Файл: Введение в дисциплину Основы профессиональной коммуникации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Правила внутренней культуры включают в себя добросовестное отношение к труду, соблюдение дисциплины, дружелюбие и чувство коллегиальности, взаимоподдержку и взаимную требовательность и т.д. Требования и правила внешней и внутренней культуры − это слагаемые медицинского этикета. Соблюдение общих правил этикета не только полезно для каждого коллектива, но и украшает его. В процессе своей работы врач постоянно контактирует с коллегами − со своими старшими и младшими товарищами, специалистами других профилей, врачами параклинических служб (рентгенологами, эндоскопистами, клиническими лаборантами, иммунологами, физиотерапевтами и др.), а также с провизорами, средним и младшим медицинским персоналом. В связи с этим во врачебной профессии особую роль приобретает налаживание правильных взаимоотношений между медицинскими работниками, преемственность и слаженность в работе всех звеньев медицинской службы, от которых зависит своевременность и качество оказания медицинской помощи.

Принципы устройства коллектива.

Выделяют формальную и неформальную структуру организации. Формальная прописывается внутренним распорядком организации. В ней выделяют административный персонал (заведующий, главный врач, заместитель главного врача), основной рабочий персонал (врач, медицинские сестры) и обслуживающий персонал. Формальная структура подразумевает строгую иерархию подчинения вышестоящим по должности или званию работникам. Например, во время дежурства младшая медсестра подчиняются дежурной медсестре, дежурная медсестра – дежурному врачу, врач – дежурному администратору.

Неформальная структура организации формируется вследствие личного стремления членов организации к тем или иным контактам в рабочей среде на основе действительных функций, выполняемых каждым работником, и представляет собой сеть фактически сложившихся отношений между членами данной группы. Эта структура возникает и развивается спонтанно по мере того, как ее члены взаимодействуют друг с другом. Люди вступают в неофициальные отношения, чтобы удовлетворить потребность в общении, в привязанности, дружбе, в той или иной информации (профессиональной). Иногда неофициальные контакты устанавливаются из эгоистических побуждений.


Психологическая структура внутренних коммуникаций. Среди неформальных коммуникационных Сетей можно выделить психологическую структуру. Она характеризует роли участников коммуникационного процесса. Правильный, психологически аргументированный подбор исполнителей ролей является важным фактор обеспечивающим необходимые потоки информации.

Американские ученые, изучая различные варианты коммуника­тивных моделей, выделили четыре типа «коммуникаторов» в орга­низации:

·       «сторож» — работник, контролирующий прохождение информа­ции к другим работникам. Чаще всего эту роль играют секрета­ри, операторы телефонных станций, диспетчеры и т.д.;

·       «лидер мнений» — работник, оказывающий влияние на мнения и поведение других работников. Это может быть неформальный лидер, чье мнение противоречит официальному;

·       «связной» — работник, служащий связующим звеном между раз­личными группами внутри коллектива;

·       «пограничник» — работник, имеющий высокую степень связей с внешней средой.

Стоит понимать, что каждый врач должен стремиться к неукоснительному соблюдению субординации, независимо от того, какие неформальные отношения сложились в том или ином коллективе, поскольку от соблюдения требований вышестоящих коллег может зависеть состояние здоровья пациентов.

Взаимоотношения между врачами.

 В самой врачебной профессии заложен принцип коллегиальности, необходимости самого тесного сотрудничества в интересах больного. Вот почему уже в трудах Гиппократа рекомендуется в затруднительных случаях приглашать на консультацию других врачей: «Нет ничего постыдного, если врач, затрудненный в каком-либо случае у больного и не видя ясно по причине своей неопытности, просит пригласить других врачей, с которыми он мог бы совместно выяснить положение больного и которые посодействовали бы ему найти помощь…» (Гиппократ. Клятва. Закон. О враче. Наставления.− Мн., 1998).

Обращение за помощью к другому врачу свидетельствует не о слабой профессиональной подготовке самого врача, а, напротив, о серьезном и вдумчивом подходе к выполнению своих врачебных обязанностей, об ответственности врача перед больными. Не обращение врача за советом к своему более опытному коллеге в сложных для диагностики и лечения случаях является серьезным деонтологическим нарушением. Важно считаться с мнением каждого врача, независимо от его специализации, стажа и возраста.



Между тем в практической работе еще нередко встречаются случаи, когда врачи недоброжелательно отзываются о своих коллегах в присутствии больных. Одним из вариантов неправильного отношения к коллегам является распространение о них порочащих слухов, например, об их «врачебных ошибках», неправильном лечении. Порой такое злословие оправдывается борьбой различных клинических школ и имеет целью дискредитировать не столько конкретного врача, сколько тот или иной врачебный коллектив. Пренебрежительное высказывание о своем коллеге, тем более в присутствии больного, является грубым нарушением врачебной этики, и во все времена осуждалось врачами и общественностью.

Еще в своих «Наставлениях» Гиппократ говорил: «Врачи, вместе осматривающие больного, не должны ссориться между собою и высмеивать друг друга. Ибо, я с клятвою заверяю, суждение одного врача не должно возбуждать зависти другого, это означало бы показывать свою слабость…» (Гиппократ. Клятва. Закон. О враче. Наставления.− Мн., 1998).

Нарушения врачебной деонтологии часто проявляются и в отношении старших товарищей к младшим. В коллективах со здоровым микроклиматом наблюдается бережное отношение к младшему коллеге, и если выявляются ошибки в диагностике и лечении, то замечания делаются в доброжелательной и корректной форме, лучше всего наедине и никогда в присутствии больного. Такие взаимоотношения в коллективе способствуют более эффективной работе, поднимают авторитет врачей и идут на пользу больному.

Отношения между врачами и медицинским персоналом.

 Успешная деятельность в медицинском коллективе в существенной степени зависит также от слаженной работы врачей со средним и младшим медицинским персоналом. Медицинские сестры и санитарки постоянно находятся у постели больного и могут заметить такие проявления болезни, которые не наблюдал врач. Огромное количество больных было спасено только благодаря тому, что медицинские сестры вовремя заметили ухудшение в состоянии больного, что позволило своевременно оказать неотложную помощь.

Неоценимую услугу оказывают медицинские сестры и санитарки в уходе и выхаживании больных. Отсутствие надлежащего ухода часто сводило на нет все усилия врачей, в том числе результаты превосходно выполненных оперативных вмешательств. Вот почему врач должен налаживать и укреплять деловое и уважительное отношение к медсестре как к надежному партнеру.


Подтверждением необходимости повсеместного утверждения партнерских отношений в медицинских коллективах является подготовка медсестер с высшим медицинским образованием. Хороший врач никогда не относиться к среднему и младшему медицинскому персоналу с позиции собственного превосходства, не позволяет себе заносчивости и приказного тона, а также излишней фамильярности, которая тоже мешает работе. Врач должен прилагать все усилия для передачи им своего опыта и содействовать повышению их профессиональных знаний и навыков.

Отношения между преподавателем и студентом учреждения высшего медицинского образования также следует отнести к системе межколлегиальных отношений в медицине. Эти отношения возникли при появлении медицинских факультетов университетов. В лучших медицинских школах из поколения в поколение передавались традиции глубочайшего уважения к Учителю. Влияние профессоров в студенческие годы является одним из решающих факторов в окончательном выборе направления врачебной деятельности. Научные, клинические школы, созданные замечательными учеными-медиками, из поколения в поколение передают, как эстафетную палочку, лучшие традиции своих основоположников. Эти коллективы создавали люди, имевшие не только научный, но и высочайший моральный авторитет.

В современном медицинском вузе, где медицинские наука, образование и практика взаимообусловлены и развиваются «рука об руку», отношения в диаде «преподаватель − студент» становятся своеобразной моделью построения взаимоотношений в медицине в целом. От того, какой морально-психологический климат учебного коллектива, где воспитывается будущий врач, какие этические принципы лежат в основе взаимоотношений студента и педагога, ученика и учителя в медицине, во многом зависит нравственное здоровье всего здравоохранения, и наоборот. Среди основных этических норм, регулирующих взаимоотношения преподавателя и студента, выделяются:

·       взаимное уважение и доверие друг к другу;

·       сотрудничество и сотворчество в учебной, научно-исследовательской и клинической деятельности;

·       взаимная ответственность студента и преподавателя за результаты образовательного процесса.

Подводя итог рассмотрению этики взаимоотношений в медицинском коллективе, следует заключить, что нравственные нормы предписывают врачу по отношению к своим коллегам:


 − быть доброжелательным, порядочным, честным, справедливым, уважительно относиться к знаниям и опыту коллег, бескорыстно передавать им свой опыт и знания;

 − сохранять благодарность и уважение к своим учителям и коллегам;

− постоянно учиться у более опытных коллег и при возникновении профессиональных затруднений, обращаться к ним за помощью, уметь признавать свои ошибки и заблуждения, обмениваться с коллегами профессиональной информацией;

 − не препятствовать пациенту в выборе другого лечащего врача;

− не допускать негативных высказываний в адрес своих коллег в их отсутствие и тем более в присутствии пациентов, их родственников или посторонних лиц;

− препятствовать деятельности бесчестных и некомпетентных коллег, наносящих ущерб здоровью пациентов;

 − уважительно и доброжелательно относиться к среднему и младшему медицинскому персоналу, передавать им свой опыт, содействовать повышению их профессиональных знаний и навыков.

Таким образом, моральный климат медицинского коллектива во многом определяет успешность профессиональной деятельности врача. Международный кодекс врачебной этики в специальном разделе «Обязанности врачей по отношению друг к другу» говорит об этом кратко, но емко: «по отношению к своим коллегам врач должен вести себя так, как он хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему». Данный принцип сопряжен с «золотым правилом» нравственности – «во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними».