Файл: Урок 29 (1) Тема урока Наша Родина Россия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


(Ответы учеников, составление перечня.)

- Итак, мы изучаем историю, чтобы:

• узнавать о жизни людей в другие эпохи;

• извлекать уроки — не повторять ошибок прошлого;

• почувствовать себя наследниками великой культуры;

• знать историю своих предков, гордиться их достижениями;

• осознавать свою причастность к событиям настоящего и осознавать свою ответственность перед потомками.

3. Исторические источники и науки — помощницы историка

- Попробуем приоткрыть завесу тайны музы истории Клио.

— Откуда и как ученые узнают о далеких событиях нашей истории, о том, как люди жили в древности?

- Вы правильно вспомнили, что для определения достоверности событий прошлого ученые используют исторические источники.

Именно с их помощью воссоздается портрет той или иной эпохи, выдвигаются гипотезы о причинах и следствиях различных событий.

Исторические источники весьма разнообразны. О многих из них мы говорили на уроках истории Древнего мира. Историческими источниками служат рукописи, печатные книги, здания, предметы обихода, древние обычаи, элементы древней речи, сохранившиеся в языке, то есть все остатки прошлой исторической жизни.

Сл.20 — Работая с материалом учебника (с. 8), заполните таблицу.

Исторические источники

Виды

Примеры

Письменные

 

Вещественные

 

Устные (фольклорные)

 

Сл.21-23 - Проверим выполнение задания.

— Какие вспомогательные науки помогают нам воссоздать историю нашей страны?

Сл.24-27 – Науки, помогающие изучать прошлое: археология, геральдика, этнография, хронология. Есть и другие науки-помощницы истории: нумизматика, фольклористика, генеалогия, картография и т.д.

Сл.28 – Хронологические рамки истории России.

- Попробуем подобрать ключи к тайнам музы Клио.

Задание: Разделитесь на 4 группы, изучите дополнительный материал, с его помощью воссоздайте события прошлого и ответьте на вопрос. (приложение к уроку)

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)


4. Знакомство со структурой учебника и формами работы

- Нашим навигатором в путешествии в мир знаний станет учебник истории. Давайте познакомимся с ним.

— Откройте оглавление и опишите структуру учебника.

- Вы убедились, что материал учебника делится на главы (темы), которые в свою очередь поделены на параграфы. В каждой главе представлены материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности.

- Однако, основной текст учебника не является единственным источником информации. Вам необходимо внимательно работать и с вопросами, заданиями, дополнительными рубриками.

(Используя прием комментированного чтения, ученики знакомятся с дополнительными источниками информации в учебнике.)

— Разделитесь на 6 групп. Каждая группа, изучив определенную рубрику учебника, расскажет нам: 1) для чего применяется данная рубрика; 2) алгоритм работы с этой рубрикой.

Первая группа работает с вопросами, помещенными перед каждым параграфом и разделом «Подведем итоги».

Вторая группа изучает вопросы и задания внутри параграфа и рубрику «Вопросы и задания для работы с текстом параграфа».

Третья группа работает с рубрикой «История в лицах: современники» и иллюстративным материалом учебника.

Четвертая группа исследует рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» и «Историки спорят» в конце главы.

Пятая группа работает с рубриками «Изучаем документ» и «Работаем с картой».

Шестая группа изучает обобщающие вопросы и задания к ним, представленные в конце каждой главы, а также список информационно-творческих проектов и справочные материалы в конце учебника.

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Мы начали знакомство с курсом «История России». Давайте вернемся к проблемному вопросу.

Сл.29 - Почему историю России называют коллективной памятью?

— Выскажите свое мнение о знакомстве с курсом «История России», продолжив следующие фразы:

• Я узнал(а)...

• Я понял(а)...

• Я хочу...

• Мне кажется...

Домашнее задание:

сл.30 с.6-8 (читать)



Приложение



Дополнительный материал для первой группы

В междуречье Оки и Волги обнаруживаются названия на языках финно-угорской группы. Таковы все гидронимы (названия рек), оканчивающиеся на «ва»: Москва, Протва, Лысьва. «Ва» - вода по-фински.

Термин «Сибирь», по мнению профессора З.Я. Бояршиновой, происходит от названия этнической группы сипыр (сабир) - предков древних угров. Начиная с XIII в. восточные авторы называют Сибирью не только народность, но и местность, в которой она обитала.

— Как лингвистика помогает истории воссоздавать прошлое?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дополнительный материал для второй группы

В окрестностях села Скорняково в начале 1860-х гг. были раскопаны два кургана, и один у села Засосенка, неподалеку от устья реки Сосны. Погребальные комплексы курганов относятся к эпохе бронзы и датируются серединой — третьей четвертью II тыс. до н. э. Находки из погребений - глиняный сосуд, бронзовые ножи, каменные наконечники стрел, костяные поделки — вместе с подробным описанием раскопок в 1886 г. были переданы в открывшийся в Москве Исторический музей.

— Как археология помогает истории воссоздавать прошлое?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дополнительный материал для третьей группы

Жилище саами раньше представляло собой бревенчатую однокамерную «коробку» с плоской крыше и одним окном; временное летнее жилище строилось из кольев и досок в виде усеченной пирамиды.

Традиционная летняя одежда саами состояла из длинной подпоясанной рубахи (юпа) и суконных или сделанных из оленьей кожи штанов. Головным убором у мужчин был вязаный колпак, у замужних женщин — кокошник. Зимой носили глухую меховую одежду до колен, мехом наружу, а в сильный холод одевались в одежды мехом внутрь. Зимним головным убором служила суконная шапка на меху, обувью — пимы (сапоги из оленьего меха).

Саами были обращены в православие, но сохранили в пережиточной форме дохристианские верования: в частности, они поклонялись камням, напоминающим силуэты людей.

— Как этнография помогает истории воссоздавать прошлое?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дополнительный материал для четвертой группы

Корни пословицы как жанра уходят в языческое прошлое, о чем свидетельствуют сохранившиеся остатки языческо-магических представлений (например, «Дурной глаз на осину глянет - осина завянет»).


Мы видим, что при любых обстоятельствах русский народ не теряет оптимизма и всегда надеется на лучшее.

• Хотя не богат, а гостям рад (Чем богаты, тем и рады).

• Лад избу ширит.

• Бой отвагу любит.

• Своего не бросай, чужого не бери.

• На словах тих, а на деле лих.

• Цвет в поле — человек в воле.

• Дракою прав не будешь.

• Жена при муже хороша.

— Как фольклористика помогает истории воссоздавать прошлое?