Файл: 1. сущность налоговой системы 1 Понятие, классификация, функции и признаки налогов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Понятие, классификация, функции и признаки налогов
Налог является одним из основных и сложных понятий финансовой науки. Сложность объяснения сущности налога заключается в том, что налог является не только экономическим, но также правовым и социальным понятием. Таким образом, для выяснения сущности налогов, необходимо выделять три аспекта: экономический, правовой и социальный, а также взаимоотношение данных сущностных аспектов друг с другом [1, с.8].
Наиболее глубинным аспектом сущности налога является его социальный аспект, поскольку налог всегда является элементом общественных отношений. Из всего многообразия социальных отношений налоги выражают отношения, связанные с распределением созданных материальных благ, т. е. экономические отношения. В этом выражается экономическая сущность налогов. Правовые аспекты сущности налогов в большей мере связаны с внешними признаками налогов, их конкретными видами, условиями их применения в рамках законодательно определенной налоговой системы каждого государства на каждом историческом этапе его развития [2, с.22]. Соотношение трёх аспектов сущности налогов представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 – Уровни сущности налога
Примечание – Источник: [2, с.23].
Исходя из вышеназванных аспектов сущности налога, существует ряд определений данного понятия.
Социальная природа налогов отражается в следующих определениях.
Налог – это общественное отношение между государством и другими социальными субъектами по поводу распределения общественных продуктов (благ) [2, с.23].
Налог – средство перераспределения общественных доходов между различными категориями населения с целью сглаживания неравенства между ними [3, с.164].
С позиции экономического аспекта, можно выделить следующие определения налога.
Налог – это способ обобществления части индивидуальных доходов (части национального дохода) в целях удовлетворения общественных потребностей.
Налог – доля продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства [4, с.126].
Правовой аспект налогов выражается в определении, зафиксированном в налоговом кодексе Республики Беларусь.
Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты [5, с.4].
Конкретными формами проявления категории «налог» служат виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти.
Налоги можно классифицировать по следующим признакам.
-
По перелагаемости:
-
Прямые – взимаются с лиц, непосредственно обладающих источниками налоговых выплат. Источником являются: прибыль, дивиденды, проценты, наследство и др.; -
Косвенные – взимаются с налогоплательщиков, которые возмещают уплаченные суммы за счет других лиц. Косвенные налоги выплачиваются опосредованно через цены товаров [6, с.66].
-
По форме уплаты:
-
Натуральные – взимались на ранних стадиях развития налогообложения (дань, оброк, продналог); -
Денежные – применяются в настоящее время в большинстве стран. Такая форма уплаты закреплена законодательно в налоговом кодексе Республики Беларусь в самом определении понятия «налог».
-
По принадлежности к уровню власти и управления:
-
Республиканские (федеральные); -
Местные (территориальные); -
Региональные; -
Налоги местных административных групп.
-
По субъекту уплаты налогов:
-
Налоги с физических лиц; -
Налоги с юридических лиц.
Некоторые виды налогов (например, земельный налог) уплачиваются как физическими, так и юридическими лицами.
-
По объекту налогообложения:
-
с доходов (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц); -
взимаемые с операций от реализации продукции, работ, услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы); -
с имущества (налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц); -
уплачиваемые при пользовании природными ресурсами (земельный налог, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых и т. п.) [2, с.36].
-
По способу исчисления:
-
Реальные налоги – взимаются по пропорциональным ставкам с дохода, при этом основное внимание уделяется не доходности, а факту обладания имуществом; -
Личные налоги – взимаются по фактическому доходу с учетом поло- жения налогоплательщика. При этом устанавливается необлагаемый ми- нимум дохода.
-
По соотношению между ставкой дохода и величиной налога:
-
Прогрессивные – налоговая ставка увеличивается при увеличении суммы дохода; -
Пропорциональные – налоговая ставка постоянна; -
Регрессивные – налоговая ставка уменьшается при увеличении суммы дохода.
-
Исходя из теории трех факторов производства:
-
Налоги с земли; -
Налоги с капитала; -
Налоги с заработной платы.
-
В зависимости от роли в производственном процессе:
-
Налоги, включаемые в отпускную цену; -
Налоги, приходящиеся на себестоимость; -
Налоги, уплачиваемые из прибыли [6, с.67].
Роль налогов в социально-экономической системе определяется их функциями.
Рисунок 2 – Функции налогов
Примечание – Источник: [1, с.15].
Фискальная функция налогов отражает их роль в обеспечении финансирования государственных расходов.
Регулирующая функция проявляется в регулировании посредством налогов конъюнктуры хозяйственной деятельности в стране, структуры занятости, накопления и потребления. Суть данной функции сводится к следующим составляющим:
-
Стимулирующая – налоги стимулируют темпы воспроизводства, под их влиянием усиливается или ослабляется накопление капитала, расширяется или сужается платежеспособный спрос населения посредством системы льгот и освобождений; -
Сдерживающая – посредством увеличения налоговых ставок темпы воспроизводства могут целенаправленно снижаться; -
Воспроизводственная – предназначена для аккумуляции средств для восстановления используемых ресурсов.
Перераспределительная функция отражает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта и направление одной его части на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства, а другой – в централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства.
Контрольная функция проявляется в своевременном отслеживании государством поступлений в бюджет налоговых платежей, что позволяет сопоставить их величину с потребностями в финансовых ресурсах, посредством чего определяется необходимость реформирования налоговой системы.
Социальная функция направлена на поддержание социального равновесия путем уменьшения разрыва между величиной реальных доходов отдельных групп населения [7, с.14].
Рассматривая налоги как социально-экономическое явление необходимо определить их отличительные признаки, которые позволяют выделить их среди многообразия форм финансовых отношений.
К данным признакам можно отнести:
-
Императивность. Данный признак означает, что субъект налогообложения не вправе отказаться от возложенного на него обязательства, а в случае нарушения, последуют определенные законом санкции. -
Смена формы собственности. Данный признак предполагает, что часть дохода, изъятая у плательщика, безвозмездно переходит в собственность государства и используется им по своему усмотрению. -
Индивидуальная безвозвратность. Данный признак означает, что уплаченная часть дохода не возвратится плательщику, и он не получает права в участии в распределении отданной части своего дохода. -
Легитимность – признание налогов на уровне законодательного права, их взимание с законных операций [2, с.25].
1.2 Понятие, особенности и принципы построения налоговой системы
Налоговая система – это взаимно связанная совокупность налогов, сложившаяся в данном государстве под влиянием социально-политических, экономических и финансовых процессов [6, с.70]. Налоговая система определяется также совокупностью норм и правил, форм и методов, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях [8, с. 9].
В развитии налоговой системы на территории Европы выделяют три основных периода.
Первый период характеризуется неразвитостью и случайным характером налогов, охватывает государственное хозяйство древнего мира и средних веков. При этом налоги выплачивались в основном в натуральной форме.
Второй период отличается значительными переменами в социальной жизни Европы (XVI–XVIII вв.). Денежный строй практически вытеснил натуральный, потребности государства в ресурсах возросли, что обусловило поиск новых источников финансирования государственных расходов. В данный период появилось большое количество новых налогов, преимущественно косвенных, определились правила налогообложения.
Третий период (XIX в.) в истории становления современной налоговой системы характеризуется формированием однообразия в налогах и сокращения количества их разновидностей. Формы налогов становятся более определенными, правила администрации более выработанными [6, с.71].
Принципы построения налоговой системы, закрепившиеся ещё в XVIII в. остаются актуальными и на сегодняшний день.
-
Принцип справедливости налогообложения раскрывается в вертикальном аспекте (налоги взимаются в соответствии с финансовыми возможностями плательщиков, т. е. с увеличением доходов повышается и ставка налогообложения) и горизонтальном (устанавливается единая ставка налога для лиц с одинаковым уровнем дохода). -
Принцип эффективности налоговой системы характеризуется наличием инструментов, стимулирующих экономический рост, хозяйственную деятельность экономических субъектов рынка. -
Принцип нейтральности определяется как равновеликость налоговых изъятий независимо от сферы приложения капитала и видов деятельности. -
Принцип простоты налоговой системы заключается в легкости и доступности техники подсчета налогов и закрепляется соответствующими нормативными актами.
Кроме классических принципов, с течением времени сложился комплекс требований, предъявляемых к системе налогообложения, как со стороны государства, так и со стороны плательщиков. Так, Л. Эрхардом, экономистом и немецким политическим деятелем, в послевоенные годы был разработан следующий ряд принципов, учитывающих справедливое желание плательщиков снизить налоговое бремя:
-
Налоги по возможности минимальны; минимальны затраты на их взимание. -
Налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы. -
Налоги соответствуют структурной политике. -
Налоги нацелены на более справедливое распределение доходов. -
Максимальное уважение человека. -
Гарантированное соблюдение коммерческой тайны. -
Исключение двойного налогообложения. -
Величина налогов соответствует размеру государственных услуг, включая защиту человека и всё, что гражданин может получить от государства [8, с.11].
Помимо вышеуказанных принципов, существуют также принципы правового регулирования налоговых отношений:
-
Принцип равного налогового бремени. -
Принцип установления налогов законами. -
Принцип отрицания обратной силы налоговых законов. -
Принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами. -
Принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе. -
Принцип сочетания интересов государства и обязанных субъектов.
Таким образом, налоговая система представляет собой единство экономических, правовых, социальных и организационных принципов, обуславливающих её самостоятельность и функционирование.