Файл: Брейн ринг по избирательному праву Политическая жизнь современной России интеллектуальная игра для учащихся 1011 классов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Брейн - ринг по избирательному праву:

«Политическая жизнь современной России»
интеллектуальная игра для учащихся 10-11 классов

Брейн-ринг по избирательному праву:

«Политическая жизнь современной России»

«Тот, кто будет управлять всеми, должен быть избран среди всех»

(Плиний Младший, римский писатель)
Цели мероприятия:

1.Сформировать у учащихся представление о необходимости сознательного участия в жизни государства;

2.Формировать познавательную активность и творческое мышление;

3.Повышение уровня правовой культуры и грамотности учащихся;

4.Совершенствовать навыки групповой работы;

5.Воспитать стремление к сотрудничеству, гражданскую ответственность, чувство патриотизма.

Ход мероприятия:
Участники:

предложенный вариант вопросов рассчитан на проведение игры межпредметного характера (история, обществознание, право) среди учащихся 10 -11 (в команде от класса по 6 чел). Варианты вопросов предполагают выявление наиболее подготовленных учеников по теоретическим основам избирательного права и истории России,обществознания, имеющих высокий уровень общей эрудиции.
Предварительная подготовка:

Конкурсанты формируют классные команды на основе конкурсного отбора, заранее (в течение 1 недели до игры) получают домашнее задание для предварительной подготовки. (либо заполняют анкету участника)

Группа экспертов (жюри): специально приглашенные учителя, представители общественности, возможно - родители, руководство школы и приглашённые гости — представитель регионального парламента.

Группа обеспечения: 3-4 человека (в зависимости от количества команд) из числа учителей школы - организаторы игры (обеспечение МТБ, проверка и подсчет баллов, работа с залом, информационный лист для школы)

Группа поддержки: (возможно, по 3-5 человек из класса)
Форма игры: - брейн – ринг

Конкурс проводится в виде интеллектуально-познавательной игры, состоящей из ряда вопросов на знание Конституции РФ, избирательного законодательства, политической ситуации в регионе, стране, результатов избирательных кампаний, истории развития системы выборов.

Игра состоит из IV туров:
- домашнее задание . Эссе. (5 команд)

-¼ финала (4 команды – 2 на 2),


- полуфинал (борьба за 3 место)

- финал (борьба за 1 место)

Пары команд формируются в результате жеребьевки. В каждом туре одновременно участвуют две команды. Тур играют до того момента, пока какая-либо из команд не наберет необходимое количество баллов. Задача играющих - дать правильный ответ на вопрос, поставленный ведущим, раньше, чем команда соперников. При выполнении этих условий команда получает 1 игровой балл.

Готовность ответа — поднятый вверх флажок или звуковой сигнал.

В случае, если команды не дают правильного ответа, право ответа передается в зрительный зал. За каждый правильный ответ зрителю вручается жетон, количество полученных жетонов суммируется и по результатам определяется победитель из зрительного зала.

В каждом раунде в составе одной команды могут играть 6 человек. Замены в течение раунда запрещены.

Каждый раунд начинается со слов ведущего «Внимание, вопрос номер…». После произнесения слова «Время» ведущий или его помощник запускает отсчет чистого времени, что сопровождается звуковым и/или световым сигналом.

Первое место занимает команда, первой набравшая в третьем туре – финале 5 очков. Второе место – команда, уступившая в финале. Третье место занимает команда, набравшая большее количество баллов во втором туре – полуфинале, из команд, не вышедших в финал.
I. Вступительная часть.
Ведущий: выбирается ведущий (либо депутат, либо преподаватель школы) и готовится вступительное слово, оглашаются команды и правила игры. Разыгрывается приз от депутата.
(Брейн-ринг состоит из конкурса «Домашнее задание. Эссе» и 3-х раундов. Участниками игры являются пять команд. Капитаны оглашают название команд. За ответами команд следит жюри.)
II. Основная часть.
Домашнее задание:

  1. Название команды, соответствующее теме игры.

  • Эссе (темы на выбор)


    1. «Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют» (Д. Нейтан);

    2. «Большая политика - это всего лишь здравый смысл, примененный к большим делам.» (Наполеон Бонапарт);

    3. «Я могу быть не согласен с вашим мнением, но я отдам жизнь за ваше право высказывать его.» (Вольтер);

    4. «Справедливость наших суждений и наших поступков - не более как удачное совпадение нашего интереса с общественным.» (Клод Гельвеций);

    5. «Задача государства состоит только в устранении зла и государство не обязано содействовать благосостоянию граждан».
      (В. Гумбольт);

    6. «Хуже Несправедливости только Справедливость без карающего меча. Когда Добро бессильно, оно - Зло.» (Оскар Уайльд);

    7. «С какой легкостью и самодовольством злодействует человек, когда он верит, что творит благое дело!» (Б.Паскаль);

    8. «Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим.» (Маттиас Клаудиус);

    9. «Если погода плохая, количество избирателей, пришедших на выборы, уменьшается. Если погода хорошая, количество избирателей, пришедших на выборы, уменьшается.» (Правило преподобного Чичестера.)

    10. «Когда народ много знает, им трудно управлять» (Лао-Цзы)

    11. «Привилегия - величайший враг права» (Н. Эшенбах)

    12. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы они одинаково были подчинены законам» (Ж. Де Аламбер)

    13. «Чтобы избавиться от гнета силы, люди принуждены были подчиняться закону» (Л. Вовенбарг)

    14. «Политика - это деловые решения, а не многословные речи по поводу решений» (Ф. Бурлацкий)

    15. «Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает слабым государства» (Вольтер)

    16. «Государственный корабль – единственный, который дает течь на самом верху» (Дж. Рестон)

    17. «Избирательный бюллетень сильнее пули» (А. Ликольн)

    18. «Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им» (Вольтер)

    19. «Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона» (Цицерон)

    20. «Малые погрешности кажутся большими, если обнаруживаются в поведении тех, кому доверена власть» (Плутарх)

    21. «Там где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования» (Лао-Цзы)




    Критерии для оценки




    Критерий оценки

    Баллы

    1

    Чёткость постановки проблемы в рамках заявленной темы


    5

    2

    Умение оценить значимость (направленность) процесса общественных изменений

    5

    3

    Умение в отдельном общественном явлении увидеть общие закономерности социального развития

    5

    4

    Умение проиллюстрировать ход общественных событий и процессов примерами из жизни

    5

    5

    Глубина раскрытия проблемы и усвоения программного материала по обществознанию

    5

    6

    Умение корректно и качественно анализировать общественные процессы и события

    5

    7

    Чёткость логики изложения и аргументации собственной позиции

    5

    8

    Разнообразие привлекаемого материала и широта кругозора

    5

    9

    Наличие навыков владения литературным языком. Стиль и форма изложения материала

    5




    Итого

    45


    I раунд «Избирательное право: история развития»

    Ведущий: История выборов в России уходит корнями в первые века существования древнерусского государства. Для многих земель было характерно избрание князей и значительного числа должностных лиц. В начале XII в. в Новгороде и Пскове сложилась особая форма правления – феодальная республика, в которой главные должностные лица (посадник, тысяцкий, архиепископ, старосты) избирались на определенный срок на общем собрании горожан.

    Правильный ответ – 1 балл. Игра до 3-х баллов. Играют 2 команды, затем еще 2. Пары и очередность формируются по результатам жеребьевки.

    Вопрос1: Как назывался народный орган в Древней и Средневековой Руси, одна из исторических форм прямой демократии славянских государств? (Вече)

    Вопрос2: Когда и при каком правителе в Русском государстве был созван первый сословно- представительный орган и как он назывался?


    (Первый сословно- представительный орган в России был созван при Иване IV в1549 г. Это был Земский собор.)

    Вопрос3: В каком году в Российской империи было созвано первое представительное учреждение парламентского типа? Как оно называлось?

    (В России первое представительное учреждение парламентского типа было созвано в 1906 году. Оно получило название – Государственная Дума.)

    Вопрос4: Какая система была установлена при выборах в Государственную Думу в начале ХХ в.? Все ли могли принимать участие на выборах?

    (При выборах устанавливалась система курий. Были созданы 3 курии: землевладельческая, городская, крестьянская. Широкие слои населения избирательных прав не имели. Это женщины, военные, учащиеся, рабочие.)

    Вопрос5: В какой Советской Конституции впервые за годы существования СССР была выделена глава «Избирательная система»? Какие принципы избирательного права были закреплены в данной Конституции?

    (Это была Конституция СССР 1936г. Принципы: прямое, тайное голосование, равные голоса избирателей, всеобщие выборы, отмена ограничений классового характера.)

    Вопрос6: Как называется депутатское объединение в Государственной Думе по политическому принципу?

    (Фракция)

    Вопрос7: Что согласно Конституции РФ называют «высшим выражением власти народа»?

    (Референдум и свободные выборы)

    Вопрос8: Какое слово в переводе с гр. означает «искусство управления государством»?

    (Политика)

    Вопрос9: Что является основным институтом политики, центром политической системы общества?

    (Государство)

    Вопрос10: Какой принцип избирательного права реализует исключение всякой возможности контроля за волеизъявлением граждан в ходе выборов?

    (Принцип тайного голосования)

    Вопрос11: Как называется профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения государственных полномочий?

    (Государственная служба)

    Вопрос12: Назовите принцип, способствующий многообразию политических сил и конкуренции между ними за представительство в органах государственной власти.

    (Политический плюрализм)

    Вопрос13: Каким термином называют деятельность в период избирательной кампании с целью побудить избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, списка кандидатов?

    (Предвыборная агитация)

    Вопрос14: Назовите памятник отечественного права, который провозгласил введение гражданских свобод и организацию Государственной Думы в нач. XX в.


    («Манифест об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г.)

    Вопрос15:Может ли министр правительства быть одновременно директором конфетной фабрики?

    ( Госслужащий не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью.)

    Вопрос16: Что означает понятие «народный суверенитет»?

    ( Признание народа в качестве верховного носителя всей власти, независимость и самостоятельность в осуществлении власти)

    Вопрос17: Как называется документ, предоставляюший право голосования на выборах, референдуме в другом месте?

    (открепительное удостоверение)

    Вопрос18: Российская Федерация – демократическое государство. Россиянам предоставляется возможность участвовать в делах государства и формировании его органов, а также предоставляются иные политические права. Каким образом граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства?

    (непосредственно и через своих представителей)

    Вопрос19: Может ли (согласно Конституции РФ) одно и то же лицо одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы?

    (Нет, Конституция РФ запрещает одному человеку являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы)
    Вопрос20: Допускается ли действующим законодательством установление максимального возраста для кандидата?

    (не допускается)
    Вопрос21: Что такое прямая демократия?
    (форма правления, при которой решения принимаются непосредственно народом на том или ином собрании)
    Вопрос22: Как называется специально оборудованное место для обеспечения тайного волеизъявления граждан?

    (кабины для голосования)

    Вопрос23: Может ли избиратель проголосовать за других граждан?

    (голосование за других лиц не допускается)

    Вопрос24: В участковую избирательную комиссию в день голосования обратился гражданин, который сообщил, что он сможет проголосовать только вечером и на другом участке и поэтому хотел бы получить открепительное удостоверение. Обязана ли участковая комиссия выдать его?

    (нет, открепительные удостоверения не выдаются в день голосования)

    Вопрос25: Избирательный документ для тайного голосования утвержденной формы.

    (Избирательный бюллетень)
    II раунд «Современное избирательное право, общественно-политическая жизнь»