Файл: План работы Введение. Понятие мировоззрение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




    1. Мифологическое мировоззрение


Исторически сложилось, что первым типом мировоззрения было мифологическое. Как понятно из самого названия типа мировоззрения, оно основывалась на мифологии. Мифология (греч. μυθολογία от μῦθος - «предание», «сказание» и λόγος — «слово», «рассказ», «учение») – это особая форма человеческого сознания, способ сохранения традиций в изменяющейся действительности; основной метод общинно-родового мышления; древнейший способ восприятия окружающей действительности и человеческой сущности. Включает в себя народные сказания (мифыэпос и т. д.).

Оно объясняло, как и по каким законам жили люди, их связь с природой, отвечало на вопросы происхождения мира и человека и т.п.

Хоть миф и представляет собой для современного человека некоторое фантастическое повествование, однако люди того времени воспринимали его как реальность. Мифы были объяснением причины жизни человека, образования мира, связи человека с природой и т.п. Хоть миф и представляет собой для современного человека некоторое фантастическое повествование, однако люди того времени воспринимали его как реальность.

Таким образом, миф представляет собой специфический способ мышления с собственной логикой и набором стереотипов. Так же миф не является чистой фантазией, а представляет собой реальность, в которой жил человек мифологического сознания.

Для мифологического мировоззрения одной из характерных черт является антропоморфизм, который проявляется в одухотворении природных явлений, перенесении на них телесных и духовных свойств человека. Так же важной особенностью такого мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и реальностью между божествами природным явлением, с которым оно ассоциировалось. Не последнюю роль в мифологическом мировоззрении играли представления об универсальном типе родственной связи. Природа представлялась в виде огромная родовой общины, которая была населена существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях.


    1. Религиозное


Религия (лат.religare – связывать, соединять) особая форма мировоззрения, обусловленная верой в сверхъестественное, включая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культов действий и объединение людей в организации (церковь, умма, религиозная община).

С течением времени мифы и язычество перестали выполнять свои функции, тогда на смену пришло религиозное мировоззрение. Древнейшие религиозные верования входили в качестве элемента во многие мифы, однако самостоятельную мировоззренческую функцию религия приобрела намного позже с возникновением национально-государственных религий, в которых вероисповедная связь между людьми в некоторой степени совпадает с этническими и политическими связями. Очень наглядно мировоззренческая роль видна на примере мировых религий: буддизма (5-6 века до н.э.), христианства (1 век) и ислама (7 век).

В отличие от мифологического мировоззрения религиозное основано на отношении человека и мира (господства и подчинения), а не отношениях родства. Оно закладывает новую систему морально-нравственных ценностей, в которой Бог выступает как высшая справедливость и основа мироздания. Отношения человека и Бога строятся на основе диалога в виде молитв и проповедей.

Религиозное мировоззрение несёт в себе такие функции как:

  1. Мировоззренческая. Она заключается в формировании общего представления о мире.

  2. Компенсаторная. Восполняет слабость человека перед природой и снимает социальное и душевное напряжение человека.

  3. Регулятивная. Посредством ценностных установок, нравственных норм, традиций, ритуалов и прочего оказывает влияние на отношение людей к окружающей его действительности и выступает своеобразной программой поведения в зависимости от самой религии.

  4. Культурная. Религия осуществляет культурную преемственность поколений, а так же объединения людей в группы и социальные институты.

В истории человечества религии представлены как мировые, национальные и религии первобытного общества. К мировым относятся такие религии как буддизм, христианство и ислам. Наиболее известными национальными религиями является конфуцианство, даосизм, иудаизм, синтоизм и т.д. Первобытные религии – тотемизм, фетишизм, анимизм и магия.


    1. Философское



Так как мировоззрение зависит напрямую от окружающей действительности, оно так же развивалось и выразилось в философском мировоззрении, которое строится на основе рационального объяснения мира человеком.

Первое употребление термина «философия» (phileo - люблю, sophia - мудрость) впервые употребил Пифагор (ок. 580-500 гг. до н. э.) касательно людей, стремящихся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. В европейской культуре истолкование и закрепление данного термина связано с именем Платона. Первоначально, термин философия имело более широкое значение, то есть означал совокупность знаний, накопленных человечеством. Философия охватывала не только зачатки наук, различные наблюдения и выводы, но и раздумья людей о себе, мире, смысле и цели человеческой жизни. Философия означала появление особой духовной установки – поиска гармонии знаний о мире вместе с жизненным опытом людей, их верованиями, идеалами и надеждами.

В отличие от мифологии и религии философия представляет собой рационально-теоретическое, рефлексивное мировоззрение. Философское мировоззрение строится на доводах разума, логических доказательствах.

Философия - это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Философия является теоретическим уровнем мировоззрения, что является одной из его особенностей.

Существует несколько концепций происхождения философии.


Концепции происхождения философии





Социогенная
Философия возникает в результате развития социальных форм бытия, сложившихся в античной Греции. Демократическое устройство греческого полиса способствовало формированию свободного, творческого мышления.

Мифогенная
Философия возникает на основе мифологии путём её рационального осмысления.


Гносеогенная
Философия возникает в результате накопления и обобщения научных знаний.






Гносеногенно-мифогенная
Три источника возникновения философии: мифологическое мировоззрение, знание, обыденное сознание.

Особенностями философского мировоззрения являются:

  1. Рациональность. Философия закладывает основы рационального объяснения природы и общества, обращается к разуму человека, осуществляет рациональный анализ бытия человека, обосновывая свои представления и утверждения.

  2. Предложение идеальных моделей построения и развития общества и человека, раскрытие смысла и возможностей научного, эстетического и нравственного освоения мира человеком.

  3. Формирование основных ценностных установок индивидуального сознания. Философское мировоззрение дает возможность человеку не только знать, но и утвердиться в своей жизненной позиции, следовать своим целям и идеалам.

  4. Философия – это мировоззрение понятийно-категориального, логико-рационального, рефлексивного уровня, что отличает ее от таких нерелигиозных форм познания, как идеологическое, художественное и практическое познание, для которых основополагающим является уровень образных, символических представлений.

«Итак, высшая цель формирования всякого метафизического мировоззрения посредством философии состоит в следующем: мыслить и созерцать абсолютно сущее, существующее посредством самого себя, причем таким образом, чтобы оно соответствовало и было вообще соразмерно найденной в «первой философии» сущностной структуре мира и реальному наличному бытию мира и случайного так-бытия, становящемуся нам доступным в сопротивлении нашему стремлению.» писал Шелер М.
Заключение

Мировоззрение – это общее понимание окружающего мира, будь то человек, общество, природа, оно так же определяет нравственную, социальную, политическую, философскую и религиозную ориентацию человека.

Мировоззрение – это способ осознания действительности и принципы жизни, определяющие деятельность человека. Постановке определенных целей способствует характер представления о мире, обобщая цели образуется жизненный план, формируются идеалы, которые предают мировоззрению действующую силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей.


Вне зависимости от типа мировоззрения, они охватывают общие вопросы, например, место и предназначение человека в мире, что такое добро или зло.

Мировоззрение имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее.

Если обобщить все вышеизложенное, то можно сказать, что исходным началом философского анализа, исследования, становятся результаты богатого и разнообразного опыта духовно-практического освоения обществом действительности (обыденного, религиозного, мифологического, художественного, научного). Исторически философия возникает как рационально-теоретический тип мировоззрения и особая форма духовного освоения реальности, в процессе которой вырабатывается целостная,- и предельно обобщенная система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними в системе логических категорий. Философские категории, законы, принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и мышление. Философия как бы сводит воедино все знания о единичном, конкретном, особенном, закономерном в обобщенно-систематизированное отражение действительности.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



1 Философия: учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – 4-е изд., переработ. и доп. М., 2008.

2 Философия : учеб. пособие / А. В. Шуталева, Н. И. Савцова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 112 с.

3 Некрасова Н.А., Некрасов С.И. МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 6. – С. 20-23.

4 Что такое философия // Введение в философию. Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. — 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.

5 Шелер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Пер. Денежкина А. В., Малинкина А. Н., Филлипова А. Ф.; Под ред. Денежкина А. В. М .’. Издательство «Гнозис», 1994. 490 с.

6 Радугин, А. А. Философия / А. А. Радугин. – М.: Центр, 1998 – 272 с.

7 А.А. Львов /Формирование понятия мировоззрения в немецкой классической философии / Вестник МГТУ, том 17, № 4, 2014 г. . 693-697