Файл: Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство формирования речевой компетенции учащихся 59 классов на уроках английского языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Волчье – Александровская средняя общеобразовательное школа

имени Героя Советского Союза Калинина Н.Н.

Волоконовского района Белгородской области»

Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство формирования речевой компетенции учащихся 5-9 классов на уроках английского языка
Автор опыта:

Волкова Ольга Николаевна,

учитель английского языка

МБОУ «Волчье-Александровская СОШ

Волоконовского района

Белгородской области»
Волчья Александровка

2022

Содержание

Информация об опыте ………………………………………................................3

Технология описания опыта……………...…………………................................9

Результативность опыта……………………………………………....................15

Библиографический список………………….…………...………….……...…..16

Приложения к опыту…………………………………………………….…........17

Раздел I
Информация об опыте

Условия возникновения, становления опыта
Педагогический опыт реализуется в условиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Волчье-Александровская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Калинина Н.Н. Волоконовского района Белгородской области». В образовательное учреждение принимаются дети без специального отбора, независимо от уровня развития и способностей.

Постоянное увеличение объема знаний, быстрое устаревание имеющихся сведений, необходимость ориентироваться в возрастающем потоке информации заставляют искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образовательных процессов.

В этой связи всё более актуальными становятся поиски новых форм обучения, возникает необходимость использовать в урочном процессе, диалоговые, игровые, проблемные технологии.

ФГОС направлен не только на освоение учащимися базовых национальных ценностей, основных понятий, относящихся к области знаний, но и на формирование универсальных видов учебной деятельности, необходимых для развития личности, её самореализации, готовности к непрерывному образованию, способной ставить цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.


Анализ и оценка уровня обученности учащихся с позиций требования ФГОС ООО выявили ряд противоречий:

- между необходимостью формирования коммуникативной компетенции учащихся и недостаточностью средств и форм обучения в УМК под редакцией М.З. Биболетовой;

- между высокой востребованностью английского языка как языка международного общения и недостаточной мотивацией у учащихся к его изучению.

В связи с этим возникает проблема поиска наиболее эффективных методов и технологий обучения, которые давали бы устойчивый и стабильный результат в освоении предмета, стимулировали обучающихся к познавательной активности.

Решению этой проблемы способствует технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», которая позволяет сделать урок более продуктивным, повысить мотивацию учащихся к изучению английского языка.

Эффективность апробации используемой технологии оценивалась по результатам успеваемости и качества знаний учащихся 5-9 классов по английскому языку за период с 2019 по 2022 годы.

Диагностические данные общего уровня обученности и качества знаний по предмету представлены в таблице 1.

Динамика качества знаний по конкретному классу - в таблице 2.
Таблица 1

Учебный год

Классы

Общий уровень

обученности в %

Общий уровень

качества

знанийв %

2019-2020

5

100

50

6

100

50

7

100

53

2020-2021

5

100

59

6

100

60

7

100

53

2021-2022

5

100

60

6

100

61

7

100

53



Таблица 2

Учебный год

Класс

Количество

учащихся вв классе

Общий уровень

обученности в %

Общий уровень

качества

знаний в %

2019-2020

5

10

100

50

2020-2021

5

17

100

59

2021-2022

5

10

100

60



Анализ статистических данных показал, что уровень развития речевых компетенций по английскому языку большинства учащихся отвечает современным требованиям.

Актуальность опыта
Педагогика XXI века в центр ставит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный процесс обучения ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педагогу необходимо развить в ребёнке его лучшие качества, учитывая особенности его личности, формируя положительную «Я – концепцию», стимулируя «к учению с увлечением», повышая уровень его образования. Современный урок английского языка невозможно представить без использования инновационных передовых технологий обучения. К одной из них относится и технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», поскольку она способствует формированию речевой компетенции учащихся через развитие навыков работы с различной информацией в процессе письма и чтения, подготовке таких членов общества, которые в будущем будут востребованы государством. Это побуждает в ученике интерес, способствует проявлению творческой и исследовательской активности, а также позволяет задействовать объем уже имеющихся знаний. При этом у учеников закрепляется способность работать на равных и сотрудничать с окружающими. Использование приёмов данной технологии повышает мотивацию к изучению иностранного языка, побуждает их к активному диалогу.

Современные требования к урокам английского языка достаточно высоки. На занятиях должны быть реализованы взаимосвязанные задачи обучения: формирование умений практического владения иностранным языком (орфографических, пунктуационных, культурно-речевых). Однако у большинства выпускников недостаточно сформирована речевая компетенция, поэтому эта тема актуальна. Именно критическое мышление позволяет развивать у учащихся речевые компетенции через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом.

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности в условиях обширного информационного пространства. Это связано с недостаточным уровнем развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры.

Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли
, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, то есть творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта состоит в том, что развитие речевой компетенции на уроках английского языка через использование приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» будет эффективным при выполнении ряда условий:

  • создаётся комплекс педагогических приёмов на основе данной технологии, обеспечивающий непрерывность и преемственность в реализации индивидуальных, групповых и коллективных форм обучения учащихся;

  • обучение строится как целостная система, формирующая навык работы с информацией в процессе чтения и письма;

  • все субъекты образовательного процесса рассматриваются как равноправные партнёры совместной деятельности;

  • образование обеспечивает оптимальные условия для саморазвития каждого;

  • ведущими методами взаимоотношений должны быть сотрудничество и поддержка.



Длительность работы над опытом
Работа над проблемой проводилась в несколько этапов:

I этап – проектно-мобилизационный (сентябрь-декабрь 2019 года) – выявление противоречий и проблем, формулирование темы опыта.

II этап – исследовательский (январь-август 2020 года) – изучение особенностей использования технологии развития критического мышления в образовательном процессе по английскому языку, поисковая работа, определение путей решения выявленных противоречий, оперативная рефлексия процесса и промежуточных результатов, корректировка методов и приёмов организации учебной деятельности школьников.

III этап – преобразовательный (сентябрь 2020 года – декабрь 2021 года) – становление опыта, анализ результатов применения технологии развития критического мышления с целью повышения эффективности образовательного процесса.

IV этап – рефлексивно-обобщающий (сентябрь 2021 года -декабрь 2022 года) – обобщение полученных результатов работы над проблемой, обмен опытом на уровне школы, определение дальнейших перспектив работы над проблемой.

Диагностика на заключительных этапах доказала успешность выбранного подхода для решения обозначенной педагогической проблемы.

Диапазон опыта
представлен дидактической системой учебных занятий, построенной на основе формирования речевой компетенции учащихся через технологию развития критического мышления.

Теоретическая база опыта

Технология развития критического мышления через чтение и письмо была разработана в конце XX века в США. Ее авторы Д. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтерявляются членами консорциума «За демократическое образование». С 1996г. технология распространяется совместно с институтом «Открытое общество», Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики, прошла апробацию в школах многих стран. В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года. Создатели модифицировали идеи свободного воспитания (А.Ковальчукова) и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к

обучению (А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н.Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи эвристического обучения (А.В. Хуторской), и довели их до уровня технологии.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо – универсальная, проникающая, «надпредметная», открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Критическое мышление есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить.

Критическое мышление - это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести четкую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.