Файл: 1. сущность налоговой системы 1 Понятие, классификация, функции и признаки налогов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Понятие, классификация, функции и признаки налогов
Налог является одним из основных и сложных понятий финансовой науки. Сложность объяснения сущности налога заключается в том, что налог является не только экономическим, но также правовым и социальным понятием. Таким образом, для выяснения сущности налогов, необходимо выделять три аспекта: экономический, правовой и социальный, а также взаимоотношение данных сущностных аспектов друг с другом [1, с.8].

Наиболее глубинным аспектом сущности налога является его социальный аспект, поскольку налог всегда является элементом общественных отношений. Из всего многообразия социальных отношений налоги выражают отношения, связанные с распределением созданных материальных благ, т. е. экономические отношения. В этом выражается экономическая сущность налогов. Правовые аспекты сущности налогов в большей мере связаны с внешними признаками налогов, их конкретными видами, условиями их применения в рамках законодательно определенной налоговой системы каждого государства на каждом историческом этапе его развития [2, с.22]. Соотношение трёх аспектов сущности налогов представлено на рисунке 1.


Рисунок 1 – Уровни сущности налога
Примечание – Источник: [2, с.23].

Исходя из вышеназванных аспектов сущности налога, существует ряд определений данного понятия.

Социальная природа налогов отражается в следующих определениях.

Налог – это общественное отношение между государством и другими социальными субъектами по поводу распределения общественных продуктов (благ) [2, с.23].

Налог – средство перераспределения общественных доходов между различными категориями населения с целью сглаживания неравенства между ними [3, с.164].

С позиции экономического аспекта, можно выделить следующие определения налога.

Налог – это способ обобществления части индивидуальных доходов (части национального дохода) в целях удовлетворения общественных потребностей.

Налог – доля продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства [4, с.126].

Правовой аспект налогов выражается в определении, зафиксированном в налоговом кодексе Республики Беларусь.


Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты [5, с.4].

Конкретными формами проявления категории «налог» служат виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти.

Налоги можно классифицировать по следующим признакам.

  1. По перелагаемости:

  • Прямые – взимаются с лиц, непосредственно обладающих источниками налоговых выплат. Источником являются: прибыль, дивиденды, проценты, наследство и др.;

  • Косвенные – взимаются с налогоплательщиков, которые возмещают уплаченные суммы за счет других лиц. Косвенные налоги выплачиваются опосредованно через цены товаров [6, с.66].

  1. По форме уплаты:

  • Натуральные – взимались на ранних стадиях развития налогообложения (дань, оброк, продналог);

  • Денежные – применяются в настоящее время в большинстве стран. Такая форма уплаты закреплена законодательно в налоговом кодексе Республики Беларусь в самом определении понятия «налог».

  1. По принадлежности к уровню власти и управления:

  • Республиканские (федеральные);

  • Местные (территориальные);

  • Региональные;

  • Налоги местных административных групп.

  1. По субъекту уплаты налогов:

  • Налоги с физических лиц;

  • Налоги с юридических лиц.

Некоторые виды налогов (например, земельный налог) уплачиваются как физическими, так и юридическими лицами.

  1. По объекту налогообложения:

  • с доходов (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц);

  • взимаемые с операций от реализации продукции, работ, услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы);

  • с имущества (налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц);

  • уплачиваемые при пользовании природными ресурсами (земельный налог, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых и т. п.) [2, с.36].

  1. По способу исчисления:

  • Реальные налоги – взимаются по пропорциональным ставкам с дохода, при этом основное внимание уделяется не доходности, а факту обладания имуществом;

  • Личные налоги – взимаются по фактическому доходу с учетом поло- жения налогоплательщика. При этом устанавливается необлагаемый ми- нимум дохода.


  1. По соотношению между ставкой дохода и величиной налога:

  • Прогрессивные – налоговая ставка увеличивается при увеличении суммы дохода;

  • Пропорциональные – налоговая ставка постоянна;

  • Регрессивные – налоговая ставка уменьшается при увеличении суммы дохода.

  1. Исходя из теории трех факторов производства:

  • Налоги с земли;

  • Налоги с капитала;

  • Налоги с заработной платы.

  1. В зависимости от роли в производственном процессе:

  • Налоги, включаемые в отпускную цену;

  • Налоги, приходящиеся на себестоимость;

  • Налоги, уплачиваемые из прибыли [6, с.67].

Роль налогов в социально-экономической системе определяется их функциями.



Рисунок 2 – Функции налогов
Примечание – Источник: [1, с.15].

Фискальная функция налогов отражает их роль в обеспечении финансирования государственных расходов.

Регулирующая функция проявляется в регулировании посредством налогов конъюнктуры хозяйственной деятельности в стране, структуры занятости, накопления и потребления. Суть данной функции сводится к следующим составляющим:

  • Стимулирующая – налоги стимулируют темпы воспроизводства, под их влиянием усиливается или ослабляется накопление капитала, расширяется или сужается платежеспособный спрос населения посредством системы льгот и освобождений;

  • Сдерживающая – посредством увеличения налоговых ставок темпы воспроизводства могут целенаправленно снижаться;

  • Воспроизводственная – предназначена для аккумуляции средств для восстановления используемых ресурсов.

Перераспределительная функция отражает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта и направление одной его части на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства, а другой – в централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства.

Контрольная функция проявляется в своевременном отслеживании государством поступлений в бюджет налоговых платежей, что позволяет сопоставить их величину с потребностями в финансовых ресурсах, посредством чего определяется необходимость реформирования налоговой системы.

Социальная функция направлена на поддержание социального равновесия путем уменьшения разрыва между величиной реальных доходов отдельных групп населения [7, с.14].


Рассматривая налоги как социально-экономическое явление необходимо определить их отличительные признаки, которые позволяют выделить их среди многообразия форм финансовых отношений.

К данным признакам можно отнести:

  1. Императивность. Данный признак означает, что субъект налогообложения не вправе отказаться от возложенного на него обязательства, а в случае нарушения, последуют определенные законом санкции.

  2. Смена формы собственности. Данный признак предполагает, что часть дохода, изъятая у плательщика, безвозмездно переходит в собственность государства и используется им по своему усмотрению.

  3. Индивидуальная безвозвратность. Данный признак означает, что уплаченная часть дохода не возвратится плательщику, и он не получает права в участии в распределении отданной части своего дохода.

  4. Легитимность – признание налогов на уровне законодательного права, их взимание с законных операций [2, с.25].



1.2 Понятие, особенности и принципы построения налоговой системы
Налоговая система – это взаимно связанная совокупность налогов, сложившаяся в данном государстве под влиянием социально-политических, экономических и финансовых процессов [6, с.70]. Налоговая система определяется также совокупностью норм и правил, форм и методов, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях [8, с. 9].

В развитии налоговой системы на территории Европы выделяют три основных периода.

Первый период характеризуется неразвитостью и случайным характером налогов, охватывает государственное хозяйство древнего мира и средних веков. При этом налоги выплачивались в основном в натуральной форме.

Второй период отличается значительными переменами в социальной жизни Европы (XVI–XVIII вв.). Денежный строй практически вытеснил натуральный, потребности государства в ресурсах возросли, что обусловило поиск новых источников финансирования государственных расходов. В данный период появилось большое количество новых налогов, преимущественно косвенных, определились правила налогообложения.

Третий период (XIX в.) в истории становления современной налоговой системы характеризуется формированием однообразия в налогах и сокращения количества их разновидностей. Формы налогов становятся более определенными, правила администрации более выработанными [6, с.71].

Принципы построения налоговой системы, закрепившиеся ещё в XVIII в. остаются актуальными и на сегодняшний день.


  1. Принцип справедливости налогообложения раскрывается в вертикальном аспекте (налоги взимаются в соответствии с финансовыми возможностями плательщиков, т. е. с увеличением доходов повышается и ставка налогообложения) и горизонтальном (устанавливается единая ставка налога для лиц с одинаковым уровнем дохода).

  2. Принцип эффективности налоговой системы характеризуется наличием инструментов, стимулирующих экономический рост, хозяйственную деятельность экономических субъектов рынка.

  3. Принцип нейтральности определяется как равновеликость налоговых изъятий независимо от сферы приложения капитала и видов деятельности.

  4. Принцип простоты налоговой системы заключается в легкости и доступности техники подсчета налогов и закрепляется соответствующими нормативными актами.

Кроме классических принципов, с течением времени сложился комплекс требований, предъявляемых к системе налогообложения, как со стороны государства, так и со стороны плательщиков. Так, Л. Эрхардом, экономистом и немецким политическим деятелем, в послевоенные годы был разработан следующий ряд принципов, учитывающих справедливое желание плательщиков снизить налоговое бремя:

  1. Налоги по возможности минимальны; минимальны затраты на их взимание.

  2. Налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы.

  3. Налоги соответствуют структурной политике.

  4. Налоги нацелены на более справедливое распределение доходов.

  5. Максимальное уважение человека.

  6. Гарантированное соблюдение коммерческой тайны.

  7. Исключение двойного налогообложения.

  8. Величина налогов соответствует размеру государственных услуг, включая защиту человека и всё, что гражданин может получить от государства [8, с.11].

Помимо вышеуказанных принципов, существуют также принципы правового регулирования налоговых отношений:

  1. Принцип равного налогового бремени.

  2. Принцип установления налогов законами.

  3. Принцип отрицания обратной силы налоговых законов.

  4. Принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами.

  5. Принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе.

  6. Принцип сочетания интересов государства и обязанных субъектов.

Таким образом, налоговая система представляет собой единство экономических, правовых, социальных и организационных принципов, обуславливающих её самостоятельность и функционирование.