Файл: Проектная и исследовательская деятельность. Педагогические основы проектной и исследовательской деятельности учащихся. Цель.odt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проекты могут классифицироваться по следующим критериям:
Исследовательский, поисковый, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный проект;
-
Предметно-содержательная область. Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным (или внепредметным); межпредметные учебные проекты могут играть интегрирующую роль в современной школе, стремящейся преодолеть традиционную дробность и обрывочность содержания образования, формирующего у школьников мозаичную картину мира; -
Характер осуществления учителем координации проекта: непосредственный (жёсткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, что характерно для телекоммуникационных проектов, когда проектировщики находятся на достаточном расстоянии друг от друга); -
характер контактов между проектировщиками (среди участников из одного класса, одной школы, города, региона, страны, разных стран мира).
Естественное вовлечение ребенка в активный познавательный и творческий процесс — главная идея метода проектов. Активизация познавательной деятельности способствует развитию словесно-логического, наглядно-образного и наглядно-действенного видов мышления. Много внимания изучению зарубежного опыта и разработке отечественных версий метода проектов как педагогической технологии уделили отечественные учёные Е.С. Полат и В.В. Гузеев.
Е.С. Полат выделяет следующие требования к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов.
Тематическая направленность учебного проекта должна быть прагматичной, то есть знания, получаемые на выходе из проектной деятельности, должны быть актуальны для школьника.
Модель организации проектной деятельности В.В. Гузеева имеет следующие этапы:
1. Постановка цели: выявление проблемы, противоречия; формулировка задач.
2. Обсуждение возможных вариантов исследования, их сравнение, выбор.
3.Самообразование проектировщиков, актуализация знаний при консультативной помощи учителя.
4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.
5. Исследование.
6. Обработка результатов и выводы.
7. Анализ успехов и ошибок.
По отношению к исполнителю (учащемуся) работа над проектом, как правило, проходит по следующим этапам:
-
мотивация, формирование интереса; -
целеполагание, ориентация (предварительная проработка темы проекта и собственных возможностей в плане его выполнения); -
планирование этапов проекта; -
сбор данных, предварительная обработка материала; -
выбор основных алгоритмов окончательной обработки материала; -
выполнение содержательной части проекта; -
рефлексия; -
оценка; -
коррекция.
Проектная деятельность начинается с мотивации. Если ученик в предложенном педагогом тематическом перечне возможных проектов обнаружил такую формулировку, которая его заинтересовала, мотивация состоялась. Главное условие мотивации — наличие интересной, занимательной для ученика, познавательной темы проекта.
Основана проектная работа на сотрудничестве, в первую очередь, с педагогом. Реализация проекта всегда ведёт к изменению ролевой функции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Задача педагога — грамотно сориентировать учащихся на разнообразные виды самостоятельной работы, разные варианты деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Начинать проект следует с выбора и формулирования его темы, ориентировки на тип проекта и количество участников с учётом их возраста и индивидуальных особенностей.
Необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики и которые затем выдвигаются самими учениками (с подачи учителя — с помощью наводящих вопросов, создания ситуаций, способствующих определению этих проблем, использования видеоряда и т.п.). Здесь будет уместна и «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением. Привлечение учеников к обсуждению содержания предстоящей учебно-проектной работы также выполняет мотивирующую и мобилизующую роль.
На следующем этапе происходит распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиск информации, выдвижение творческих решений.
Затем следует самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским задачам. Этот этап включает в себя и промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиотеке и пр.).
Представление проделанной работы осуществляется на этапе защиты проектов. Завершающий этап проектной деятельности - коллективное обсуждение, экспертиза, получение результатов внешней оценки, делаются выводы.
Грамотно выстроенный и справедливо оцененный учебный проект стимулирует всякую учебную деятельность самих учеников, потому что учебное проектирование, как считает В.В. Гузеев, отличается тем, что оно:
-
личностно ориентировано; -
допускает использование множества дидактических подходов; -
мотивируемое, что означает возрастание интереса и вовлечённости учащихся в работу по мере её выполнения; -
поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и психомоторной области на всех уровнях; -
позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретной ситуации; -
приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.
Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его можно и следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения «роста» школьников и в личностном смысле, и в академическом плане. В течение года могут быть проведены два-три крупных проекта по одному учебному предмету, каждый из них займет приблизительно от трёх до шести уроков. Очень важно, что учебные темы, выбранные для проектирования, всегда будут проработаны гораздо глубже и основательнее, чем темы, изучение которых проходило на обычных уроках.
«Это, — считает В.В. Гузеев, — увеличивает творческий потенциал, гуманитарную составляющую технологии, так как основное отличие гуманитарных систем — наличие вероятностных моделей, оперирование неопределённостями и существование в их среде»
5
Литература:
-
Янушевский В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5–9 классы. Методическое пособие для учителей и руководителей школ. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. — 127 с.
Методические рекомендации по педагогическому
сопровождению проектно-исследовательской деятельности
учащихся
Содержание
I. Введение
1. Общие вопросы организации проектной и исследовательской
деятельности
учащихся общеобразовательных школ
Значение работы по проектированию и проведению исследований в
школе
Общие характеристики исследовательской и проектной
деятельности
Различия проектной и исследовательской деятельности
Основные этапы проведения научного исследования и проектных
работ
2.
• II. Рекомендации по организации проектной и
исследовательской деятельности учащихся на уроках и во
внеурочной деятельности учащихся
• 2. Непрерывная профессиональная подготовка учителя в области
• инновационных педагогических технологий
• 3. Рекомендации для педагога при организации проектной и
исследовательской
• деятельности
• 4. Проектная деятельность учащихся в 1-4 классах
• Рекомендации по разработке творческого проекта
• 5. Организации проектно-исследовательской деятельности
учащихся 1-14 классах
• Рекомендации по разработке бизнес-плана
• Рекомендации по выполнению исследовательской работы
3.
• III. Приложения
• Приложение № 1: Методические рекомендации учащимся
по выполнению проектных и исследовательских работ
• Приложение № 2: Тезаурус проектной деятельности
• Приложение №3: Памятка по разработке гипотезы
• Приложение № 4: Как выбрать тему
• Приложение № 5: Методы исследования
• Приложение № 6: Памятка по поиску информации в
Интернете
• Приложение № 7: Памятка по составлению анкеты
• Приложение № 8: Памятка учащемуся по созданию и
защите презентации проекта
• Приложение № 9: Лист рефлексии
4.
• I. Введение
• 1.Общие вопросы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся
общеобразовательных школ.
• Значение работы по проектированию и проведению исследований в школе.
• Новый стандарт основного общего образования ФГОС - это совокупность трех систем
требований: 1) требования к результату образования; 2)