ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Мифологическое мировоззрение
Исторически сложилось, что первым типом мировоззрения было мифологическое. Как понятно из самого названия типа мировоззрения, оно основывалась на мифологии. Мифология (греч. μυθολογία от μῦθος - «предание», «сказание» и λόγος — «слово», «рассказ», «учение») – это особая форма человеческого сознания, способ сохранения традиций в изменяющейся действительности; основной метод общинно-родового мышления; древнейший способ восприятия окружающей действительности и человеческой сущности. Включает в себя народные сказания (мифы, эпос и т. д.).
Оно объясняло, как и по каким законам жили люди, их связь с природой, отвечало на вопросы происхождения мира и человека и т.п.
Хоть миф и представляет собой для современного человека некоторое фантастическое повествование, однако люди того времени воспринимали его как реальность. Мифы были объяснением причины жизни человека, образования мира, связи человека с природой и т.п. Хоть миф и представляет собой для современного человека некоторое фантастическое повествование, однако люди того времени воспринимали его как реальность.
Таким образом, миф представляет собой специфический способ мышления с собственной логикой и набором стереотипов. Так же миф не является чистой фантазией, а представляет собой реальность, в которой жил человек мифологического сознания.
Для мифологического мировоззрения одной из характерных черт является антропоморфизм, который проявляется в одухотворении природных явлений, перенесении на них телесных и духовных свойств человека. Так же важной особенностью такого мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и реальностью между божествами природным явлением, с которым оно ассоциировалось. Не последнюю роль в мифологическом мировоззрении играли представления об универсальном типе родственной связи. Природа представлялась в виде огромная родовой общины, которая была населена существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях.
-
Религиозное
Религия (лат.religare – связывать, соединять) особая форма мировоззрения, обусловленная верой в сверхъестественное, включая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культов действий и объединение людей в организации (церковь, умма, религиозная община).
С течением времени мифы и язычество перестали выполнять свои функции, тогда на смену пришло религиозное мировоззрение. Древнейшие религиозные верования входили в качестве элемента во многие мифы, однако самостоятельную мировоззренческую функцию религия приобрела намного позже с возникновением национально-государственных религий, в которых вероисповедная связь между людьми в некоторой степени совпадает с этническими и политическими связями. Очень наглядно мировоззренческая роль видна на примере мировых религий: буддизма (5-6 века до н.э.), христианства (1 век) и ислама (7 век).
В отличие от мифологического мировоззрения религиозное основано на отношении человека и мира (господства и подчинения), а не отношениях родства. Оно закладывает новую систему морально-нравственных ценностей, в которой Бог выступает как высшая справедливость и основа мироздания. Отношения человека и Бога строятся на основе диалога в виде молитв и проповедей.
Религиозное мировоззрение несёт в себе такие функции как:
-
Мировоззренческая. Она заключается в формировании общего представления о мире. -
Компенсаторная. Восполняет слабость человека перед природой и снимает социальное и душевное напряжение человека. -
Регулятивная. Посредством ценностных установок, нравственных норм, традиций, ритуалов и прочего оказывает влияние на отношение людей к окружающей его действительности и выступает своеобразной программой поведения в зависимости от самой религии. -
Культурная. Религия осуществляет культурную преемственность поколений, а так же объединения людей в группы и социальные институты.
В истории человечества религии представлены как мировые, национальные и религии первобытного общества. К мировым относятся такие религии как буддизм, христианство и ислам. Наиболее известными национальными религиями является конфуцианство, даосизм, иудаизм, синтоизм и т.д. Первобытные религии – тотемизм, фетишизм, анимизм и магия.
-
Философское
Так как мировоззрение зависит напрямую от окружающей действительности, оно так же развивалось и выразилось в философском мировоззрении, которое строится на основе рационального объяснения мира человеком.
Первое употребление термина «философия» (phileo - люблю, sophia - мудрость) впервые употребил Пифагор (ок. 580-500 гг. до н. э.) касательно людей, стремящихся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. В европейской культуре истолкование и закрепление данного термина связано с именем Платона. Первоначально, термин философия имело более широкое значение, то есть означал совокупность знаний, накопленных человечеством. Философия охватывала не только зачатки наук, различные наблюдения и выводы, но и раздумья людей о себе, мире, смысле и цели человеческой жизни. Философия означала появление особой духовной установки – поиска гармонии знаний о мире вместе с жизненным опытом людей, их верованиями, идеалами и надеждами.
В отличие от мифологии и религии философия представляет собой рационально-теоретическое, рефлексивное мировоззрение. Философское мировоззрение строится на доводах разума, логических доказательствах.
Философия - это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Философия является теоретическим уровнем мировоззрения, что является одной из его особенностей.
Существует несколько концепций происхождения философии.
Концепции происхождения философии
Социогенная
Философия возникает в результате развития социальных форм бытия, сложившихся в античной Греции. Демократическое устройство греческого полиса способствовало формированию свободного, творческого мышления.
Мифогенная
Философия возникает на основе мифологии путём её рационального осмысления.
Гносеогенная
Философия возникает в результате накопления и обобщения научных знаний.
Гносеногенно-мифогенная
Три источника возникновения философии: мифологическое мировоззрение, знание, обыденное сознание.
Особенностями философского мировоззрения являются:
-
Рациональность. Философия закладывает основы рационального объяснения природы и общества, обращается к разуму человека, осуществляет рациональный анализ бытия человека, обосновывая свои представления и утверждения. -
Предложение идеальных моделей построения и развития общества и человека, раскрытие смысла и возможностей научного, эстетического и нравственного освоения мира человеком. -
Формирование основных ценностных установок индивидуального сознания. Философское мировоззрение дает возможность человеку не только знать, но и утвердиться в своей жизненной позиции, следовать своим целям и идеалам. -
Философия – это мировоззрение понятийно-категориального, логико-рационального, рефлексивного уровня, что отличает ее от таких нерелигиозных форм познания, как идеологическое, художественное и практическое познание, для которых основополагающим является уровень образных, символических представлений.
«Итак, высшая цель формирования всякого метафизического мировоззрения посредством философии состоит в следующем: мыслить и созерцать абсолютно сущее, существующее посредством самого себя, причем таким образом, чтобы оно соответствовало и было вообще соразмерно найденной в «первой философии» сущностной структуре мира и реальному наличному бытию мира и случайного так-бытия, становящемуся нам доступным в сопротивлении нашему стремлению.» писал Шелер М.
Заключение
Мировоззрение – это общее понимание окружающего мира, будь то человек, общество, природа, оно так же определяет нравственную, социальную, политическую, философскую и религиозную ориентацию человека.
Мировоззрение – это способ осознания действительности и принципы жизни, определяющие деятельность человека. Постановке определенных целей способствует характер представления о мире, обобщая цели образуется жизненный план, формируются идеалы, которые предают мировоззрению действующую силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей.
Вне зависимости от типа мировоззрения, они охватывают общие вопросы, например, место и предназначение человека в мире, что такое добро или зло.
Мировоззрение имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее.
Если обобщить все вышеизложенное, то можно сказать, что исходным началом философского анализа, исследования, становятся результаты богатого и разнообразного опыта духовно-практического освоения обществом действительности (обыденного, религиозного, мифологического, художественного, научного). Исторически философия возникает как рационально-теоретический тип мировоззрения и особая форма духовного освоения реальности, в процессе которой вырабатывается целостная,- и предельно обобщенная система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними в системе логических категорий. Философские категории, законы, принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и мышление. Философия как бы сводит воедино все знания о единичном, конкретном, особенном, закономерном в обобщенно-систематизированное отражение действительности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Философия: учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – 4-е изд., переработ. и доп. М., 2008.
2 Философия : учеб. пособие / А. В. Шуталева, Н. И. Савцова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 112 с.
3 Некрасова Н.А., Некрасов С.И. МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 6. – С. 20-23.
4 Что такое философия // Введение в философию. Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. — 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.
5 Шелер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Пер. Денежкина А. В., Малинкина А. Н., Филлипова А. Ф.; Под ред. Денежкина А. В. – М .’. Издательство «Гнозис», 1994. – 490 с.
6 Радугин, А. А. Философия / А. А. Радугин. – М.: Центр, 1998 – 272 с.
7 А.А. Львов /Формирование понятия мировоззрения в немецкой классической философии / Вестник МГТУ, том 17, № 4, 2014 г. . 693-697