Файл: Лекция 1 Введение. Этапы развития и становления хирургии План Основные понятия и определения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 366

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Зная возбудителей хирургической инфекции, пути их проникновения в организм человека, медицинская сестра должна уметь заподозрить признаки воспаления по местным и общим симптомам.

К местным симптомам относятся:

- боль;

- покраснение;

- отёк;

- местное повышение температуры;

- нарушение функций.

К общим симптомам относятся:

- головная боль;

- недомогание;

- озноб;

- повышение температуры тела;

- тошнота, рвота;

- изменение в анализе крови (ускоренная СОЭ, лейкоцитоз).

Профилактика внутрибольничной инфекции в хирургических отделениях предусматривает комплекс мероприятий, направленных на:

- соблюдение санитарно-гигиенического режима;

- соблюдение правил сбора, хранения и удаления отходов в ЛПУ;

- уничтожение патогенных и условно-патогенных микроорганизмов на объектах, окружающих пациента, и предметах медицинского назначения путём их дезинфекции;

- устранение возбудителей инфекции путём обследования пациентов и медицинского персонала, рационального назначения антибиотиков, смены антисептических средств;

- прерывание путей передачи при строгом соблюдении асептики;

- осуществление эффективного контроля стерилизации и дезинфекции;

- повышение устойчивости организма человека.

Для предупреждения проникновения микроорганизмов в рану из окружающего воздуха используются, прежде всего организационные ме­роприятия, обусловленные спецификой работы хирургиче­ских отделений и стационара в целом.

3.Основные структурные подразделения хирургического стационара.

Основные структурные подразделения хирургического стационара:

приемное отделение — осуществляет прием, регистра­цию, обследование и санитарную обработку больных, их транспортировку в лечебно-диагностические отделения хирургического профиля (хирургические отделения);

хирургическое отделение — предназначено для обследо­вания и лечения хирургических больных с учетом про­филя заболевания. На отделении строго соблюдается принцип асептики — разделение больных на «чистых» и «гнойных» (выделяются отдельные палаты для «гной­ных» больных); обязательно наличие двух перевязочных («чистой» и «гнойной»); послеоперационные палаты рас­
полагаются в противоположной от гнойных палат и пе­ревязочной части отделения;

Операционный блок — предназначен для выполнения хирургических вмешательств, располагается изолиро­ванно от отделения, лучше в специальных пристройках. Это самое чистое место хирургического стационара, где строго соблюдаются правила асептики и принципы зо­нальности:

первая зона— абсолютной стерильности — вклю­чает: операционную — для проведения операций; пред­операционную — для надевания бахил, масок, хи­рургической антисептики рук перед операцией; стерилизационную — для стерилизации дополнительных инструментов, необходимых по ходу операции;

вторая зона — строгого режима (относительной стерильности) — включает: санпропускники; раздевал­ки для персонала; душевые установки; комнаты для надевания спецодежды (халаты или костюмы из лег­кой ткани, сменная обувь, колпак); помещения для хранения наркозной аппаратуры, обработки инструмен­тов после операции;

третья зона — ограниченного режима (техниче­ская) — включает помещения для хранения: крови и ее препаратов, переносной аппаратуры, инструментария, медикаментов, чистого операционного белья; комнаты для хирургов, анестезиологов, медицинских сестер (опе­рационных, анестезисток);

четвертая зона— общего режима — включает кабинеты заведующего, старшей медицинской сестры, помещения для грязного белья, отходов.
4.Централизованное стерилизационное отделение (ЦСО.)

Централизованное стерилизационное отделение (ЦСО)
обеспечивает стерилизацию операционного белья, пе­ревязочного материала, перчаток, хирургического ин­струмента;

отделение переливания крови (ОПК) или трансфузионный кабинет обеспечивает заготовку и хранение крови, ее препаратов; производит индивидуальный подбор кро­ви, ее препаратов для трансфузий.

Во всех подразделениях хирургического стационара полы и стены должны иметь покрытия, выдерживающие много­кратную влажную уборку с применением антисептиков (линолеум, кафельная и керамическая плитка, масляная краска). В операционной и перевязочной аналогичные тре­

бования предъявляются к потолкам.

Оборудование хирургического стационара изготовляет­ся из металла, пластмассы, имеет простые конфигурации, легко передвигается (имеет колесики) и дезинфицируется.

Вопросы для самоконтроля

1.Раскройте понятие о хирургической инфекции.

2. Назовите источники эндогенной инфекции.

3.Перечислите основные структурные подразделения хирургического стационара.

4. Что такое централизованное стерилизационное отделение

Лекция №3

Профилактика хирургической внутрибольничной инфекции


План

  1. Понятие и определение асептики.

  2. Организационные мероприятия по предупреждению проникновения

микроорганизмов в рану.

  1. Профилактика контактной инфекции




Обработка рук медицинского персонала
Асептика — комплекс мероприятий, направленный на предупреждение проникновения микробов в рану, организм в целом.

Одни организационные мероприятия не могут предупредить инфицирование раны воздушным и капельным путями. Несмотря на соблюдение правил асептики, каждый член хирургической бригады при работе выделяет в окружаю­щую среду до 1500 микроорганизмов в одну минуту. Допу­стимое количество микробов в операционной до начала ра­боты не должно превышать 500 в 1 м3 воздуха, а во время проведения операции — 1000 при условии патогенных мик­роорганизмов.

Специальные методы уничтожения микробов в воздухе и предотвращения их попадания в окружающую среду:

- проветривание и вентиляция помещений проводится по графику и снижает загрязненность воздуха микроорга­низмами до 30 %;

- в особо чистых помещениях (операционная, перевязочная) дополнительно используются бактерицидные ультрафиолетовые лампы.

Спецодежда. Ношение спецодежды предусмотрено во всех подразделениях хирургического стационара. Медицин­ский персонал должен иметь халаты или костюмы из легкой ткани, сменную обувь. В операционной, перевязочной, про­цедурном кабинете, послеоперационных палатах, отделени­ях реанимации, при выполнении процедур у постели боль­ного медицинские сестры обязаны носить колпаки, маски.

Личная гигиена больных и медицинского персонала. Выполнение этого требования для больных включает:

- санобработку, смену одежды, контроль на педикулез в приемном покое при поступлении;

- соблюдение правил личной гигиены на отделении (для тяжелых больных с помощью медицинского персона­ла, родственников);

- регулярную смену постельного и нательного белья 1 раз в 7 дней или по мере загрязнения.

Медицинский персонал хирургического отделения обязан:

- соблюдать правила личной гигиены;

- ежедневно менять спецодежду;

- своевременно проводить санацию полости рта и носо­глотки;

- проходить полный медицинский осмотр по графику;

- своевременно один раз в квартал проходить обследование на носительство патогенного стафилококка в носо­глотке;

- отстраняться от работы при наличии гнойничковых и простудных заболеваний.


Влажная уборка с применением антисептических средств. Это мероприятие проводится во всех подразделе­ниях хирургического стационара с использованием дезинфектантов: 1 % раствор хлорамина; 0,75 % раствор хлора­мина с 0,5 % моющего средства; 3 % раствор перекиси водорода с 0,5 % моющего средства; 0,5 % раствор гипохлорита кальция.

В операционной, перевязочной, процедурном кабинете предусмотрены следующие виды уборки:

предварительная— в начале рабочего дня (заполняются емкости дезинфицирующими растворами, стирается пыль с горизонтальных поверхностей, накрываются стериль­ные столы с инструментом и др.);

текущая — в течение операции или рабочего дня по мере необходимости (удаляются из тазов для ис­пользованного материала перевязочный материал, опе­рационное белье, инструменты; устраняются загрязне­ния: вытираются полы, столы и др.);

послеоперационная — в промежутке между операциями или перевязками (освобождаются бросалки, убираются использованные инструменты, перевязочный материал; обрабатывается перевязочный стол, полы; готовится сте­рильный стол и инструменты для следующей операции);

заключительная — в конце рабочего дня (помещение и оборудование моются и протираются дезинфектантами, выносится весь отработанный материал, стены моются на уровень вытянутой руки, проводится УФО помещения);

генеральная 1 раз в 7 дней по графику (моются сте­ны, потолки, лампы, окна антисептическими средства­ми; передвижное оборудование вывозится и обрабаты­вается в другом помещении; проводится УФО помещения). Если в ночное время в помещении не проводится работа, предварительная и заключительная уборка совмещаются.

В качестве дезинфектантов для генеральной уборки используются комплексы: 6 % раствор перекиси водорода с добавленн­ом 0,5 % моющего средства; 0,03 % нейтральный анолит с до­бавлением 0,5 % моющего средства; 1 % раствор хлорамина, активированного нашатырным спиртом (10 % раствор аммиака —40 мл на 10 литров хлорамина).

Для предупреждения попадания микробов в воздух, а затем в рану с капельками жидкости (слюна, слизь) допол­нительно к вышеизложенному используются следующие методы борьбы с капельной инфекцией.

Ношение масок