- -духовно-нравственная самооценка.
Следовательно, для того, чтобы оценить уровень нравственной воспитанности школьников, следует провести диагностику каждого из указанных компонентов духовно-нравственного воспитания.
На этапе констатирующего эксперимента
1. Для диагностики духовно-нравственных понятий была составлена анкета. При составлении анкеты учитывали тот факт, что детям указанного возраста проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «счастье», «любовь» и труднее, «милосердие», «мудрость», «вина», «душа». Содержание анкеты приводится ниже.
1. Что такое доброта?
2. Хорошее ли качество доброта? Почему?
3. Важна ли для тебя дружба? Почему?
4. Приведи примеры милосердных дел, свидетелем которых ты был(а) или совершил(а) сам(а).
5. Что такое зло?
6. Хорошее ли качество милосердие? Почему?
7. Всякого ли человека мы можем назвать мудрым? Почему?
8. По каким признаком можно узнать счастливого человека?
9. Встречался ли ты со счастливыми людьми? Кто они?
10. Должен ли человек уважать других людей?
11. Кого нужно уважать, по твоему мнению? (Ответ обведи или подчеркни).
- старших - ровесников – младших - всех
12. Почему ты так считаешь? Любовь и уважение - это одно и то же или нет?
13. Почему ты так считаешь?
14. В чём проявляется твоё уважение к другим людям?
15. Тебе приятно, когда люди относятся к тебе с уважением?
2. Для изучения нравственно-духовных отношений учащихся 3-х классов нами была составлена диагностическая карта изучения уровней духовно-нравственных воспитанных отношений младшего школьника. Содержание диагностической карты приводится в таблице 1.
Таблица 1. - Диагностическая карта изучения уровней духовно-нравственных отношений младшего школьника
Показатели | Признаки и уровни духовно-нравственных отношений |
Отношение к обществу | 3 - интересуется и гордится своей страной, рассказывает об этом другим; 2 - интересуется историей и законами Отечества ; 1 -знакомится историей и законами Отечества при побуждении старших; 0 – не проявляет интереса к жизни своей страны |
Отношение к школе | 3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других 2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса; 1 - в делах класса участвует при побуждении; 0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает. |
Отношение к умственному труду | 3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное; 2 - сам много читает; 1 - читает при побуждении взрослых, учителей 0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует |
Отношение к труду | 3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других; 2 - бережет личное и общественное имущество; 1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу; 0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества. |
Отношение к людям | 3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; 2 - уважает старших; 1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве; 0 - не уважает старших, допускает грубость. |
Отношение к дисциплине | 3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других; 2 - сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей; 1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других; 0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать. |
Отношение к себе | 3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках. |
Выявить отношение школьников к нравственным нормам и соответствующим нравственным качествам (ответственности, коллективистской направленности, самокритичности, совестливости, принципиальности, чуткости, справедливости) позволяет методика «Выбор» (А.И. Шемшурина). Учащимся предлагается выполнить следующие задания:
1. Во время каникул, когда ты собрался поехать отдохнуть, классный руководитель неожиданно попросил тебя помочь привести в порядок учебный кабинет. Как ты поступишь?
А) Скажешь, что согласен помочь и отложишь свой отъезд;
Б) Соберешь ребят и вместе с ними сделаешь работу за один день;
В) Пообещаешь выполнить работу после возвращений.
Г) Посоветуешь привлечь на помощь того, кто останется в поселке.
2. Тебе поручили дело, которое не совсем по душе, но его выполнение срочно необходимо коллективу. Как ты поступишь?
А) Добросовестно выполнишь поручение;
Б) Привлечешь к выполнению поручения товарищей, чтобы не делать работу самому;
В) Попросишь дать тебе другую, более интересную для тебя работу;
Г) найдешь отговорку для отказа.
3. Ты случайно услышал, что группа твоих одноклассников высказала справедливое, но неприятное замечание в твой адрес. Как ты поступишь?
А) Постараешься объяснить ребятам, чем были вызваны просчеты в твоем поведении;
Б) Переведешь разговор в шутку, но постараешься поскорее исправить недостатки, о которых шла речь;
В) Сделаешь вид, что ничего не слышал;
Г) Укажешь ребятам, что они сами не лучше тебя, особенно потому, что говорят о тебе в твое отсутствие.
4. В трудовом лагере во время прополки овощей у тебя на руках образовались болезненные мозоли. Как ты поступишь?
А) Будешь, превозмогая боль, выполнять норму, как все;
Б) Обратишься к друзьям с просьбой помочь тебе выполнить норму;
В) попросишь освободить тебя от работы и перевести на другую;
Г) Оставишь работу незаконченной и пойдешь отдыхать.
5. Ты стал свидетелей того, как один человек незаслуженно обидел другого на твоих глазах. Как ты поступишь?
А) Потребуешь от обидчика извинения в адрес пострадавшего
;
Б) Разберешься в причинах конфликта и добьешься его устранения;
В) Выразишь соболезнование тому, кого обидели;
Г) Сделаешь вид, что тебя это не касается.
6. Ты случайно, не желая того, нанес небольшой ущерб или причинил зло другому человек. Как ты поступишь?
А) Сделаешь все невозможное для устранения зла, ущерба;
Б) Извинишься, объяснишь, пострадавшему, что не хотел этого;
В) Постараешься, чтобы никто не заметил нанесенного тобой ущерба, сделаешь вид, что ты не виноват;
Г) Свалишь вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват.
Обработка полученных данных:
Выбор ответа «а» свидетельствует об активном, устойчивом положительном отношении к соответствующим нравственным нормам и оценивается в 5 баллов.
Ответ «б» показывает, что это отношение, хотя и активное, но недостаточно устойчивое (возможны компромиссы) и оценивается в 3 балла. Если учащийся выбрал в данной ситуации ответ «в», то его отношение - пассивное и недостаточно устойчивое и оценивается в 2 балла.
Наконец, выбор последнего ответа - свидетельство отрицательного, неустойчивого отношения ребенка к нравственным нормам, и оценивается в 1 балл.
Высокий уровень - 24-30 баллов; Достаточно высокий уровень - 18-23;
Средний уровень - 14-17 баллов; Ниже среднего - 6-13 баллов.
3. Нравственная мотивация у учащихся 3-х классов изучалась с помощью Методики «Диагностика нравственной мотивации» (Шустова Е.В.)
Инструкция:
По каждому предложенному вам вопросу есть несколько вариантов ответов. Выберите тот, который в наибольшей степени характерен для вашего поведения. Суждения:
Если кто-то плачет, то я :
А. пытаюсь ему помочь;
Б. думаю о том, что могло произойти;
В. не обращаю внимания.
Я с другом играю с теннис, к нам подходит мальчик 6-7 лет и говорит, что у него нет такой игры.
А. я скажу ему, чтобы не приставал;
Б. отвечу, что не могу ему помочь;
В. скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;
Г. пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.
Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру:
А. я не обращу внимания;
Б. скажу, что он размазня;
В. объясню, что нет ничего страшного;
4. -нравственно-духовная самооценка.
Г. скажу, что надо лучше научиться этой игре.
Если мой одноклассник на меня обиделся, то я:
А. подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации;
Б. обижусь в ответ;
В. докажу, что он не прав.
Интерпретация:
Положительные ответы: 1а, 2г, 3в, 4а.
Подсчитывается сумма положительных ответов:
4 балла - высокий уровень;
2-3 балла - средний уровень;
-
балл - низкий уровень.
Список литературы
1. Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: монография. - СПб: Изд-во «Амалтея»,2018. - 336с.