Файл: Лекция Предмет, система и источники римского права Что является предметом римского права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Римское право
Лекция 1. Предмет, система и источники римского права
1. Что является предметом римского права?
Предметом римского частного права является изучение правового положения субъектов права (частных лиц) и способов их защиты в области вещного, обязательственного права, брачно-семейных и наследственных отношений, изучение соответствующих правовых институтов в их историческом и логическом развитии.
2. Назовите две области римского права и критерии, лежащие в основе деления права на эти области.
Области римского права:
-
правом публичным (ius publicum) -
правом частным (ius privatum)
Критерием деления права на публичное и частное являлся характер интересов, защищаемых правом. Публичное право охраняло интересы государства и его органов, частное право – интересы частных лиц. Так, нормы публичного права определяли компетенцию государственных органов и должностных лиц, взаимоотношения между ними; регулировали взимание налогов, преступления, наказания и другие вопросы. Область публичного права образовывали нормы тех институтов, которые позднее были отнесены к государственному, уголовному, административному праву, а также регулировали культовые вопросы. К частному праву относились институты, которые позже стали относить к гражданскому праву и гражданскому процессу. Нормы частного права закрепляли: комплекс личных прав населения Рима, правовое положение лиц в имущественных и иных отношениях; брачно-семейные отношения; отношения, связанные с собственностью и другими правами на 2 вещи; обязательственные отношения, вытекающие из договоров, частных деликтов, подобия договоров и подобия деликтов; наследственные отношения; вопросы защиты частных прав. Публичному праву частному носило условный характер, так как в ходе реализации интересов частных лиц обеспечивались интересы государства и общества в целом.
3. Что представляет собой система римского права?
В составе римского права можно увидеть три ветви:
-
Квиритское право (цивильное)(ius guiritium) – исторически первая ветвь римского частного права, названная так в честь жителей римской общины квиритов. Позднее как национальное право римского государства (civitas) оно стало называться цивильным (ius civitas). Первоначально источником цивильного права являлись обычаи и единственные древние Законы XII таблиц. Квиритское право, зародившись как узконациональное право небольшой земледельческой общины, распространялось только на жителей Рима. Оно отличалось формализмом, соединённым с символикой и ритуалами. Так, субъекты права, совершая юридические действия, должны были строго придерживаться буквы закона. -
Преторское право (ius praetorium, ius honorarium) как вторая ветвь частного права появилась в результате тех изменений, которые произошли в Риме во второй период республики в общественной и государственной жизни. Консервативное, примитивное цивильное право уже не могло регулировать новые общественные отношения. Жизнь настоятельно требовала привести старые нормы в соответствие с новыми условиями и потребностями общества. Эту задачу решили магистраты, главным образом, преторы. Они создали новую ветвь права – преторское право. Своё начало преторское право берет с 367 г. до н.э., когда в Риме была учреждена должность городского претора. Преторы ежегодно при вступлении в должность издавали эдикты, в которых провозглашали те положения и принципы, которыми должны руководствоваться в течение срока своих полномочий. В частности, претор декларировал разрешение тех ситуаций, которые или не были урегулированы цивильным правом, или обладали недостатками правового регулирования, или могли привести к неблагоприятным последствиям при применении норм цивильного права. Деятельность претора была основана на свободной оценке доказательств, учёте истинной воли сторон вопреки тем формальностям, которые закреплялись цивильным правом. Принимая решение, преторы руководствовались здравым смыслом, этическими категориями справедливости и доброй совести. Осуществляя правосудие, преторы не заявляли об отмене или изменении норм цивильного права. Предоставляя средства защиты вопреки цивильному праву, преторы создавали новое право. Нормы цивильного права в этом случае становились неработающими, превращались в так называемое «голое право». -
Право народов - третья ветвь римского частного права – право народов (ius gentium) возникло для защиты прав иностранцев. Дело в том, что цивильное право не регулировало общественные отношения с участием чужеземцев на территории Рима. Однако, как только Рим превратился в центр многочисленной организации различных народов, втянутых в единый хозяйственный механизм, потребовалось создать право, регулирующее отношения между римскими гражданами и иностранцами, а также между иностранцами на территории Римского государства. Эти задачи стало выполнять созданное право народов. Начало формирования этой ветви права 5 было положено в 243 г. до н.э. с созданием новой магистратуры – претора по делам перегринов. Право народов впитало в себя отдельные положения древнего права в области брака и торговли между римлянами и иностранцами; обычное право, сложившееся в практике торговых отношений между членами латинского Союза; нормы торгового права различных частей империи. Рассматривая споры между субъектами права, претор руководствовался принципами, которые были общими для всех национальных правовых систем, т.е. основаны на естественном разуме.
4. Назовите и охарактеризуйте источники римского права.
Источником римского права следует понимать всякое свидетельство, относящееся к праву, позволяющее познать право и его особенности. Это литературные источники (сочинения историков, философов, поэтов, ораторов, художественные, сатирические и иные произведения), а также иные свидетельства (тексты на глиняных табличках, камнях, папирусах и др.).
Виды источников:
-
Обычное право
Обычное право именовалось по-разному: mores maiorum (обычаи предков); usus (обычная практика); commentarii pontificum (обычаи жрецов). В императорский период обычное право именуется термином «consuetude». Обычай, по взглядам римлян, мог выступать источником права при наличии следующих условий:
-
1) он должен быть признан (санкционирован) государством в качестве источника права; -
2) обычай должен неоднократно применяться на практике (в повседневной жизни); -
3)должны отсутствовать подлежащие применению аналогичные нормы в других источниках права; -
4) обычай должен выражать разумную потребность членов общества. Обычное право оставалось важным источником права на всем протяжении истории Рима.
Даже в период империи правовой обычай приравнивался по юридической силе к закону и должен был безусловно исполняться. Однако обычай не мог отменить норму закона. В 319 г. н.э. вышло распоряжение императора, согласно которому «авторитет обычая… не следует доводить до такого значения, чтобы он преодолевал разум или закон».
-
Законы
Законы (leges) – это правовые акты, принимаемые при соблюдении особой процедуры. Вначале тексты законов предлагали магистраты (позже Сенат), после чего они принимались народным собранием и утверждались Сенатом. Правом принимать законы были наделены лишь народные собрания по центуриям и плебейские собрания (последним такое право было предоставлено лишь с 258 г. до н.э.). Народное собрание либо целиком принимало закон, либо целиком отвергало его. Частичное изменение законопроекта не допускалось. Всего в области частного права насчитывается около 30 законов.
3) Сенатусконсульты
В период республики в компетенцию Сената входило право издавать постановления под названием сенатусконсульты (senatus consulta). Эти акты имели значение инструкций и носили скорее рекомендательный, нежели законодательный характер. Даже сложилось выражение: «Сенат полагает, советует, рекомендует». В период принципата с падением законодательных полномочий народных собраний стала возрастать роль Сената, и его постановления превратились в основную форму законодательства. По юридической силе они приравнивались к закону и не могли быть оспорены. Издаваемые им акты – это реализация предложений и воли императоров, содержащихся или в их устных выступлениях перед сенаторами, или в письменных документах, рекомендациях. Процедура принятия постановлений сводилась к обсуждению сенаторами предложений принцепса, голосованию и последующему оформлению официального документа, который передавался для обнародования. Сенатусконсульты, как правило, носили общий характер. Средством реализации таких постановлений являлись преторские эдикты.
-
Эдикты магистратов
Эдикты магистратов (ius praetorium, ius honorarium) – важнейший источник римского права, благодаря которому сложились две ветви частного права – преторское право и право народов, противостоящие цивильному праву. Полномочиями по изданию эдиктов были наделены преторы (городские, по делам перегринов), курульные эдилы и правители провинций. Первые были наделены судебными полномочиями и административнопринудительной властью в целях общего блага. Обладая высшей властью (imperium), они издавали эдикты и интердикты, имевшие обязательную силу. Курульные эдилы, осуществлявшие надзор за рынками, издавали эдикты в сфере торговли и вытекающих из нее исковых требований. Правители провинций, руководствуясь преторскими эдиктами и другими законоположениями, вводили нововведения в административной и финансовой областях. Эдикты – обязательные правила, разрабатываемые и излагаемые в программе магистратов при вступлении в должность и лежащие в основе их деятельности на период полномочий. Эдикт был действителен в течение срока полномочий магистрата – одного года. По истечении этого срока вступал в силу эдикт вновь избранного магистрата. Новый магистрат не ограничивался созданием новых правил. Он также брал удачные формулировки из программы своего предшественника, которые приобрели устойчивую форму. Так магистраты создавали правовые нормы, которые образовали две важнейшие ветви частного права. Существенное значение для формирования нового права, отличного от квиритского права, имели преторские эдикты. Руководствуясь положениями эдикта, претор не только лично отправлял правосудие, но и давал указания судьям по справедливому и целесообразному применению права. Во II в. н.э. правотворческая деятельность преторов прекратилась. В результате появился постоянный преторский эдикт, объявленный постановлением Сената неизменным. Лишь император имел право дополнять этот эдикт. После кодификации преторских эдиктов противоположность между цивильным и преторским правом стала еще больше утрачиваться, а в VI в. Исчезла
-
Конституции императоров
В период ранней империи с установлением единоличной верховной власти императора издаваемые им постановления стали источником права. По мере укрепления власти монарха (около II в.) эти постановления по своей юридической силе приравнивались к закону. Получило распространение выражение «что угодно императору, то имеет силу закона» (D.1.3.31.). Императорские постановления носили название конституций (constitutiones). Виды конституций:
-
эдикт (edictum) – акт общего характера, обращенный ко всем субъектам права; -
мандат (mandatum) – инструкция, адресуемая должностным лицам; -
декрет (decretum) – решение по судебному делу, рассмотренному императором; -
рескрипт (rescriptum) – ответ императора на правовой вопрос (ходатайство), с которым к нему обратилось частное или должностное лицо.
Особую значимость среди этой разновидности конституций имели декреты и рескрипты, поскольку они являлись актами по толкованию и применению права (в них интерпретировалось цивильное, преторское право или право народов). С прекращением полномочий императора эти акты продолжали действовать. Напротив, эдикты и мандаты теряли силу по окончании полномочий императора (например, в случае смерти). В период домината (около 315 г.) единственной формой правоустановления общего характера стал императорский эдикт, именуемый «leges». Мандаты фактически не издавались. Декреты и рескрипты имели юридическую силу лишь в отношении конкретных дел. Наличие большого числа конституций, которые нередко противоречили одна другой, создавало сложности в пользовании ими. Вот почему в период домината возникла необходимость систематизировать содержащийся в них материал. Итогом этой деятельности стало издание Феодосиева кодекса (около 439г.), названного в честь правившего тогда императора Феодосия II. Правовой материал кодекса, включавший 16 книг, дополнялся сочинениями римских юристов.
-
Деятельность юристов
На развитие римского права существенное влияние оказала юриспруденция, то есть научная разработка права юристами. Свои истоки она берет в царский период. Первоначально толкование ограничивалось пониманием содержания нормы права и последующим ее применением. Толкователи, как говорил Цицерон, «держались за слова», но не за смысл нормы. В период республики правотворческая деятельность юристов приобрела разнообразный характер. Во-первых, юристы редактировали тексты сделок и юридических действий в области наследования (cavere). Во-вторых, они составляли судебные формулы по искам (agere). Наконец, юристы в соответствии с запросами частных лиц, судей и иных чиновников формулировали ответы (responsa), иначе предоставляли консультации. Особую значимость в творческой деятельности юристов играла консультационная работа. В ходе такой деятельности они толковали право и восполняли имеющиеся в нем пробелы. Вначале консультации юристов носили рекомендательный характер. Однако уже при императоре Августе было принято постановление, согласно которому наиболее авторитетные юристы имели право на официальные ответы (responsa). Такие ответы, даваемые от имени принцепса, имели письменную форму, скреплялись печатью и были обязательны для лиц, которым они адресовались. Такие юристы именовались творцами права (iuris auctores). Их заслуга состояла в том, что они в ходе толкования создавали право. Это касалось тех случаев, когда за отсутствием писаной нормы юристы привлекали обычай и самостоятельно извлекали из него и создавали юридическую норму, включая ее в систему права.
5. Какова роль римских юристов в формировании права?
Исключительная роль римских юристов на этом этапе развития юриспруденции проявляется в том, что они создавали универсальное, мировое право, которое вобрало в себя обычаи международного происхождения, которые складывались веками и были проверены практикой жизни. Таким образом, римские юристы создали право, которое стало общим правом для всего античного мира. Особую значимость в творческой деятельности юристов играла консультационная работа. В ходе такой деятельности они толковали право и восполняли имеющиеся в нем пробелы. Вначале консультации юристов носили рекомендательный характер. Однако уже при императоре Августе было принято постановление, согласно которому наиболее авторитетные юристы имели право на официальные ответы (responsa). Такие ответы, даваемые от имени принцепса, имели письменную форму, скреплялись печатью и были обязательны для лиц, которым они адресовались. Такие юристы именовались творцами права (iuris auctores). Их заслуга состояла в том, что они в ходе толкования создавали право. Это касалось тех случаев, когда за отсутствием писаной нормы юристы привлекали обычай и самостоятельно извлекали из него и создавали юридическую норму, включая ее в систему права. Так творчески разрабатывались отдельные наиболее важные правовые институты римского права. Осуществляемый юристами анализ правоотношений, изложение правовых норм отличались точностью, глубиной, логической последовательностью и обоснованностью решений. Многие правовые нормы и сентенции юристов приобрели характер афоризмов: «Знать законы – не значит держаться за их слова, но понимать их силу и значение»; «Неправильно давать ответы, консультации или решать дело, имея в виду не весь закон, а только какую-нибудь его часть». Из числа выдающихся юристов, стоявших у истоков юриспруденции, можно назвать Сцеволу, Руфа, Брута, Манилия и др. Представителями классической римской юриспруденции являлись Лабеон, Капитон, Сальвий Юлиан, Цельзы (отец и сын) и др. В период «золотого века» юриспруденции Рима плеяда юристов пополнилась именами Папиниана, Павла, Модестина и др. С конца III в. отмечается упадок юриспруденции. В 426 г. император Валентиниан III издал «Закон о цитировании», согласно которому юридическая сила признавалась лишь за произведениями пяти юристов: Гая, 15 Павла, Папиниана, Модестина и Ульпиана. Закон установил, что судьи и чиновники должны при принятии решения руководствоваться совпадающим мнением большинства юристов. При равенстве голосов предпочтение отдавалось мнению Папиниана.