Файл: Тема Философская антропология. Человек проблемы бытия, сознания, познания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Детерминизм - учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности. Они нацеливают исследование на анализ и раскрытие условий, причин и закономерностей, любых изменений в природе, обществе и мышлении.
Диалектика - логическая форма и всеобщий способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия его мыслимого содержания.
Добро – ценностное представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к некоему стандарту или сам этот стандарт.
Долг – нравственно аргументированное принуждение к поступкам, нравственная необходимость, фиксированная в качестве субъективного принципа поведения.
Достоинство – характеристика человека с точки зрения его внутренней ценности, соответствия собственному предназначению.
Закон – некоторые, вырабатываемые и поддерживаемые человеческим сообществом и его институтами требования и нормативные предписания, которые должны выполнять физические, юридические лица и иные субъекты морали и права.
Зло – представление, противоположное добру, основополагающая для морали и этики; охватывает негативные состояния человека и силы, вызывающие эти состояния.
Идеальное – субъективный образ объективной реальности, т.е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли.
Индивид – единичное сущее, которое не может быть разделено без утраты его идентичности.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека.
Личность — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Материальное – состоящее из материи.
Мышление – процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к получению результата.
Нравственность –осмысленность человеческой деятельности в той мере, в какой она зависит от решений самого действующего субъекта и воплощается в его ответственном существовании.
Психика – система функций внешней и внутренней деятельности субъекта, обеспечивающих его ориентировку в мире, построение врезультате этой ориентировки образа мира и регуляцию на его основе деятельности субъекта в его мире.
Развитие – высший тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому.
Самосознание – осознания субъектом самого себя, т.е. состояний своего тела, фактов сознания, своего Я.
Свобода – идея, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной и они, стало быть, не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами.
Совесть – способность человека, осознавать и переживать свое несоответствие должному – неисполненность долга.
Сознание – состояние психической жизни индивида, которое выражается в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях.
Сущность – то, что составляет внутреннее содержание, ядро, основу чего-либо.
Тождество – равенство двух выражений, справедливое для любых допустимых значений входящих в них переменных.
Хаос – неупорядоченное первовещество, противоположность конечному, упорядоченному космосу.
Ценность – понятие, используемое для обозначения объектов и явлений, значимых в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов, а также для обозначения самой этой значимости.
Человек - существо, наиболее известное самому себе в своей эмпирической фактичности и наиболее трудно уловимое в своей сущности.
Эвдемонизм - философско-этическая традиция и жизненная установка, согласно которым единственным или высшим (более предпочтительным, чем все остальные) человеческим благом является счастье; особый, в основе своей телеологический, способ обоснования морали и тип этической теории.
Эволюция - в биологии — изменение живой материи в ходе развития организма или в последовательности поколений организмов.
Эклектика - хаотический способ изложения сведений о предмете без их отбора и систематизации.
Эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека сопереживанием.
Энтропия – мера неупорядоченности. Она всегда увеличивается со временем (здания разрушаются, машины ржавеют, люди стареют и т.д.).
Этика – философская наука, предметом изучения которой является мораль нравственность
Конспект первоисточника:
-
З. Фрейд «Введение в психоанализ» (глава 29)
В главе 29 «Вводных лекций по психоанализу» Зигмунда Фрейда обсуждается концепция психоаналитической терапии и ее эффективность в лечении психических заболеваний. Основная идея главы заключается в том, что психоаналитическая терапия основана на идее раскрытия вытесненных мыслей и эмоций с целью разрешения глубинных психологических конфликтов. Исследуя подсознание с помощью свободных ассоциаций и анализа снов, пациенты могут получить представление о своем поведении и моделях мышления, что может привести к долгосрочному эмоциональному исцелению. В главе также исследуются некоторые критические замечания в адрес психоаналитической терапии и утверждается, что, несмотря на ее недостатки, она остается ценным инструментом в лечении психических заболеваний.
-
Ф. Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (полностью).
В своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Фридрих Энгельс утверждает, что развитие человека из приматов тесно связано с эволюцией труда. Основная идея Энгельса состоит в том, что способность работать и преобразовывать окружающую среду посредством труда была движущей силой развития человека. Он предполагает, что превращение примитивных обезьян в современных людей во многом произошло благодаря способности использовать орудия труда, что привело к развитию языка, культуры и общества. Энгельс подчеркивает важность труда в развитии человека и утверждает, что именно он отличает нас от других животных.
Задание для индивидуального выполнения (продвинутый уровень), выполняется один вариант из двух.
1 вариант - составить презентацию на тему «Постчеловек: новое тело, новые возможности и угрозы».
2 вариант- составить схему на тему «Развитие личности человека (с помощью философии)». Схема может быть любой, на Ваш выбор. ВАЖНО: основная задача схемы – выявить основные варианты применения философских знаний для развития личности человека
Задание для индивидуального выполнения (высокий уровень)– составить историческую справку по развитию темы исследования (выбранной для написания статьи) в философской антропологии, онтологии, гносеологии (по вопросам из базового задания), план-конспект – не менее 2 страниц.
Например, Вы занимаетесь темой, связанной с личностью человека, в процессе подготовки базового и продвинутого задания, Вы будете сталкиваться с идеями о человеке различных философов, и Ваша задача выписывать эти идеи в формате плана-конспекта (то есть не развернутыми предложениями, а ключевыми идеями, тезисно)
ПРИМЕР:
Человек в современной западной философии:
Ж.-П. Сартр – Человек – проект самого себя, он -свобода. …
Ф. Ницше – человек – канат над пропастью между животным и сверхчеловеком …
…