Файл: Содержание 1 Теоретическое задание 3 2 Ситуационное (практическое) задание 18 Список использованных источников 21 1 Теоретическое задание.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В ситуации неопределенности, турбулентности внешней среды, непредвиденных рыночных и конкурентных изменений необходимо проверять устойчивость стратегии посредством «шейк-теста».
Предлагается проверять устойчивость стратегии посредством семи «жестких вопросов», отвечать на которые должны топ-менеджеры и менеджеры среднего звена:
- Пригодность: обеспечивает ли стратегия устойчивое преимущество в свете потенциальных угроз и возможностей развития бизнеса, а также в свете характеристик самой фирмы?
- Обоснованность: реалистичны ли предположения? Как можно оценить качество информации, на которой они основаны?
- Осуществимость: обладает ли фирма необходимыми навыками, ресурсами и целеустремленностью?
- Последовательность: логична ли стратегия? Согласованы ли между собой все ее элементы?
- Уязвимость: каковы риски и возможные чрезвычайные ситуации?
- Адаптивность: может ли фирма сохранить свою гибкость? Сможет ли в будущем отказаться от данной стратегии?
- Финансовая привлекательность: какую экономическую выгоды получит фирма. Оправдают ли прогнозируемые результаты вероятный риск?
Уязвимость стратегического плана определяется двумя факторами:
- стратегической значимостью риска, который является комбинацией влияния предельных, но допустимых значений общих результатов и вероятности того, что эти значения будут иметь место в плановом периоде;
- степенью контроля над фактором риска со стороны фирмы.
Для позиционирования различных факторов риска и выделения тех из них, которые могут повлечь за собой наибольший ущерб для фирмы, можно воспользоваться координатной матрицей уязвимости.
Каждый квадрант этой матрицы соответствует определенной рискованной ситуации, требующей соответствующих действий:
- в стратегическом квадранте, т.е. в ситуации, когда велики и риски, и степень контроля над ними, факторы риска становятся объектом контроля со стороны фирмы, требуют тщательного изучения, являются центром внимания при осуществлении важнейших стратегических действий и подлежат пристальному мониторингу;
- в квадранте уязвимости риски велики, но контроль над ними слаб. Факторы являются критическими и нуждаются в постоянном контроле; здесь требуются ситуационные планы;
- в квадранте точной настройки риски невелики, а контроль над ними силен. Эти факторы контролируются и управляются операционным менеджментом.
В нестратегическом квадранте
риски и степень контроля над ними низки. Попадающие сюда факторы уже учтены в базовом сценарии. Квадрант уязвимости заслуживает особого внимания, так как входящие в него факторы риска могут быть причиной крупных непредвиденных кризисов. В отношении этих факторов фирма должна выработать альтернативные стратегии.
2 Ситуационное (практическое) задание
На основе материалов учебных пособий выполните анализ существенных различий между наступательными и стабилизационными инновационными стратегиями. В таблице приводится перечень основных характеристик стратегий, который следует дополнить собственными формулировками. Заполняя таблицу, приведите примеры каждого вида наступательных и стабилизационных стратегий.
Характеристика инновационных стратегий
Характеристики стратегий | Стратегии | |
наступательные | оборонительные | |
Главная стратегическая цель | | |
Положение на рынке товаров | | |
Условия осуществления | | |
Виды стратегий | | |
Затраты на НИОКР | | |
Основные риски | | |
Требования к персоналу … | | |
Решение: Выделяются следующие две основные группы инновационных стратегий: инновационные стратегии наступательного и стабилизационного характера.
Наступательная стратегия связана с ролью первопроходца и основана на собственных творческих возможностях организации. Предприятие в целях укрепления своих позиций предлагает продукты и услуги, являющиеся принципиально новыми на мировом или национальном рынке.
Необходимым и важным условием реализации этой стратегии становятся разработка и внедрение масштабной инновации раньше конкурентов.
Целью наступательной стратегии является обретение лидирующего положения на рынке. Необходимым и важным условием реализации этой стратегии становится внедрение инновации раньше конкурентов. Для ее осуществления необходимы: эффективная инновационная деятельность; руководство фирмы, склонное к новым идеям; хорошее знание рынка; эффективный маркетинг; сотрудники творческого склада; возможность распределения риска.
Необходимым условием наступательной стратегии является технологический рывок и быстрая реакция на рыночные изменения за счет гибкой организационной структуры и имеющихся уникальных ресурсов.
Главное конкурентное преимущество новаторов состоит в том, что благодаря созданным и накопленным специфическим знаниям и умениям они способны осуществить нововведение лучше, чем их конкуренты. Технологические прорывы обеспечиваются наличием специализированных исследовательских лабораторий и инженерно-технических подразделений; наличием высокого технологического потенциала, превышающего потребности текущего производства.
Наступательная стратегия характеризуется высокими затратами на НИОКР, как правило, обеспечивает высокую норму прибыли, но обладает повышенным риском, который может быть следствием: технических неудач; плохого выбора момента внедрения продукта.
Стабилизационные инновационные стратегии используются фирмами, не претендующими на первенство вывода новшества на рынок, но стремящимися удержать свои позиции. Как правило, заимствуются новшества признанных лидеров с внесением в продукцию некоторых изменений, т.е. создаются товары-аналоги. Затраты в данном случае на НИОКР и коммерциализацию нововведения ниже, чем у лидера. Это стратегия низкого инновационного риска.
Каждой из групп присущи свои виды инновационных стратегий.
Характеристика инновационных стратегий
Характеристики стратегий | Стратегии | |
наступательные | оборонительные | |
Главная стратегическая цель | Обретение лидирующего положения на рынке | Удержать конкурентные позиции организации на уже имеющихся рынках. |
Положение на рынке товаров | Предприятие в целях укрепления своих позиций предлагает продукты и услуги, являющиеся принципиально новыми на мировом или национальном рынке. | Заимствуются новшества признанных лидеров с внесением в продукцию некоторых изменений, т.е. создаются товары-аналоги. |
Условия осуществления | Разработка и внедрение масштабной инновации раньше конкурентов. Технологический рывок и быстрая реакция на рыночные изменения за счет гибкой организационной структуры и имеющихся уникальных ресурсов. | Главная функция такой стратегии – активизировать соотношение «затраты-результат» в инновационном процессе. |
Виды стратегий | 1. Создание нового рынка. 2. Приобретение компаний. 3. «Разбойничья» стратегия. 4. Стратегия непрерывного совершенствования («кайзен»). 5. Стратегия сравнительных преимуществ. 6. Лицензионная или имитационная стратегия. | 1. Оппортунистическая стратегия. 2. Зависимая стратегия. 3. Защитная стратегия. 4. Селективная (избирательная) стратегия. |
Затраты на НИОКР | Высокие затраты на НИОКР. | Данный тип стратегии требует интенсивных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Затраты на нововведения ниже, чем у лидера. |
Основные риски | Обладает повышенным риском, который может быть следствием: технических неудач; плохого выбора момента внедрения продукта. | Характеризуется невысоким уровнем риска. |
Требования к персоналу … | Требует высокой квалификации при разработке нововведений, умения быстро реализовать новшества и способности предвидеть рыночные потребности. Характерна для крупных объединений и компаний, когда в отрасли доминируют несколько компаний при наличии слабого лидера. Может быть реализована и небольшими предприятиями (особенно инновационными организациями), если они концентрируют усилия на одном или двух инновационных проектах. | Глубокое знание рыночной ситуации, высокий уровень технико-технологического развития и адаптационные способности фирмы. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Ансофф И. Стратегическое управление / Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
2 Бовин А.А. Управление инновациями организации: Учебное пособие / А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович. М.: Омега-Л, 2006.
3 Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.
4 Гунин В.Н. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7 / В.Н. Гунин, В.П. Баранчеев, В.А. Устинов, С.Ю. Ляпина. М.: Инфра-М, 2000.
5 Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.
6 Костельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер с англ. М.: ГУВШЭ, 2000.
7 Ламбен Ж.Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Под ред. В.Б. Колчанова; Пер. с англ. СПб.: Питер, 2004.
8 Минцберг Г. Школы стратегий / Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Дж. Лэмпел; Пер. с англ.; Под ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2000.
9 Попов С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. М.: Инфра-М, 2000.
10 Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями / Под ред. К.Ф. Пузыня. М.: Экономика, 1989.
11 Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. М.: Интел-Синтез, 1998.