Файл: Первый блок Основные понятия и история развития психои нейролингвистики как разделов науки о языке. Производство, восприятие и понимание речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Первый блок
1. Основные понятия и история развития психо-и нейролингвистики как разделов науки о языке.
Производство, восприятие и понимание речи
Нейролингвистика – БОС, МРТ
Психолингвистика- речь и мышление; методы
Гумбольдт «язык» дух народа: процесс и продукт
Младограмматики: язык- совокупность психических образов.
Языковые механизмы принадлежат бессознательному
Соссюр «разделение языка и речи»
1953 год – 1 симпозиум. Объект-язык. Предмет- КАК именно используется
2. Связь психолингвистики с другими науками !!!
Философия
Лингвопсихология- психологическая идея все лингвист.методы
Герменевтика
Культурология
Этнопсихолингвистика
Социолингвистика
Когнитивная грамматика
Разделы психолингвистики
Фоносемантика – эмоциональный отклик на то, что слышишь
Психосемантика- мотивация слова (что побудило так назвать)
Психология грамматики- как человек воспринимает (тяжело воспринимаются отрицательные конструкции)
Лингвистика текста-
Психостилистика- влияние жанрами на психическое состояние (библиотерапия)
Теория массовой коммуникации
Психолингвистика рекламы
Психология речи
3. Общее строение ЦНС, основные доли и их участие в языке и речи
ЦНС
Головной и спинной мозг
Головной мозг:
-
Височ.доля – опознавание звуков -
Затылоч.доля- распознавание образов -
Темен. доля- двигательная реакция -
Лобная. доля- контроль эмоций, волевой и т.п сфер принятия решений
Мозжечок-выполнение движений
4. Цитоархитектонические поля Бродмана и координаты Талайраха
(речевые центры) !!
>-------------------------<
Дендрит Аксон
От органа к клетке От клетки к органу
Неогранич ОДИН
54 поля Бродмана
5. Критические период для освоения речи
11-13 лет умственные операции и формирование личности
12 лет:
-оканчивается артикуляционное формирование
-заканчивается индивидуализация произношения
-синонимия и антонимия
-освоение фразеологии и идеоматики
Речевые дефекты либо затухают, либо проявляются и прогрессируют
6. Доречевой этап !!!
Соматовегетативный (моторный) 1-2 год
7. Освоение звуковой формы, фонематический слух и понятие промежуточной языковой системы
Освоение артикуляции 1,5-3 года
Фонематический слух-способность различить звук речи от остального
->определить конкретный звук
Промежуточная языковая система
Замещение звуков и букв ребенком
Bad-Bat
8. Основные типы речевых ошибок
-паузы 40-50% сбой на стадии идеи
-колебания сбой на стадии леммы
-исправления глаголы и существительные (an eating meat/a eating eat)
-повторы мысль потерялась 90% служеб.слова
-замедления сбой на уровне леммы, неправильное истолкование/применение или выбор слова
-оговорки
9. Классификация оговорок по В.Фромкиной
1) Подстановка-> ограничены фонетической чертой.
Подстановкой — заменой первых и последних звуков находящихся рядом слов. Различаются предвосхищение звука (anticipation), который имеется позднее (a reading list - a leading list; список книг - список сник ), и повторение звука (preservation), который был уже произнесен (well made- well wade). Ещё чаще встречается замена одного слога на другой (well made- mell wade).
2) Перестановка-> смена частей слов местами bigfeet-bigbeet
3) Опущение
4) Добавление-> появление лишних артиклей и прочее
10. Модели производства речи: стохастическая, непосредственных составляющих, трансформационно-генеративная грамматика
СТОХАСТИЧЕСКАЯ
- фонетические возможности ограничены
-хранение вероятности употребления человеком чего-либо
Высчитывание статистики Закон Ципфа-Мандельброта
Много проблем и ограничений
Непосредственных составляющих
Речь человека строится на основе так называемых ядерных предложений, которые, в свою очередь, состоят из непосредственно составляющих их базовых элементов.
Предложение
1)Именная группа: определение и определяемое
2)Группа сказуемого: глагол и именная группа
Cтрогий порядок, не учитывает возможность оговорок и чувства на кончике языка
Трансформационно-генеративная грамматика
-Правила манипулирования грамматикой
В рамках трансформационной модели используется поверхностной и глубинной структуре предложений. Поверхностная структура — это та, которую мы непосредственно слышим или воспринимаем при чтении. Глубинная структура связана со смыслом высказывания
Генеративная грамматика содержит набор правил, позволяющих описать глубинную структуру предложения и создать на ее основе множество синтаксически правильных поверхностных вариантов. Н. Хомский вводит ряд правил перехода глубинной структуры в поверхностную. Все это в совокупности и представляет, согласно трансформационно-генеративной теории, врожденную способность к производству языка.
Не раскрыт замысел порождения речи
11. Модели производства речи: теория уровней языка, ТОТЕ, модель Выготского
Теория уровней языка
4 уровня
1)мотивационный
2)семантический- функц.классы слов (части речи)
3)последовательностей-фонетика
4)интеграционный-слоги, кодирование (артикуляция)
Нет объяснения семантики и процесса выбора слова из списка
Т-О-Т-Е
T- test
O-operate
T-test
E-exit->control(?) Не объясняет, почему человек начинает исправлять ошибки
Модель Выготского
Мысль->слово
Внутр.речь:
-нет звуков
-предикативна (про действия)
-сокращена
12. Модели производства речи: модель Лурия, модель Леонтьева, модель Левелта
Модель Лурия
Семантическая запись (тема и рема)-- >внутр.речь-- >речевое высказывание
Модель Леонтьева
Грамматика-семантическая реализация
Линейный порядок
грамматика-моторное направление-реализация
Модель Левелта WEAVER++ !!1
13. Опыт на «кончике языка» и его значение в производстве речи
-Происходит в отделе лемма
-Чем старше, тем чаще встречается
-Первая или послед.буквы вспоминаются, проседает ЦЕНТР слова
1)вопросы
2)картинки
Картинка+слово= самый быстрый метод выявление
14. Основные характеристики восприятия речи
Процесс извлечения СМЫСЛА, который находится за внешней формой речевых высказываний. Восприятие речи требует знания лингвистических закономерностей её построения
Неосознаваемость- бессознательный уровень
Уровневость-отдельное
восприятие разных отделов
Осмысленность-вычленение смысла
15. Эффект Струпа, механизм эквивалентных замен, механизм апперцепции, механизм вероятностного прогонозирования, эффект обманутого ожидания
Эффект Струпа
ппп-ППП-пППп
Проверяет задержку реакции при прочтении слов, когда слова не совпадаются с написанным.
не особо предпочителен в практике
Механизм эквивалентных замен (инструкция в лифте, обед в Версале)
Человек заменяет словосочетания и слова (сложные символы) более несложными сигналами либо наглядными образами.
Механизм апперцепции
«Расскажите мне» об аварии/о Баварии
Механизм вероятностного прогнозирования
Предвосхищение будущего, основанное на вероятн.структуре прошлого опыта и информации
«Из леса вышла старушка с … на плечах»
Эффект обманутого ожидания
Усиление выразительности текста, основанное на нарушении предположений или ожиданий читателя
16. Лексическая семантика, теория семантического поля и теория активации
17. Прайминг: основные характеристики, виды и значение эффекта в исследовании лексики
18. Математические модели семантической памяти и их противники
19.Модели доступа к лексике первого поколения
20.Модели доступа к лексике второго поколения
21. Модели доступа к лексике третьего поколения
22. Проблема многозначности
23. Парсинг (членение) : основные характеристики и способы представления
Процесс сопоставления линейной последовательности лексем естественного или формального языка с его формальной грамматикой.
Результатом обычно является дерево разбора (синтаксическое дерево). Обычно применяется совместно с лексическим анализом.
1)Двухступенчатые модели
2)Ограничительные модели
24. Типы предложений, принцип непосредственной близости и стратегия поэтапной обработки
-
Однозначные -
Многозначные
-время чтения больше
-уровень понимания ниже
-другие мозговые паттерны
Принцип непосредственной близости ?
Стратегия поэтапной обработки ?
25. Классическая теория парсинга предложений Фрейзера
-
Двухступепнчатая
Категоризация- построение синтакс.структуры для последовательности
Стандартное значение вычленяется через семант.признаки
-
Пословное членение
Не говорит КАК ИМЕННО человек делает выбор
«Принцип простоты»
1)чем проще предложение, тем оно легче и быстрее усваивается
2)более простые предложения требуют меньших когнит.затрат
«Принцип алгоритма»
Выбирать ту, где меньше узлов
«Принцип главного утверждения»
Когда появл-я новая информ, то интерпретировать от главного
26. Ограничительные модели и гипотеза структуры аргумента
-
Параллелиизм конструкций -
Парсер основ-ся не только на категории, но и на комплекс «подсказок» -
Одноступенчатые процессы одновременны -
Отсылочный контекст -
Гипотеза настройки (зависит от того, как часто мы встречали эструктуру раньше)
Гипотеза структуры аргумента
-
Leg-shawing problem (где остановиться) -
Актанты и обстоятельства -
Актант обрамляет высказывание -
Актант структуры определяют, как некоторые элементы интерпретируются
27. Альтернативные теории парсинга
-
Парсер может не всегда отдавать предпочтение более вероятным структурам, чем менее вероятным, но более простым -
Отсутствие док-в, что предложение с простой синтаксич.структурой когда-либо сложны для процессинга -
Теория конструала (больше похожа на ограничит.модели) -
Race-based parsing (главное быстрота) -
Good-enough parsing (а нужен ли нам парсинг вообще?)
Меньше важен синтаксис значение, нежели синтаксис
28. Основные аспекты теории восприятия дискурса
Дискурс- коммуникация. Самый высокий уровень языка. Дает полную картину происходящего
4 аспекта
-
Процесс идентификации конкретного предложения -
Процесс референции -
Процесс соединения (coherens&cohesion) -
Процесс репрезентации (как ищем? И зачем)
29. Конструкционно-интеграционная теория В.Кинша
Устное и письменное общение, построена на принципе правила
«Если,то»
3 схемы ментальных репрезентаций
-
Поверхностная модель -
Текст основанная модель -
Ситуация модель
+знание мира влияют
30. Теория Гернсбахер и модель Зваана
Гернсбахер
Процессы дискурса- это все процессы вместе взятые
Foundation
MappingShifting ->узлы памяти (стимулирование и подавление)
соотнесение связи построение новой связи
Advantage of first mention hypothesis
Гарри и Меган
1)Гарри и Меган обыграл Меган в шахматы
2)Гарри обыграл Чарльза в шахматы
Ставить в начало, если хотите лучше запомнить!