Файл: Социальный аудит и социальная ответственность бизнеса 12 Понятие и сущность социального аудита.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Глобализация рынка, превращение его из национального в мировой, определяет для хозяйствующего субъекта необходимость внедрения нововведений в области техники, технологий, организации труда и управления, основанных на использовании и применении достижений науки и передового опыта. В центре всех этих явлений лежит интеллектуальный капитал - качество рабочей силы и мотивации работников. Недостаток комплексных научных разработок в области современных управленческих, социальных технологий усложняет процесс взаимодействия отечественных предприятий, государственной власти и общества. В процессе реализации социально-ответственной политики возрастает роль корпоративного управления, обеспечивающего достижение социальных, экономических и экологических целей предприятия. Научно обоснованное решение управленческих задач позволяет обеспечивать благоприятные социально-психологические условия на предприятии, влиять на развитие отношений с заинтересованными сторонами, своевременно предотвращать социальную напряженность, не нарушая принципов экономической эффективности.

Социальная ответственность проявляется и в выполнении обязательств, принятых на уровне функциональных единиц организации, особенно высшим руководством. Разработка процедур социальной политики, социальных программ, критериев результативности должна соответствовать нормам и принципам государственных законов. Одним из способов формирования объективной информации о социальной результативности компании является оценка эффективности управления нефинансовыми рисками, в том числе - социальными.

Корпоративная социальная ответственность - это, своего рода, кодекс этического поведения бизнеса по отношению к обществу. Все больше компаний понимают, что их деятельность оказывает непосредственное влияние на общественную структуру. А их процветание в будущем напрямую зависит от общественных ценностей. Корпоративная социальная ответственность, или «КСО», дает компаниям ряд преимуществ. Например, удовлетворение потребностей персонала значительно сокращает текучесть кадров и поднимает ценность компании. Появляется возможность здоровой конкурентоспособности, отслеживание и контроль воздействия на окружающую среду. Осведомленность о влиянии на общество позволяет грамотно реализовывать экономические возможности. КСО позволяет компаниям вовремя и грамотно сориентировать бизнес таким образом, чтобы он отвечал сегодняшним потребностям населения.


Сейчас уже широко признается, что крупная компания несет ответственность перед обществом, в котором она действует. Первая ее обязанность - оставаться мощной и эффективной на благо акционеров и сотрудников, внося одновременно ощутимый вклад в экономику и благосостояние страны.

Еще несколько лет назад на фоне глобальных реформ, жесточайшего экономического кризиса и периода первичного накопления капитала, взаимоотношение бизнеса и государства носили сложный, бессистемный характер, а под социальной ответственностью понималась благотворительная деятельность отдельных представителей делового сообщества.

Сегодня с большой долей уверенности можно утверждать об упрочнении российской экономики и становлении цивилизованных отношений между обществом, государством и бизнесом. В стране постепенно меняются приоритеты. Для того чтобы быть по-настоящему современной компанией уже недостаточно постоянно наращивать прибыль, честно оплачивать налоги и заработную плату. Компании, стремящиеся занять твердое положение в российском обществе, постепенно приходят к пониманию того, что декларируемые ранеенамерения о социальной ответственности действительно становятся важной управленческой категорией, обеспечивающей высокую деловую репутацию, рыночную привлекательность, а так же расширенные возможности доступа к капиталу. Вместе с тем, социальная ответственность - это еще и ответственность за формирующуюся социальную среду, моральный климат, нравственность общества. Это ответственность перед настоящим и будущим. Поэтому, осознавая свою общественную роль, компании, как социально ответственные субъекты, должны сегодня действовать таким образом, чтобы не повлечь социальный взрыв в будущем.

Бизнес и общество - это взаимосвязанные элементы единого целого. Реализуя свои главные экономические функции, компании напрямую затрагивают интересы, как отдельных общественных групп, так и общества в целом. В свою очередь здоровое и развитое общество является необходимым условием дальнейшего эффективного роста и процветания бизнеса. Все это обуславливает необходимость становления такого рода взаимодействия, в ходе которого бизнес должен оказывать максимально положительное воздействие на общество, не теряя при этом собственную экономическую эффективность. Вследствие чего возникает общая заинтересованность как делового сообщества, так и государства и общества в определении роли бизнеса в нашей стране. Поскольку только консолидация усилий всех субъектов общественных отношений поможет решить социальные и экономические проблемы России. Причем очень важно, чтобы все члены данной системы действовали на паритетных началах, имели одинаковое представление о роли каждого из субъектов, а также использовали единые стандарты и критерии, в частности в отношении социальной ответственности.



В связи с этим возникает проблема определения социальной ответственности в современном обществе, а также ее формирования и реализации в практике управления современных организаций.

Таким образом, в рамках поставленной проблематики представляется важным систематизировать представленную информацию о социальной ответственности и на этой основе рассмотреть ее роль и значение в управлении компанией.

Корпоративная социальная ответственность (КСО, также называемая корпоративная ответственность, ответственный бизнес и корпоративные социальные возможности) - это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, беря на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны, а также на окружающую среду. Это обязательство выходит за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом.

В связи с выходом России на мировую арену, усиливающимися темпами глобализации, желанием отечественных предприятий получения иностранных инвестиций (особенно в условиях мирового экономического кризиса) встал вопрос о введении новых стандартов корпоративной ответственности с ориентиром на прозападную модель.

  1. Направления деятельности и виды корпоративной социальной ответственности.

Корпоративная ответственность перед обществом (КО) определяется как философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, отдельными корпорациями и предприятиями своей деятельности по следующим направлениям:

  • производство качественной продукции и услуг для потребителей;

  • создание привлекательных рабочих мест, выплата легальных зарплат, инвестиции в развитие человеческого потенциала;

  • соблюдение требований законодательства: налогового, экологического, трудового и др.;

  • эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости и рост благосостояния своих акционеров;

  • учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел;

  • вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества.

В этом расширенном определении обращает на себя внимание то обстоятельство, что большинство отмеченных направлений деятельности бизнеса содержит экономические принципы корпоративной деятельности, этические и юридические нормы ведения бизнеса. Социальная составляющая представлена в этом определении через инвестиции в развитие человеческого потенциала и вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества.


Корпоративная социальная ответственность бизнеса можно рассматривать более узко: «КСО - это добровольный вклад частного сектора в общественное развитие через механизм социальных инвестиций». «Социальные инвестиции бизнеса - это материальные, технологические, управленческие и иные ресурсы, а также финансовые средства компаний, направляемые по решению руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон, в предположении, что в стратегическом отношении компанией будет получен (хотя и не всегда и не просто измеряемый) социальный и экономический эффект».

Основное внимание при реализации социально ответственного поведения уделяется трем направлениям (так называемая тройная линия ответственности, а именно:

  • экономическая деятельность (устойчивый рост и производство качественной продукции);

  • экологическая деятельность (защита и возобновление ресурсов природной среды);

  • социальная деятельность (активная социальная политика).

Для раскрытия его содержания, рабочая группа, занимающаяся разработкой проекта международного стандарта социальной ответственности бизнеса, обобщила опубликованные за последнее десятилетие формулировки и предложила три варианта определения понятия «социальная ответственность»:

это форма этики и связанных с нею действий организации по отношению к другим организациям, а также совместимых с ее собственными интересами и интересами общества;

определяется как позиция и поведение организации, призванные обеспечить баланс интересов между обществом, окружающей средой и экономикой. В данном контексте социальная ответственность находит свое выражение в обязательствах организации минимизировать отрицательные и максимизировать положительные экологические и социальные воздействия в процессе ее работы;

это действия организации, способствующие устойчивому развитию общества и сохранению окружающей среды.

Таким образом, можно сформулировать, что под корпоративной социальнойответственностью понимается модель стратегического поведения корпораций, при которойразрабатываются и проводятся в жизнь программы социально ответственных инициатив,непосредственно в сфере экономической деятельности, а также в природоохранной исоциальных сферах. Политика корпоративной социальной ответственности (КСО)предприятия включает несколько областей ответственности:


    • перед партнерами;

    • перед потребителями;

    • перед работниками;

    • экологическая;

    • перед обществом в целом.

Разделение социальной политики корпорации происходит в соответствие с её адресатам на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя корпоративная социальная политика - социальная политика, проводимая для работников своей компании, а потому ограниченная рамками данной компании.

Внешняя корпоративная социальная политика - социальная политика, проводимая для местного сообщества на территории деятельности компании или ее отдельных предприятий.

Внутренняя корпоративная социальная политика основывается на сложившемся мнении общества о необходимости компании не только обеспечивать прибыль и платить налоги, но и заботиться о своих работниках. Однако общество посылает бизнесу не совсем четкие сигналы, относительно своих пожеланий. Поэтому компания зачастую формирует социальную политику исходя из собственных представлений о данном процессе.

Обычно программы «внутренних» инвестиций не выходят за рамки следующих расходов:

  • развитие персонала, повышение профессионально-квалификационного уровня работников;

  • формирование корпоративной культуры;

  • рекреация и оздоровление работников и членов их семей;

  • привлечение и поддержка молодежи, в том числе и в образовательных программах; спортивные программы; оказание материальной помощи; помощь ветеранам;

  • реализация разнообразных детских программ.

Внутренняя корпоративная политика направлена, как правило, как на развитие социального капитала, путем укрепления связей, в том числе и неформальных, между работниками, а также между руководством компаний и работниками, так и на увеличение человеческого капитала (здоровье, образование) сотрудников.

Все больше компаний участвует в различных внешних социальных проектах (федеральных и региональных), инициируемых как властью, так и самостоятельно. Основные направления социального партнерства бизнеса и власти:

  • участие в финансировании инициируемых властью масштабных инвестиций в религиозные, медицинские, спортивные, культурные объекты;

  • содержание объектов ЖКХ (в первую очередь градообразующими предприятиями); поддержка деятельности и формирование базы медицинских, образовательных и культурных учреждений;

  • помощь в организации культурно - досуговой деятельности; проведение образовательных проектов для населения;

  • поддержка инновационных проектов, направленных на развитие местного сообщества;

  • поддержка незащищённых групп населения.