Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Литература Практическое задание 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина: Литература

Практическое задание 5.


Выполнил:

Обучающийся Штатных Вера Михайловна

Преподаватель:

Черненко Наталья Михайловна


Задание № 1
Это стихотворное посвящение личного, интимного характера. В нем М. Лермонтов высказывает чувство, отличающееся простотой, глубиной и человечностью (оно лишено манерности, игры, подчеркнутой «поэтичности»).

Автор стремится выразить неподдельность и правдивость своего чувства, поэтому его цель – избежать искусственности, избитых слов, усложненности, добиться впечатления «обычной речи», искреннего признания.

Незамысловатый характер образов (сравнений, эпитетов, традиционных метафорических оборотов).

Разговорная и нейтральная лексика («как-то весело», «на шею б… кинулся», «птичка», «хочется плакать»), отсутствие «поэтической» лексики.

Синтаксическое подобие (параллелизм) первых двух четверостиший, анафора, характерные обороты с условным наклонением («слышу ли…», «встречу ли…») и др. Следует отметить отсутствие рифмы («белые стихи»), выбор формы стихотворения с короткими строками.

Может быть отмечен непостоянный и нечеткий характер стихотворного метра, усиливающий впечатление «разговорности» текста и также напоминающий о метре народных песен.
Задание № 2
В стихотворение «Воробье» есть два главных героя, которые играют очень важную роль в раскрытии смысла произведения. Первое главное действующее лицо – это охотничья собака Трезор. Трезор сначала кажется беспощадным, не знающим жалости псом. А оказалось, что он очень глубоко чувствует материнскую любовь. Он ошеломлён тем, что такая маленькая птичка такая смелая и гордая. А второе действующее лицо – это мать птенчика, которая не испугалась этой огромной собаки и ринулась на помощь, рискуя своей жизнью ради своего птенчика. Она сразу, не задумываясь, бросилась защищать своего детёныша. Этот поступок показывает, что она очень сильно любит своего птенчика. Это действие автор передаёт очень ясно и понятно, что на земле нет ничего сильнее, чем материнская любовь. Мы видим, что в душе собаки борются два чувства: первое – это чувство гончей, увидевшей добычу, второе – признание силы материнской любви. И Трезор уходит смущённым. Автор в этом произведении приписывает собаке человеческие качества: Трезор останавливается, пятится, смущается, признавая силу любви. Идея стихотворения в том, что любовь сильнее смерти и страха смерти, что только её, любовью, держится и движется наша жизнь. Это чувство присуща не только людям, но и животным. Автор этим хотел сказать, что надо беречь друг друга, жалеть других и ценить любую жизнь. Видно, что автор очень любит жизнь, природу, животных. Ведь животные – наши соседи на Земле. Этот жанр хорош тем, что основные жизненные принципы, вопросы, проблемы даются и решаются в поучительной, лёгкой и доступной форме. Когда читаешь стихотворение в прозе, то кажется, что надо разгадать какую-то загадку. И читателю хочется разгадать её, понять, что хотел сказать и донести до нас автор. Прочитав произведение, я поняла очень многое. Например, то, что на земле мы не одни, что кроме нас есть и другие живые существа и то, что они тоже знают, что такое материнская любовь. Материнская любовь – это самая сильная любовь на всём белом свете.

Задание № 3
Б В русской литературе немало знаменитых и легко узнаваемых стихотворений. На данный момент ближе всех по идее и настроения мне строки из произведения В. Шефнера «Слова»: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Эта строфа из стихотворения отражает суть нашего общества. Люди редко задумываются, какой силой обладает сказанное слово. Жестокость, предательство, ненависть и другие отрицательные качества человека могут быть восприняты через неправильно подобранное слово. Поэтому людям так важно думать и отбирать слова для выражения своих мыслей. Ведь слово также имеет положительное влияние на человека, недаром существует поговорка «Ласковое слово и кошке приятно». Говорят, что искусство владения словом наделяет людей возможностью владеть миром. И это правда. Умелые ораторы способны убеждать, влиять и воздействовать. На мой взгляд, строчка из стихотворения В. Шефнера не потеряет актуальности ещё долгие годы.
Задание № 4
Творчество Достоевского во многом опирается на его опыт. Роман «Игрок» (1866) вместил в себя переживания Достоевского связанные с потерей жены, а также со страстной любовью к А. Сусловой и весьма болезненным с ней разрывом. В 1873 г. начинает работать над «Дневником писателя», с 1876 г. он выходит как самостоятельное произведение. В 1875 г. увидел мир роман «Подросток».Любимым местом отдыха и работы Достоевского был поселок Старая Руса недалеко от Великого Новгорода. Здесь писатель работал над своим последним романом, который остался незаконченным «Братья Карамазовы».

Чехов считается мастером коротких юмористических рассказов. Подавляющее большинство произведений автора – это рассказы - миниатюры. Сюжеты строятся на одном эпизоде. Экспозиция должна быть очень короткой. Повествование начинается прямо с основного действия, не имеет пространных описаний. Ещё большее значение придавал писатель концовке рассказа, стремясь сделать её более содержательной, эффектной, впечатляющей. Так, например, в рассказе «Шведская спичка» обнаруживается загадочное убийство, идёт осмотр места происшествия, все в тревоге. «Убитого» же находят спящим у жены одного из производящих осмотр. В целях достижения краткости формы Чехов избегает в рассказе большого количества персонажей. Это количество ограничивается у него иногда 2-3 лицами. Вспомним рассказы «Злоумышленник», «Толстый и тонкий», «Хирургия» и другие. Многие рассказы проникнуты тонким чеховским юмором , вызывающим смех. Автор использует «оглуплённые» фамилии: Хрюкин, Очумелов и другие. Но тонкий, едва заметный юмор не играет первенствующей роли. В них преобладает открытый смех над жалкими и мерзкими «героями».Это сатира, приобретающая широкое общественное значение.



Лев Толстой – уникальный писатель в русской литературе. С творчеством Л.Толстого кратко мы знакомились в школе, читая его автобиографические повести : «Детство», « Отрочество», «Юность» ( 1852 – 1857). В них писатель обрисовал процесс формирования своего характера, отношения к окружающему миру и себе. Главный герой Николенька Иртеньев — искренний, наблюдательный, любящий правду человек. Взрослея, он учится разбираться не только в людях, но и в себе. Литературный дебют был удачным и принес писателю признание.

Творчество Пастернака Делом жизни Пастернака становится поэзия. В 1922 году выходит его 1-я книга «Сестра моя жизнь». С этой книги Пастернак становится заметной фигурой в кругу поэтов. Опубликовав в 1923 году сборник "Темы и вариации", Борис Леонидович начинает работу над новым автобиографическим романом в стихах «Спекторский», опубликованном в 1925 году. В 20-е годы поэт пишет поэмы «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт», а также создает цикл стихотворений «Высокая болезнь». В 1928 году у Пастернака появляется идея создания книги «Охранная грамота», которую он заканчивает два года спустя. В 1930-е занимается в основном переводами, оставив собственное творчество из-за отсутствия вдохновения. Хотя, посетив Кавказ в 1931 году, свой восторг от южного края писатель выражает в цикле стихов "Волны", отрывки из которого впоследствии войдут в книгу «Второе рождение». В начале 1941 года Борис Леонидович окончательно преодолевает творческий кризис, результатом чего становится произведение "Переделкино". "Доктор Живаго" Борис Леонидович пишет долгие годы, завершив роман только в конце 1950-х. Пастернак сам оценивал это произведение как вершину своего творчества. Во время написания «Доктора Живаго» Пастернак несколько раз менял название, рассматривая другие варианты: «Свеча горела», «Мальчики и девочки», «Смерти нет», «Опыт русского Фауста». За границей Пастернака удостоили Нобелевской премии за достижение в области литературы (1958г.), но на родине "Доктор Живаго" вызвал бурную критику со стороны советской власти. Автора упрекали не только в «мировоззрении, не соответствующем эпохе», но и требовали перестройки самой идеи произведения.

Проза автора отличается стилистическим своеобразием. Повесть “Один день Ивана Денисовича” характеризуется авторским умелым использованием диалектной речи.
Все повествование строится на прямой речи главного героя, прерываемой диалогами действующих лиц и описательными эпизодами. Главный герой - человек из деревни довоенного времени, его происхождение обуславливает специфику речевого выражения: язык Ивана Денисовича богато насыщен диалектизмами, причем многие слова являются не столько диалектизмами, сколько просторечными словами («кесь», в значении «как»; прилагательное «гунявый», то есть «грязный» и др.).

Задание № 5
В душе каждого человека есть места, куда он заглядывает нечасто, но с особым трепетом: там хранятся самые светлые воспоминания, самые «дорогие» переживания. Именно такие «тёмные аллеи» имел в виду автор, давая название своей книге и одноимённому рассказу.

Бунин, подводя итог своей жизни, был твёрдо убеждён, что любовь – самое лучшее, что может быть дано человеку в жизни. Она суть, начало и смысл всего: трагическая или счастливая история – нет никакой разницы. Если это чувство промелькнуло в жизни человека – значит он прожил её не зря.

Человеческие судьбы, безвозвратность событий, выбор, о котором пришлось пожалеть – ведущие мотивы в рассказе Бунина. Тот, кто любит, всегда в выигрыше, он живёт и дышит своей любовью, она даёт ему силы двигаться дальше.

Отличительной особенностью рассказа Бунина«Темные аллеи» является изображение темы любви, которая представляется автором как трагическое и роковое событие, ушедшее безвозвратно вместе с дорогим, светлым и прекрасным чувством. Любовь в рассказе представляется в образе лакмусовой бумажки, способствующей проверке человеческой личности в отношении силы духа и нравственной чистоты.

Написан рассказ 20 октября 1938 года. Произведение это небольшое по объёму, занимает около четырёх страниц, но вмещает в себя не одну человеческую жизнь.

Сюжет рассказа прост: встречаются два человека после тридцатилетней разлуки и вновь расстаются, скорее всего уже навсегда. Действие происходит «в холодное осеннее ненастье на одной из больших тульских дорог».

Главные герои – Николай Алексеевич – «стройный старик военный», у него «красивое удлинённое лицо с тёмными глазами», и Надежда – «чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку».Прошло много лет с тех пор, когда они в последний раз виделись. Когда-то Николай Алексеевич был дворянином, а Надежда – служанкой. Оба были молоды. Сейчас к ним пришла старость. Теперь он «стройный старик военный, ещё чернобровый, но с белыми усами», она «тоже ещё красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку».Наконец узнав друг друга, они вспоминают об их любви. Оба признают, что после расставания и Николай Алексеевич, и Надежда на всю жизнь сохранили друг друга в сердце. Надежда так и не вышла замуж за другого. Жена Николая Алексеевича сбежала, сын вырос негодяем. У обеих судьба не сложилась. Николаю Алексеевичу тяжело вспоминать отношения с Надеждой, потому он скоро уезжает с её двора. Но мысли о ней не покидают его. «Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» Тут Николай Алексеевич качает головой. Видимо, мнение света о таком браке он уж не раз представлял…


Сам И. Бунин считает, что любовь не знает социальных различий, но порою жизнь диктует свои условия. Я поддерживаю мнение автора. Порою разница в положении играет решающую роль в отношениях людей. Николай Алексеевич, сделавший свой выбор в пользу здравого смысла, только в шестьдесят лет понимает, что его любовь к Надежде была самым лучшим событием в жизни. Тема выбора и его последствий ярко раскрыта в сюжете рассказа: человек проживает свою жизнь не с теми, остаётся несчастлив, судьба возвращает предательство и обман, который он допустил в молодости по отношению к любимой девушке.

Основные события – диалог Надежды и Николая Алексеевича построен на двух абсолютно противоположных взглядах на жизнь. Она живёт любовью, находя в ней утешение и радость, хранит воспоминания молодости. В уста этой мудрой женщины автор вкладывает идею рассказа – то, чему учит нас произведение: «всё проходит, но не всё забывается». В этом смысле герои противоположны в своих взглядах, старый генерал несколько раз упоминает о том, что «всё проходит». Именно так прошла и его жизнь: бессмысленно, безрадостно, впустую.

Внимательно прочитав рассказ, можно понять позицию автора.

Не оправдывая своего героя в том, что он так безответственно и жестоко поступил с девушкой, писатель пытается объяснить причину расставания влюблённых. По мнению автора, на этот шаг героя рассказа толкнули сословные предрассудки, разница в воспитании и образовании.

Нельзя не согласиться с точкой зрения И. А. Бунина. С одной стороны, различия в социальном уровне часто мешают взаимопониманию людей и созданию крепкой семьи. Но с другой стороны, бывают исключения. Построение отношений — сложный и очень тонкий процесс. Необходимо быть терпеливыми и внимательными друг к другу, поддерживая и помогая, прощая какие-то промахи и ошибки. Всему можно научиться, если захотеть. Только так можно создать крепкую семью. От нас самих зависит наше счастье. Тема рассказа «Тёмные аллеи» И.А.Бунина – любовь, потерянная, забытая в прошлом; разбитые судьбы, тема выбора и его последствий. В рассказе автор использует цитаты из других текстов, сравнения, метафоры и эпитеты, употребляет пословицы и фразеологизмы. В рассказе превалируют сложные и осложненные предложения, часто с субъективным порядком следования компонентов.

Фразеологизм «пеняй на себя» повторяется трижды.