Файл: Тема Философская антропология. Человек проблемы бытия, сознания, познания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Детерминизм - учение о взаимосвязи и взаимообусловленности яв­лений и процессов реальности. Они на­целивают исследование на анализ и раскрытие условий, причин и закономерностей, любых изменений в природе, обществе и мышлении.

Диалектика - логическая форма и всеобщий способ рефлек­сивного теоретического мышления, имеющего своим пред­метом противоречия его мыслимого содержания.

Добро – ценностное представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к некоему стандарту или сам этот стандарт.

Долг – нравственно аргументированное принуждение к поступкам, нравственная необходимость, фиксированная в качестве субъективного принципа поведения.

Достоинство – характеристика человека с точки зрения его внутренней ценности, соответствия собственному предназначению.

Закон – некоторые, вырабатываемые и поддерживаемые человеческим сообществом и его институтами требования и нормативные предписания, которые должны выполнять физические, юридические лица и иные субъекты морали и права.

Зло – представление, противоположное добру, основополагающая для морали и этики; охватывает негативные состояния человека и силы, вызывающие эти состояния.

Идеальное – субъективный образ объективной реальности, т.е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли.

Индивид – единичное сущее, которое не может быть разделено без утраты его идентичности.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека.

Личность — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Материальное – состоящее из материи.

Мышление – процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к получению результата.

Нравственность –осмысленность человеческой деятельности в той мере, в какой она зависит от решений самого действующего субъекта и воплощается в его ответственном существовании.

Психика – система функций внешней и внутренней деятельности субъекта, обеспечивающих его ориентировку в мире, построение врезультате этой ориентировки образа мира и регуляцию на его основе деятельности субъекта в его мире.


Развитие – высший тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому.

Самосознание – осознания субъектом самого себя, т.е. состояний своего тела, фактов сознания, своего Я.

Свобода – идея, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной и они, стало быть, не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами.

Совесть – способность человека, осознавать и переживать свое несоответствие должному – неисполненность долга.

Сознание – состояние психической жизни индивида, которое выражается в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях.

Сущность – то, что составляет внутреннее содержание, ядро, основу чего-либо.

Тождество – равенство двух выражений, справедливое для любых допустимых значений входящих в них переменных.

Хаос – неупорядоченное первовещество, противоположность конечному, упорядоченному космосу.

Ценность – понятие, используемое для обозначения объектов и явлений, значимых в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов, а также для обозначения самой этой значимости.

Человек - существо, наиболее известное самому себе в своей эмпирической фактичности и наиболее трудно улови­мое в своей сущности.

Эвдемонизм - философско-этическая традиция и жизненная установка, соглас­но которым единственным или высшим (более предпочти­тельным, чем все остальные) человеческим благом является счастье; особый, в основе своей телеологический, способ обоснования морали и тип этической теории.

Эволюция - в био­логии — изменение живой материи в ходе развития организ­ма или в последовательности поколений организмов.

Эклектика - хао­тический способ изложения сведений о предмете без их от­бора и систематизации.

Эмпатия - пости­жение эмоционального состояния другого человека сопере­живанием.

Энтропия – мера неупорядоченности. Она всегда увеличивается со временем (здания разрушаются, машины ржавеют, люди стареют и т.д.).

Этика – философская наука, предметом изучения которой является мораль нравственность
Конспект первоисточника:



  1. З. Фрейд «Введение в психоанализ» (глава 29)

В главе 29 «Вводных лекций по психоанализу» Зигмунда Фрейда обсуждается концепция психоаналитической терапии и ее эффективность в лечении психических заболеваний. Основная идея главы заключается в том, что психоаналитическая терапия основана на идее раскрытия вытесненных мыслей и эмоций с целью разрешения глубинных психологических конфликтов. Исследуя подсознание с помощью свободных ассоциаций и анализа снов, пациенты могут получить представление о своем поведении и моделях мышления, что может привести к долгосрочному эмоциональному исцелению. В главе также исследуются некоторые критические замечания в адрес психоаналитической терапии и утверждается, что, несмотря на ее недостатки, она остается ценным инструментом в лечении психических заболеваний.

  1. Ф. Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (полностью).

В своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Фридрих Энгельс утверждает, что развитие человека из приматов тесно связано с эволюцией труда. Основная идея Энгельса состоит в том, что способность работать и преобразовывать окружающую среду посредством труда была движущей силой развития человека. Он предполагает, что превращение примитивных обезьян в современных людей во многом произошло благодаря способности использовать орудия труда, что привело к развитию языка, культуры и общества. Энгельс подчеркивает важность труда в развитии человека и утверждает, что именно он отличает нас от других животных.

Задание для индивидуального выполнения (продвинутый уровень), выполняется один вариант из двух.

1 вариант - составить презентацию на тему «Постчеловек: новое тело, новые возможности и угрозы».

2 вариант- составить схему на тему «Развитие личности человека (с помощью философии)». Схема может быть любой, на Ваш выбор. ВАЖНО: основная задача схемы – выявить основные варианты применения философских знаний для развития личности человека

Задание для индивидуального выполнения (высокий уровень)– составить историческую справку по развитию темы исследования (выбранной для написания статьи) в философской антропологии, онтологии, гносеологии (по вопросам из базового задания), план-конспект – не менее 2 страниц.


Например, Вы занимаетесь темой, связанной с личностью человека, в процессе подготовки базового и продвинутого задания, Вы будете сталкиваться с идеями о человеке различных философов, и Ваша задача выписывать эти идеи в формате плана-конспекта (то есть не развернутыми предложениями, а ключевыми идеями, тезисно)

ПРИМЕР:

Человек в современной западной философии:

Ж.-П. Сартр – Человек – проект самого себя, он -свобода. …

Ф. Ницше – человек – канат над пропастью между животным и сверхчеловеком …