Файл: Тема Философская антропология. Человек проблемы бытия, сознания, познания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рабочая тетрадь по философии (автор – А.В. Артамонова, к.ф.н., доц. ПГТУ)

Волков Дмитрий Андреевич

ИТС-21

Тема 6. Философская антропология. Человек: проблемы бытия, сознания, познания
Задание для индивидуального выполнения (базовыйуровень)


  1. Человек как центральная проблема философии.

Идея «человек как центральная проблема философии» относится к вере в то, что наиболее важными вопросами и проблемами в философии являются те, которые относятся к людям, их природе и их месту в мире.

На протяжении всей истории философы задавались такими вопросами о человеческом существовании, как: в чем смысл жизни? Какова природа человеческого сознания? Какова связь между разумом и телом? Что такое свобода воли? Каковы этические обязанности человека?

Некоторые философы, такие как экзистенциалисты, утверждали, что человеческое состояние по своей сути проблематично и что поиск смысла жизни является главной заботой всех людей. Другие сосредоточились на природе человеческого сознания и отношениях между разумом и телом. Третьи исследовали этические последствия человеческого поведения и природу моральной ответственности.

Во всех этих областях человек рассматривается как центральный объект философского исследования. Понимая природу человеческого существования, философы считают, что они могут получить представление о некоторых из самых фундаментальных вопросов о природе самой реальности.

Смысл жизни человека – это объект философских размышлений о цели и предназначенности жизни, которые представлены в различных мировоззренческих системах, таких как религиозные, философские и этические. Существует множество ответов на вопросы о цели, истинах и ценности жизни, но можно выделить два основных концептуальных подхода к проблеме предназначенности человеческой жизни.

Один подход, который можно назвать этическим, связан с моральными нормами и ценностями жизни человека, и общее понимание смысла жизни здесь связано с понятием счастья. Например, счастье в концепции Аристотеля рассматривалось как высшее благо, которое доставляет удовольствие. Самый яркий пример этого подхода - эвдемонизм, который утверждает, что счастье является высшей целью человеческого существования.


В некоторых философских течениях пытаются определить ценность человеческой жизни через концепции загробного мира. Религиозные учения, такие как христианство, утверждают, что человек должен очиститься от грехов, чтобы стать достойным вечной жизни, и что смысл истории человечества заключается в искуплении первородного греха. Некоторые концепции предполагают предопределенность жизни, в то время как другие признают решающую роль свободной воли. Но есть также идея бессмысленности человеческого существования, которая противоречит поиску смысла жизни. Хотя вопрос о смысле жизни является сложным, человек продолжает искать на него ответы и задумываться об этом. Когда мы задумываемся о том, что связывает нас с жизнью, это приводит к изменению нашего отношения к ней. Нижеприведенные высказывания об истинном смысле жизни и настоящем счастье помогают нам приблизиться к пониманию этой тайны.


  1. Индивид, индивидуальность, личность. Типологизация личности.


Индивидуальность относится к уникальным характеристикам, чертам и атрибутам, которые отличают одного человека от другого. Личность, с другой стороны, относится к образцам мышления, эмоций и поведения, которые составляют отличительный характер человека.

Человек представляет собой особое явление природы, которое сочетает в себе как биологические, так и духовные аспекты. Он обладает способностью к абстрактному мышлению, высокой обучаемостью, членораздельной речью и высоким уровнем социальной организации. В современном обществе социальные факторы играют решающую роль в контроле биологических аспектов человеческой природы.

Индивид – это отдельный представитель вида Homo sapiens, который обладает общими наследственными свойствами, присущими данному виду. Индивидуальность же определяется уникальными психофизиологическими особенностями каждого человека, такими как темперамент, физические и психические особенности, интеллект и мировоззрение.

Личность – это совокупность индивидуальных особенностей, которые определяют человека как нравственное существо и члена общества. Это понятие отражает все, что является надприродным и историческим в человеке. Личность формируется в процессе культурного и социального развития и представляет собой уникальные черты, которые вносят свой вклад в общее социальное целое.



История русской философии богата примерами проблем, связанных с личностью и ее духовным самосовершенствованием.

В философии славянофилов, таких как Хомяков и Киреевский, была разработана идея "целостной личности". Они подчеркивали, что для достижения этой целостности важно согласование рассудка и чувств с требованиями духа и подчинение их "внутреннему корню разумения" в душе, чтобы они слились в "одно живое и цельное зрение ума". С. Н. Трубецкой добавил, что для понимания сознания личности необходимо учитывать идею соборности, общественного целого и коллективного сознания.

В своей философской антропологии С. Л. Франк высказал идеи о двойственной природе человека, его внутренней антиномичности и диалектике взаимоотношений между Богом и человеком. Он отметил, что личность является двигателем общественной жизни, но не может быть понята как замкнутая в себе и самодовлеющая реальность. И. А. Ильин развивал теорию личности, уделяя особое внимание проблеме борьбы со злом и проблеме формирования и воспитания духовно и морально здоровой личности, связывая их с пониманием смысла жизни человека. Хотя он не оправдывал применение насилия, он считал его допустимым в определенных условиях, когда это необходимо в интересах человека или общества.


  1. Типы бытия: человеческое измерение. Смысл жизни человека. Основные стратегии смысложизненного поиска.

Человеческое измерение охватывает различные аспекты человеческого существования, такие как физический, эмоциональный, интеллектуальный, социальный и духовный. Люди уникальны в своей способности думать, чувствовать и общаться с другими. Смысл человеческой жизни может быть субъективным и варьируется от человека к человеку. Некоторые могут найти смысл в своих отношениях с другими, а другие могут найти его в своей работе или личных достижениях.

Когда дело доходит до поиска смысла жизни, есть несколько основных стратегий, которым можно следовать:

1. Развивайте самосознание. Понимание себя и своих ценностей имеет решающее значение для определения того, что придает жизни смысл.

2. Стройте и поддерживайте позитивные отношения. Люди — социальные существа, и содержательные связи с другими могут дать чувство цели и принадлежности.

3. Стремитесь к личностному росту. Постоянное обучение и рост личности может дать чувство удовлетворения и целеустремленности.


4. Найдите значимую работу и займитесь ею: работа, которая соответствует вашим ценностям и дает чувство цели, может приносить удовлетворение.

5. Практикуйте благодарность. Сосредоточение внимания на том, за что человек благодарен, может изменить точку зрения на позитив и признательность.

6. Вклад в большее дело. Вклад в общее дело или сообщество может дать ощущение цели и удовлетворения.

Эти стратегии могут помочь людям определить и следовать тому, что придает смысл их жизни.

  1. Структура сознания. Основные формы сознания. Сознательное и бессознательное.

Структура сознания относится к организации и компонентам нашего субъективного сознания. Существуют разные теории о структуре сознания, но большинство согласны с некоторыми основными формами сознания, такими как:

1. Сенсорное сознание: осознание сенсорной информации, такой как зрение, звук, осязание, вкус и запах.

2. Эмоциональное сознание: осознание эмоциональных переживаний, таких как чувство радости, гнева, печали или страха.

3. Когнитивное сознание: осознание мыслей, убеждений и психических процессов, таких как память, внимание и рассуждение.

Сознание также можно разделить на две основные категории: сознательное и бессознательное. Сознание относится к мыслям, чувствам и переживаниям, которые мы осознаем в любой момент, в то время как бессознательное относится к психическим процессам, которые не доступны непосредственно сознательному осознанию.

Считается, что бессознательное включает в себя такие вещи, как автоматические телесные функции, такие как дыхание и частота сердечных сокращений, а также более глубокие психические процессы, такие как подавленные воспоминания, эмоции и желания.

Концепция бессознательного была разработана Зигмундом Фрейдом, который считал, что оно играет значительную роль в формировании поведения и личности человека.

В целом структура сознания и взаимодействие между сознательными и бессознательными процессами сложны и до сих пор изучаются учеными и философами.

  1. Познавательные способности человека. Виды познавательной деятельности.

Общие закономерности процесса познания включают следующие аспекты:

1. Движение от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. На первом этапе происходит активное взаимодействие субъекта с объектом познания, где преобладает чувственное отражение действительности. На втором этапе оперируют понятиями, суждениями и умозаключениями, что позволяет постичь скрытую сущность объекта. Проверка результатов познания осуществляется на практике.


2. Движение от явления к сущности и обратно. Человек постоянно углубляется в объект, вскрывая новые внутренние и внешние связи и отношения.

3. Движение от непосредственного созерцания к рассудочному мышлению и от него к разуму. Непосредственное созерцание – это восприятие мира с помощью нерасчлененного единства чувств и мышления. Рассудок – это абстрактное мышление, сводящее действительность к одной из формальных противоположностей или к количественному описанию явлений. Разум – это диалектический способ мышления, который преодолевает поверхностность непосредственного созерцания и односторонность рассудка и создает синтетическую мысленную картину целостного бытия.

4. Диалектика познания, которая заключается в движении через единство и борьбу двух сторон познания– отражение и понимание. Понимание представляет собой выявление сущности предметов, их смысла и значения, и является функцией научного познания. Оно направлено на расшифровку научных и обыденных смыслов, которые налагаются на объект знания.
Термины:

Антропогенез — это часть эволюционного учения, повествующая о процессе появления и эволюции человека как биологического вида. Антропогенез являет понятием, расположенным на стыке различных областей наук (биология, антропология, палеонтология, философия, этика и т.д.).

Бессмертие - вера в нескончаемость человеческого существа, особенно души человека.

Бессознательное - совокупность психических процессов, функции и состояний, не представленных в сознании субъекта (желания, влечения, переживания и т.д.)

Гедонизм - тип эти­ческих учений, а также система нравственных воззрений, согласно которым все моральные определения (содержа­ние понятий добра и зла и др.) выводятся из удовольствия (положительные) и страдания (отрицательные).

Гуманизм - особый тип фи­лософского мировоззрения, в центре которого — человек с его земными делами и свершениями, с присущими его природеспособностями и влечениями, с характерными для него нормами поведения и отношениями. В широком смысле слова гуманизм — доброжелательное отношение к человеку, утверждающее его свободу и достоинство незави­симо от каких-либо исполняемых им социальных функций и ролей, усматривающее в нем самостоятельный источник творческих сил.