ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
САМАРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П.КОРОЛЕВА.
Институт авиационной и ракетно космической техники
Кафедра организации и управление перевозками на транспорте
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ
«МАРКЕТИНГ»
Тема: «Лизинг.Лизинг авиотехники»
Выполнил студент гр. 3299-230301Z
Иванов И И.
Проверил: Петров П.П
Самара 2022
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
-
Виды авиационного лизинга и его особенности в РФ……………...…....6 -
Современные тенденции лизинга авиакомпаний……………………….12 -
Особенности развития авиационного лизинга в России……….……....17
Заключение……………………………………………………………………..21
Список использованных источников…………………………………………22
Введение
Мировые цены на топливо вынуждают авиакомпании прилагать все больше усилий в поиске наиболее эффективных с этой точки зрения воздушных судов, вызывая очередную волну обновления воздушного флота по всему миру. При этом, авиаперевозчики, как никогда ранее, пытаются сохранить максимальную гибкость при формировании и оптимизации своих парков, так как спрос на воздушные перевозки постоянно изменяется. Лизинг воздушных судов - спасение для операторов с ограниченными финансовыми возможностями.
Актуальность темы обусловлена тем, что почти за 20 лет авиализинг стал могучей индустрией, в которую идет многомиллиардный капитал. В 1990 году ILFC была приобретена American Insurance Group (AIG), крупнейшей в мире компанией по страхованию и финансовому обслуживанию. В 1992 году другая американская лизинговая компания General Electric Capital Services (GECAS) приобрела европейскую GPA. Менеджеры, прошедшие школу GPA, стали создавать свои компании. Так появились новые серьезные игроки - Lombard Aviation Capital, Pembroke, GATX, ORIX и т.д. Индустрия авиализинга на Западе сегодня - это более 40 компаний, владеющих 5 тысячами судов, общая стоимость которых превышает $ 87 миллиардов - это более 30 % всего воздушного флота в мире.
За словом «лизинг» скрывается целый набор финансовых инструментов. В первую очередь к ним относятся финансовый и операционный лизинг. В случае финансового лизинга, арендатор получает судно в собственность после окончания контракта. Такие договоры, как правило, заключается на 10 или более лет. Но учитывая волатильность рынка авиаперевозок, такие долгосрочные обязательства могут лишить авиакомпанию возможностей для маневра при адаптации к изменяющимся рыночным условиям. Кроме того, авиационная отрасль по-прежнему страдает от периодов крайне низкой прибыльности, которые негативно влияют на кредитоспособность перевозчиков, тем самым снижая их шансы на получение долгосрочной поддержки со стороны финансовых организаций.
Между тем, контракты на операционный лизинг заключаются на кратко - и среднесрочный период (менее 10 лет). Учитывая, что после окончания срока судно возвращается лизингодателю, операционный лизинг не становится существенным финансовым бременем для компании - в этом случае как правило, вносится только начальный депозит в размере 3-5 месячных платежей, который затем возвращается. В случае же финансового лизинга перевозчик должен заплатить 20-30 % от цены самолета в качестве первоначального взноса. Операционный лизинг обеспечивает перевозчика значительно большей гибкостью по сравнению с финансовым. При изменении спроса перевозчик имеет возможность прекратить работу нерентабельного самолета, вывести его из парка и заменить на другой тип воздушного судна, который больше соответствует новым условиям рынка.
Однако возврат воздушных судов связан с определенными рисками для авиакомпаний, так как они обязаны вернуть самолет в том же техническом состоянии, в котором оно было получено, в целях ускорения оборота судов. Кроме того, судно остается в собственности оператора лизинга, а это значит, что он имеет законные основания для ограничения определенных аспектов эксплуатации воздушных судов (например, география полетов).
В России на рынке лизинга авиационной техники уверенно доминируют иностранные игроки, несмотря на заградительные таможенные платежи за иностранные самолеты (порядка 38 % стоимости). Примерно 80 % продаж гражданских самолетов, а это около 450 единиц, финансируется иностранными лизинговыми компаниями. На долю российских компаний остается около 90 самолетов.
Цель исследования - исследовать Российский и мировой рынок лизинга авиатехники.
Задачи:
-
Рассмотреть виды авиационного лизинга и его особенности в РФ. -
Исследовать современные тенденции лизинга авиакомпаний в мире. -
Выявить особенности развития авиационного лизинга в России
Метод исследования- анализ актуальной информации, синтез.
-
Виды авиационного лизинга и его особенности в РФ
Основным инструментом обновления парка воздушных судов авиакомпаний, как в России, так и за рубежом является лизинг. Применительно к предприятиям гражданской авиации лизинг — это долгосрочная аренда воздушных судов (ВС) через лизинговую компанию посредством выплаты возмещаемой стоимости ВС и лизингового процента. В денежном выражении сумма новых лизинговых сделок в сегменте авиации за первое полугодие 2016 г. составила 49,8 млрд. руб. при общем объеме сделок в 275 млрд.руб. [6, c.98]
Выделяя особенности авиализинга в РФ, стоит отметить, что около 2/3 сделок заключается по поводу иностранных самолетов, как новых, так и бывших в эксплуатации. Данная тенденция существует, потому что уровень безопасности на иностранных воздушных судах выше, чем на отечественных, они соответствуют международным требованиям. Высокая зависимость российских авиакомпаний от западных поставщиков так же обусловлена тем, что иностранные суда более экономичны, особенно по двигателям, а также они являются более комфортными и привлекательными для пассажиров. Практика показывает, что большая часть лизинговых сделок на поставку ВС в России заключается по поводу подержанных самолетов, приобретаемых у западных перевозчиков. Лишь крупнейшая четверка российских авиакомпаний способна пополнять парк новыми судами. Лизинг, который предполагает, что авиакомпания из-за недостатка денежных средств и отсутствия желания иметь дело с воздушными судами по истечению их эксплуатационного срока будет обращаться к лизинговой компании с предложением приобрести ВС у производителя на определенный срок, и предоставить его в пользование за вознаграждение.
В 2011 году Группа компаний «РЕГИОН» начала развивать направление бизнеса по предоставлению услуг финансовой аренды лизинга вертолетов и иной авиационной техники. Универсальная лизинговая компания «РЕГИОН Лизинг». Можно выделить основные принципы организации лизинга: срочность, платность и экономичность, опираясь на которые можно сформулировать сущность авиализинга: авиационный лизинг — это комплексные экономико-правовые отношения между тремя субъектами: лизингодателем, лизингополучателем и продавцом, при которых инвестирующая лизинговая компания приобретает в собственность определенное ВС или иное авиационное имущество у определенного производителя и предоставляет это имущество за плату в виде регулярных лизинговых платежей во временное владение и пользование для выполнения коммерческих полетов с возможностью перехода права собственности. В сумму лизинговых платежей входят:
– возмещение затрат лизинговой компании на приобретение ВС;
– возмещение затрат лизинговой компании на техническое обслуживание и ремонт самолета, если это предусмотрено договором, страхование и пр.;
– доход лизинговой компании от передачи имущества в лизинг авиакомпании.
Самыми распространенными формами лизинга на предприятиях гражданской авиации являются финансовый и оперативный, а также возвратный. Финансовый лизинг, при котором авиакомпания находит самолет у завода-изготовителя и обговаривает стоимость и условия поставки. Но авиакомпания не подписывает контракт на покупку самолета, а этим занимается лизинговая компания или банк. После того, как все переговоры завершены, лизингополучатель вместе с лизингодателем производит покупку самолета и подписывает лизинговый договор с лизингодателем. [7]
Договор финансового лизинга заключается на длительный срок (10-20 лет), и по своей экономической природе финансовый лизинг похож на долгосрочное кредитование, поэтому взять ВС в финансовый лизинг могут позволить себе только крупные платежеспособные авиакомпании. Данный лизинг не предполагает досрочного прекращения договора, и расторгается такая сделка, как правило, с уплатой огромных штрафов. Эксплуатацией и техническим обслуживанием воздушного судна занимается лизингополучатель, отсюда следует, что всю прибыль от операционной деятельности и риски берет на себя эксплуатант. Обязательства по лизингу (лизинговый процент и стоимость авиатехники) отражаются в балансе в качестве долгосрочной задолженности. Финансовый лизинг характеризуется тем, что вначале лизингополучателем выплачивается аванс, а впоследствии на протяжении срока договора — лизинговые платежи. По окончании срока лизинга ВС могут перейти в собственность авиакомпании с выплатой остаточной стоимости. Механизм ускоренной амортизации так же может применяться по соглашению сторон.
Согласно п.2 ст. 259.3 НК РФ, налогоплательщик вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3 в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга). [2] Операционный лизинг, или в некоторых источниках употребляется термин «эксплуатационный лизинг» или «лизинг с неполной амортизацией», широко распространен в России как наиболее гибкая форма аренды ВС. Обычно, при данном варианте лизинга, договор заключается на срок до 5-7 лет, то есть на период меньший срока амортизации самолета, что является весьма удобным для авиакомпаний при формировании и маневрировании парком ВС. Авиакомпании могут так же досрочно прекратить договор лизинга и возвратить самолет лизингодателю. Расходы по операционному лизингу так же относятся на себестоимость, однако в данном случае не ставятся на баланс и не амортизируются, а указываются в забалансовых обязательствах. Эта особенность является особенно важной для компаний, имеющих задолженности, которые не хотят обременять себя чрезмерными долгами. Техническое обслуживание и ремонт ВС и различные консультации по финансовым вопросам осуществляет лизингодатель, расходы на которые включаются в платежи по лизинговому договору.
По окончании срока договора самолеты обычно возвращаются лизинговой компании, но по соглашению сторон может быть осуществлено продление срока лизинга или продажа ВС авиакомпании по остаточной стоимости. Практика показывает, что большинство сделок операционного лизинга в России заключаются по поводу иностранной авиационной техники, в том числе для выполнения сезонных полетов, краткосрочных работ. Это так же происходит потому, что авиакомпании, арендуя ВС уже бывшие в эксплуатации, как и лизинговые компании, сдавая в аренду, сталкиваются с проблемой отсутствия вторичного рынка авиации в России. Новых ВС российского производства не так много и история сделок по ним небольшая, поэтому спрогнозировать остаточную стоимость авиатехники достаточно проблематично, учитывая так же, что самолеты изменяют свою стоимость неравномерно: находится он в активной эксплуатации или на хранении. Именно прогнозируемая стоимость на протяжении периода лизинга и при выходе из сделки является ключевым параметром для участников сделки. Чтобы эффективно управлять остаточной стоимостью, нужно, прежде всего, понять, насколько велики затраты по владению воздушным судном и обеспечением его готовности к эксплуатации. [8, c. 25]
Группа компаний «РЕГИОН» начала развивать направление бизнеса по предоставлению услуг финансовой аренды лизинга вертолетов и иной авиационной техники. Универсальная лизинговая компания «РЕГИОН Лизинг». Возвратный лизинг (SLB-сделка) представляет собой такую схему, при которой авиакомпания продает свои ВС банку, инвестору, страховой или лизинговой компании, в тоже время заключая договор лизинга на эти же суда, обычно на 10-12 лет. Сумма лизинговых платежей при этом составляет полное возмещение расходов лизинговой компании на покупку самолета с процентами. Крупные авиакомпании даже могут устраивать различного рода тендеры для лизинговых компаний, что дает возможность сэкономить. Заключив договор возвратного лизинга, и освободив денежные средства, авиаперевозчик может их направить на решение других более неотложных задач.
Относительной мерой стоимости лизинга служит так называемый лизинговый фактор (lease factor) — величина месячной лизинговой ставки, выраженная в процентах от цены самолета. При финансовом лизинге характерная величина лизингового фактора в настоящее время составляет 1,1-1,2, при операционном авиакомпания в зависимости от своей финансовой состоятельности может добиться 0,8 и даже 0,78. При сделках SLB характерный лизинговый фактор составляет 0,8-0,93, это ближе к операционному лизингу. Возвратный лизинг используется компаниями, находящимися в затруднительном финансовом положении, он позволяет авиакомпаниям высвобождать капитал за счет продажи ВС, но при этом продолжать его эксплуатацию. После выплаты всех лизинговых платежей самолет может вернуться в собственность авиакомпании. По количеству участников договора лизинга можно выделить три вида лизинга: прямой, косвенный, леверидж-лизинг. Прямая сделка характерна для участия двух сторон: поставщика самолета и авиакомпании. Из этих экономико-правовых