Файл: Планы семинарских занятий тема 1 (2 часа). Социальные роли и социальный статус личности План семинарского занятия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1 (2 часа). Социальные роли и социальный статус личности
План семинарского занятия
1. Основные факторы развития личности.
1.1. Биологическая наследственность, физическое окружение, культура.
1.2. Групповой опыт, уникальный индивидуальный опыт.
2. Ценностное ядро личности.
3. Психосоциологические теории развития личности
3.1. Теории Ч. Кули и Дж. Мида.
3.2. Теория Л. Колберга.
4. Многообразие социальных ролей.
5. Социальный статус личности.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы современные научные концепции формирования человеческой личности? В чем их основной смысл и различие?
2. На какие группы можно разделить факторы, влияющие на формирование личности человека?
3. Охарактеризуйте понятие социального статуса и социальной роли.
Примерные темы контрольных работ
1. Социализация личности: факторы, основные возрастные этапы.
2. Социальная стратификация в современном российском обществе.
3. Факторы социальной мобильности.
4. Социальные группы и социальные классы.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2010.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2011.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - Минск: Соврем. литератор, 2011. - 96 с.
4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М., ИНФРА-М., 2011. – 424 с.
5. Кравченко А. И. Социология: Учебник для вузов. – М.-Екатеринбург, 2011. – С. 40-86; С. 110-131.
6. Масионис Дж. Социология. – СПб.: Питер, 2011. – 752 с.
7. Основы социологии. Ч 1: Учебное пособие. – Уфа: Изд-во УНИ, 1993.
8. Смелзер Н. Социология. – М.,2010. – С. 94-129
9. Социологическая энциклопедия/ Под общ.ред. А.Н. Данилова. – Мн.: БелЭн, 2010. – 384 с.
10. Социология: основы общей теории : учеб. для вузов/ РАН, Ин-т социально- полит. отношений; ред.: Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. -М.: НОРМА, 2010. -912 с.
11. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.,2011. – С. 77-89.
Тема 2 (2 часа). Межкультурные, этнокультурные и гендерные аспекты делового взаимодействия
План семинарского занятия
1. Межкультурная коммуникация: понятие, уровни и формы.
2. Ошибки в межкультурном деловом общении. Анализ проблемных ситуаций в межкультурном общении; анализ критических инцидентов.
3. Взаимосвязь национальной ментальности и некоторых особенностей корпоративной культуры в разных странах (на выбор).
4. Роль межкультурной коммуникации в профессиональной деятельности.
5. Особенности работы в полиэтнической и поликультурной команде.
6. Кросскультурный менеджмент: задачи и проблемы.
7. Проявления вежливости в поликультурной среде.
8. Проблемы взаимодействия культур.
9. Этническое разнообразие культурных характеристик социальных групп.
Примерные темы контрольных работ
1. Предотвращение ошибок в межкультурном деловом общении.
2. Модели мотивации сотрудников в разных культурах.
3. Лидерство в интернациональных компаниях.
4. Специфика командной работы в разных культурах.
5. Влияние гендерных стереотипов на процесс делового общения
6. Гендерные тенденции в общении.
Список литературы
1. Борзова, Е. П. Сравнительная культурология: учебное пособие для высших учебных заведений. Т.2. / Е.П. Борзова. – Санкт-Петербург: Издательство «СПбКО», 2013. – Т.2. – 344 с. : ил. - ISBN 978-5-903983- 32-2; [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256084 .
2. Мясоедов, С. П. Управление бизнесом в различных деловых культурах / С. П. Мясоедов. — М. : Вершина, 2009.
3. Национальные особенности делового общения [Электронный ресурс]. - URL: http://www.jobman.ru/html/doc.php?id=1302
4. Национальные особенности делового общения [Электронный ресурс]. - URL: http://4students.info
5. Рот, Ю. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг. Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / Ю. Рот, Г. Коптельцева. - М. :Юнити-Дана, 2012. - 224 с. – URL: http:// biblioclub.ru/ index.php? page=book&id=11 4542 (дата обращения 18.02.2020).
6. Самохина Т.С. Эффективное деловое общение в контексте разных культур и обстоятельств: учеб. пособие по профес. межкультур. коммуникации. - М.: Р.Валент, 2005.
7. Сафонова М.В. Гендерные стереотипы и их влияние на поведение человека. // Практикум по гендерной психологии. Под редакцией И.С.Клециной. – СПб.: Питер, 2003.
8. Тангалычева, Р.К. Теории и кейсы межкультурной коммуникации в условиях глобализации: монография [Электронный ресурс] / Р.К. Тангалычева. – СПб: Алетейя, 2012. – 247 с. – URL::http:// biblioclub.ru/index.php?page
= book&id= 110113 (дата обращения 18.02.2020).
9. Таратухина, Ю. В. Деловые и межкультурные коммуникации : учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. В. Таратухина, З. К. Авдеева. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 324 с. - (Серия: Бакалавр. Академический курс). - URL: https://www.biblioonline.ru/book/B2B8927E - 3F14 - 44DA-A3DE80A1BFB73914 (дата обращения 18.02.2020).
10. Чулкина, Н.Л. Основы межкультурной коммуникации. Учебн : практическое пособие [Электронный ресурс] / Н.Л. Чулкина. - М. : Евразийский открытый институт, 2010. - 143 с. – URL: http://biblioclub.ru/ index.php?page= book&id= 90 800 (дата обращения 18.02.2020).
Тема 3 (2 часа). Профессиональное взаимодействие. Рабочие ритмы и стили общения. Эффективность делового взаимодействия
План семинарского занятия
1. Понятие и задачи корпоративной культуры
2. Деловая коммуникация в контексте корпоративной культуры
3. Рабочие ритмы и стили общения.
4. Тайм-менеджмент: понятие, методы и приемы выстраивания траекторий саморазвития.
5. Эффективность деловой коммуникации как соотношение результата и затрат.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое корпоративная культура?
2. Дайте определение тайм-менеджмента и опишите его практическое значение для саморазвития индивида.
Примерные темы контрольных работ
1. Задачи корпоративной культуры.
2. Методы и приемы выстраивания траекторий саморазвития в процессе тайм-менеджмента.
Список литературы
1. Архангельский Г. А. Тайм-драйв : Как успевать жить и работать. - 2-е изд., доп. - М., 2006. -256 с.
2. Архангельский Г. А. Организация времени. От личной эффективности к развитию фирмы. - 3-е изд., доп. - М.,СПб: Питер, 2008. -444 с.
3. Мрочковский Н.С., Толкачев А. Экстремальный тайм-менеджмент. - М.,СПб: Питер, 2012. - 214 с.
4. Мрочковский Н.С., Парабеллум А. Ежедневник. Как успеть все! - М.,СПб: Питер, 2012.
5. Мрочковский Н.С., Парабеллум А. Быстрые результаты. 10-дневная программа повышения личной эффективности. - М., СПб: Питер, 2012.
6. Гнатюк О. Основы теории коммуникации.
7. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения/ А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Издательство Юрайт, 2016. - 327 с.
8. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. - СПб.: 2002;
9. Шарков Ф. И. «Основы теории коммуникации». - М.: 2002.
10. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации.– М.: Высш. шк.экономики, 2005.
11. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов /Под ред. А.П. Садохина. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
12. Персикова, Т.Н. Корпоративная культура: учебник / Т.Н. Персикова. – Москва: Логос, 2011. – 288 с. – (Новая университетская библиотека). – ISBN 978-5-98704-467-4 ; [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/ index. php?page= book&id=233786.
Тема 4 (2 часа). Деловая коммуникация: понятие, формы, особенности
План семинарского занятия
1. Деловые коммуникации: понятие, цели и особенности.
2. Виды деловых коммуникаций:
2.1 внутренние и внешние коммуникации
2.2 горизонтальные, восходящие и нисходящие коммуникации
2.3 формальные и неформальные коммуникации
3. Формы деловых коммуникаций:
3.1 деловые беседы, совещания, переговоры;
3.2 публичные выступления (доклады, сообщения, приветствия);
3.3 пресс-конференции;
3.4 дискуссии, дебаты, прения;
3.5 презентации;
3.6 деловые завтраки, обеды, ужины, фуршеты.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте характеристику видам деловых коммуникаций.
2. Охарактеризуйте основные формы деловых коммуникаций.
Примерные темы контрольных работ
1. Линейная модель коммуникации Г. Лассуэла.
2. Шумовая модель К. Шеннона - У. Уивера.
3. Циркулярная модель коммуникации У. Шрамма и Ч. Осгуда.
4. Модель коммуникации в менеджменте (Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.).
Список литературы
1. Большунов А.Я., Киселева Н.И., Марченко Г.И., Новиков А.В., Тюриков А.Г., Чернышова Л.И. Деловые коммуникации: учебник для бакалавров / Под редакцией доцента Л.И. Чернышовой. — М.: Финансовый университет, Департамент социологии, 2018. — 338 с.
2. Гойхман О.Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация: Учебник для вузов, 2-е изд. М.: Инфра-М, 2009.
3. Деловые коммуникации: учебник для бакалавров / под ред. В. П. Ратникова. — М.: Юрайт, 2014.
4. Жернакова М. Б., Румянцева И. А. Деловые коммуникации: теория и практика. Учебник для бакалавров — М.: Юрайт, 2014.
5. Лассвелл Г. Структура и функции коммуникации в обществе. Русский Гуманитарный Интернет Университет БИБЛИОТЕКА УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ WWW.I-U.RU
6. Литвак М.Е. Командовать или подчиняться. Психология управления. https://profilib.net/chtenie/7794/mikhail-litvak-komandovat-ili-podchinyatsya-60.php
7. Морозов А.В. Деловая психология. М.: Академический проект, 2005.
8. Павлова Л. Г. Кашаева Е. Ю. Деловые коммуникации. Учебник студентов вузов. М.: КНОРУС. 2016.
9. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. СПб.: Знание, 2001.
10. Психология и этика делового общения. Учебник для бакалавров / под ред. В.Н.Лавриненко и Л.И.Чернышовой. 7-е изд. М.: ЮРАЙТ, 2015.
11. Сидоров П. И., Путин М. Е., Коноплева И. А. Деловое общение. Учебник. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2010.
12. Спивак, В. А. Деловые коммуникации. Теория и практика: учебник для бакалавров. — М.: Юрайт, 2014.
13. Станислав Шекшня. Управление персоналом современной организации. http://litresp.ru/chitat/ru/Ш/shekshnya-stanislav-vladimirovich/upravlenie-personalom-sovremennojorganizacii/11
14. Томас Дж. Питерс, Роберт Уотерман- мл. В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний Америки: Издательский дом "Вильямс"; Санкт-Петербург; 2005. https://refdb.ru/look/1697997-pall.html
15. Управление персоналом на производстве : учебник / под ред. д-ра социол. наук, профессора Н. И. Шаталовой; д-ра техн. наук, профессо-ра А. Г. Галкина. — Екатеринбург : Издво УрГУПС, 2013. С. 244.
16. Чернышова Л.И. Деловое общение. Учебное пособие для студентов вузов – М.: ЮНИТИ, 2008.
17. Шепелев Е.М. , Дятлов А. В., Фенева М. А., Бесхмельницын М. И. Менеджмент.Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2003. С. 140.
18. Яковлев И. П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. — СПб.: «Авалон», «Азбука-классика», 2006.
Тема 5 (2 часа). Манипуляции в процессе делового взаимодействия
План семинарского занятия
1. Понятие и цели манипуляции в процессе делового взаимодействия, ее признаки и предпосылки.
2. Приемы манипуляции в процессе делового взаимодействия.
3. Методы нейтрализации приемов манипуляции в процессе делового взаимодействия
4. Технологии убеждающего воздействия.
5. Механизмы межличностного влияния.
6. Основные стратегии убеждающего воздействия.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы цели манипуляции в процессе делового взаимодействия, ее признаки и предпосылки?
2. На какие группы можно разделить приемы манипуляции в процессе делового взаимодействия?
Примерные темы контрольных работ
1. Методы нейтрализации приемов манипуляции.
2. Манипуляция и контрманипуляция.
3. Приемы манипуляции и методы их нейтрализации.
Список литературы
1. Адамчик В. 200 способов успешного манипулирования человеком.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - Минск: Соврем. литератор, 2011. - 96 с.
3. Гагин Т. В., Бородина С. С. Разоблачение магии, или настольная книга шарлатана.
4. Геген Н. Психология манипуляции и подчинения. - М., СПб.: Издательство Питер, 2005 - 204 с.