ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(Ответы учеников, составление перечня.)
- Итак, мы изучаем историю, чтобы:
• узнавать о жизни людей в другие эпохи;
• извлекать уроки — не повторять ошибок прошлого;
• почувствовать себя наследниками великой культуры;
• знать историю своих предков, гордиться их достижениями;
• осознавать свою причастность к событиям настоящего и осознавать свою ответственность перед потомками.
3. Исторические источники и науки — помощницы историка
- Попробуем приоткрыть завесу тайны музы истории Клио.
— Откуда и как ученые узнают о далеких событиях нашей истории, о том, как люди жили в древности?
- Вы правильно вспомнили, что для определения достоверности событий прошлого ученые используют исторические источники.
Именно с их помощью воссоздается портрет той или иной эпохи, выдвигаются гипотезы о причинах и следствиях различных событий.
Исторические источники весьма разнообразны. О многих из них мы говорили на уроках истории Древнего мира. Историческими источниками служат рукописи, печатные книги, здания, предметы обихода, древние обычаи, элементы древней речи, сохранившиеся в языке, то есть все остатки прошлой исторической жизни.
Сл.20 — Работая с материалом учебника (с. 8), заполните таблицу.
Исторические источники
Виды | Примеры |
Письменные | |
Вещественные | |
Устные (фольклорные) | |
Сл.21-23 - Проверим выполнение задания.
— Какие вспомогательные науки помогают нам воссоздать историю нашей страны?
Сл.24-27 – Науки, помогающие изучать прошлое: археология, геральдика, этнография, хронология. Есть и другие науки-помощницы истории: нумизматика, фольклористика, генеалогия, картография и т.д.
Сл.28 – Хронологические рамки истории России.
- Попробуем подобрать ключи к тайнам музы Клио.
Задание: Разделитесь на 4 группы, изучите дополнительный материал, с его помощью воссоздайте события прошлого и ответьте на вопрос. (приложение к уроку)
(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)
4. Знакомство со структурой учебника и формами работы
- Нашим навигатором в путешествии в мир знаний станет учебник истории. Давайте познакомимся с ним.
— Откройте оглавление и опишите структуру учебника.
- Вы убедились, что материал учебника делится на главы (темы), которые в свою очередь поделены на параграфы. В каждой главе представлены материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности.
- Однако, основной текст учебника не является единственным источником информации. Вам необходимо внимательно работать и с вопросами, заданиями, дополнительными рубриками.
(Используя прием комментированного чтения, ученики знакомятся с дополнительными источниками информации в учебнике.)
— Разделитесь на 6 групп. Каждая группа, изучив определенную рубрику учебника, расскажет нам: 1) для чего применяется данная рубрика; 2) алгоритм работы с этой рубрикой.
Первая группа работает с вопросами, помещенными перед каждым параграфом и разделом «Подведем итоги».
Вторая группа изучает вопросы и задания внутри параграфа и рубрику «Вопросы и задания для работы с текстом параграфа».
Третья группа работает с рубрикой «История в лицах: современники» и иллюстративным материалом учебника.
Четвертая группа исследует рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» и «Историки спорят» в конце главы.
Пятая группа работает с рубриками «Изучаем документ» и «Работаем с картой».
Шестая группа изучает обобщающие вопросы и задания к ним, представленные в конце каждой главы, а также список информационно-творческих проектов и справочные материалы в конце учебника.
(Проверка выполнения задания.)
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Мы начали знакомство с курсом «История России». Давайте вернемся к проблемному вопросу.
Сл.29 - Почему историю России называют коллективной памятью?
— Выскажите свое мнение о знакомстве с курсом «История России», продолжив следующие фразы:
• Я узнал(а)...
• Я понял(а)...
• Я хочу...
• Мне кажется...
Домашнее задание:
сл.30 с.6-8 (читать)
Приложение
Дополнительный материал для первой группы
В междуречье Оки и Волги обнаруживаются названия на языках финно-угорской группы. Таковы все гидронимы (названия рек), оканчивающиеся на «ва»: Москва, Протва, Лысьва. «Ва» - вода по-фински.
Термин «Сибирь», по мнению профессора З.Я. Бояршиновой, происходит от названия этнической группы сипыр (сабир) - предков древних угров. Начиная с XIII в. восточные авторы называют Сибирью не только народность, но и местность, в которой она обитала.
— Как лингвистика помогает истории воссоздавать прошлое?
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Дополнительный материал для второй группы
В окрестностях села Скорняково в начале 1860-х гг. были раскопаны два кургана, и один у села Засосенка, неподалеку от устья реки Сосны. Погребальные комплексы курганов относятся к эпохе бронзы и датируются серединой — третьей четвертью II тыс. до н. э. Находки из погребений - глиняный сосуд, бронзовые ножи, каменные наконечники стрел, костяные поделки — вместе с подробным описанием раскопок в 1886 г. были переданы в открывшийся в Москве Исторический музей.
— Как археология помогает истории воссоздавать прошлое?
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Дополнительный материал для третьей группы
Жилище саами раньше представляло собой бревенчатую однокамерную «коробку» с плоской крыше и одним окном; временное летнее жилище строилось из кольев и досок в виде усеченной пирамиды.
Традиционная летняя одежда саами состояла из длинной подпоясанной рубахи (юпа) и суконных или сделанных из оленьей кожи штанов. Головным убором у мужчин был вязаный колпак, у замужних женщин — кокошник. Зимой носили глухую меховую одежду до колен, мехом наружу, а в сильный холод одевались в одежды мехом внутрь. Зимним головным убором служила суконная шапка на меху, обувью — пимы (сапоги из оленьего меха).
Саами были обращены в православие, но сохранили в пережиточной форме дохристианские верования: в частности, они поклонялись камням, напоминающим силуэты людей.
— Как этнография помогает истории воссоздавать прошлое?
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Дополнительный материал для четвертой группы
Корни пословицы как жанра уходят в языческое прошлое, о чем свидетельствуют сохранившиеся остатки языческо-магических представлений (например, «Дурной глаз на осину глянет - осина завянет»).
Мы видим, что при любых обстоятельствах русский народ не теряет оптимизма и всегда надеется на лучшее.
• Хотя не богат, а гостям рад (Чем богаты, тем и рады).
• Лад избу ширит.
• Бой отвагу любит.
• Своего не бросай, чужого не бери.
• На словах тих, а на деле лих.
• Цвет в поле — человек в воле.
• Дракою прав не будешь.
• Жена при муже хороша.
— Как фольклористика помогает истории воссоздавать прошлое?