Файл: Лекция Предмет, система и источники римского права Что является предметом римского права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6. Что представлял собой Свод цивильного права?

В первой половине VI в. н.э. в Восточной Римской империи была осуществлена систематизация римского права. Она была продиктована изменениями в социально-экономической и политической жизни общества и государства. Право Рима уже не подходило к условиям Византии. Проведение систематизации диктовалось также необходимостью собрать воедино все юридические тексты, убрать устаревшие нормы, устранить противоречия в правовых предписаниях и придать им единообразную форму. В период с 528 по 537 гг. комиссия в составе 16 человек, возглавляемая юристом Трибонианом, провела огромную работу и создала систематизированный Свод законов (кодификацию Юстиниана). Данный Свод включал три крупных сборника права: Институции, Дигесты и Кодекс. В XVI в. Свод получил название «Свод цивильного права» («Corpus iuris civiles»). После опубликования Свода были систематизированы императорские конституции за период с 535 по 556 гг., но не вошедшие в кодификацию Юстиниана. Данное собрание императорских конституций получило название «Новелл». Общая характеристика Свода цивильного права Институции (Institutiones) – первая структурная часть Свода, появившаяся в 533 г. Она представляла собой сборник произведений римских юристов, прежде всего Гая. Институции являлись, с одной стороны, официальным источником права, с другой, – элементарным учебником римского права. В сборнике излагались основные положения о лицах, вещах, юридических действиях и исках. Он состоял из 4 книг:

  • первая книга была посвящена праву в целом, правовому положению лиц, брачносемейному праву;

  • вторая – вещам и вещному праву;

  • третья – наследованию, обязательствам и договорам;

  • четвертая – деликтам и искам.

Дигесты (digesta – упорядоченное) – вторая часть Свода цивильного права, опубликованная в 533 г., представляла выдержки из работ 39 римских юристов I-V вв. н.э. Одна часть сочинений относилась к цивильному праву, вторая часть – к преторским эдиктам; третья - взята из сочинений Папиниана и других юристов, не попавших в две первые части. Одну треть всего объема Дигест составляли труды Ульпиана, одну шестую – Павла. Сборник был разделен на 50 книг. Книги состояли из титулов, последние – из фрагментов. Позднее ряд фрагментов был разделен на параграфы. Кодекс (Codex Justinianus) – собрание императорских конституций – являлся третьей частью Свода. Впервые он появился в 529 г., однако в 534 г. был переработан. Кодекс включал 12 книг, разделенных на титулы. Титулы объединяли императорские конституции, размещенные в хронологическом порядке. Книги 1,9 – 12 были посвящены вопросам публичного права (церковному, административному, финансовому, уголовному праву); книги 2 – 8 обобщали акты императоров по гражданскому праву и судопроизводству. Новеллы (Novellae) не были сведены в официальный сборник. Имелось несколько сборников, составленных частными лицами. Наиболее крупный из таких сборников включал 168 новелл, из которых 153 принадлежали Юстиниану. Конституции Юстиниана регулировали как вопросы публичного, так и вопросы частного права.


Лекция 2. Основы римского публичного права

  1. Охарактеризуйте государственный строй Римской Республики и раскройте полномочия Сената, магистратур и народных собраний.

Государственный строй Рима представлял собой аристократическую (сенатскую) республику. Государственный механизм Римской республики функционировал на основе принципов разделения функций высших органов власти (народного собрания, сената и магистратур), выборности, сменяемости, ответственности должностных лиц, коллегиальности в принятии решений.

Сенату принадлежала ведущая роль в осуществлении государственной власти. Сенаторы назначались вначале консулами, позже – цензорами из числа отслуживших магистратов. Первоначально сенаторами могли быть только патриции, затем в Сенат были допущены плебеи. Полномочия Сената были весьма широки. Первоначально он утверждал принятые центуриатными собраниями законы и результаты выборов должностных лиц. Позднее он предварительно обсуждал законопроекты и список подлежащих избранию лиц, выносимых на обсуждение народных собраний. Сенат обладал высшей административной властью во время так называемых «междуцарствий», то есть до выбора нового консула. Кроме отмеченных полномочий Сенат распоряжался 2 финансами и устанавливал налоги. В его ведение входило издание распоряжений, относящихся к благоустройству, строительству, культу, общественной безопасности. На заседаниях Сената рассматривались вопросы войны и мира, распределялись провинции между военачальниками, назначались командующие, утверждались вопросы о наборе и роспуске армии. Он также принимал решение о назначении диктатора в случае чрезвычайной обстановки.

Магистратуры – учреждения, сосредотачивавшие в своих руках функции управления, административную и военную власть. Должностные лица этих учреждений – магистраты избирались в народных собраниях. Должности магистратов были срочными. Они избирались на срок один год. Исключение составляли чрезвычайные магистраты и цензоры. Магистраты были ответственны перед народным собранием, их избравшим. За упущение или корысть они могли быть привлечены к ответственности после истечения полномочий. В зависимости от условий формирования магистратуры делились на ординарные и экстраординарные. Полномочия высших магистратов включали право созывать сенат, народные собрания и председательствовать в них; высшую гражданскую и военную юрисдикцию; командовать войском и др.



Народные собрания:

1)Центуриатные комиции принимали законы, рассматривали жалобы лиц, приговоренных консулами к смертной казни, избирали консулов, преторов, цензоров.

2)Трибутные комиции (собрания граждан по территориальным единицам – трибам) делились на патрицианско-плебейские и плебейские. Все они избирали низших должностных лиц (курульных эдилов, квесторов и др.), некоторых жрецов и рассматривали жалобы на судебные решения о взыскании штрафов. Помимо этого, плебейские собрания избирали плебейских трибунов, принимали законы.

3)Куриатные комиции – утверждали акты об усыновлении, завещаниях и вводили в должность высших магистратов.

  1. Опишите организацию римской армии в период республики.

Основой для создания римской армии послужила реформа предпоследнего царя С.Туллия. Он разделил мужское население в соответствии с величиной земельного надела на 6 разрядов. Каждый разряд должен был поставлять в создаваемую военную организацию определенное число военных единиц – центурий. I разряд должен был выставлять 80 центурий (8000 гоплитов-тяжеловооруженных пехотинцев); II и III разряды выставляли на 20 центурий (4000 легковооруженных воинов); IV и V класса выставляли соответственно 20 и 30 центурий (всего 4800 пехотинцев). Войско первоначально включало два легиона, конный отряд (1200 всадников) и четыре нестроевые центурии (музыканты, ремесленники, обозные кузнецы). Легион состоял из 4000 легковооруженных, 2400 тяжеловооруженных пехотинцев и 300 всадников. В период республики римская армия представляла собой народное ополчение из полноправных римских граждан, удовлетворяющих требованиям имущественного ценза. Военнообязанными считались граждане в возрасте от 17 до 60 лет. В конце республики военная организация Рима вступила в полосу кризиса, который являлся составной частью кризиса республиканского строя. Гражданское ополчение отжило свой век. Необходимо было переходить к новому способу комплектования армии.

  1. К чему сводились реформенные преобразования Г. Мария в 107 г. до н.э.?

В 107 г. до н.э. консул Гай Марий провел военную реформу. Помимо цензовой системы набора по имущественным разрядам был введен набор в войско неимущих свободных путем их добровольной вербовки. Римская армия стала превращаться в профессиональную. Помимо римских граждан, формировавшихся в легионы, вооруженные силы Рима включали части италийских союзников и вспомогательные отряды, укомплектованные из жителей вне италийских областей.
Сущность реформы сводится к отмене имущественного ценза при наборе в армию и введении систематичных платежей за службу. Раньше каждый воин должен был располагать какой-либо собственностью.

  1. Какие изменения в государственном устройстве Рима происходили во II - I вв. до н.э.?



  1. Раскройте государственный строй Рима в период империи.

  2. Дайте характеристику военной организации Рима в период империи.

  3. Охарактеризуйте общие начала уголовного права Рима в период его расцвета.

  4. Назовите группы и виды преступлений и дайте им характеристику.

1 группа – преступления против римского сообщества. Виды:

а) сотрудничество с врагом (воинская измена, сдача врагу населенного пункта и др.). Субъектом этих преступлений мог быть только римский гражданин, проходящий военную службу;

б) низвержение публичного правового порядка (заговор с целью изменения государственного строя и др.);

в) посягательство на магистратские или жреческие обязанности и их исполнение (использование магистратом или жрецом полномочий для изменения публичного правового порядка);

г) покушение на должностное лицо (попытка убийства государя, магистрата или иного должностного лица).

2 группа – преступления против христианской религии включала:

а) посягательство на порядок, установленный для церкви церковными уставами;

б) посягательство на неприкосновенность храмов (кража в церкви, святотатство по отношению к культовым предметам и др.); иноверие в преступной форме (ересь, язычество и др.). Субъектом данной группы преступлений мог быть не только римский гражданин, но любой индивид, в том числе раб.

3 группа включала убийства и приравненные к нему преступления. Римские юристы исходили из того, что уголовно-наказуемым убийством являлось посягательство не на личность, а на статус гражданина – носителя полномочий римского народа. Отсюда не всякое убийство считалось уголовно-наказуемым. Не являлось уголовно наказуемым убийство раба, на войне, в случае необходимости ребенка, перебежчика. Некоторые преступления приравнивались к убийству. К ним относились приготовление ядов, «любовных» зелий, кастрация, магия, злостный поджог на корабле.

4 группа – злоупотребление властью в отношении граждан. Преступным считалось использование должностным лицом своих полномочий с целью причинения вреда личности или имуществу гражданина. Субъектом этой группы преступлений являлось должностное лицо, например, стражник при исполнении служебных обязанностей.


5 группа включала подделку и измышление с правовыми последствиями. Субъектами преступлений, входящих в эту группу, могли быть или специальные субъекты или любые лица. К таким преступлениям относились: фальшивомонетничество, подделка завещания, измышление в отношении родства при оформлении завещания, ложное истолкование закона судьей. 6 группа охватывала половые преступления. В одних случаях, например, при сводничестве, похищении женщин субъектом могло быть любое лицо. В других случаях таковым являлся только полноправный гражданин (прелюбодеяние, двоеженство), а иногда – лицо особого социального статуса (бесчестный брак).

7 группа – вымогательство, охватывающее два преступления: взяточничество и вымогательство. Субъектом преступлений являлось должностное лицо. При этом за вымогательство несло ответственность такое должностное лицо, от которого зависело совершение действий в интересах потерпевшего. Предметом взятки являлись только определенные вещи.

8 группа включала преступления против собственности. В эту группу в поздние времена входили квалифицированные виды краж, которые даже в классическую эпоху считались частным деликтом: кража с оружием в руках, кража скота, кража в банях). Сюда также относили кражу имущества с 13 элементами посягательства на публичный порядок; кражу урожая целиком, супружескую кражу и др.

9 группа – повреждение имущества. Объектом преступления могло быть только общественное имущество (строения, храмы, гробницы и их содержимое), но не частное имущество.

10 группа включала покушение на неприкосновенность личности. Субъектом преступления могло быть любое лицо, пытающееся причинить другому лицу какое-либо повреждение, не подпадающее под признаки деликта – личную обиду.

11 группа – предвыборная коррупция. Субъектом данного преступления могло быть только лицо, допущенное к предвыборной агитации и уличенное в подкупе избирателей.

12 группа – преступления против хозяйственного порядка. В эту группу входили такие преступления как взвинчивание цен, отказ в продаже товара другому лицу по причине, не связанной с ценой товара

  1. Какие наказания за совершение преступлений применялись в римском уголовном праве?

Вид наказания зависел от многих факторов: конкретного вида преступления, личности преступника