Файл: Брейн ринг по избирательному праву Политическая жизнь современной России интеллектуальная игра для учащихся 1011 классов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Брейн - ринг по избирательному праву:
«Политическая жизнь современной России»
интеллектуальная игра для учащихся 10-11 классов
Брейн-ринг по избирательному праву:
«Политическая жизнь современной России»
«Тот, кто будет управлять всеми, должен быть избран среди всех»
(Плиний Младший, римский писатель)
Цели мероприятия:
1.Сформировать у учащихся представление о необходимости сознательного участия в жизни государства;
2.Формировать познавательную активность и творческое мышление;
3.Повышение уровня правовой культуры и грамотности учащихся;
4.Совершенствовать навыки групповой работы;
5.Воспитать стремление к сотрудничеству, гражданскую ответственность, чувство патриотизма.
Ход мероприятия:
Участники:
предложенный вариант вопросов рассчитан на проведение игры межпредметного характера (история, обществознание, право) среди учащихся 10 -11 (в команде от класса по 6 чел). Варианты вопросов предполагают выявление наиболее подготовленных учеников по теоретическим основам избирательного права и истории России,обществознания, имеющих высокий уровень общей эрудиции.
Предварительная подготовка:
Конкурсанты формируют классные команды на основе конкурсного отбора, заранее (в течение 1 недели до игры) получают домашнее задание для предварительной подготовки. (либо заполняют анкету участника)
Группа экспертов (жюри): специально приглашенные учителя, представители общественности, возможно - родители, руководство школы и приглашённые гости — представитель регионального парламента.
Группа обеспечения: 3-4 человека (в зависимости от количества команд) из числа учителей школы - организаторы игры (обеспечение МТБ, проверка и подсчет баллов, работа с залом, информационный лист для школы)
Группа поддержки: (возможно, по 3-5 человек из класса)
Форма игры: - брейн – ринг
Конкурс проводится в виде интеллектуально-познавательной игры, состоящей из ряда вопросов на знание Конституции РФ, избирательного законодательства, политической ситуации в регионе, стране, результатов избирательных кампаний, истории развития системы выборов.
Игра состоит из IV туров
-¼ финала (4 команды – 2 на 2),
- полуфинал (борьба за 3 место)
- финал (борьба за 1 место)
Пары команд формируются в результате жеребьевки. В каждом туре одновременно участвуют две команды. Тур играют до того момента, пока какая-либо из команд не наберет необходимое количество баллов. Задача играющих - дать правильный ответ на вопрос, поставленный ведущим, раньше, чем команда соперников. При выполнении этих условий команда получает 1 игровой балл.
Готовность ответа — поднятый вверх флажок или звуковой сигнал.
В случае, если команды не дают правильного ответа, право ответа передается в зрительный зал. За каждый правильный ответ зрителю вручается жетон, количество полученных жетонов суммируется и по результатам определяется победитель из зрительного зала.
В каждом раунде в составе одной команды могут играть 6 человек. Замены в течение раунда запрещены.
Каждый раунд начинается со слов ведущего «Внимание, вопрос номер…». После произнесения слова «Время» ведущий или его помощник запускает отсчет чистого времени, что сопровождается звуковым и/или световым сигналом.
Первое место занимает команда, первой набравшая в третьем туре – финале 5 очков. Второе место – команда, уступившая в финале. Третье место занимает команда, набравшая большее количество баллов во втором туре – полуфинале, из команд, не вышедших в финал.
I. Вступительная часть.
Ведущий: выбирается ведущий (либо депутат, либо преподаватель школы) и готовится вступительное слово, оглашаются команды и правила игры. Разыгрывается приз от депутата.
(Брейн-ринг состоит из конкурса «Домашнее задание. Эссе» и 3-х раундов. Участниками игры являются пять команд. Капитаны оглашают название команд. За ответами команд следит жюри.)
II. Основная часть.
Домашнее задание:
-
Название команды, соответствующее теме игры.
Эссе (темы на выбор)
-
«Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют» (Д. Нейтан); -
«Большая политика - это всего лишь здравый смысл, примененный к большим делам.» (Наполеон Бонапарт); -
«Я могу быть не согласен с вашим мнением, но я отдам жизнь за ваше право высказывать его.» (Вольтер); -
«Справедливость наших суждений и наших поступков - не более как удачное совпадение нашего интереса с общественным.» (Клод Гельвеций); -
«Задача государства состоит только в устранении зла и государство не обязано содействовать благосостоянию граждан».
(В. Гумбольт); -
«Хуже Несправедливости только Справедливость без карающего меча. Когда Добро бессильно, оно - Зло.» (Оскар Уайльд); -
«С какой легкостью и самодовольством злодействует человек, когда он верит, что творит благое дело!» (Б.Паскаль); -
«Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим.» (Маттиас Клаудиус); -
«Если погода плохая, количество избирателей, пришедших на выборы, уменьшается. Если погода хорошая, количество избирателей, пришедших на выборы, уменьшается.» (Правило преподобного Чичестера.) -
«Когда народ много знает, им трудно управлять» (Лао-Цзы) -
«Привилегия - величайший враг права» (Н. Эшенбах) -
«Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы они одинаково были подчинены законам» (Ж. Де Аламбер) -
«Чтобы избавиться от гнета силы, люди принуждены были подчиняться закону» (Л. Вовенбарг) -
«Политика - это деловые решения, а не многословные речи по поводу решений» (Ф. Бурлацкий) -
«Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает слабым государства» (Вольтер) -
«Государственный корабль – единственный, который дает течь на самом верху» (Дж. Рестон) -
«Избирательный бюллетень сильнее пули» (А. Ликольн) -
«Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им» (Вольтер) -
«Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона» (Цицерон) -
«Малые погрешности кажутся большими, если обнаруживаются в поведении тех, кому доверена власть» (Плутарх) -
«Там где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования» (Лао-Цзы)
Критерии для оценки
№ | Критерий оценки | Баллы |
1 | Чёткость постановки проблемы в рамках заявленной темы | 5 |
2 | Умение оценить значимость (направленность) процесса общественных изменений | 5 |
3 | Умение в отдельном общественном явлении увидеть общие закономерности социального развития | 5 |
4 | Умение проиллюстрировать ход общественных событий и процессов примерами из жизни | 5 |
5 | Глубина раскрытия проблемы и усвоения программного материала по обществознанию | 5 |
6 | Умение корректно и качественно анализировать общественные процессы и события | 5 |
7 | Чёткость логики изложения и аргументации собственной позиции | 5 |
8 | Разнообразие привлекаемого материала и широта кругозора | 5 |
9 | Наличие навыков владения литературным языком. Стиль и форма изложения материала | 5 |
| Итого | 45 |
I раунд «Избирательное право: история развития»
Ведущий: История выборов в России уходит корнями в первые века существования древнерусского государства. Для многих земель было характерно избрание князей и значительного числа должностных лиц. В начале XII в. в Новгороде и Пскове сложилась особая форма правления – феодальная республика, в которой главные должностные лица (посадник, тысяцкий, архиепископ, старосты) избирались на определенный срок на общем собрании горожан.
Правильный ответ – 1 балл. Игра до 3-х баллов. Играют 2 команды, затем еще 2. Пары и очередность формируются по результатам жеребьевки.
Вопрос1: Как назывался народный орган в Древней и Средневековой Руси, одна из исторических форм прямой демократии славянских государств? (Вече)
Вопрос2: Когда и при каком правителе в Русском государстве был созван первый сословно- представительный орган и как он назывался?
(Первый сословно- представительный орган в России был созван при Иване IV в1549 г. Это был Земский собор.)
Вопрос3: В каком году в Российской империи было созвано первое представительное учреждение парламентского типа? Как оно называлось?
(В России первое представительное учреждение парламентского типа было созвано в 1906 году. Оно получило название – Государственная Дума.)
Вопрос4: Какая система была установлена при выборах в Государственную Думу в начале ХХ в.? Все ли могли принимать участие на выборах?
(При выборах устанавливалась система курий. Были созданы 3 курии: землевладельческая, городская, крестьянская. Широкие слои населения избирательных прав не имели. Это женщины, военные, учащиеся, рабочие.)
Вопрос5: В какой Советской Конституции впервые за годы существования СССР была выделена глава «Избирательная система»? Какие принципы избирательного права были закреплены в данной Конституции?
(Это была Конституция СССР 1936г. Принципы: прямое, тайное голосование, равные голоса избирателей, всеобщие выборы, отмена ограничений классового характера.)
Вопрос6: Как называется депутатское объединение в Государственной Думе по политическому принципу?
(Фракция)
Вопрос7: Что согласно Конституции РФ называют «высшим выражением власти народа»?
(Референдум и свободные выборы)
Вопрос8: Какое слово в переводе с гр. означает «искусство управления государством»?
(Политика)
Вопрос9: Что является основным институтом политики, центром политической системы общества?
(Государство)
Вопрос10: Какой принцип избирательного права реализует исключение всякой возможности контроля за волеизъявлением граждан в ходе выборов?
(Принцип тайного голосования)
Вопрос11: Как называется профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения государственных полномочий?
(Государственная служба)
Вопрос12: Назовите принцип, способствующий многообразию политических сил и конкуренции между ними за представительство в органах государственной власти.
(Политический плюрализм)
Вопрос13: Каким термином называют деятельность в период избирательной кампании с целью побудить избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, списка кандидатов?
(Предвыборная агитация)
Вопрос14: Назовите памятник отечественного права, который провозгласил введение гражданских свобод и организацию Государственной Думы в нач. XX в.
(«Манифест об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г.)
Вопрос15:Может ли министр правительства быть одновременно директором конфетной фабрики?
( Госслужащий не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью.)
Вопрос16: Что означает понятие «народный суверенитет»?
( Признание народа в качестве верховного носителя всей власти, независимость и самостоятельность в осуществлении власти)
Вопрос17: Как называется документ, предоставляюший право голосования на выборах, референдуме в другом месте?
(открепительное удостоверение)
Вопрос18: Российская Федерация – демократическое государство. Россиянам предоставляется возможность участвовать в делах государства и формировании его органов, а также предоставляются иные политические права. Каким образом граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства?
(непосредственно и через своих представителей)
Вопрос19: Может ли (согласно Конституции РФ) одно и то же лицо одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы?
(Нет, Конституция РФ запрещает одному человеку являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы)
Вопрос20: Допускается ли действующим законодательством установление максимального возраста для кандидата?
(не допускается)
Вопрос21: Что такое прямая демократия?
(форма правления, при которой решения принимаются непосредственно народом на том или ином собрании)
Вопрос22: Как называется специально оборудованное место для обеспечения тайного волеизъявления граждан?
(кабины для голосования)
Вопрос23: Может ли избиратель проголосовать за других граждан?
(голосование за других лиц не допускается)
Вопрос24: В участковую избирательную комиссию в день голосования обратился гражданин, который сообщил, что он сможет проголосовать только вечером и на другом участке и поэтому хотел бы получить открепительное удостоверение. Обязана ли участковая комиссия выдать его?
(нет, открепительные удостоверения не выдаются в день голосования)
Вопрос25: Избирательный документ для тайного голосования утвержденной формы.
(Избирательный бюллетень)
II раунд «Современное избирательное право, общественно-политическая жизнь»