Файл: Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету Русская литература.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 320

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации по суммативному оцениванию
по предмету «Русская литература»
(с русским языком обучения)
10 класс
(естественно-математическое направление)
Нұр-Сұлтан – 20 20
БҰЛ ББЖБ ВК @10synypbjb группасынан алынган!!!
Тіркел!!! vk.com/10synypbjb
Тіркел!!! vk.com/10synypbjb
Тіркел!!! vk.com/10synypbjb
ББЖБ ТБЖБ ЖАУАПТАРЫ БАР!!!
↓↓↓

2
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ........................................ 3
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Лишние люди» .............................................. 3
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ........................................ 7
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Герой нашего времени»............................... 7
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Герой нашего времени».............................. 10
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ...................................... 13
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Человек и право» ........................................ 13
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Человек и право» ........................................ 17
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ...................................... 22
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Семейные ценности» .................................. 22
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Семейные ценности» .................................. 26

3
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Лишние люди»
Подраздел
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»
Цель обучения
10.1.1 Понимать термины: золотой век, онегинская строфа, мотив, роман-эпопея, роман в стихах, психологизм, фабула
10.1.2
Понимать содержание художественного произведения, его проблематику, критически осмысливая, выражать своё отношение к услышанному или прочитанному
10.2.8 Анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса, объяснять их воздействие на читателя
Критерий оценивания
Обучающийся

Понимает и комментирует термины: золотой век, онегинская строфа, роман в стихах

Выражает своё отношение к прочитанному произведению

Формулирует высказывание, анализирующее средства и приёмы создания образов
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Время выполнения
25 минут
Задание
1. Письменно ответьте на вопросы:
1) Дайте определение термину «золотой век русской литературы».
2) Каковы особенности романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» как романа в стихах?
3) Объясните, в чем отличие «онегинской строфы» от сонета.
XL
Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
XLI
Встает заря во мгле холодной;


4
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк;
Его почуя, конь дорожный
Храпит — и путник осторожный
Несется в гору во весь дух;
На утренней заре пастух
Не гонит уж коров из хлева,
И в час полуденный в кружок
Их не зовет его рожок;
В избушке распевая, дева
23
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней.

5
Критерий оценивания

задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Понимает и комментирует термины: золотой век, онегинская строфа, роман в стихах
1 объясняет значение термина «золотой век»;
1 2 называет отличительные особенности романа в стихах (не менее 2-х);
1 3 объясняет отличие онегинской строфы от сонета;
1
Выражает своё отношение к прочитанному произведению
4 определяет эмоциональный фон отрывка;
1 находит слова определенной тематической группы, вызывающей ответные чувства у читателя;
1 комментирует свой выбор;
1
Формулирует высказывание, анализирующее средства и приёмы создания образов
5 называет средства/приемы их создания;
1 называет фигуры поэтического синтаксиса в отрывке;
1 определяет роль/значение приемов и средств выразительности в тексте.
1
Всего баллов
9

6
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Лишние люди»
Ф.И.О. учащегося __________________________________________
Критерий
оценивания
Уровни учебных достижений учащихся
Низкий
Средний
Высокий
Понимает и комментирует термины: золотой век, онегинская строфа, роман в стихах
Затрудняется в понимании и комментировании терминов: золотой век, онегинская строфа, роман в стихах
Допускает ошибки в понимании и комментировании терминов: золотой век / онегинская строфа/ роман в стихах
Понимает и комментирует термины: золотой век, онегинская строфа, роман в стихах
Выражает своё отношение к прочитанному произведению
Неполно и недостаточно аргументированно выражает своё отношение к прочитанному произведению
Недостаточно полно и аргументированно выражает своё отношение к прочитанному произведению
Аргументированно и полно выражает своё отношение к прочитанному фрагменту
Формулирует высказывание, анализирующее средства и приёмы создания образов
Затрудняется в определении приёмов и средств создания образов, и не объясняет их роль в тексте
Допускает ошибки в определении приёмов и средств создания образов и/или их роли в тексте
Определяет приёмы и средства создания образов, объясняет их роль в тексте


7
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Герой нашего времени»
Подраздел
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Цель обучения
10.2.7 Определять способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, поясняя позицию автора примерами из текста
10.2.9 Писать творческие работы (эссе, сочинения по литературные и свободные темы, аннотации и др.) логично и последовательно, опираясь на литературный материал, используя точный и образный язык, выражая своё мнение об актуальности произведения
Критерий оценивания
Обучающийся

Определяет способ выражения авторской позиции

Пишет творческую работу на литературную тему
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения
25 минут
Задание
1. Напишите эссе на тему «История души человеческой в романе «Герой нашего времени», с опорой на эпизоды, в которых в большей степени проявились лучшие/худшие качества героя; определите позицию автора, используйте образные средства.

8
Критерий оценивания

задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Определяет способ выражения авторской позиции
1 находит основные изобразительные средства и приемы, выражающие авторскую позицию;
1 анализирует основные изобразительные средства и приемы, раскрывающие авторскую позицию;
1
Пишет творческую работу на литературную тему строит высказывание в соответствие с темой;
1 представляет критический анализ использованных автором структур, приемов, средств для передачи идейного смысла;
1 привлекает литературный материал
(цитаты/ссылки на конкретные эпизоды) для аргументации;
1 эффективно и уместно использует литературные термины;
1 соблюдает структуру и логику изложения
1 не допускает ошибок, затрудняющих понимание текста;
1 выражает свое мнение об актуальности произведения.
1
Всего баллов
9

9
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Герой нашего времени»
Ф.И.О. учащегося __________________________________________
Критерий
оценивания
Уровни учебных достижений учащихся
Низкий
Средний
Высокий
Определяет способ выражения авторской позиции
Затрудняется в определении способа выражения авторской позиции.
Не использует цитаты/ссылки на литературный материал
Допускает ошибки при определении способа выражения авторской позиции
/ при характеристике его отношения к героям и событиям, использует отдельные ссылки на текст
Определяет способ выражения авторской позиции и характеризует отношение автора, опираясь на текст
Пишет творческую работу на литературную тему
Затрудняется при написании творческой работы на литературную тему, анализ подменяет пересказом
Допускает ошибки при написании творческой работы на литературную тему в структуре и/или содержании
Пишет творческую работу на литературную тему в соответствии с требованиями к структуре и содержанию


10
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Герой нашего времени»
Подраздел
M. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Цель обучения
10.1.2 Понимать содержание художественного произведения, его проблематику, критически осмысливая, выражать своё отношение к услышанному или прочитанному
10.1.3 Самостоятельно находить тексте цитаты/фрагменты, связанные с выражением авторской позиции
10.3.2 Сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусств, характеризуя сходства и различия, влияющие на целостное восприятие образов, оценивая степень художественного воздействия
Критерий оценивания
Обучающийся

Понимает содержание художественного произведения, выражая своё отношение к прочитанному

Подбирает из текста уместные цитаты, фрагменты, связанные с выражением авторской позиции

Сравнивать роман с его экранизацией, оценивая степень художественного воздействия
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
25 минут
Задание
1. Просмотрите отрывок из экранизации романа и сопоставьте его с отрывком из романа.
Используйте для помощи памятку. https://www.youtube.com/watch?v=QG7Q5W_N2QU - Дуэль Печорина и Грушницкого.
П А М Я Т К А
План сопоставительного анализа эпизода фильма с эпизодом романа.
1. Назовите, кто является автором литературного произведения и кто является режиссером- постановщиком фильма.
2. Определите тему, представленную в эпизоде фильма и соответствующем эпизоде романа.
3. Сравни режиссерский замысел и литературное произведение:

Какую цель преследует режиссер (сохранен ли идейный замысел литературного произведения?)

Сохранена ли сюжетная линия?

Трактовка образов/персонажей? (Совпадает - нет? В чем именно? Какие приемы используют писатель и режиссер при создании характеров и передаче конфликта)
4. Что ты можешь сказать о декорациях/пейзаже фильма и костюмах? Соответствует ли эпохе, литературному источнику? Какую роль играет пейзаж/детали в фильме и романе?
5. Какой характер носит музыкальное оформление фильма? Какой эффект оказывает на зрителя? Как подобного эффекта достигает писатель?
6. Выразите свое личное отношение к фильму (что понравилось больше (кино- или литературная версия) и почему.

11
Критерий оценивания

задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Понимает содержание художественного произведения, выражая своё отношение к прочитанному
1 определяет аналогичный кинофрагменту эпизод в романе;
1 определяет цель писателя и цель режиссёра;
1 определяет проблемы, поднимаемые в эпизодах романа и фильма;
1 выражает своё отношение к прочитанному/увиденному;
1
Подбирает из текста уместные цитаты, фрагменты, связанные с выражением авторской позиции отбирает уместные/эффективные цитаты для аргументации;
1 использует цитаты для определения авторской позиции;
1
Сравнивать роман с его экранизацией, оценивая степень художественного воздействия сравнивает темы;
1 определяет роль героев в конфликте, мотивы их поступков;
1 сравнивает приемы создания образов;
1 сравнивает пейзаж и детали, определяет их роль/значение в эпизодах;
1 оценивает степень воздействия эпизодов на зрителя и читателя;
1 подтверждает свои выводы примерами из текста и фильма.
1
Всего баллов
12


12
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Герой нашего времени»
Ф.И.О. учащегося __________________________________________
Критерий
оценивания
Уровни учебных достижений учащихся
Низкий
Средний
Высокий
Понимает содержание художественного произведения, выражая своё отношение к прочитанному
Затрудняется передать содержание художественного произведения, неопределенно выражает своё отношение к прочитанному, просмотренному
Допускает ошибки в трактовке содержания художественного произведения, в целом выражает своё отношение к прочитанному, просмотренному
Понимает содержания художественного произведения, точно выражает своё отношение к прочитанному, просмотренному
Подбирает из текста уместные цитаты, фрагменты, связанные с выражением авторской позиции
Затрудняется подобрать уместные цитаты, примеры из текста и/или определить позицию автора
Находит в целом уместные цитаты, но недостаточно эффективно использует их для определения авторской позиции
Эффективно использует цитаты, примеры из текста для определения позиции автора
Сравнивать роман с его экранизацией, оценивая степень художественного воздействия
Затрудняется в сопоставлении романа с экранизацией, в оценивании степени художественного воздействия
Допускает ошибки при сопоставлении романа, в характеристике сходств и отличий. В оценивании степени художественного воздействия преобладают общие фразы
Сопоставляет эпизод романа с его экранизацией, характеризуя сходства и отличия, оценивая степень художественного воздействия

13
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Человек и право»
Подраздел
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
Цель обучения
10.1.1 Понимать термины: золотой век, онегинская строфа, мотив, роман-эпопея, роман в стихах, психологизм, фабула
10.1.6 Давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос, ссылаясь на текст произведения, выражая собственное мнение о теме и образах
10.2.2 Определять тематику и проблематику произведения, выражая мнение об их актуальности и аргументируя свою позицию
Критерий оценивания
Обучающийся

Дает определение терминам

Дает развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос

Определяет проблематику и тематику произведения
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Время выполнения
25 минут
Задания
Понимание и ответы на вопросы
Ответьте на вопросы.
1. Роман «Преступление и наказание» – социально-психологический роман. Какой принцип психологизма наиболее близок Достоевскому?
A) раскрывая внутренний мир героя, автор стремится показать постоянную борьбу, происходящую в сознании и подсознании человека. Его герои мучительно страдают, анализируют свои поступки;
B) раскрывая внутренний мир героя, автор не стремится запечатлеть все процессы, происходящие в сознании персонажа. Он акцентирует внимание лишь на внешнем выражении этой динамики: жесте, мимике, движении. Его привлекает результат этих переживаний;
C) раскрывая внутренний мир героя, автор изображает текучесть, изменчивость психической жизни человека, по словам Н. Г Чернышевского, происходит «диалектика души»
2. Определите основной конфликт в романе:
A) Борьба одинокой личности с окружающим миром.
B) Противостояние Раскольникова и Порфирия Петровича.
C) Конфликт Раскольникова со старухой-процентщицей.
D) Конфликт идеологий: христианской и бунтаря-одиночки.
3. Кому из героев романа принадлежат слова, ярко выражающие позицию Ф. М. Достоевского:
«И кто меня тут судьей поставил, кому жить, кому не жить?»
A)
Авдотье Романовне