Файл: Введение в дисциплину Основы профессиональной коммуникации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, но в отношении других склонны считать, что те сами виноваты и несут ответственность за свое поведение.
К факторам, влияющим на общение, относятся следующие.
1. Индивидуально-психологические особенности (темперамент, пол, возраст, мотивация, способности, характер).
2. Профессиональные особенности.
3. Ситуационные факторы (настроение, физиологическое состояние).
Внутренние коммуникации представляют собой сложный и всепроникающий процесс, охватывающий все уровни и подуровни организации.
Иерархическая структура организации приводит к перемещению информации с уровня на уровень в рамках межуровневых вертикальных коммуникаций. Вертикальные коммуникации могут осуществляться как по нисходящей – с высших управленческих уровней на низовые, так и по восходящей – с низовых уровней на высшие. Путём коммуникаций по нисходящей подчинённым уровням управления сообщается о текущих и конкретных задачах, предстоящих изменениях в производстве и т.д.
Примером обмена информацией по вертикали могут служить коммуникации между руководителем и подчиненным. Суть этих коммуникаций довольно разноплановая: выяснение задач, обсуждение проблем эффективности работы, сбор информации, оповещение подчинённых о чём-либо, получение сведений об усовершенствованиях и предложениях, благодарности и вознаграждения. Коммуникации с рабочей группой в целом позволяют руководителю повысить эффективность действия группы. Поскольку в обмене участвуют все члены группы, каждый имеет возможность высказать своё мнение, что в конечном итоге позволяет прийти к оптимальному решению.
В силу разнообразия стоящих перед организацией задач она нуждается не только в вертикальных, но и в горизонтальных коммуникациях. Организация состоит из ряда подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации их действий (обмен информацией, повышение эффективности деятельности, формирование равноправных отношений между работниками разных отделений, сохранении нормального психологического климата в них и организации в целом).
Кроме того, коммуникативные средства различаются по степени обобщенности передаваемой информации (смысловой, оценочной). Это неотъемлемая характеристика, влияющая на их выбор в конкретной коммуникативной ситуации.
По субъектам коммуникации и типу отношений между ними принято выделять следующие её виды:
1. Межличностная коммуникация
− вид личностно-ориентированного общения, связанный с обменом сообщениями и их интерпретацией двумя или более индивидами, вступившими в определённые отношения между собой; вид коммуникации в ситуации межличностных взаимодействий и/или отношений.
2. Межгрупповая коммуникация − вид взаимодействия людей, детерминируемый их принадлежностью к различным социальным группам и категориям населения, независимый от их межличностных связей и индивидуальных предпочтений.
3. Публичная коммуникация − вид институционального (статусно-ориентированного) общения с публикой (значительным числом слушателей); сообщение в такой коммуникации затрагивает общественные интересы и приобретает публичный характер.
4. Массовая коммуникация − процесс систематического распространения информации, носящий институциональных характер, а также передача специально подготовленных сообщений с помощью различных технических средств на численно большие, анонимные, рассредоточенные аудитории; является регулятором динамических процессов общественного сознания, интегратором массовых настроений, а также мощным средством воздействия на индивидуальность и группы.
Виды коммуникаций: по способу установления и поддержания контакта коммуникации подразделяются на непосредственные (прямые), опосредованные (дистанционные); по инициативности коммуникаторов коммуникации делятся на активные и пассивные; по степени организованности коммуникации подразделяются на случайные и организованные; в зависимости от используемых знаковых систем коммуникации подразделяются на вербальные и невербальные.
Формы коммуникаций: относят дискуссии, беседы, совещания, заседания, переговоры, брифинги, пресс-конференции, презентации, прием по личным вопросам, телефонные разговоры, деловую переписку и др.
Сферы коммуникаций объединяются понятием специализированной коммуникации.
Непосредственное общение происходит при непосредственном контакте участников общения. Для эффективного общения в данном случае необходимы оперативные навыки, умение корректировать процесс общения в зависимости от поведения собеседника.
Опосредованное общение осуществляется через средства массовой информации, произведения искусства и т.п. Сложность этого вида общения заключается в отсутствии обратной связи, невозможности корректировать процесс общения.
Формальное общение обусловлено социальными ролями.
Целью неформального общения является психологический контакт, большую роль здесь играют личностные отношения, которые в норме не имеют четких границ.
При вербальном, речевом, общении смысл слов имеет решающее значение.
Невербальное общение осуществляется с помощью мимики, жестов.
Психологи выделяют три основных типа общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.
Императивное общение называют также авторитарным или директивным. Оно характеризуется тем, что один из партнеров по общению стремится подчинить себе другого, стремится контролировать его поведение и мысли, принуждает к определенным действиям. Особенность авторитарного воздействия заключается в том, что конечная цель общения – принуждение партнера к чему-либо – не скрывается. В качестве средств императивного общения используются приказы, указания, предписания, требования, угрозы и пр.
Манипулятивное общение сходно с императивным. Его цель – оказать воздействие на партнера по общению. Однако, здесь достижение собственных намерений осуществляется скрыто. Как и императив, манипуляция стремится добиться контроля над поведением и мыслями другого человека.
Диалогическое общение противоположно авторитарному и манипулятивному типам общения, так как основано на равноправии партнеров. Диалогическое общение возникает лишь в случае соблюдения следующих правил взаимоотношений:
1. Психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние (следование принципу «здесь и теперь»).
2. Полное доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип «доверительности»).
3. Восприятие собеседника как равного, имеющего право на собственные мнения и решения («принцип паритетности»).
4. Направленность общения на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип «проблематизации»).
5. Обращение к собеседнику от своего имени (без ссылки на чужое мнение), выражение своих истинных чувств и желаний (принцип «персонифицирования общения»).
По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить пять основных функций общения:
1. Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
2. Формирующая функция
общения проявляется в процессе развития человека и становления его как личности. В ходе развития внешние формы общения ребенка и взрослого постепенно переходят во внутренние формы. Благодаря этому, взрослея, человек может мысленно представить себе предстоящий разговор и выстроить его так, как ему нужно.
3. Функция подтверждения проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми человек может познать, понять и утвердить себя в собственных глазах. Желая убедиться в признании своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях.
Известно, что повседневный опыт человеческого общения невозможен без знаков подтверждения, к которым можно отнести знакомства, приветствия, именования, в целом, различные проявления внимания. Указанные действия направлены на поддержание у человека «минимума подтвержденности», а значит, и хорошего самочувствия.
4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Общение для любого человека неизменно связано с оцениванием других людей (оцениванием другими людьми) и установлением определенных эмоциональных отношений – либо положительных, либо отрицательных. Даже один и тот же человек может вызывать в разных ситуациях различное отношение к себе.
5. Внутриличностная функция общения. Является одной из самых важных. Благодаря диалогу с самим собой человек принимает определенные решения, совершает значимые поступки.
Коммуникации в системе здравоохранения
Коммуникация в сфере здравоохранения предназначена для:
− информирования населения по вопросам здоровья;
− обучения практическим навыкам ведения здорового образа жизни;
− стратегического планирования в сфере здравоохранения;
− осуществления социального партнёрства ‒ организация взаимодействий с заинтересованными сторонами;
− формирования и поддержки мотивации субъектов в осуществлении процесса коммуникации по вопросам здоровья;
К факторам, влияющим на общение, относятся следующие.
1. Индивидуально-психологические особенности (темперамент, пол, возраст, мотивация, способности, характер).
2. Профессиональные особенности.
3. Ситуационные факторы (настроение, физиологическое состояние).
Формы и виды общения. Коммуникации в здравоохранении
Внутренние коммуникации представляют собой сложный и всепроникающий процесс, охватывающий все уровни и подуровни организации.
Иерархическая структура организации приводит к перемещению информации с уровня на уровень в рамках межуровневых вертикальных коммуникаций. Вертикальные коммуникации могут осуществляться как по нисходящей – с высших управленческих уровней на низовые, так и по восходящей – с низовых уровней на высшие. Путём коммуникаций по нисходящей подчинённым уровням управления сообщается о текущих и конкретных задачах, предстоящих изменениях в производстве и т.д.
Примером обмена информацией по вертикали могут служить коммуникации между руководителем и подчиненным. Суть этих коммуникаций довольно разноплановая: выяснение задач, обсуждение проблем эффективности работы, сбор информации, оповещение подчинённых о чём-либо, получение сведений об усовершенствованиях и предложениях, благодарности и вознаграждения. Коммуникации с рабочей группой в целом позволяют руководителю повысить эффективность действия группы. Поскольку в обмене участвуют все члены группы, каждый имеет возможность высказать своё мнение, что в конечном итоге позволяет прийти к оптимальному решению.
В силу разнообразия стоящих перед организацией задач она нуждается не только в вертикальных, но и в горизонтальных коммуникациях. Организация состоит из ряда подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации их действий (обмен информацией, повышение эффективности деятельности, формирование равноправных отношений между работниками разных отделений, сохранении нормального психологического климата в них и организации в целом).
Кроме того, коммуникативные средства различаются по степени обобщенности передаваемой информации (смысловой, оценочной). Это неотъемлемая характеристика, влияющая на их выбор в конкретной коммуникативной ситуации.
По субъектам коммуникации и типу отношений между ними принято выделять следующие её виды:
1. Межличностная коммуникация
− вид личностно-ориентированного общения, связанный с обменом сообщениями и их интерпретацией двумя или более индивидами, вступившими в определённые отношения между собой; вид коммуникации в ситуации межличностных взаимодействий и/или отношений.
2. Межгрупповая коммуникация − вид взаимодействия людей, детерминируемый их принадлежностью к различным социальным группам и категориям населения, независимый от их межличностных связей и индивидуальных предпочтений.
3. Публичная коммуникация − вид институционального (статусно-ориентированного) общения с публикой (значительным числом слушателей); сообщение в такой коммуникации затрагивает общественные интересы и приобретает публичный характер.
4. Массовая коммуникация − процесс систематического распространения информации, носящий институциональных характер, а также передача специально подготовленных сообщений с помощью различных технических средств на численно большие, анонимные, рассредоточенные аудитории; является регулятором динамических процессов общественного сознания, интегратором массовых настроений, а также мощным средством воздействия на индивидуальность и группы.
Виды коммуникаций: по способу установления и поддержания контакта коммуникации подразделяются на непосредственные (прямые), опосредованные (дистанционные); по инициативности коммуникаторов коммуникации делятся на активные и пассивные; по степени организованности коммуникации подразделяются на случайные и организованные; в зависимости от используемых знаковых систем коммуникации подразделяются на вербальные и невербальные.
Формы коммуникаций: относят дискуссии, беседы, совещания, заседания, переговоры, брифинги, пресс-конференции, презентации, прием по личным вопросам, телефонные разговоры, деловую переписку и др.
Сферы коммуникаций объединяются понятием специализированной коммуникации.
Непосредственное общение происходит при непосредственном контакте участников общения. Для эффективного общения в данном случае необходимы оперативные навыки, умение корректировать процесс общения в зависимости от поведения собеседника.
Опосредованное общение осуществляется через средства массовой информации, произведения искусства и т.п. Сложность этого вида общения заключается в отсутствии обратной связи, невозможности корректировать процесс общения.
Формальное общение обусловлено социальными ролями.
Целью неформального общения является психологический контакт, большую роль здесь играют личностные отношения, которые в норме не имеют четких границ.
При вербальном, речевом, общении смысл слов имеет решающее значение.
Невербальное общение осуществляется с помощью мимики, жестов.
Психологи выделяют три основных типа общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.
Императивное общение называют также авторитарным или директивным. Оно характеризуется тем, что один из партнеров по общению стремится подчинить себе другого, стремится контролировать его поведение и мысли, принуждает к определенным действиям. Особенность авторитарного воздействия заключается в том, что конечная цель общения – принуждение партнера к чему-либо – не скрывается. В качестве средств императивного общения используются приказы, указания, предписания, требования, угрозы и пр.
Манипулятивное общение сходно с императивным. Его цель – оказать воздействие на партнера по общению. Однако, здесь достижение собственных намерений осуществляется скрыто. Как и императив, манипуляция стремится добиться контроля над поведением и мыслями другого человека.
Диалогическое общение противоположно авторитарному и манипулятивному типам общения, так как основано на равноправии партнеров. Диалогическое общение возникает лишь в случае соблюдения следующих правил взаимоотношений:
1. Психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние (следование принципу «здесь и теперь»).
2. Полное доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип «доверительности»).
3. Восприятие собеседника как равного, имеющего право на собственные мнения и решения («принцип паритетности»).
4. Направленность общения на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип «проблематизации»).
5. Обращение к собеседнику от своего имени (без ссылки на чужое мнение), выражение своих истинных чувств и желаний (принцип «персонифицирования общения»).
По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить пять основных функций общения:
1. Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
2. Формирующая функция
общения проявляется в процессе развития человека и становления его как личности. В ходе развития внешние формы общения ребенка и взрослого постепенно переходят во внутренние формы. Благодаря этому, взрослея, человек может мысленно представить себе предстоящий разговор и выстроить его так, как ему нужно.
3. Функция подтверждения проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми человек может познать, понять и утвердить себя в собственных глазах. Желая убедиться в признании своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях.
Известно, что повседневный опыт человеческого общения невозможен без знаков подтверждения, к которым можно отнести знакомства, приветствия, именования, в целом, различные проявления внимания. Указанные действия направлены на поддержание у человека «минимума подтвержденности», а значит, и хорошего самочувствия.
4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Общение для любого человека неизменно связано с оцениванием других людей (оцениванием другими людьми) и установлением определенных эмоциональных отношений – либо положительных, либо отрицательных. Даже один и тот же человек может вызывать в разных ситуациях различное отношение к себе.
5. Внутриличностная функция общения. Является одной из самых важных. Благодаря диалогу с самим собой человек принимает определенные решения, совершает значимые поступки.
Коммуникации в системе здравоохранения
Коммуникация в сфере здравоохранения предназначена для:
− информирования населения по вопросам здоровья;
− обучения практическим навыкам ведения здорового образа жизни;
− стратегического планирования в сфере здравоохранения;
− осуществления социального партнёрства ‒ организация взаимодействий с заинтересованными сторонами;
− формирования и поддержки мотивации субъектов в осуществлении процесса коммуникации по вопросам здоровья;