Файл: Михаил Яковлевич Басов Методика психологического наблюдения за детьми (Басов М. Я. Избранные психологические произведения. М., Педагогика, 1975. С. 1678.) Часть ii. Организация наблюдений глава viii цель наблюдений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 549
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Михаил Яковлевич Басов
Методика психологического наблюдения за детьми (Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М., Педагогика, 1975. С. 16-78.)
ЧАСТЬ II. ОРГАНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ
Глава VIII ЦЕЛЬ НАБЛЮДЕНИЙ
§ 1. НАУЧНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ
К вопросу о цели психологических наблюдений над детьми можно подходить с разных сторон. В данном случае этот вопрос должен быть освещен, во-первых, со стороны научно-теоретической, во-вторых, с практически-педагогической стороны. В самом начале мы указывали, что метод наблюдения имеет в психологии детского возраста решающее значение; это находится в связи с тем, что ребенок как объект исследования представляет большие трудности для экспериментального исследования, чем, с одной стороны, всякий другой животный или растительный объект, с которым мы всегда можем экспериментировать свободнее, а с другой стороны, чем взрослый человек, который может (быть использован в собственном исследовании как активная сторона. Это обстоятельство и вынуждает психологию детского возраста с особенным вниманием относиться к разработке методики наблюдений.
Какие же исследовательские цели должна иметь в виду последняя? В сущности, есть одна главная цель - это исследование личности ребенка во всех ее проявлениях, протекающих в условиях постоянных взаимоотношений с окружающей средой. Но эта общая цель распадается на несколько частных целей.
Прежде всего нас интересует развитие личности ребенка. Ребенок тем и отличается от взрослого человека, что он находится в процессе непрерывного развития, постоянного движения вперед. И взрослый человек не есть нечто статическое, устойчивое и неподвижное; жизнь в такой среде, которая не знает вполне устойчивых состояний и все время предъявляет новые требования, такая жизнь вызывает на постоянную активность, все равно творческую или приспособительную, и, таким образом, держит человека в состоянии непрерывного движения. Но ребенок динамичен сугубо; он также испытывает на себе влияние среды, терпит от этого невзгоды или, наоборот, благоденствует, а кроме того, навстречу всему этому идет и его собственный внутренний рост. Он динамичен не только по внешним, но и по своим собственным внутренним основаниям.
Систематические наблюдения над одним и тем же ребенком дают возможность видеть, как быстро изменяется он в своем внешнем и внутреннем облике, как расцветает его личность, усложняясь и дополняясь день ото дня, месяц от месяца, год от года все новыми чертами. Если составить правильно психологическую характеристику трехлетнего ребенка, а затем посмотреть на него через полгода и сравнить с этой характеристикой, то сразу будет видно, что она уже не покрывает ребенка полностью, появились новые черты, личность стала богаче и содержательнее... Ясно, что чем более раннего возраста ребенок, тем ярче эти перемены на протяжении одного и того же периода времени.
Если бы мы имели возможность все это непрерывное движение ребенка вперед отразить в столь же непрерывных наблюдениях над ним, то в результате имели бы наглядную картину того, как происходит фактически от начала до конца превращение слабого и беспомощного создания, не способного ни на какое активное проявление, но потенциально содержащего в себе, может быть, величайшие возможности, в зрелую человеческую личность. Не знаем, осуществится ли это (когда-нибудь; в настоящее время это неосуществимо в полной мере. Но и те наблюдения, которые в настоящее время производятся и на которых разрабатывается современная психология детства (наблюдения Прейера, Штерна, Шинн и др.), дают очень много для понимания хода детского развития. Эти наблюдения, непрерывные в течение ряда лет над отдельными детьми, при всей их упрощенности и неполноценности по сравнению со строго методичными наблюдениями, охватывающими каждый отрезок пути развития фотографически, однако представляют уже значительные трудности в смысле их организации. Они всегда строго индивидуальны и дают материал, относящийся к единичным объектам. Поэтому, чтобы расширить этот материал, на основании которого мы хотим понять развитие детей, чтобы охватить наблюдениями более широкие круги детского мира, необходимо выдвинуть вопрос об организации наблюдений на иных началах. Форма этих последних подсказывается аналогией, какую можно найти среди способов наблюдения за развитием внешнего вида человека. Как известно, некоторые родители, чтобы иметь возможность в будущем показать детям, когда они вырастут, какими они были в детстве, периодически фотографируют их, составляя, таким образом, альбом фотографических портретов каждого ребенка. Вот этот же прием, совершенно неиспользуемый в настоящее время, может быть использован наряду с непрерывными наблюдениями за одним ребенком в целях изучения развития детей на более широком материале.
Дело сведется к тому, что периодически один и тот же ребенок в течение определенного времени, какое необходимо для составления всесторонней характеристики, становится объектом наблюдений. На основании этих наблюдений, как сказано, составляется его психологическая характеристика, представляющая собой поперечный разрез психологического ствола ребенка в данный момент или его психологический портрет. Серия таких разрезов или портретов составит своеобразный альбом, который даст возможность судить о ходе развития если не во всей его непрерывности, то хотя бы в его пунктире. Понятно, что преимущество этих наблюдений в отношении широты их требует, чтобы для наблюдателя производство наблюдений было непрерывным процессом; покончив с одним объектом, он переходит на другой, и так до тех пор, пока не настанет время вернуться к первому. Мы не можем указывать точных сроков для производства таких наблюдений над каждым объектом, так как они находятся в сложной зависимости как от самого наблюдателя, его культуры, условий его работы, так и от наблюдаемого ребенка. Необходимо, однако, сказать, что вопрос о периодах для таких наблюдений различным образом должен разрешаться в зависимости от возраста детей. По-видимому, как общее правило, без очень грубой ошибки, при наличии некоторых исключений можно сказать, что чем более ранний возраст мы берем, тем больше скорость развития в смысле усложнения содержания личности; другими словами, полгода от 2 до 2,5 лет дадут больше нового, чем полгода от 6 до 6,5 лет. Поэтому делать равными эти периоды, а в раннем возрасте вместе с тем и очень большими было бы ошибочно...
...Следующая важная цель наблюдений, находящаяся в тесной связи с первой, есть цель характерологическая, или индивидуально-психологическая. С первых дней жизни ребенка наше внимание привлекает к себе тот факт, что во многих отношениях разные дети отличаются друг от друга; мы уже не говорим о различиях в их внешнем виде, но и в реакциях их организма на разнообразные стимулы уже видны индивидуальные различия. Здесь начало образования различных психологических типов людей. Психология индивидуальных различий, завершающаяся классификацией личностей, в самом раннем детстве имеет объект для своих исследований. Отсюда и выдвигаются характерологические задачи для методики наблюдений.
Само собою разумеется, что характерология детского возраста должна учитывать особенности своего объекта, вытекающие из его непрерывного развития.
Классификация личностей взрослых людей имеет дело с законченными и устойчивыми типами. В этом смысле не может быть классификации личностей детей. Но поскольку все же и дети наряду с массой общих психологических черт, характеризующих именно пору детства, резко отличаются друг от друга своими индивидуальными чертами, постольку и здесь мы должны эти индивидуальные особенности детей принять во внимание и сделать их предметом характерологического изучения.
Дошкольный возраст характеризуется своими психологическими типами, имеет свою характерологию, в настоящее время, правда, еще не выявленную в общей системе научного знания, но ожидающую этого выявления [см.: М. Я. Басов. Дошкольные типы. "Вопросы педагогики". Орган Государственного института научной педагогики, 1926, № 1].
Прийти к характерологии дошкольного возраста можно, очевидно, только через систематические и притом массовые психологические наблюдения над детьми этого возраста. В научно-исследовательских институтах и в педагогических дошкольных учреждениях должна быть проделана эта интересная и важная во многих отношениях работа.
Необходимо отметить одну специфическую трудность характерологического исследования в детском возрасте, отсутствующую в характерологии взрослых людей. Она заключается именно в том, что личность находится, в процессе непрерывного развития и тип ее все время изменяется в своем содержании. Поэтому, сравнивая детей друг с другом и устанавливая их индивидуальные различия, легко впасть в ошибку, взяв для сравнения такие объекты, которые находятся в разных фазах развития и потому в известном смысле являются несравнимыми. Равноценными объектами при таком исследовании будут те, которые находятся в одинаковых фазах развития. Само собой разумеется, если мы будем сравнивать ребенка четырехлетнего возраста с десятилетним мальчиком или девочкой, их психологическая структура будет различна, но рассматривать эти две структуры как два различных типа в том смысле, в каком мы говорим о типе в отношении взрослых людей, нельзя, ибо различия, существующие между ними, объясняются не только индивидуальными особенностями их психологической структуры, но и различной степенью зрелости. Если мы даже ограничиваем характерологическое исследование сравнительно узкими рамками дошкольного возраста (от 3 до 8 лет), то и тогда едва ли представится возможность все существующие здесь возрастные ступени рассматривать в одном разрезе: один и тот же ребенок в 4 года и 7 лет - это два различных возрастных типа. Наиболее гарантирует от ошибок, очевидно, изучение и сравнение детей-однолеток, и только после того, когда окажется, что взятые таким образом разрезы слишком близки друг к другу и развертывают, в сущности, одну и ту же картину, можно будет принять другие группировки. В наиболее благоприятных условиях характерологическое исследование будет находиться тогда, когда несколько детей изучаются одновременно с самого начала их жизни. Различия в элементарных реакциях, устанавливаемые с первых же дней, кладутся в основание будущей индивидуальности, развитие которой прослеживается шаг за шагом. Подобное исследование возможно только в специальном научном учреждении и является пока делом будущего. Периодические наблюдения и характеристики детей, конечно, так же могут служить целям характерологического исследования, как и исследованию развития, сохраняя все свои недостатки и преимущества.
Наконец, цель наблюдений может не охватывать всю личность ребенка в целом, а касаться только какой-нибудь одной стороны ее. Так, например, мы можем поставить себе целью изучить восприятия интересующего нас ребенка, их точность, остроту и их объем. Мы будем наблюдать тогда, как дитя воспринимает и различает цвета, формы предметов, величину их, расстояния, музыкальные и немузыкальные звуки, вкусы и запахи и т.д. Наши наблюдения будут тогда направлены только на эту цель, все остальные проявления личности останутся вне наблюдений. Такие наблюдения, преследующие узкоограниченную цель, могут быть проще и легче тех, цель которых охватить всю личность ребенка, если знать, где и как их надо производить. Даже такую частную тему, как вопрос о восприятиях ребенка, можно разбить на целый ряд более мелких вопросов и наблюдать один раз, как воспринимаются цвета и краски, другой - формы предметов, третий - пространственные отношения и т.д.
Постановка частной цели при психологических наблюдениях предполагает всегда, что наблюдающему известно, в каких видах поведения интересующие его формы активности проявляются и, следовательно, в каких занятиях ребенка их можно ожидать... Но в очень многих случаях решить такой вопрос нельзя без соответствующего исследования, которое потребует тоже специальных наблюдений. И мы, таким образом, подходим к тем психологическим наблюдениям, которые имеют своей целью изучить не личность в целом или в частях, а нечто другое - именно различные виды занятий ребенка с точки зрения их психологического состава.
В этом направлении открывается обширное поле работы, притом совершенно еще не тронутое научным методом. Впервые на эту область психологического исследования указал проф. А.Ф. Лазурский. Он натолкнулся на нее, обдумывая идею естественного эксперимента, ту идею, которая переносит эксперимент как научный метод из лаборатории в самую гущу жизни. Чтобы использовать школьную работу учащегося в целях экспериментального изучения личности его, нужно было сначала разрешить вопрос: а в чем же заключается психологическая сущность арифметики, рисования, русского языка, природоведения, гимнастики и подвижных игр и т.д.? Какие стороны личности можно изучить с помощью каждого из этих предметов? Какие струны "души" ребенка звучат тогда, когда он решает задачу, заучивает стихотворение, рассказывает сказку и т.п.? Ясно до очевидности, что самое изучение личности будет несравненно легче и вернее, когда такой психологический анализ различных видов ее деятельности будет произведен.