Файл: Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету Русская литература.pdf
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 322
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
14
B)
Катерине Ивановне
C)
Пульхерии Александровне
D)
Софье Семеновне
Дайте развернутые ответы.
1. «Причина преступления Раскольникова не в мозгу, а в кармане; теоретические рассуждения не имели заметного влияния на совершение убийства; настоящей и единственной причиной преступления являются тяжелые обстоятельства» (Д.И. Писарев).
Согласны ли вы с мнением критика? Дайте аргументированный развернутый ответ, используйте цитаты из текста.
2. В чем актуальность романа «Преступление и наказания»? (Какие проблемы, поднятые в романе Достоевского, остаются насущными и сегодня?) Дайте аргументированный развернутый ответ, используйте ссылки на конкретные эпизоды/образы романа.
15
Критерий оценивания
№
задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Дает определение терминам
1-4 демонстрирует знание и понимание терминов
«психологизм»,
«конфликт»,
«авторская позиция»,
«идея» на основе романа
Достоевского;
4
Дает развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос
5 выражает личное мнение к предложенному утверждению;
1 приводит убедительные аргументы (не менее 2- х);
1 использует цитаты из текста ссылки на конкретные эпизоды;
1 строит ответ в форме рассуждения;
1
Определяет проблематику и тематику произведения
6 определяет проблематику текста;
1 использует цитаты из текста ссылки на конкретные эпизоды;
1 соотносит проблемы прошлого и настоящего;
1 аргументированно выражает личное мнение;
1 строит ответ в форме рассуждения.
1
Всего баллов
13
16
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Человек и право»
Ф.И.О. учащегося __________________________________________
Критерий
оценивания
Уровни учебных достижений учащихся
Низкий
Средний
Высокий
Дает определение терминам
Затрудняется определить значения терминов
Допускает ошибки в определении значения терминов
Определяет значение терминов
Дает развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос
Затрудняется в подборе аргументов для ответа на вопрос, не соблюдает структуру рассуждения.
Допускает ошибки в развернутом аргументированном ответе на проблемный вопрос
Дает верный и полный, развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос
Определяет проблематику и тематику произведения
Затрудняется в определении проблематики произведения, утверждения не подкреплены аргументами
Допускает ошибки при определении проблематики произведения, приводит недостаточно убедительные аргументы
Определяет проблематику произведения, выражает аргументированное мнение об актуальности
17
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Человек и право»
Подраздел
Н. А. Островский «Бесприданница»
Цель обучения
10.2.4 Анализировать эпизоды, определяя их роль и место в композиции произведения, объяснять значение эпизода для раскрытия идейно – тематического замысла
10.2.5 Характеризовать героев произведения. Определяя их роль и значение в системе персонажей
10.3.3 Сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы с точки зрения эстетического воздействия на читателя, объясняя общие и отличительные признаки
Критерий оценивания
Обучающийся
Анализирует эпизоды, объясняя их значение для раскрытия идейно-тематического замысла
Характеризует героев эпизода
Сопоставляет фрагменты произведений русской и казахской литературы
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения
25 минут
Задания
1. Напишите сравнительный анализ эпизодов пьесы Н. А. Островского «Бесприданница»
(действие 1, явление 2) и отрывка из повести С. Сейфуллина «Айша».
Определите их роль и место в композиции произведения, объясните значение эпизода для раскрытия идейно-тематического замысла. Охарактеризуйте героев эпизода, проведите смысловые параллели (чем персонажи похожи и чем отличаются). Дайте оценку эпизодам с точки зрения эстетического воздействия на читателя, определите общие и отличительные признаки. В ходе работы можете использовать справочные материалы/алгоритм анализа.
Анализ Эпизода
1. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место оно занимает в ходе развития действия? (Это - экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения?)
2. Назвать основных участников эпизода и коротко пояснить:
кто они?
каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
3. Раскрыть особенности начала и финала эпизода.
4. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания автора; персонажей.
5. Выявить и охарактеризовать тему и миниконфликт, лежащие в основе эпизода.
6. Охарактеризовать героев - участников эпизода:
их отношение к событию, проблеме;
друг к другу;
кратко проанализировать речь участников диалога;
выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков;
18
определить отношение автора к героям (через ремарки, эмоционально- экспрессивную лексику, подборе фактов сюжетной линии)
определить расстановку сил, группировку/перегруппировку героев в зависимости событий эпизода.
7. Определить отношение автора к проблеме сформулировать основную мысль
(авторскую идею) эпизода
8. Охарактеризовать динамическую композицию эпизода (его экспозиция, завязка, кульминация, развязка; иначе говоря, по какой схеме развивается эмоциональное напряжение в эпизоде).
9. Дать оценку эпизодам: как они воздействуют на читателя, какие мысли, чувства пробуждают.
Информация для учителя: Учитель может заблаговременно предложить учащимся
прочитать повесть С. Сейфуллина или воспользоваться навыками прогнозирования, т.к.
Айша заглавная героиня (ее имя вынесено в заглавие повести), а отрывок начинается с
представления героини, то это дает основание соотнести фрагмент с определенным
элементом композиции.
Сакен Сейфуллин «Айша». Отрывок из повести http://seifullin.ru/proza/ajsha_3.html
Айша была младшей дочерью Кадыра.
Шакир, сын Боранбая из рода каракесек, в поисках невесты объездил множество аулов.
Дошел до него слух о красоте Айши, и он в сопровождении куда ', присланного ему зятем, баем
Бименде, появился в ауле Кадыра, где уже два дня сватал приглянувшуюся девушку.
Шакир был пожилым вдовцом, отчего и речи быть не могло о тайных свиданиях нареченных, столь распространенных в казахском быту. Он хотел увезти Айшу к себе, выплатить калым провожатым невесты и не намеревался затягивать сватовство, ибо его опустевший дом срочно нуждался в хозяйке. Шакир обратился к Кадыру, его братьям, старшим сыновьям и быстро нашел с ними общий язык, - ему удалось выторговать Айшу за тридцать голов крупного рогатого скота.
Такая покладистость семьи Кадыра объяснялась в равной степени и богатством Шакира, и тем, что он состоял в родстве с самим Бименде. Если бы Шакир был помоложе и не обременен детьми, он, конечно, сватался бы к другой невесте, взял в жены дочь знатных родителей, сыграл пышную свадьбу, но богатые и влиятельные не хотели отдавать своих юных дочерей за рябого, с общипанной бородой старика, и ему пришлось довольствоваться Айшой.
Они сидели близ юрты Сенбая - Шакир и его спутники. Рыжий иноходец, на котором джигит, перегоняя белую гончую, мчался навстречу всадникам, был конем Шакира, и скакал на нем посланец бая Бименде.
Кадыр зарезал барана, позвал на той старейшин пяти аулов и, попотчевав их мясом, вдосталь напоив кумысом, испросил их благословения. Вместе с другими пировали старшина
Сулейман и мулла Бекир - лишь двое средних сыновей Кадыра не присутствовали при сговоре.
Один из них, Сапаргали, работал на Нильдинском заводе, другой, Абиль, пас табуны своего богатого дяди.
Кадыр был доволен тем, что в один день стал владельцем изрядного стада. Временами, правда, просыпалась в нем жалость к дочери, но богатство, неожиданно свалившееся на голову, было слишком весомым, чтобы долго печалиться о ее судьбе. В конце концов - такова женская доля!
19
А.Н. Островский «Бесприданница» , д.1, явл. 2
Вожеватов (наливая). Слышали новость, Мокий Парменыч? Лариса Дмитриевна замуж выходит.
Кнуров. Как замуж? Что вы! За кого?
Вожеватов. За Карандышева.
Кнуров. Что за вздор такой! Вот фантазия! Ну что такое Карандышев! Не пара ведь он ей,
Василий Данилыч.
Вожеватов. Какая уж пара! Да что ж делать-то, где взять женихов-то? Ведь она бесприданница.
Кнуров. Бесприданницы-то и находят женихов хороших.
Вожеватов. Не то время. Прежде женихов-то много было, так и на бесприданниц хватало; а теперь женихов-то в самый обрез: сколько приданых, столько и женихов, лишних нет — бесприданницам-то и недостает. Разве бы Харита Игнатьевна отдала за Карандышева, кабы лучше были?
Кнуров. Бойкая женщина.
Вожеватов. Она, должно быть, не русская.
Кнуров. Отчего?
Вожеватов. Уж очень проворна.
Кнуров. Как это она оплошала? Огудаловы все-таки фамилия порядочная; и вдруг за какого-то
Карандышева!.. Да с ее-то ловкостью... всегда полон дом холостых!..
Вожеватов. Ездить-то к ней все ездят, потому что весело очень: барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное, оно и тянет. Ну, а жениться-то надо подумавши.
Кнуров. Ведь выдала же она двух.
Вожеватов. Выдать-то выдала, да надо их спросить, сладко ли им жить-то. Старшую увез какой-то горец, кавказский князек. Вот потеха-то была! Как увидал, затрясся, заплакал даже — так две недели и стоял подле нее, за кинжал держался да глазами сверкал, чтоб не подходил никто. Женился и уехал, да, говорят, не довез до Кавказа-то, зарезал на дороге от ревности.
Другая тоже за какого-то иностранца вышла, а он после оказался совсем не иностранец, а шулер.
20
Критерий оценивания
№
задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Анализирует эпизоды, объясняя их значение для раскрытия идейно- тематического замысла
1 определяет общую тему/проблему эпизодов;
1 определяет роль и место эпизодов в композиции произведения;
1 объяснять значение эпизода для раскрытия идейно – тематического замысла;
1 отбирает уместные цитаты для аргументации;
1 пишет сравнительный анализ эпизодов;
1
Характеризует героев эпизода определяет роль героя в конфликте;
1 раскрывает мотивы поступков;
1 делает вывод о значении персонажа в сюжете и системе действующих лиц;
1
Сопоставляет фрагменты произведений русской и казахской литературы оценивает фрагменты с позиции эстетического воздействия: передача ментальных/культурных/исторических особенностей;
1 анализирует способы выразительности;
1 оценивает степень воздействия эпизодов на зрителя или читателя;
1 подтверждает свои идеи примерами из текста;
1 оценивает эпизоды с позиции актуальности поднимаемых проблем.
1
Всего баллов
13
21
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Человек и право»
Ф.И.О. учащегося __________________________________________
Критерий оценивания
Уровни учебных достижений учащихся
Низкий
Средний
Высокий
Анализирует эпизоды, объясняя их значение для раскрытия идейно- тематического замысла
Затрудняется анализировать эпизод, объяснить его значение в раскрытии идейно- тематического замысла
Допускает ошибки при анализе эпизода, объяснении его значения в раскрытии идейно- тематического замысла
Анализирует эпизод, объясняя его значение для раскрытия идейно- тематического замысла
Характеризует героев эпизода
Затрудняется характеризовать героев произведения
Допускает ошибки в характеристике героев произведения
Характеризует героев произведения
Сопоставляет фрагменты произведений русской и казахской литературы
Затрудняется дать оценку произведению с точки зрения эстетического воздействия на читателя, объяснить собственное отношения
Дает поверхностную оценку произведения с точки зрения эстетического воздействия на читателя, употребляя общие фразы, шаблонные выражения; объясняет личное отношение
Дает развернутую оценку произведению с точки зрения эстетического воздействия на читателя; объясняет личное отношение.
22
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Семейные ценности»
Подраздел
Л. Н. Толстой «Война и мир»
Цель обучения
10.1.4 Составлять план сочинения на литературные и свободные темы
10.2.5 Характеризовать героев произведения, определяя их роль и значение в системе персонажей
Критерий оценивания
Обучающийся
Составляет план сочинения на литературную тему
Характеризует героя произведения
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения
25 минут
Задания
1. Составьте сложный план на тему: «Красавица и чудовище. Образ Элен Безуховой в романе».
2. Напишите сочинение на тему «Красавица и чудовище. Образ Элен Безуховой в романе» по составленному плану. Объясните, какова роль семьи в формировании личности героини. Для подтверждения своих идей используйте цитаты и ссылки на ключевые эпизоды романа.
23
Критерий оценивания
№
задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Составляет план сочинения на литературную тему
1 демонстрирует понимание темы, идейного смысла (по содержанию плана);
1 отображает в плане трехчастную структуру: вступление, основную часть, заключение;
1 отображает в подпунктах основные этапы раскрытия темы;
1 оформляет план сочинения в соответствии с грамматическими нормами;
1
Характеризует героя произведения
2 подбирает материал к сочинению (ключевые эпизоды, цитаты) и использует их в тексте;
1 указывает место героя в системе персонажей;
1 характеризует основные черты героя, объясняет условия их формирования;
1 характеризует поступки, мотивы поведения героя;
1 раскрывает эволюцию/деградацию
(или неизменность) героя;
1 комментирует авторскую позицию;
1 делает вывод о значении персонажа в раскрытии идейного замысла.
1
Всего баллов
11
24
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Семейные ценности»
Ф.И.О. учащегося __________________________________________
Критерий оценивания
Уровни учебных достижений учащихся
Высокий
Средний
Низкий
Составляет план сочинения на литературную тему
Демонстрирует понимание темы, идейного смысла (по содержанию плана); отображает в плане трехчастную структуру: вступление, основную часть, заключение; отображает в подпунктах основные этапы раскрытия темы; оформляет план сочинения в соответствии с грамматическими нормами
Допускает ошибки в понимании темы, идейного смысла
(по содержанию плана); в отображении в плане трехчастной структуры: вступление, основную часть, заключение; в отображении в подпунктах основных этапов раскрытия темы; в оформлении плана сочинения в соответствии с грамматическими нормами
Затрудняется в понимании темы, идейного смысла (по содержанию плана); в отображении в плане трехчастной структуры: вступление, основную часть, заключение; в отображении в подпунктах основных этапов раскрытия темы; в оформлении плана сочинения в соответствии с грамматическими нормами
Характеризует героя произведения
Подбирает материал к сочинению
(ключевые эпизоды, цитаты) и использует их в тексте; указывает место героя в системе персонажей; характеризует основные черты героя, объясняет условия их формирования; характеризует поступки, мотивы поведения героя; раскрывает эволюцию/деградацию
(или
Допускает ошибки в подборе материала к сочинению
(ключевые эпизоды, цитаты) и использовании их в тексте; в обозначении места героя в системе персонажей; в характеристике основных черт героя, в объяснении условий их формирования; в характеристике поступков, мотивов поведения героя; в раскрытии
Затрудняется в подборе материала к сочинению
(ключевые эпизоды, цитаты) и использовании их в тексте; в обозначении места героя в системе персонажей; в характеристике основных черт героя, в объяснении условий их формирования; в характеристике поступков, мотивов поведения героя; в
25 неизменность) героя; комментирует авторскую позицию; делает вывод о значении персонажа в раскрытии идейного замысла эволюции/деградации
(или неизменность) героя; в комментировании авторской позиции; в выводах о значении персонажа в раскрытии идейного замысла раскрытии эволюции/деградации
(или неизменность) героя; в комментировании авторской позиции; в выводах о значении персонажа в раскрытии идейного замысла