Файл: Отчет лабораторной работы Создание клиентсерверного приложения Чат.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отчет лабораторной работы № 4.
Создание клиент-серверного приложения «Чат».
Задание. Создать клиент-серверное приложение, реализующее обмен сообщениями между клиентами.
Требования:
-
Сервер – консольное многопоточное приложение. -
Клиент – приложение с графическим интерфейсом (простые формы с полями ввода и кнопкой «отправить»). -
Предусмотрена процедура ввода имени клиента при входе в чат.
Описание работы
На рисунке показана работа сервера и трех клиентов, клиенты входят в чат после ввода имени после они могут общаться между собой сообщения, в чате видны имя отправления.
Исходный код клиента:
using System;
using System.Collections.Generic;
using System.ComponentModel;
using System.Data;
using System.Drawing;
using System.Linq;
using System.Text;
using System.Threading.Tasks;
using System.Windows.Forms;
using System.Net.Sockets;
using System.Threading;
namespace ChatClinet
{
public partial class Form1 : Form
{
static string userName;
private const string host = "127.0.0.1";
private const int port = 8888;
static TcpClient client;
static NetworkStream stream;
public Form1()
{
InitializeComponent();
}
private void button1_Click(object sender, EventArgs e)
{
userName = textBox1.Text;
client = new TcpClient();
try
{
client.Connect(host, port); // подключение клиента
stream = client.GetStream(); // получаем поток
string message = userName;
byte[] data = Encoding.Unicode.GetBytes(message);
stream.Write(data, 0, data.Length);
// запускаем новый поток для получения данных
Thread receiveThread = new Thread(new ThreadStart(ReceiveMessage));
receiveThread.Start(); //старт потока
listBox1.Items.Add("Добро пожаловать, " + userName);
button1.Enabled = false; // отключаем кнопку подключения
}
catch (Exception ex)
{
listBox1.Items.Add(ex.Message);
}
}
private void button2_Click(object sender, EventArgs e)
{
string message = userName + "->" + textBox2.Text;
byte[] data = Encoding.Unicode.GetBytes(message);
stream.Write(data, 0, data.Length);
textBox2.Text = "";
}
// получение сообщений
private void ReceiveMessage()
{
while (true)
{
try
{
byte[] data = new byte[64]; // буфер для получаемых данных
StringBuilder builder = new StringBuilder();
int bytes = 0;
do
{
bytes = stream.Read(data, 0, data.Length);
builder.Append(Encoding.Unicode.GetString(data, 0, bytes));
}
while (stream.DataAvailable);
string message = builder.ToString();
Invoke(new Action(() => listBox1.Items.Add(message))); // вывод на форму
}
catch
{
Invoke(new Action(() => listBox1.Items.Add("Подключение прервано!"))); // вывод на форму
Disconnect();
}
}
}
// закрытие соединения
private void Disconnect()
{
if (stream != null)
stream.Close();//отключение потока
if (client != null)
client.Close();//отключение клиента
Invoke(new Action(() => Application.Exit())); //завершение приложения
}
}
}
Исходный код сервера:
using System;
using System.Collections.Generic;
using System.Linq;
using System.Net;
using System.Net.Sockets;
using System.Text;
using System.Threading;
using System.Threading.Tasks;
namespace Server
{
class Program
{
public class ServerObject
{
static TcpListener tcpListener; // сервер для прослушивания
List
protected internal void AddConnection(ClientObject clientObject)
{
clients.Add(clientObject);
}
protected internal void RemoveConnection(string id)
{
// получаем по id закрытое подключение
ClientObject client = clients.FirstOrDefault(c => c.Id == id);
// и удаляем его из списка подключений
if (client != null)
clients.Remove(client);
}
// прослушивание входящих подключений
protected internal void Listen()
{
try
{
tcpListener = new TcpListener(IPAddress.Any, 8888);
tcpListener.Start();
Console.WriteLine("Сервер запущен. Ожидание подключений...");
while (true)
{
TcpClient tcpClient = tcpListener.AcceptTcpClient();
ClientObject clientObject = new ClientObject(tcpClient, this);
Thread clientThread = new Thread(new ThreadStart(clientObject.Process));
clientThread.Start();
}
}
catch (Exception ex)
{
Console.WriteLine(ex.Message);
Disconnect();
}
}
// трансляция сообщения подключенным клиентам
protected internal void BroadcastMessage(string message, string id)
{
byte[] data = Encoding.Unicode.GetBytes(message);
for (int i = 0; i < clients.Count; i++)
{
if (clients[i].Id != id) // если id клиента не равно id отправляющего
{
clients[i].Stream.Write(data, 0, data.Length); //передача данных
}
}
}
// отключение всех клиентов
protected internal void Disconnect()
{
tcpListener.Stop(); //остановка сервера
for (int i = 0; i < clients.Count; i++)
{
clients[i].Close(); //отключение клиента
}
Environment.Exit(0); //завершение процесса
}
}
public class ClientObject
{
protected internal string Id { get; private set; }
protected internal NetworkStream Stream { get; private set; }
string userName;
TcpClient client;
ServerObject server; // объект сервера
public ClientObject(TcpClient tcpClient, ServerObject serverObject)
{
Id = Guid.NewGuid().ToString();
client = tcpClient;
server = serverObject;
serverObject.AddConnection(this);
}
public void Process()
{
try
{
Stream = client.GetStream();
// получаем имя пользователя
string message = GetMessage();
userName = message;
message = userName + " вошел в чат";
// посылаем сообщение о входе в чат всем подключенным пользователям
server.BroadcastMessage(message, this.Id);
Console.WriteLine(message);
// в бесконечном цикле получаем сообщения от клиента
while (true)
{
try
{
message = GetMessage();
message = String.Format("{0}: {1}", userName, message);
Console.WriteLine(message);
server.BroadcastMessage(message, this.Id);
}
catch
{
message = String.Format("{0}: покинул чат", userName);
Console.WriteLine(message);
server.BroadcastMessage(message, this.Id);
break;
}
}
}
catch (Exception e)
{
Console.WriteLine(e.Message);
}
finally
{
// в случае выхода из цикла закрываем ресурсы
server.RemoveConnection(this.Id);
Close();
}
}
// чтение входящего сообщения и преобразование в строку
private string GetMessage()
{
byte[] data = new byte[64]; // буфер для получаемых данных
StringBuilder builder = new StringBuilder();
int bytes = 0;
do
{
bytes = Stream.Read(data, 0, data.Length);
builder.Append(Encoding.Unicode.GetString(data, 0, bytes));
}
while (Stream.DataAvailable);
return builder.ToString();
}
// закрытие подключения
protected internal void Close()
{
if (Stream != null)
Stream.Close();
if (client != null)
client.Close();
}
}
static ServerObject server; // сервер
static Thread listenThread; // потока для прослушивания
static void Main(string[] args)
{
try
{
server = new ServerObject();
listenThread = new Thread(new ThreadStart(server.Listen));
listenThread.Start(); //старт потока
Console.ReadKey();
}
catch (Exception ex)
{
server.Disconnect();
Console.WriteLine(ex.Message);
}
}
}
}