ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6 включая быт, игры, образование. Если в индустриальном обществе стратегическим ресурсом является капитал, то в информационном обществе — информация, знание, творчество.
Денежный капитал уступает место информационному, идет борьба за контроль над значительной частью мировых потоков информации. Стратегическим ресурсом становится творческий потенциал людей, занятых в производственном процессе. Пятое поколение
(мультимедийные базы данных, с 1995 г.) связано с переходом от традиционных, хранящих числа и символы к объектнореляционным, содержащим данные со сложным поведением.
Например, географам следует иметь возможность реализации карт, специалистам в области текстов имеет смысл реализовывать индексацию и выборку текстов, специалистам по графическим образам стоило бы реализовать библиотеки типов для работы с образами.
Конкретным примером может служить распространенный объективный тип временных рядов.
Вместо встраивания этого объекта в систему баз рекомендуется реализация соответствующего типа в виде библиотеки классов с методами для создания, обновления и удаления временных рядов. Подводя итог, следует отметить, что базы данных призваны хранить не только числа и текст. Они используются для хранения многих видов объектов и связей между этими объектами, например, в World Wide Web. Быстрое развитие технологий хранения информации, коммуникаций и обработки позволяет переместить всю информацию в киберпространство.
Программное обеспечение для определения, поиска и визуализации оперативно доступной информации — ключ к созданию и доступу к такой информации. В настоящее время происходит еще один революционный шаг в развитии информационных технологий, который, несомненно, окажет влияние на нашу культуру и организационные структуры. Речь идет о переходе к обработке символьной информации, о разработке искусственного интеллекта и процессов искусственного мышления. Развитие этих направлений позволит максимально приблизить искусственные процессы обработки информации к человеческим и внедрить искусственный интеллект в ранге полноправного партнера в процесс обработки информации.
Основные задачи, которые необходимо решить: определение моделей данных для их новых типов (например, пространственных, темпоральных, графических) и их интеграция с традиционными системами баз данных; масштабирование баз данных по размеру (до петабайт), пространственному размещению (распределенные) и многообразию (неоднородные); автоматическое обнаружение тенденций данных, структур и аномалий (поиск, анализ данных); интеграция (комбинирование) данных из нескольких источников; создание сценариев и управление потоком работ (процессом) и данными в организациях; автоматизация проектирования и администрирования базами данных.
1.3 Роль ИТ в развитии экономики и общества
ИТ в экономике. Информационные технологии (в своем современном состоянии) и экономика тесно связаны и оказывают мощное взаимное влияние друг на друга. Прежде всего, информационные технологии в том виде, в котором они существуют сейчас, сформировались благодаря тому, что представители сфер бизнеса и управления поняли, что информация и информационные технологии являются мощным ресурсом для развития. Благодаря такой востребованности, ИТ в последнее десятилетие стали одной из самых быстроразвивающихся отраслей, обогнавшей по темпам развития даже космические технологии. С периодичностью в несколько месяцев происходит значительный шаг вперед и связанная с этим полная смена стандартов. В то же время ИТ и их развитие, в свою очередь, оказывают влияние на развитие современной экономики. Рассмотрим, как изменилась сама структура бизнеса под воздействием революции в технологиях. Как уже отмечалось, информация вышла на лидирующие позиции в списке жизненно необходимых и важных составляющих экономики. После массового распространения компьютеров, обеспечившего мощный потенциал для развития ИТ, возникли
7 целые отрасли, занимающиеся сбором, обработкой и продажей информации (аналитические и консалтинговые организации, электронные биржи, рекламные агентства и т.д.). Стоит отметить, что наиболее развитыми странами считаются страны, имеющие высокую степень информационного развития. Возможности, предоставляемые современными ИТ, способствовали повышению динамичности экономики, повышению скорости оборота капитала на рынке. Повышение скорости выполнения операций (заключения сделок, исполнения заказов, перевода денег и т.д.) способствовало интенсификации и развитию экономики.
Появление персональных компьютеров и связанный с этим кризис концепции больших ЭВМ повлекли за собой революционные изменения в бизнесе и технологии управления. Связанное с этими событиями приближение обработки информации к пользователю явилось одним из факторов, повлекших революцию в структуре управления организациями. При старом административном стиле строилась иерархическая пирамида управления, с руководителем на вершине и исполнителями в основании. При таком стиле управления вся ответственность и права на принятие решений концентрировались на вершине пирамиды, что вело к разрастанию бюрократии и негибкости структуры в целом, отсутствию инициативы у исполнителей.
Следствием такой схемы построения управления являлось снижение качества работы организации по мере увеличения её размеров. Повышение темпов развития экономики, усиление конкурентной борьбы, связанное с развитием ИТ, заставило искать новые структуры управления. Эти теории получили название TQM (Total Quality Management) и BPR (Business
Process Reengineering). Под влиянием этих теорий произошли децентрализация управления и разукрупнение организаций, повлекшие смещение права управления и ответственности за процесс на нижние уровни. Такой способ построения организации обеспечивает гибкость и необходимую динамичность управления вне зависимости от размера организации. В дальнейшем, благодаря развитию ИТ (телекоммуникации и Internet), произошло ещё большее приближение производственного процесса к конкретному человеку. Появились такие понятия, как «офис на дому» и «работа в режиме 365 дней в году по 24 часа в сутки». Многие предприятия по производству программного обеспечения не встречаются лично с разработчиками, участвующими в проектах. Важным аспектом влияния ИТ на экономику явилось широкое распространение понятия «интеллектуальная собственность» и возрастание её роли в экономических процессах. Необходимо отметить, что значительную долю оборота средств в области ИТ занимает именно продажа интеллектуальной собственности (лицензии и т.д.). «Виртуализация» многих понятий нашей жизни коснулась и сфер экономики. В среде
Internet нашли новое развитие такие области, как реклама и маркетинг, продажа товаров
(Internet-каталоги и Internet-магазины), а также перевод денег (Internet-банки и платежные системы). В целом можно отметить, что ИТ и экономика развиваются в тесной взаимосвязи.
Целью этого курса является создание ясного представления о возможностях применения ИТ в экономике и перспективах развития экономики с использованием ИТ. Применение ИТ в экономике позволило представить в формализованном виде, пригодном для практического использования, концентрированное выражение научных знаний и практического опыта для реализации и организации всех процессов, происходящих в экономике. При этом происходит экономия затрат труда, времени, энергии, материальных ресурсов, необходимых при решении управленческих задач. Поэтому ИТ играют уже стратегическую роль, которая быстро возрастает. В настоящее время новую экономику России называют информационной, коммуникационной, Интернет-экономикой, для ведения бизнеса необходимо обязательное применение информационных технологий, компьютерных сетей, цифровой связи, современных коммуникаций как базовых средств, без которых невозможно достижение предприятием конкурентного преимущества. Таким образом, основной целью российских предприятий должно стать создание, защита и поддержание своей информационной инфраструктуры на
8 современном уровне. Таким образом, основная роль ИТ в развитии экономики — обеспечивать эффективное использование информационных ресурсов: 1) при разработке стратегических планов развития организаций; 2) в процессе изучения влияния инвестиционно-инновационной деятельности; 3) для обеспечения конкурентоспособности подразделений предприятия на основе учета мнения клиентов, состояния конкурентов; 4) для осуществления поддержки принятия управленческих решений. Развитие ИТ в обществе и во всем мире объясняется возросшей интенсивностью информационных потоков вследствие развития процессов глобализации мировой экономики и становления информационного пространства.
Управленческая деятельность нуждается в информационном обеспечении, так как обработка информации для принятия управленческих решений и выработки управляющих воздействий занимает достаточно много времени. Сегодня информационные технологии могут внести решающий вклад в укрепление взаимосвязи между ростом производительности труда, объемами производства, инвестиций и занятости. Новые виды услуг, распространяющиеся по сетям, в состоянии создать немало рабочих мест, что подтверждает практика последних лет. В основе управления современными предприятиями лежит концепция маркетинга взаимодействия, т.е. совершается переход от концепции управления XX в. «продаем то, что производим» к концепции XXI в. «производим то, что продаем», то, что пользуется спросом.
ИТ в обществе. Технологии обработки информации претерпели два важных перелома в развитии и восприятии их обществом. Появление компьютеров вызвало поистине революционные изменения в технологиях обработки информации. Возможности, предоставляемые вычислительной техникой, позволили выйти на новый уровень использования информации и, в конечном счете, сделали информационные технологии и информацию важнейшим ресурсом жизнедеятельности в обществе. Совершенствование системы управления предприятия в условиях информационной экономики происходит на основе информационных технологий. Достижение целей организации осуществляется на основе информированности менеджеров организации о продвижении продукции и услуг на рынок, конкуренции, новых технологиях в условиях изменяющейся рыночной ситуации. Быстрое изменение параметров современной внешней среды приводит к увеличению объемов и скорости распространения информации, поэтому для успешного ведения бизнеса необходимо сокращать время принятия решений, что неизбежно приводит к увеличению скорости передачи и переработки информации на базе применения новых информационных технологий. Анализ тенденций и закономерностей развития информационных процессов в сфере бизнеса подтверждает вывод о высоких темпах информатизации как процессов управления, так и процессов производства товаров и услуг.
9
Базовые информационные технологии
Новые информационные технологии в управленческой деятельности
Доминирующие тенденции развития информационных технологий ориентированы на многопрофильность и структурную сложность управляемых предприятий. Для эффективной и конкурентоспособной деятельности требуется информационно связать и объединить все подразделения на качественно новом управленческом уровне. Сделать это позволяют новые, современные информационные технологии. Рассмотрим наиболее известные из них.
Видеотехнология — это технология использования изображений. Такой технологии может предшествовать визуализация, т. е. представление данных в виде изображений. Быстрый рост объемов обработки данных требует поиска новых способов представления полученной информации. Организация видеоконференций связана с технологией проведения совещания между удаленными пользователями на базе использования их движущихся изображений.
Технические средства при этом работают в реальном времени. Мультимедиатехнология
(мультисреда) основана на комплексном представлении данных любого типа. Такая технология обеспечивает совместную обработку символов, текста, таблиц, графиков, изображений, документов, звука, речи, что создает мультисреду. Изображение может быть вьщано на экран с текстовым и звуковым сопровождением. Использование мультимедиатехнологии особенно эффективно в обучающих системах. Это связано с тем, что при активной работе в мультисреде пользователь запоминает 75% воспринимаемой информации. В то время как из услышанной информации запоминается лишь 25%. Нейрокомпьютерные технологии используют взаимодействующие друг с другом специальные нейрокомпоненты на базе микропроцессоров.
Такой подход основан на моделировании поведения нервных клеток (нейронов).
Нейротехнология применяется в создании искусственного интеллекта для решения сложных задач: распознавание образов, управление кредитными рисками, прогноз фондовых ситуаций, определение стоимости недвижимости с учетом качества зданий, их состояния, окружающей обстановки и среды, автоматическое распознавание чеков и др. Компонентами нейротехнологий являются нейронные компьютеры и процессоры, а также нейронные сети, как класс алгоритмов, обеспечивающих решение сложных задач. Нейросети обладают способностью самообучения, имеют высокое быстродействие, так как обработка информации в них осуществляется многими компонентами, функционирующими параллельно. Обьеютю- сриентироваюшя техиадогия основана на выявлении и установлении взаимодействия множества обьектов и используется при создании компьютерных систем на стадии проектирования и программирования. В качестве объектов в ней выступают пользователи, программы, клиенты, документы, файлы, таблицы, базы данных и тд. Такие подходы характерны тем, что в них используются процедуры и данные, которые заменялся понятием
«обьект»*. Объект — это предмет, событие, явление, который выполняет определенные функции и является источником или потребителем информации. На этой основе, например, построена технология связи и компоновки обьектов (OLE), разработанная фирмой Microsoft.
Использование объектно-ориентированных технологий позволяет иметь более эффективные решения в системах управления. Технология управления знаниями позволяет создать не просто автоматизированную систему с единым информационным пространством, а среду, в которой знания одного работника становились бы достоянием всех. Такой вариант необходим при решении особенно сложных комплексных задач в процессе подготовки и принятия решений в специально созданной технологической среде. Управление знаниями осуществляется с использованием базы знаний, которая является организованной совокутшостью, по какой-либо предметной области. Базы знаний применяются при решении задач искусственного интеллекта, например, в экспертных системах. База знаний включает набор данных, знаний (их моделей),
10 правил логического выюда для работы со знаниями. Интернет-технология основана на объединении информационных сетей в глобальную информационную структуру. Иными словами, Интернет — это глобальная международная ассоциация информационных сетей, которая имеет информационные центры, обслуживающие пользователей: они предоставляют документацию, распространяют программы, тексты книг, иллюстрации, коммуникационный сервис, электронную почту, службу новостей, передают файлы и т.д. Технология Интернет используется в образовательных, научных целях, в бизнесе. Через Интернет многочисленные фирмы предоставляют разнообразные виды сервиса: свои базы данных и базы знаний, рекламу продукции и услуг, консультации и другие виды помощи.
Развитие информационных технологий все более направлено в область интеллектуальных, наукоемких проблем. Визуализация данных, обработка изображений, создание виртуального пространства позволяет человеку погрузиться в образную среду решения сложных задач, приблизиться к поставленным целям на качественно новом уровне, облегчить подготовку и принятие управленческих решений.
Информационные процессы в управлении организацией