Файл: Социальный аудит и социальная ответственность бизнеса 12 Понятие и сущность социального аудита.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА 12. СОЦИАЛЬНЫЙ АУДИТ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА
12.1. Понятие и сущность социального аудита
Социальный аудит во всех странах появился как надстройка над системой классического (финансового) аудита, который представляет собой процедуры независимой оценки деятельности компании, системы, процесса, проекта, продукта. Социальный аудит – процесс, позволяющий компании оценить и продемонстрировать ее вклад в решение социальных, экономических и экологических проблем.
Можно выделить ряд факторов, способствовавших развитию социального аудита в мире. Во-первых, в современной экономике возрастает роль социального фактора и человеческого капитала. Во-вторых, эволюция конкурентной среды меняет представление об экономической функции компании, подчеркивая ее зависимость от социального развития. В-третьих, современное рыночное хозяйство характеризуется возрастающей социальной ответственностью государства, частного бизнеса и наемных работников. В-четвертых, решающими индикаторами эффективной деятельности становятся такие критерии, как конкурентоспособность, социальный климат в компании, профессиональный и квалифицированный уровни персонала, социальные риски и т.п. В-пятых, глобальный характер современного бизнеса требует от компаний применения норм международного законодательства и общепринятых принципов социальной ответственности во взаимоотношениях с деловыми партнерами и заинтересованными сторонами.
Объектом социального аудита являются социоэкономические отношения в контексте разработки, принятия и реализации трех- и двусторонних соглашений и коллективных договоров, планов и программ социального развития, действующих на всех уровнях системы социального партнерства и управления социально-экономической сферой.
Предметом социального аудита является достоверная и объективная социоэкономическая информация, поступающая со всех уровней обследования социоэкономических отношений через анализ существующей нормативно-правовой документации (законы, указы, соглашения, договоры, приказы, положения, инструкции), а также через полевые исследования, опросы, интервью, мониторинг, статистические данные.
В настоящее время действует около 20 различных стандартов, по которым можно осуществить социальный аудит. Наибольшее распространение получили следующие стандарты:
• GRI (GlobalReportingInitiative – Всемирная инициатива добровольной отчетности);
• международный стандарт ICCSR-08260008000 (CSR) (положения данного стандарта включают отношения к праву на труд, к социальным гарантиям, к охране труда, производства продукции и услуг надлежащего качества, к охране окружающей среды и ресурсосбережению, участию в социальных мероприятиях и поддержке инициатив местного сообщества, к социальному менеджменту;
• стандарты серии ISO 14 000 (описывают ответственность корпораций в соблюдении экологических требований на производстве); стандарт ISO 26 000:2010 "Руководящие указания по социальной ответственности" (описывает границы социальной ответственности организацией); ISO 31 000 (менеджмент рисков);
• SA 8 000 (акцентируется на трудовых отношениях, устанавливая нормы ответственности работодателя в области условий труда);
• стандарты серии АА1000 (АА1000 Framework, АА1000 SES, АА1000 AS), которые направлены на упорядочение социальных инициатив компании и повышение их эффективности;
• российские государственные стандарты (ГОСТы) в области кадрового делопроизводства и другие стандарты.
Все эти документы помогают специалистам и руководству компаний более рационально и объективно подготовить нефинансовый отчет. Для его подготовки рекомендуется также руководствоваться следующими документами: Глобальным договором ООН, Социальной хартией российского бизнеса, Базовыми индикаторами результативности Российского союза промышленников и предпринимателей (далее – РСПП), Руководством по отчетности в области устойчивого развития (Руководство GRI) и другими документами.
Социальный аудит во многом более сложный, чем финансовый, экологический или другие виды аудита. В России известны и практикуются отдельные разновидности социального аудита: аудит охраны труда, аудит оплаты труда, экологический аудит и ряд других. Следует особо выделить аудит системы управления человеческими ресурсами, который можно разделить на два крупных блока: факторы трудового потенциала коллектива и факторы мотивационного поля (рис. 15.1).
Рис. 15.1.Структура аудита системы управления человеческими ресурсами
Первый блок – факторы трудового потенциала коллектива – включает:
• факторы профессионализма. Их влияние выражается в качественных характеристиках работника с учетом особенности его трудовых и социальных компетенций;
• фактор этнокультуры. Он характеризует аспекты этнокультурной выраженности в трудовом коллективе и их влияния на качество социально-экономических отношений;
• психофизический фактор, влияющий на состояние психического и физического здоровья персонала;
• фактор образования. Он определяет качественные черты мышления, характер и направленность образования.
Второй блок включает факторы мотивационного поля, а именно:
• факторы содержания труда. Учитывая его влияние, описывают каков труд: творческий, рутинный, монотонный и т.п.;
• фактор морального стимулирования, влияние которого оценивается по видам поощрений, как-то: награждение грамотами, присвоение почетных званий и т.п.;
• фактор материального стимулирования. Оценивание проводится по таким направлениям, как: оплата труда, премии, участие в прибылях, финансирование социальных программ, включая обучение детей, жилищное строительство, льготы и компенсации и т.д.;
• фактор социальной защищенности работника. Здесь оцениваются социальный пакет, программы обучения персонала, страхование, медицинское обеспечение, организация питания, оплата транспортных расходов, обеспечение безопасности, пенсионные программы и мероприятия;
• фактор участия работника в управлении. Изучаются условия учета мнения работников, участие в консультациях, информированность о работе предприятия, участие в разработке и принятии управленческих решений различного рода и прочие аспекты;
• фактор корпоративной культуры. Предполагает оценку гордости за компанию, сплоченности коллектива, ритуалов, престижности труда, привлечения молодых кадров и пр.;
• факторы эргономики.
Оценивается степень приспособления должностных обязанностей, рабочих мест, предметов и объектов труда, а также компьютерных программ для наиболее безопасного и эффективного труда;
• фактор отношения к собственности каждого работника;
• возможность профессионально-личностного роста, который определяет перспективы карьерного и профессионального продвижения.
Социальный аудит предполагает существование как самостоятельных структур внутри бизнеса, или внутреннего социального аудита, так и специализированных экспертных сообществ (консалтинговых компаний, некоммерческих организаций), или внешнего социального аудита, оказывающих услуги в реализации и проверке результатов социального аудита. Предлагается следующая последовательность проведения социального аудита (рис. 15.2).
Одной из форм аудиторского обследования является участие в системе нефинансовой отчетности. Нефинансовые отчеты все более становятся необходимым условием доверия в деловом мире и, особенно, международных сделках. Имидж социально ответственной компании начал способствовать успеху предпринимательской деятельности как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Во-первых, необходимо получить согласие и обеспечить вовлеченность руководства компании в процесс социального аудита; во-вторых, – сформировать управляющую группу по социальному аудиту. Следующий этап – создание команды аудиторов, экспертов и менеджеров по разработке методологии обследования. Далее необходимо провести диагностику корпоративной культуры и выявить функциональные области, которые требуют анализа и улучшений: менеджмента качества, отношения с потребителями и персоналом, охраны окружающей среды, отношения с местными сообществами. Затем проводится сопоставление миссии и целей компании с реальной деятельностью и осуществляется поиск возможных причин вызванных расхождений. Если причины не выявлены или носят сомнительный характер, то осуществляется сбор необходимой информации о подобных проблемах среди конкурентов по отрасли и исследование подобных примеров по выявленным проблемам. При необходимости проводится интервью с заинтересованными и вовлеченными в проблемные области стейкхолдерами (потребителями, сотрудниками, местными и федеральными чиновниками) для выяснения их ожиданий от социально ответственного поведения компании, а далее осуществляется сопоставление внутренних и внешних ожиданий. В заключение составляется отчет для управляющего комитета и менеджеров компании.
Рис. 15.2.Этапы проведения социального аудита
Формирование системы социального аудита в России — новое направление в отечественной науке, сфере профессионального образования и международного сотрудничества. Социальный аудит — специфическая форма анализа, ревизии условий социальной среды организации с целью выявления факторов социальных рисков и выработки предложений по их снижению — является результатом развития других форм аудита, в частности управленческого и финансового, путем расширения критериев эффективности, так как включает в их состав многие социальные факторы.
Включение социального аудита в систему социального партнерства позволяет обществу способствовать повышению эффективности, действенности социального аудита в регулировании социально-трудовых отношений. Необходимость социального аудита продиктована также процессами глобализации социально-трудовых отношений.
Формирующаяся российская модель социального аудита не может быть копией зарубежных моделей, она должна иметь характерные черты. Основные из них отражены в разработанной Концепции российской модели социального аудита.
Таким образом, социальный аудит в России может стать современным инструментом социального партнерства, которое в нашей стране превращается из механизма разрешения конфликтных ситуаций в систему выработки совместных решений в сфере актуальных проблем и стратегии социально-экономического развития страны.
Внедрение системы социального аудита в России сложный процесс. Претворение социального аудита в жизнь требует определенного времени, а самое главное — политической воли социальных партнеров: органов власти, объединений предпринимателей и профсоюзов. Проблемы социального аудита носят комплексный характер, их можно решить целенаправленно, поэтапно, шаг за шагом приближаясь к формированию его действенной системы.
12.2. Сущность и принципы корпоративной социальной ответственности
КСО — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.