Файл: Общая характеристика мер административной ответственности (Слайд 1).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общая характеристика мер административной ответственности (Слайд 1)



Слайд 2. Административная ответственность является разновидностью государственного принуждения. Она призвана обеспечить исполнение правовых норм и существует наряду с дисциплинарным, гражданско-правовым и уголовно-правовым принуждением.

По сути, административная ответственность – реакция государства на вред, причиненный административным правонарушением, государственная оценка нарушения правовой нормы, охраняемой административно-правовыми санкциями.

В этом смысле административная ответственность представляет собой юридическую обязанность лица претерпеть определенные нормами административного нрава лишения и ограничения за нарушение охраняемых этими нормами правил. Такие неблагоприятные лишения и ограничения могут иметь для правонарушителя моральный, имущественный, личный, правовой характер.

Говоря иначе, административная ответственность как реализация административно-правовых санкций призвана компенсировать причиненный административным правонарушением необратимый вред и является для правонарушителя бременем или карой, наказанием.

Слайд 3. Свое внешнее выражение административная ответственность находит в административном правоотношении, складывающемся между органом (должностным лицом), уполномоченным совершать действия по привлечению к административной ответственности, и лицом, на которое возлагается обязанность претерпеть установленные нормами административного права лишения и ограничения за нарушение охраняемых этими нормами правил.

Для административной ответственности как разновидности государственного принуждения характерны следующие отличительные признаки:

  • основанием для привлечения к административной ответственности является совершенное административное правонарушение;

  • административная ответственность устанавливается не только для физических, но и для юридических лиц;

  • основания для административной ответственности (составы административных правонарушений) устанавливаются КоАП и законами субъектов РФ об административных правонарушениях;

  • административная ответственность наступает для физического или юридического лица всегда после совершения им административного правонарушения, когда в полной мере установлена вина данного лица;

  • полномочиями по привлечению к административной ответственности наделяются судьи судов общей юрисдикции, судьи арбитражных судов, органы (должностные лица) исполнительной власти, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, административные комиссии, коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ;

  • административная ответственность менее строгая, чем уголовная ответственность. Она нс создаст тяжелых правовых последствий для правонарушителя (например, не влечет для физического лица судимости или увольнения с работы, ликвидации юридического лица);

  • порядок привлечения к административной ответственности детально регламентирован административно-процессуальными нормами, содержащимися в КоАП;

  • порядок привлечения к административной ответственности имеет более сложный характер по сравнению с порядком привлечения к дисциплинарной ответственности, а по сравнению с уголовным процессом отличается меньшей сложностью и большей оперативностью;

  • обжалование действий и решений органов (должностных лиц) по привлечению к административной ответственности осуществляется в судебном или административном порядке;

  • применение мер административной ответственности влечет для правонарушителя наступление специфического неблагоприятного правового последствия в виде течения срока погашения назначенного ему административного наказания. Лицо считается подвергнутым административной ответственности в течение одного года со дня исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП).


Слайд 4. Мерами административной ответственности являются административные наказания.

Меры административной ответственности (административные наказания) являются разновидностью мер административно-правового принуждения, применяемых к лицу, совершающему административное правонарушение. Такие меры следует отграничивать от административно-пресекательных мер, мер административно-процессуального обеспечения, административно-восстановительных мер.

Меры административной ответственности имеют ряд отличительных признаков:

  • перечень мер административной ответственности установлен КоАП РФ и является исчерпывающим;

  • назначенные и исполненные меры административной ответственности (административное наказание) влекут для правонарушителя истечение срока погашения административной ответственности. Лицо считается подвергнутым административной ответственности в течение одного года со дня исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП РФ);

  • меры административной ответственности (административные наказания) не применяются в момент совершения административного правонарушения. Они применяются всегда после совершения административного правонарушения;

  • меры административной ответственности (административные наказания) назначаются в том случае, когда административным правонарушением причинен необратимый (невосстановимый) вред. Меры административной ответственности призваны компенсировать такой вред;

  • меры административной ответственности (административные наказания) назначаются уполномоченным органом (должностным лицом), когда собраны, закреплены и исследованы доказательства по делу об административном правонарушении, установлена вина правонарушителя.

Перечисленные КоАП РФ меры административной ответственности взаимосвязаны и образуют единую систему административных наказаний. Они могут быть классифицированы по различным основаниям, раскрывающим их особенности.

Слайд 5. В КоАП закреплены следующие виды административных взысканий:

  • предупреждение;

  • штраф;

  • возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

  • конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

  • лишение специального права, предоставляемого данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);

  • исправительные работы;

  • административный арест.


Слайд 6.Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме и является наиболее мягкой мерой наказания. Оно применяется за совершение незначительных административных правонарушений (например, за непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками, за нарушение правил пользования жилыми помещениями).

Штраф - взыскание имущественного характера в денежной форме в доход государства, наиболее распространенное среди других взысканий, предусмотренное за все виды администра­тивных правонарушений и налагаемое в установленных законо­дательством случаях и пределах. Штраф, налагаемый на граж­дан за административные правонарушения, не может превы­шать 300-кратного размера минимальной заработной платы, а на должностных лиц - 500-кратного размера минимальной зара­ботной платы.

Возмездное изъятие состоит в принудительном изъятии только того предмета, который является орудием совершения или непосредственным объектом совершенного администра­тивного правонарушения. Изъятый предмет реализуется, а вы­рученная от реализации сумма передается бывшему собствен­нику, за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Данная мера административной ответственности применяется законодателем лишь в случаях нарушения правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном транспорте, хране­ния или перевозки огнестрельного оружия и боевых припасов и при уклонении от реализации огнестрельного гладкоствольно­го охотничьего оружия и боевых припасов.

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном об­ращении предмета, явившегося орудием совершения или непо­средственным объектом административного правонарушения, в собственность государства. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. Конфискация вещей и предметов по делам об администра­тивных таможенных правонарушениях производится независи­мо от времени совершения или обнаружения административно­го правонарушения.

Осуществление конфискации предметов в административ­ном порядке противоречит Конституции, согласно которой при­нудительное отчуждение имущества допускается лишь по поста­новлению суда.

Слайд 7. Лишение специального права, предоставленного граждани­ну (права управления транспортными средствами, права охо­ты), применяется на срок до пяти лет за грубое или системати­ческое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения такого права не может быть менее 15 дней Лишение права управления средствами
транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются такими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Исправительные работы применяются на срок до двух ме­сяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, со­вершившего административное правонарушение, и с удержани­ем до 20 процентов его заработка в доход государства. Исправи­тельные работы назначаются районным (городским) судом (су­дьей) правонарушителям, имеющим постоянную работу. Срок исправительных работ не может быть менее 15 дней

Административный арест назначается районным (город­ским) судом (судьей) лишь в исключительных случаях за от­дельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток.

Слайд 8. Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пределах компетенции, установленной гл. 23 КоАП РФ:

  • судьями (мировыми судьями);

  • комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

  • федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами или подзаконными актами.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

  • мировыми судьями;

  • комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

  • уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;

  • административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

Раздел IV КоАП РФ посвящен производству по делам об административных правонарушениях. Рассматривая дело, управомоченный орган выясняет характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, его имущественное положение, иные обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Как и при отправлении правосудия но уголовным делам, здесь для объективности рассмотрения в производстве по делу могут участвовать адвокат, свидетели, эксперты, переводчик.

Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает универсальную возможность для судьи, органа или должностного лица освободить правонарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.


Несмотря на то что указанная норма была включена в изначальную редакцию КоАП РФ и действует уже более 17 лет, четких критериев и оснований для применения положения о малозначительности до сих пор так и не выработано. С одной стороны, отсутствие определенных на законодательном уровне оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ позволяет правоприменителю руководствоваться внутренним убеждением и в каждом конкретном случае учитывать характер совершенного правонарушения, роль правонарушителя, размер вреда и тяжесть наступивших последствий. С другой стороны, отсутствуют какие-либо гарантии и уверенность в том, что даже при схожих фактических обстоятельствах и характере совершенного правонарушения судья, орган или должностное лицо оценят правонарушение как малозначительное и освободят лицо от административной ответственности.

Слайд 9. Примеры ситуаций, разрешенных как в пользу правонарушителя, так и в противоположную сторону, а также критерии, которые используются на практике при принятии решений, стоит указать ниже. Правовые позиции судов высших инстанций (постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях») содержат ряд разъяснений, делающих норму ст. 2.9 КоАП РФ более понятной. В частности, разъясняется, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, которое хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Таким образом, в качестве основного критерия малозначительности деяния высшие судебные органы выделяют отсутствие в результате совершения правонарушения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Например, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с размещением рекламы на дорожных знаках (ст. 14.38 КоАП РФ), суды при схожих фактических обстоятельствах в одном случае установили отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.05.2013 по делу № А20-35/2012), а в другом случае, напротив, сделали вывод об отсутствии исключительных обстоятельств для применения положения ст. 2.9 КоАП РФ (постановление АС Дальневосточного округа от 20.07.2017 № Ф03-2735/2017 по делу № А51-15200/2016).