ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Понятие «мировоззрение» и мировоззренческие проблемы. Структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия (сходства и различия).
План работы:
-
Введение. -
Понятие «мировоззрение» и мировоззренческие проблемы. -
Структура мировоззрения. -
Исторические типы мировоззрения.-
Мифологическое мировоззрение. -
Религиозное мировоззрение. -
Философское мировоззрение.
-
-
Заключение. -
Список литературы.
-
Введение
Издавна человек задавался и задаётся вопросами, так или иначе обсуждаемыми в философии. Как устроен и по каким законам развивается мир? Существует мир вечно или же он был кем-то сотворён? Какова его роль в обществе и его взаимодействие с природой. Понятия добра и зла и можно ли между ними провести чёткую грань? Какое место занимает человек в существующем мире?
До возникновения философии люди искали ответы на интересующие их вопросы в мифах и религии. Они строили своё мировоззрение, отталкиваясь от полученных знаний, своего окружения и т.п. Человек накапливал знания путём проб и ошибок, обобщал их и структурировал. Такие знания предавались из поколения в поколение, они дополнялись новыми знаниями, открытиями, совершенствовались. Знания помогали человеку осознать себя как личность и выжить.
С развитием человечества начинают проходить усложнения между различными сторонами общества. Обострение глобальных проблем, смешение различных культур и много религиозность увеличили интерес к вопросам общественного развития. Исследование этих вопросов является важным для понятия процессов происходящих в современном мире и влияние связей настоящего, будущего и прошлого в истории человечества. Различные стороны мира играют существенную роль в жизни человека, отображаются в его сознании и выражаются в различных формах общественного сознания. Это не только отражение какой-либо определенной стороны действительности, но и фактор, который определяет ориентацию человека и обуславливает направление его планирования в данной сфере жизни. У человека происходит осмысление своего отношения к действительности и способности его ориентироваться в условиях изменения установок принятых в обществе (в том числе и мировоззренческих).
-
Понятие «мировоззрение» и мировоззренческие проблемы
Говоря о понятии «мировоззрение» нельзя не упомянуть историю его происхождения. Данный термин имеет немецкое происхождение и является переводом слова «weltanschauung». Впервые он упоминается в трудах И. Канта «Критике способности суждения», датирующейся 1790-м годом. Однако И.Кант употребил «weltanschauung» для обозначения миросозерцания в смысле «наблюдения мира, данного в чувстве», то есть как простого восприятия природы. Современное значение термин «мировоззрение» приобретает у Ф.Шеллинга. Важным фактором для Ф.Шеллинга в понятии «мировоззрение» было содержание определенного схематизма и то, что оно не нуждается в теоретическом объяснении.
Мировоззрение является необходимой составляющей человеческого сознания и представляет собой совокупность обобщённых взглядов на мир и место в нём человека, на его отношении к окружающей действительности (природа, общество) и самому себе, а так же сложившиеся на основании этих взглядов идеалы, убеждения, жизненные ценности и программы поведения.
Мировоззрение - это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. Оно появляется вместе с возникновением общества из желания и потребности человека познать (освоить, объяснить, оценить) этот мир, для выживания в нем. Носителем мировоззрения может быть как отдельный человек, так и общество на определенной ступени развития. Обобщенные взгляды (знания, мысли, чувства, настроения, верования, сложившиеся убеждения), соединяясь в мировоззрении в систему, помогают выявить фундаментальные возможности (познавательные, ценностные, практические) человека в его отношении к миру.
К основным мировоззренческим проблемам относятся вопросы, имеющие предельно общее, универсальное содержание: Что такое мир? Чем является человек и каково его место в этом мире? В чем смысл жизни? Что есть добро, зло, истина? и т.п. Ответы на эти вопросы формирует как мировоззрение отдельной личности, так и мировоззрение эпохи в целом.
-
Структура мировоззрения
Другими словами мировоззрение связывает мир человека в субъективно-объективную систему, которую формируют такие элементы как: потребности, знания, ценности, идеи, интерес. Являясь важной частью внутреннего мира человека, мировоззрение имеет сложную структуру и компоненты. Профессор Радугин А.А. выделяет в структуре мировоззрения четыре основных компонента:
-
Познавательный компонент состоит из знаний, которые получает человек на протяжении всей своей жизни. Это могут быть как научные знания, так и повседневные или профессиональные. Познавательный компонент представляет собой конкурентно-научную и универсальную картину мира, в которую включены индивидуальные и общественные знания в систематизированной и обобщенной форме. То есть знания являются средством для обоснования своих взглядов, однако нельзя забывать, что к знаниям необходимо относиться критически, так как часть может оказаться обычным вымыслом.
Система знаний выражается в представлениях и понятиях. Пусть знания и являются основой мировоззрения, однако их можно рассматривать как основной компонент мировоззрения только тогда, когда они становятся убеждениями. В свою очередь убеждения являются качественной оценкой знаний, то есть осознанные и обдуманные верования (знания) которых придерживается человек в своей картине мира, когда человек уверен в их подлинности и готов действовать или же совершать поступки в соответствии с ними. Отсюда можно выделить все остальные компоненты.
-
Ценностно-нормативный компонент основывается на различных ценностях, идеалах и убеждениях. Их определяют правила установленные в обществе и образ жизни человека. Активная роль ценностей проявляется в форме правовых, моральных, политических, религиозных и других убеждениях и принципах. Общечеловеческие ценности формируются в обществе и проявляются в мировоззрении общества на каком-либо этапе его развития. Ценности находят своё выражение в идеалах, придающих осмысленность и целеустремленность человеческой деятельности. Идеалами является более совершенная реальность человека, к которой необходимо стремиться, они являются ориентирами в жизни человека. Л.Н. Толстой писал: «Идеал - это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления - нет жизни». Так же идеалы позволяют разрешить противоречия и дать оценку экономическим, социально-общественным, научным и другим сферам жизни человека, так как в решении или же оценке человек неосознанно полагается на своё мировоззрение. -
Эмоционально-волевой компонент. Он является эмоциональной окраской ценностей, убеждений, верований, а также психологической установкой на готовность в соответствии с ними действовать. Как было сказано ранее, для реализации знаний, ценностей и норм в поступках необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды и верования и, что немаловажно, выработка установки на готовность действовать. -
Практический компонент. Если эмоционально-волевой компонент мировоззрения вырабатывает установку к действию, то практический компонент является реальной готовностью действовать определенным образом в конкретных обстоятельствах. Это тип поведения человека, основанный на его знаниях и убеждениях.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что в мировоззрении присутствуют не только знания о мире, но и ценностная оценка происходящего, реализация связи человека и мира, а так же место человека в нем. Все компоненты мировоззрения неразрывны и представляют собой единое целое.
Сознание человека отражает мир, при этом возможна разная глубина и индивидуальность изменения получаемой информации. Соответственно структура мировоззрения включает три уровня:
1. Мироощущение – это эмоционально-психологическое основание мировоззрения. В целом это несистематизированная картина реальности, в которой существенную роль играет эмоционально-образное восприятие мира.
2. Мировосприятие – это пассивное созерцание человеком мира в форме эмоционально окрашенных ощущений, восприятий, представлений. На этом уровне усматривается взаимосвязь процессов и явлений.
3. Миропонимание – это интеллектуальный, понятийный аспект мировоззрения. На этом уровне человек осознает мир в системе понятий и разумно его объясняет.
Схема структуры мировоззрения.
Мироощущение
Миропонимание
Мировосприятие
Жизненно-практический уровень
Теоретический уровень
Мировоззрение
Духовные ценности
Идеи
Знания
Принципы
Опыт
Убеждения
Обычаи/ традиции
Идеалы
-
Исторические типы мировоззрения
С развитием человечества развивались и методы познания мира.
Основными типами мировоззрения являются мифологическое, религиозное, философское и научное. Для наглядного представления различий и сходств каждого типа мировоззрения ниже представлена таблица с характерными чертами, положительными и отрицательными сторонами.
Типы мировоззрения | Характерные черты | Сильные стороны | Слабые стороны |
Мифологическое | ▪ Основано на недостатке знаний и родовом укладе жизни. ▪ Антропоморфизм. ▪ Синкретизм реальности, фантазий и веры. ▪ Образность. | ▪ Сохранение традиций. ▪Поддержание сплоченности первобытного коллектива. ▪ Дополнение отсутствующих знаний. | ▪ Отсутствие выделения общих законов и закономерностей, причин и следствий. ▪ Изложение случайной череды событий. |
Религиозное | ▪Даёт человеку веру в возможность достижения целей. ▪Нацеливает на совершение нравственных поступков. ▪Непримиримо к другим жизненным позициям. ▪Недостаточное внимание достижениям науки. ▪Обязанности принимать религиозные догмы на веру без размышлений. | ▪Тесная связь с мировым культурным наследием. ▪Ориентация на решение духовных проблем. ▪Стремление дать человеку веру. | ▪Непримиримо к другим жизненным позициям. ▪В современных условиях большую опасность представляет религиозный экстремизм и фанатизм. ▪Недостаточное внимание к науке или игнорирование её. |
Философское | ▪ Опирается на достижения науки. ▪ Обладает определенной мерой логической доказательности. ▪ Обобщенный характер (отсутствие ответов на конкретные вопросы, а общие правила поиска ответов). | ▪ Информация о мире и о человеке и ценности слиты воедино. ▪ Обладает определенной мерой логической доказательности. ▪ Обобщение и интеграция наук. ▪ Сферы философии и науки пересекаются. | ▪ Не включает в себя научное знание и не стоит над ним. |
Научное | ▪ Опирается на достижения науки. ▪ Включает научную картину мира. ▪Обобщает итоги человеческого познания. ▪ Тесно связано с практической деятельностью людей. | ▪ Прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов. ▪ Органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей. | ▪ Изучение духовного начала ещё не заняло в науке подобающего ему места |