Файл: Информационные технологии в управлении.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ
ЛЕКЦИИ
Оглавление
1.3 Роль ИТ в развитии экономики и общества ............................................................................... 6
Базовые информационные технологии ................................................................................................. 9
Информационные процессы в управлении организацией ................................................................ 10 1.1.
Информационные системы и технологии. ........................................................................... 10 1.2. Особенности информаиионной технологии в организациях различного типа .................... 14 1.3. Информационные связи в корпоративных системах в экономике развитых стран ............ 16 1.4. Информационные технологии как инструмент формирования управленческих решений 20
Методические основы создания ИС и ИТ в управлении организацией .......................................... 25 2.1.
Объекты проектирования ИС и ИТ в управлении организацией ...................................... 25 2.2.
Система полдержки принятия решений и инженерное проектирование в управлении организацией ..................................................................................................................................... 29 2.3. Методические и организационные принципы создания ИС и ИТ в проектировании ИС .. 34 2.4. Методы и модели формирования управленческих решений ................................................. 36
Техническое и программное обеспечение ИТ и ИС управления организацией ............................. 46 4.1. Состав технического обеспечения ИТ и ИС управления организацией .............................. 46 4.2. Программные средства ИС управления организацией .......................................................... 50 4.3. Программное обеспечение АРМ .............................................................................................. 55
Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении ....................... 61 5.1. Информаиионные технологии и проиелуры обработки экономической информации ....... 61 5.2 Электронный офис ...................................................................................................................... 66 5.3. Интегрированные информационные технологии ................................................................... 69 5.4. Новые информационные технологии в управленческой деятельности................................ 70 5.5. Автоматизированные технологии формирования управленческих решений ...................... 71 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Понятие информационной технологии
В условиях «информационного общества» одним из основных элементов рабочего места любого специалиста является персональный компьютер как инструмент обработки информации. Поэтому квалификация современного выпускника в немалой степени определяется глубокими знаниями по современным информационным технологиям, умением оценить качество, полноту информации и точность работы информационных систем (ИС). В
ИС, как в любом производственном процессе, присутствует технология преобразования исходных данных в результат. ИС предназначена для хранения, поиска и выдачи информации


2 по запросам пользователей. Для использования ИС на рабочем месте её необходимо спроектировать посредством информационных технологий. Ранее процесс проектирования ИС был отделен от процесса обработки данных предметной области. Сегодня созданы информационные технологии, доступные любому пользователю и позволяющие совместить процесс проектирования отдельных элементов ИС с процессом обработки данных. Например, электронная почта, электронный офис, текстовые и табличные процессоры и т.д. Понятие
«информационная технология» (ИТ) базируется на основополагающих понятиях «информация» и «технология». Информация – совокупность закодированных сведений, необходимых для принятия решений и их реализации. Информация как общественный ресурс тоже является объектом деятельности и, следовательно, связана с соответствующими технологиями — информационными технологиями. В своем становлении любая отрасль, в том числе и информационная, проходила стадии от кустарного ремесленного производства к производству, основанному на высоких технологиях. Технология (от греч. «techne» — искусство, мастерство, умение и «logos» — знания, наука) — совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы, осуществляемых в процессе производства продукции.
Другими словами, технология определяется как система взаимосвязанных способов обработки материалов и приемов изготовления продукции в производственном процессе. Задача технологии как науки — выявление закономерностей в целях определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов. Различия технологий проявляются в том, на что направлена деятельность людей в той или иной сфере, т.е. в объектах технологий. Целью технологии в промышленном производстве является повышение качества продукции, сокращение сроков ее изготовления и снижение себестоимости.
Создание и функционирование информационных систем в управлении экономическими объектами тесно связано с развитием ИТ. Толковый словарь по информатике дает следующее определение ИТ. Информационная технология — это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, накопление, хранение, поиск, обработку, выдачу и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности. Данное определение ИТ основано на использовании нескольких понятий. Рассмотрим их. Совокупность методов и производственных процессов определяет принципы, приемы, методы и мероприятия, регламентирующие проектирование и использование программно-технических средств для обработки данных в предметной области. Технические средства включают в себя устройства: измерения, подготовки, обработки, ввода-вывода, хранения, передачи, отображения информации, а также исполнительные устройства, оргтехнику, линии связи, оборудование сетей и т.д. Ключевым элементом, как правило, входящим в состав любого устройства, является микропроцессор. Программные средства обеспечивают работоспособность ИС и включают в себя операционную систему и программные средства, обеспечивающие интерфейс между компьютером и пользователем. Они также поддерживают различные режимы работы пользователя, диалоговую и сетевую технологии. Технологический процесс обеспечивает сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации. Таким образом, компьютерную информационную технологию можно определить как совокупность методов, информационных технологических процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, распространение информации в целях снижения трудоемкости процессов использования, например, экономической информации. Информационная технология решения экономических задач включает сбор и регистрацию информации, передачу ее к месту обработки, машинное


3 кодирование данных, хранение и поиск, вычислительную обработку, тиражирование информации и т.д. Все процедуры используются экономистом для принятия решений и выработки управляющих воздействий, а также для автоматизации рутинного процесса обработки экономической информации. Информационные технологии обеспечивают переход от рутинных к промышленным методам и средствам работы с информацией в различных сферах человеческой деятельности, обеспечивая ее рациональное и эффективное использование. Анализ определений сущности ИТ позволяет сделать вывод, что в современных условиях они становятся эффективным инструментом совершенствования управления предприятием, особенно в таких областях управленческой деятельности, как стратегическое управление, управление качеством продукции и услуг, маркетинг, делопроизводство, управление персоналом и организационная культура. Основная цель ИТ — обеспечивать эффективное использование информационных ресурсов в следующих случаях: ─ при разработке стратегических планов развития организаций; ─ изучении влияния инвестиционно- инновационной деятельности; ─ для обеспечения конкурентоспособности подразделений предприятия на основе учета мнения клиентов, состояния конкурентов; ─ осуществления поддержки принятия управленческих решений. Развитие ИТ во всем мире объясняется возросшей интенсивностью информационных потоков вследствие расширения процессов глобализации мировой экономики и становления информационного пространства.
Управленческая деятельность нуждается в информационном обеспечении, так как обработка информации для принятия управленческих решений и выработки управляющих воздействий занимает достаточно много времени.
1.2 Эволюция информационных технологий, этапы их развития
В развитии технологии выделяют два принципиально разных этапа: один характеризуется непрерывным совершенствованием установившейся базисной технологии и достижением верхнего предельного уровня, когда дальнейшее улучшение является неоправданным из-за больших экономических вложений; другой отличается отказом от существующей технологии и переходом к принципиально иной, развивающейся по законам первого этапа. Эволюция информационных технологий наиболее ярко прослеживается на процессах хранения, транспортирования и обработки информации. В управлении данными, объединяющем задачи их получения, хранения, обработки, анализа и визуализации, выделяют шесть временных фаз
(поколений), которые представлены на рис. 1.1. Вначале данные обрабатывали вручную. На следующем шаге использовали оборудование с перфокартами и электромеханические машины для сортировки и табулирования миллионов записей. В третьей фазе данные хранились на магнитных лентах и сохраняемые программы выполняли пакетную обработку последовательных файлов. Четвертая фаза связана с введением понятия схемы базы данных и оперативного навигационного доступа к ним. В пятой фазе был обеспечен автоматический доступ к реляционным базам данных и была внедрена распределенная и клиент-серверная обработка.
Настоящее время — это начало шестого поколения систем, которые хранят более разнообразные типы данных (документы, графические, звуковые и видеообразы). Системы шестого поколения представляют собой базовые средства хранения для появляющихся приложений Интернета.


4
В нулевом поколении (4000 г. до н.э. — 1900 г.) в течение шести тысяч лет наблюдалась эволюция от глиняных таблиц к папирусу, затем к пергаменту и, наконец, к бумаге. Имелось много новшеств в представлении данных: фонетические алфавиты, сочинения, книги, библиотеки, бумажные и печатные издания. Это были большие достижения, но обработка информации в эту эпоху осуществлялась вручную. Появление книгопечатания (1445 г. – Иоганн
Гуттенберг изобрел печатный станок) произвело первую информационную революцию, которая длилась примерно 500 лет до середины XX века. Знания стали тиражироваться, они могли уже влиять на производство. Появились станки, фотография, телеграф, радио. Инструментом для обработки экономической информации служили перо, чернильница и бухгалтерская книга.
Связь осуществлялась путем направления писем (депеш). Первое поколение (1900—1955 гг.) связано с технологией перфокарт, когда запись данных представлялась на них в виде двоичных структур. Процветание компании IBM в период 1915—1960 гг. связано с производством электромеханического оборудования для записи данных на карты, сортировки и составления таблиц. Громоздкость оборудования, необходимость хранения громадного количества перфокарт предопределили появление новой технологии, которая должна была вытеснить электромеханические компьютеры. Второе поколение (программируемое оборудование обработки записей, 1955—1980 гг.) связано с появлением технологии магнитных лент, каждая из которых могла хранить информацию десяти тысяч перфокарт. Для обработки информации были разработаны электронные компьютеры с хранимыми программами, которые могли обрабатывать сотни записей в секунду. Ключевым моментом этой новой технологии было программное обеспечение, с помощью которого сравнительно легко можно было программировать и использовать компьютеры. Третье поколение (оперативные базы данных,
1965—1980 гг.) связано с внедрением оперативного доступа к данным в интерактивном режиме, основанном на использовании систем баз данных с оперативными транзакциями.
Технические средства для подключения к компьютеру интерактивных компьютерных терминалов прошли путь развития от телетайпов к простым алфавитно-цифровым дисплеям и, наконец, к сегодняшним интеллектуальным терминалам, основанным на технологии персональных компьютеров. Оперативные базы данных хранились на магнитных дисках или барабанах, которые обеспечивали доступ к любому элементу данных за доли секунды. Простые индексно-последовательные организации записей быстро развились в более мощную модель, ориентированную на наборы. Модели данных прошли эволюционный путь развития от иерархических и сетевых к реляционным. К 1980 г. сетевые (и иерархические) модели данных, ориентированные на наборы записей, стали очень популярны. Однако навигационный программный интерфейс был низкого уровня, что послужило толчком к дальнейшему совершенствованию информационных технологий. Появление персонального компьютера произвело вторую информационную революцию. Стали возможными персональные


5 вычисления — режим работы специалиста в предметной области непосредственно с персональным компьютером на своем рабочем месте. Информация становится ресурсом наравне с материалами, энергией и капиталом. Появилась новая экономическая категория — национальные информационные ресурсы. В помощь экономистам разрабатываются технологии автоматизированной обработки экономической информации (ТАОЭИ). Четвертое поколение
(реляционные базы данных: архитектура «клиент-сервер», 1980—1995 гг.) явилось альтернативой низкоуровневому интерфейсу. Идея реляционной модели состоит в единообразном представлении сущности и связи. Реляционная модель данных обладает унифицированным языком для определения данных, навигации по данным и манипулирования данными. Работы в этом направлении породили язык, названный SQL, принятый в качестве стандарта. Сегодня почти все системы баз данных обеспечивают интерфейс SQL. Кроме того, во всех системах поддерживаются собственные расширения, выходящие за рамки этого стандарта. Кроме повышения продуктивности и простоты использования, реляционная модель обладает преимуществами. Она оказалась хорошо пригодной к использованию в архитектуре
«клиент-сервер», параллельной обработке и графических пользовательских интерфейсах.
Приложение «клиент-сервер» разбивается на две части. Клиентская часть отвечает за поддержку ввода и представление выходных данных для пользователя или клиентского устройства. Сервер отвечает за хранение базы данных, обработку клиентских запросов к базе данных, возврат клиенту общего ответа. Реляционный интерфейс особенно удобен для использования в архитектуре «клиент-сервер», поскольку приводит к обмену высокоуровневыми запросами и ответами. Высокоуровневый интерфейс SQL минимизирует коммуникации между клиентом и сервером. Сегодня многие клиент-серверные средства строятся на основе протокола Open Database Connectivity (ODBC), который обеспечивает для клиента стандартный механизм запросов высокого уровня к серверу. Архитектура «клиент- сервер» продолжает развиваться. В частности, такие процедурные языки, как BASIC и Java, были добавлены к серверам, чтобы клиенты могли вызывать прикладные процедуры, выполняемые на них. Параллельная обработка баз данных была преимуществом реляционной модели. Отношения являются однородными множествами записей. Реляционная модель включает набор операций, замкнутых по композиции: каждая операция получает отношения на входе и производит отношение как результат. Поэтому реляционные операции естественным образом предоставляют возможности конвейерного параллелизма путем направления вывода одной операции на вход следующей. Реляционные данные также хорошо приспособлены к графическим пользовательским интерфейсам (GUI). Пользователи легко могут создавать отношения в виде электронных таблиц и визуально манипулировать ими. Между тем файловые системы и системы, ориентированные на наборы, оставались «рабочими лошадками» многих корпораций. С годами эти корпорации построили громадные приложения и не могли легко перейти к использованию реляционных систем. Реляционные системы стали ключевым средством для новых клиент-серверных приложений. Информация становится стратегическим ресурсом. Внедряются дистанционное обучение, автоматизированные офисы, всемирные каталоги изделий, проектируются геоинформационные системы по управлению природными богатствами, экологией, информационной политикой правительств. Создается виртуальная реальность, позволяющая моделировать сложные процессы и системы. Происходит информатизация общества — совокупность взаимосвязанных политических, социально- экономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации, кроме законодательно секретных.
Информатизация предполагает широкое использование информационных технологий во всех сферах деятельности. В экономической сфере внедряются эконо-мические информационные системы (ЭИС). Формируются базы данных по всем интересующим человека вопросам,