Файл: Лекция 1 Введение. Этапы развития и становления хирургии План Основные понятия и определения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 366
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Зная возбудителей хирургической инфекции, пути их проникновения в организм человека, медицинская сестра должна уметь заподозрить признаки воспаления по местным и общим симптомам.
К местным симптомам относятся:
- боль;
- покраснение;
- отёк;
- местное повышение температуры;
- нарушение функций.
К общим симптомам относятся:
- головная боль;
- недомогание;
- озноб;
- повышение температуры тела;
- тошнота, рвота;
- изменение в анализе крови (ускоренная СОЭ, лейкоцитоз).
Профилактика внутрибольничной инфекции в хирургических отделениях предусматривает комплекс мероприятий, направленных на:
- соблюдение санитарно-гигиенического режима;
- соблюдение правил сбора, хранения и удаления отходов в ЛПУ;
- уничтожение патогенных и условно-патогенных микроорганизмов на объектах, окружающих пациента, и предметах медицинского назначения путём их дезинфекции;
- устранение возбудителей инфекции путём обследования пациентов и медицинского персонала, рационального назначения антибиотиков, смены антисептических средств;
- прерывание путей передачи при строгом соблюдении асептики;
- осуществление эффективного контроля стерилизации и дезинфекции;
- повышение устойчивости организма человека.
Для предупреждения проникновения микроорганизмов в рану из окружающего воздуха используются, прежде всего организационные мероприятия, обусловленные спецификой работы хирургических отделений и стационара в целом.
3.Основные структурные подразделения хирургического стационара.
Основные структурные подразделения хирургического стационара:
приемное отделение — осуществляет прием, регистрацию, обследование и санитарную обработку больных, их транспортировку в лечебно-диагностические отделения хирургического профиля (хирургические отделения);
хирургическое отделение — предназначено для обследования и лечения хирургических больных с учетом профиля заболевания. На отделении строго соблюдается принцип асептики — разделение больных на «чистых» и «гнойных» (выделяются отдельные палаты для «гнойных» больных); обязательно наличие двух перевязочных («чистой» и «гнойной»); послеоперационные палаты рас
полагаются в противоположной от гнойных палат и перевязочной части отделения;
Операционный блок — предназначен для выполнения хирургических вмешательств, располагается изолированно от отделения, лучше в специальных пристройках. Это самое чистое место хирургического стационара, где строго соблюдаются правила асептики и принципы зональности:
первая зона— абсолютной стерильности — включает: операционную — для проведения операций; предоперационную — для надевания бахил, масок, хирургической антисептики рук перед операцией; стерилизационную — для стерилизации дополнительных инструментов, необходимых по ходу операции;
вторая зона — строгого режима (относительной стерильности) — включает: санпропускники; раздевалки для персонала; душевые установки; комнаты для надевания спецодежды (халаты или костюмы из легкой ткани, сменная обувь, колпак); помещения для хранения наркозной аппаратуры, обработки инструментов после операции;
третья зона — ограниченного режима (техническая) — включает помещения для хранения: крови и ее препаратов, переносной аппаратуры, инструментария, медикаментов, чистого операционного белья; комнаты для хирургов, анестезиологов, медицинских сестер (операционных, анестезисток);
четвертая зона— общего режима — включает кабинеты заведующего, старшей медицинской сестры, помещения для грязного белья, отходов.
4.Централизованное стерилизационное отделение (ЦСО.)
Централизованное стерилизационное отделение (ЦСО)
обеспечивает стерилизацию операционного белья, перевязочного материала, перчаток, хирургического инструмента;
отделение переливания крови (ОПК) или трансфузионный кабинет обеспечивает заготовку и хранение крови, ее препаратов; производит индивидуальный подбор крови, ее препаратов для трансфузий.
Во всех подразделениях хирургического стационара полы и стены должны иметь покрытия, выдерживающие многократную влажную уборку с применением антисептиков (линолеум, кафельная и керамическая плитка, масляная краска). В операционной и перевязочной аналогичные тре
бования предъявляются к потолкам.
Оборудование хирургического стационара изготовляется из металла, пластмассы, имеет простые конфигурации, легко передвигается (имеет колесики) и дезинфицируется.
Вопросы для самоконтроля
1.Раскройте понятие о хирургической инфекции.
2. Назовите источники эндогенной инфекции.
3.Перечислите основные структурные подразделения хирургического стационара.
4. Что такое централизованное стерилизационное отделение
Лекция №3
Профилактика хирургической внутрибольничной инфекции
План
-
Понятие и определение асептики. -
Организационные мероприятия по предупреждению проникновения
микроорганизмов в рану.
-
Профилактика контактной инфекции -
Обработка рук медицинского персонала
Асептика — комплекс мероприятий, направленный на предупреждение проникновения микробов в рану, организм в целом.
Одни организационные мероприятия не могут предупредить инфицирование раны воздушным и капельным путями. Несмотря на соблюдение правил асептики, каждый член хирургической бригады при работе выделяет в окружающую среду до 1500 микроорганизмов в одну минуту. Допустимое количество микробов в операционной до начала работы не должно превышать 500 в 1 м3 воздуха, а во время проведения операции — 1000 при условии патогенных микроорганизмов.
Специальные методы уничтожения микробов в воздухе и предотвращения их попадания в окружающую среду:
- проветривание и вентиляция помещений проводится по графику и снижает загрязненность воздуха микроорганизмами до 30 %;
- в особо чистых помещениях (операционная, перевязочная) дополнительно используются бактерицидные ультрафиолетовые лампы.
Спецодежда. Ношение спецодежды предусмотрено во всех подразделениях хирургического стационара. Медицинский персонал должен иметь халаты или костюмы из легкой ткани, сменную обувь. В операционной, перевязочной, процедурном кабинете, послеоперационных палатах, отделениях реанимации, при выполнении процедур у постели больного медицинские сестры обязаны носить колпаки, маски.
Личная гигиена больных и медицинского персонала. Выполнение этого требования для больных включает:
- санобработку, смену одежды, контроль на педикулез в приемном покое при поступлении;
- соблюдение правил личной гигиены на отделении (для тяжелых больных с помощью медицинского персонала, родственников);
- регулярную смену постельного и нательного белья 1 раз в 7 дней или по мере загрязнения.
Медицинский персонал хирургического отделения обязан:
- соблюдать правила личной гигиены;
- ежедневно менять спецодежду;
- своевременно проводить санацию полости рта и носоглотки;
- проходить полный медицинский осмотр по графику;
- своевременно один раз в квартал проходить обследование на носительство патогенного стафилококка в носоглотке;
- отстраняться от работы при наличии гнойничковых и простудных заболеваний.
Влажная уборка с применением антисептических средств. Это мероприятие проводится во всех подразделениях хирургического стационара с использованием дезинфектантов: 1 % раствор хлорамина; 0,75 % раствор хлорамина с 0,5 % моющего средства; 3 % раствор перекиси водорода с 0,5 % моющего средства; 0,5 % раствор гипохлорита кальция.
В операционной, перевязочной, процедурном кабинете предусмотрены следующие виды уборки:
предварительная— в начале рабочего дня (заполняются емкости дезинфицирующими растворами, стирается пыль с горизонтальных поверхностей, накрываются стерильные столы с инструментом и др.);
текущая — в течение операции или рабочего дня по мере необходимости (удаляются из тазов для использованного материала перевязочный материал, операционное белье, инструменты; устраняются загрязнения: вытираются полы, столы и др.);
послеоперационная — в промежутке между операциями или перевязками (освобождаются бросалки, убираются использованные инструменты, перевязочный материал; обрабатывается перевязочный стол, полы; готовится стерильный стол и инструменты для следующей операции);
заключительная — в конце рабочего дня (помещение и оборудование моются и протираются дезинфектантами, выносится весь отработанный материал, стены моются на уровень вытянутой руки, проводится УФО помещения);
генеральная — 1 раз в 7 дней по графику (моются стены, потолки, лампы, окна антисептическими средствами; передвижное оборудование вывозится и обрабатывается в другом помещении; проводится УФО помещения). Если в ночное время в помещении не проводится работа, предварительная и заключительная уборка совмещаются.
В качестве дезинфектантов для генеральной уборки используются комплексы: 6 % раствор перекиси водорода с добавленном 0,5 % моющего средства; 0,03 % нейтральный анолит с добавлением 0,5 % моющего средства; 1 % раствор хлорамина, активированного нашатырным спиртом (10 % раствор аммиака —40 мл на 10 литров хлорамина).
Для предупреждения попадания микробов в воздух, а затем в рану с капельками жидкости (слюна, слизь) дополнительно к вышеизложенному используются следующие методы борьбы с капельной инфекцией.
Ношение масок