Файл: Когнитивные функции Общая психологияЦели изучения темы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Когнитивные функции
Общая психология
Цели изучения темы: ознакомление с когнитивными функциями человека
Задачи темы:
• формирование у студентов научного представления о познавательных и эмоционально -волевых процессах человека, в частности знаний о том, что входит в их состав, и какую роль разные познавательные и эмоционально -волевые процессы играют в жизни человека;
• освоение студентами законов, характеризующих разные познавательные и эмоционально -волевые процессы;
• познание механизмов, на основе которых функционируют различные познавательные и эмоционально -волевые процессы человека;
• формирование у студентов научных представления о психофизиологических основах работы познавательных и эмоционально – волевых процессов;
• получение знаний о познавательных возможностях человека, обеспечиваемых функционированием его психических процессов;
• приобретение знаний, касающихся совершенствования познавательных и эмоционально -волевых процессов человека;
• ознакомление с методами научного изучения психических процессов и оценивания уровня их развития у человека.
В результате изучения данной темы Вы будете
Знать:
• основные подходы к изучению когнитивных и эмоционально -волевых процессов, сложившиеся в отечественной и зарубежной психологии;
• характеристику предмета, объекта ощущения и восприятия, внимания и памяти, мышления, воображения, речи, эмоций и воли, а также методов изучения данных психических процессов;
• особенности развития когнитивных и эмоционально -волевых процессов с точки зрения филогенеза, социогенеза и онтогенеза;
• особенности взаимосвязи когнитивных процессов с эмоционально –
волевыми процессами.
Уметь:
• осуществлять сравнительный анализ различных теории и подходов к изучению когнитивных и эмоционально –волевых процессов, синтезируя их некоторые характеристики в новой форме;
• применять полученные знания при постановке и решении задач, реализующихся в разных сферах научно-исследовательской и практической деятельности;
• адекватно применять методический инструментарий в зависимости от подхода, в рамках которого осуществляются когнитивные и эмоционально- волевые процессы.
Владеть:
• технологией проведения эмпирического исследования при изучении разных характеристик когнитивных и эмоционально -волевых процессов
• технологиями обработки полученных эмпирических данных
• технологией подготовки отчета о проведенном исследовании
• навыками сбора и обработки информации, имеющей значение для всестороннего изучения когнитивных и эмоционально –волевых процессов с целью возможного прикладного использования полученных результатов.
Учебные вопросы темы:
Вопрос 1. Психология сенсорных процессов
Вопрос 2. Психология перцептивных процессов
Вопрос 3. Психология внимания
Вопрос 4. Психология памяти
Вопрос 5. Психология мышления
Вопрос 6. Психологий эмоций
Вопрос 7. Психология воли
Вопрос 1. Психология сенсорных процессов
Когнитивные или познавательные процессы — что это? Заметить происходящие вокруг нас события, вспомнить список покупок, решить, какую квартиру мы хотим арендовать, выслушать друга, рассказывающего о своей проблеме…Что общего между всеми этими действиями? Мы способны всё это делать благодаря нашим когнитивным или умственным процессам. В этой статье мы расскажем о том, какие виды когнитивных процессов существуют, как они участвуют в нашем обучении, как улучшить умственные процессы и многое другое.
Что такое когнитивные или умственные процессы?
Каждый день наш мозг решает огромное количество задач посредством умственных процессов. Это процессы, отвечающие за обработку всей информации, которую мы получаем из окружающей среды. Когнитивность даёт нам возможность познать мир вокруг нас. Представьте себе: вы спокойно лежите на диване и смотрите телевизор. Вдруг, несмотря на вашу увлечённость сюжетом, вы чувствуете запах гари. Что вы предпримете? К счастью, ваш мозг сосредоточит ваше внимание на опасности, которая вам угрожает. Вы вспомните о том, что забыли о пицце в духовке, как можно скорее побежите на кухню и осуществите ряд действий, чтобы вытащить из плиты ваш ужин. Далее вы примете решение о том, будете ли есть подгоревшую еду или нет, а затем вернётесь в салон. Всеми этими вашими действиями руководили когнитивные процессы.
Гармоничное взаимодействие умственных процессов необходимо для адекватной оценки действительности и нашей ответной реакции на неё. Благодаря этому мы можем гибко адаптироваться к различным ситуациям. Исполнительные функции нашего мозга координируют эти процессы. Несмотря на то, что
умственные процессы взаимодействуют между собой, они могут проходить и по отдельности. Например, мы можем увидеть, как люди с нарушениями речи или памяти могут прекрасно воспринимать сигналы или решать математические задачи.
Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия — раздражением. В свою очередь, раздражение вызывает еще один процесс — возбуждение, которое по центростремительным, или афферентным, нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Таким образом, ощущение является чувственным отображением объективной реальности.
Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. Что означает «отдельных свойств»? Каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определенными органами чувств. Например, мы можем слышать звук полета комара или ощутить его укус. В данном примере звук и укус являются раздражителями, воздействующими на наши органы чувств. При этом следует обратить внимание на то, что процесс ощущения отражает в сознании только звук и только укус, никак не связывая эти ощущения между собой, а, следовательно, с комаром. Это и является процессом отражения отдельных свойств предмета.
Ощущениями в психологии называются процессы отражения лишь отдельных свойств объектов окружающего мира.
Понятие ощущения отличается от понятия восприятия не качественно, а количественно. Например, когда человек держит в руках цветок, любуется им и наслаждается его ароматом, то целостное впечатление от цветка будет называться восприятием. А отдельными ощущениями будут аромат цветка, зрительное впечатление от него, осязательное впечатление руки, держащей стебель. Однако в то же время, если человек с закрытыми глазами будет вдыхать аромат цветка, не касаясь его, это все равно будет называться восприятием. Таким образом, восприятие состоит из одного или нескольких ощущений, создающих на настоящий момент наиболее полное представление об объекте.
Физиологический механизм ощущений.
Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И. П. Павловым анализаторами.
Каждый анализатор состоит из трех частей:
1) периферического отдела, называемого рецептором (рецептор — это воспринимающая часть анализатора, его основная функция — трансформация внешней энергии в нервный процесс);
2) проводящих нервных путей;
3) корковых отделов анализатора (их еще по-другому называют центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.
Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при нарушении целостности зрительных нервов, и при разрушении затылочных долей обоих полушарий.
Классификация ощущений построена на основе перечня рецепторов, при помощи которых эти ощущения становятся доступными.
В анализаторах различают два типа рецепторов: экстерорецепторы, анализирующие сигналы, поступающие из внешнего мира, и интерорецепторы, анализирующие внутреннюю информацию, такую как голод, жажда, боль и т. п.
Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия — раздражением. В свою очередь, раздражение вызывает еще один процесс — возбуждение, которое по центростремительным, или афферентным, нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Таким образом, ощущение является чувственным отображением объективной реальности.
Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. Что означает «отдельных свойств»? Каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определенными органами чувств. Например, мы можем слышать звук полета комара или ощутить его укус. В данном примере звук и укус являются раздражителями, воздействующими на наши органы чувств. При этом следует обратить внимание на то, что процесс ощущения отражает в сознании только звук и только укус, никак не связывая эти ощущения между собой, а, следовательно, с комаром. Это и является процессом отражения отдельных свойств предмета.
Ощущениями в психологии называются процессы отражения лишь отдельных свойств объектов окружающего мира.
Понятие ощущения отличается от понятия восприятия не качественно, а количественно. Например, когда человек держит в руках цветок, любуется им и наслаждается его ароматом, то целостное впечатление от цветка будет называться восприятием. А отдельными ощущениями будут аромат цветка, зрительное впечатление от него, осязательное впечатление руки, держащей стебель. Однако в то же время, если человек с закрытыми глазами будет вдыхать аромат цветка, не касаясь его, это все равно будет называться восприятием. Таким образом, восприятие состоит из одного или нескольких ощущений, создающих на настоящий момент наиболее полное представление об объекте.
Физиологический механизм ощущений.
Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И. П. Павловым анализаторами.
Каждый анализатор состоит из трех частей:
1) периферического отдела, называемого рецептором (рецептор — это воспринимающая часть анализатора, его основная функция — трансформация внешней энергии в нервный процесс);
2) проводящих нервных путей;
3) корковых отделов анализатора (их еще по-другому называют центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.
Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при нарушении целостности зрительных нервов, и при разрушении затылочных долей обоих полушарий.
Классификация ощущений построена на основе перечня рецепторов, при помощи которых эти ощущения становятся доступными.
В анализаторах различают два типа рецепторов: экстерорецепторы, анализирующие сигналы, поступающие из внешнего мира, и интерорецепторы, анализирующие внутреннюю информацию, такую как голод, жажда, боль и т. п.
Основой восприятия являются экстерорецепторы, поскольку именно они обеспечивают объективное представление о внешнем мире. Как известно, человек обладает пятью органами чувств. Видов внешних ощущений на один больше, поскольку моторика не имеет отдельного органа чувств, однако ощущения тоже вызывает. Следовательно, человек может испытывать шесть видов внешних ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные (осязательные), вкусовые и кинестетические ощущения.
Основным источником информации о внешнем мире является зрительный анализатор. С его помощью человек получает до 80 % от общего объема информации. Орган зрительных ощущений — глаз. На уровне ощущений он воспринимает информацию о свете и цвете. Воспринимаемые человеком цвета разделяют на хроматические и ахроматические. К первым относятся цвета, составляющие спектр радуги (т. е. расщепления света — всем известные «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»). Ко вторым — черный, белый и серый цвета. Цветовые оттенки, содержащие около 150 плавных переходов из одного в другой, воспринимаются глазом в зависимости от параметров световой волны.
Следующим по своей важности в получении информации является слуховой анализатор. Ощущения звуков принято делить на музыкальные и шумовые. Их отличие состоит в том, что музыкальные звуки создаются периодическими ритмическими колебаниями звуковых волн, а шумы — неритмичными и нерегулярными колебаниями. У многих людей существует интересная особенность
— сочетание звукового и зрительного ощущений в одно общее ощущение. В психологии это явление называют синестезией. Это устойчивые ассоциации, возникающие между объектами слухового восприятия, например, мелодиями, и цветовыми ощущениями. Часто люди могут сказать, «какого цвета» данная мелодия или слово. Несколько реже встречается синестезия, основанная на ассоциации цвета и запаха. Она часто присуща людям с развитым обонянием.
Далее следуют кожные ощущения, иногда их разделяют на два вида: тактильные (осязательные) и температурные. Иногда все вместе называют тактильными. Для общей эрудированности рассмотрим первый вариант.
Тактильные ощущения позволяют различать рельеф и структуру поверхности предметов, с которыми входит в соприкосновение наша кожа, температурные — ощущать тепло или холод. Данный анализатор выполняет компенсаторную функцию для слабовидящих или незрячих людей, так же, как и слуховой. Помимо этого, тактильный анализатор является единственным способом общения для слепоглухонемых людей. Уже давно разработаны обучающая система и язык, позволяющие таким людям полноценно развивать сознание и общаться с окружающими. Этот язык создан на основе прикосновений к коже. Каждое прикосновение имеет свое значение. Это приблизительно похоже на язык иероглифов. Казалось бы, бесполезным для выживания и неизвестно зачем подаренным нам эволюцией является вкусовой анализатор. Это некое роскошество на фоне остальных жизненно необходимых ощущений (причем вкусовой анализатор развит у людей значительно сильнее, чем обонятельный). Но природа мудрее нас, мы можем только констатировать, но не всегда анализировать ее причуды и неожиданную щедрость. Итак, органами вкусовых ощущений являются язык и мягкая часть неба. Существуют зоны распознавания сладкого, горького, кислого, соленого. Ну а полный вкусовой букет складывается из этих простых ощущений в мозгу.
Свойства и виды ощущений.
В течение длительного периода в философии и психологии ощущение трактовалось как элементарная частица сознательной жизни человека, поэтому, начиная с первых работ философов-сенсуалистов, ощущение подвергалось тщательному и критическому анализу. Среди основных свойств ощущений
традиционно выделяют качество, интенсивность, пространственную и временную протяженность, ясность и отчетливость.
Качество (модальность) — форма отражения стимула в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной и т.д.).
Интенсивность — количественная характеристика ощущения, определяемая силой действующего стимула и функциональным состоянием рецептора.
Интенсивность ощущения ограничена сенсорным порогом. Сенсорный порог бывает нескольких видов, среди которых в настоящий момент стоит назвать абсолютный и дифференциальный. Абсолютный порог — это критическое значение раздражителя, выше которого действие этого раздражителя начинает вызывать осознанное ощущение.
Пространственная протяженность — ощущение распределения энергии стимула в пространстве. Благодаря этому свойству мы может определить локализацию ощущения в пространстве (например, справа или слева от нас), а также осознать площадь воздействия стимула (как в случае тактильных ощущений). Существует понятие пространственного порога различения
(преимущественно в тактильной модальности), который понимается как минимальное расстояние между двумя одновременно предъявленными стимулами, при котором возникают два раздельных тактильных ощущения.
Временная протяженность — ощущение распределения энергии стимула во времени. Временная протяженность ощущения отражена в субъективном переживании длительности стимульного воздействия. Временная характеристика ощущения также отражена в таком явлении, как сенсорная адаптация. Сенсорная адаптация — это изменение в течение времени сенсорной чувствительности, которая может понижаться, если действует сильный раздражитель, и повышаться, если действует слабый раздражитель.
Ясность ощущения — уровень осознанности ощущения. Используя метафору сознания Вундта, можно сказать, что, если ощущение находится в центре сознания, оно будет более ясным, чем другое ощущение, которое находится на периферии сознания.
Отчетливость ощущения — это отграничение одного ощущения от другого.
В зависимости от свойств ощущений можно описать разные их виды, т.е. дать классификацию ощущений. Так, ощущения могут различаться по интенсивности — быть более интенсивными и менее, по ясности и отчетливости и т.д. Однако в психологии для классификации ощущений чаще всего применяют три критерия — это структура, функция и генез; при этом многие классификации используют сразу несколько критериев.
Структурный критерий связан преимущественно с особенностями строения органа, участвующего в возникновении ощущения, или свойства предмета, которое отражается при помощи ощущения. Среди классификаций ощущений, использующих такой критерий, можно назвать самую распространенную классификацию по модальности.
Классификация ощущений по модальности является самой старой в психологии и восходит к работам античных философов. Например, Аристотель в своем сочинении «О душе» писал, что «...нет никаких иных [внешних] чувств, кроме пяти (я имею в виду зрение, слух, обоняние, вкус, осязание)». Со временем перечень основных органов чувств был пересмотрен и дополнен другими видами.
Сам критерий классификации - модальность — выделил Герман фон Гельмгольц.
В современной психологии под модальностью ощущений, как уже было сказано выше, понимают принадлежность ощущения к определенной сенсорной системе.
Внутри каждой отдельной модальности можно провести дальнейшее разделение в соответствии с видом сенсорного впечатления. Внутри зрительной модальности можно выделить ощущения светлоты (ахроматические ощущения) и
Качество (модальность) — форма отражения стимула в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной и т.д.).
Интенсивность — количественная характеристика ощущения, определяемая силой действующего стимула и функциональным состоянием рецептора.
Интенсивность ощущения ограничена сенсорным порогом. Сенсорный порог бывает нескольких видов, среди которых в настоящий момент стоит назвать абсолютный и дифференциальный. Абсолютный порог — это критическое значение раздражителя, выше которого действие этого раздражителя начинает вызывать осознанное ощущение.
Пространственная протяженность — ощущение распределения энергии стимула в пространстве. Благодаря этому свойству мы может определить локализацию ощущения в пространстве (например, справа или слева от нас), а также осознать площадь воздействия стимула (как в случае тактильных ощущений). Существует понятие пространственного порога различения
(преимущественно в тактильной модальности), который понимается как минимальное расстояние между двумя одновременно предъявленными стимулами, при котором возникают два раздельных тактильных ощущения.
Временная протяженность — ощущение распределения энергии стимула во времени. Временная протяженность ощущения отражена в субъективном переживании длительности стимульного воздействия. Временная характеристика ощущения также отражена в таком явлении, как сенсорная адаптация. Сенсорная адаптация — это изменение в течение времени сенсорной чувствительности, которая может понижаться, если действует сильный раздражитель, и повышаться, если действует слабый раздражитель.
Ясность ощущения — уровень осознанности ощущения. Используя метафору сознания Вундта, можно сказать, что, если ощущение находится в центре сознания, оно будет более ясным, чем другое ощущение, которое находится на периферии сознания.
Отчетливость ощущения — это отграничение одного ощущения от другого.
В зависимости от свойств ощущений можно описать разные их виды, т.е. дать классификацию ощущений. Так, ощущения могут различаться по интенсивности — быть более интенсивными и менее, по ясности и отчетливости и т.д. Однако в психологии для классификации ощущений чаще всего применяют три критерия — это структура, функция и генез; при этом многие классификации используют сразу несколько критериев.
Структурный критерий связан преимущественно с особенностями строения органа, участвующего в возникновении ощущения, или свойства предмета, которое отражается при помощи ощущения. Среди классификаций ощущений, использующих такой критерий, можно назвать самую распространенную классификацию по модальности.
Классификация ощущений по модальности является самой старой в психологии и восходит к работам античных философов. Например, Аристотель в своем сочинении «О душе» писал, что «...нет никаких иных [внешних] чувств, кроме пяти (я имею в виду зрение, слух, обоняние, вкус, осязание)». Со временем перечень основных органов чувств был пересмотрен и дополнен другими видами.
Сам критерий классификации - модальность — выделил Герман фон Гельмгольц.
В современной психологии под модальностью ощущений, как уже было сказано выше, понимают принадлежность ощущения к определенной сенсорной системе.
Внутри каждой отдельной модальности можно провести дальнейшее разделение в соответствии с видом сенсорного впечатления. Внутри зрительной модальности можно выделить ощущения светлоты (ахроматические ощущения) и
ощущения цвета (хроматические ощущения), внутри слуховой — разные по высоте и тембру ощущения и т.д. Наиболее «разветвленной» классификацией является классификация кожных ощущений. Кожные ощущения — это обозначение для большой группы ощущений, возникающих при прямом контакте с объектом внешнего мира. К кожным ощущениям обычно относят температурные, болевые и тактильные, которые в свою очередь делятся на ощущения прикосновения, давления, вибрации, фактурности и протяженности (отражение площади механического раздражителя). Из этого перечня следует, что классификация ощущений по модальности довольно-таки условна. Во-первых, все ощущения, которые обычно относят к кожным, обладают общим свойством - их рецепторы не сгруппированы и не образуют органов чувств (таких как, например, глаз или ухо), а разбросаны по всему телу. Во-вторых, проблема классификации ощущений, по модальности состоит в том, что есть мультимодальные ощущения, т.е. включающие в себя сразу несколько модальностей, как, например, в случае болевой чувствительности, которая относится к группе кожных и органических ощущений.
Кинестетические ощущения (от греч. kinesis — движение и aisthetos — чувственно воспринимаемый) — это синоним для двигательных ощущений.
Основными качественными разновидностями кинестетических ощущений являются ощущения положения, усилия и движения. Кинестетические ощущения возникают на основе нескольких источников сенсорной информации: рецепторов кожи, мышц, сухожилий, вестибулярного аппарата и зрительной системы. Поэтому кинестетические ощущения также скорее относятся к группе мультимодальных ощущений, чем к группе самостоятельных ощущений, опирающихся на функционирование какой-то одной сенсорной системы.
Еще одной структурной классификацией является классификация
Вильгельма Вундта. Классификация Вундта, по сути, является обобщением классификации по модальности, однако ученый предлагает разделить все ощущения на две группы в зависимости от того, что происходит с энергией внешнего воздействия в нервном аппарате, в итоге функционирования которого возникли эти ощущения. Согласно этому критерию ощущения бывают механические и химические. Химические ощущения возникают в результате преобразования нервным аппаратом органа чувств внешнего воздействия, и именно это преобразованное воздействие становится раздражением, в итоге которого появляются ощущения. К таким ощущениям Вундт относил вкусовые, обонятельные и зрительные ощущения. В органах чувств, участвующих в возникновении этих ощущений, преобразование внешнего воздействия носит химический характер (отсюда и название — химические ощущения): в области зрения — световые лучи вызывают химические процессы в клетках, и уже эти химические процессы играют роль раздражений, а в области обоняния и вкуса — сами внешние химические вещества преобразовываются в нервном аппарате органов чувств. Механические ощущения возникают в итоге работы нервного аппарата совсем другого рода. К таким ощущениям Вундт относил ощущение давления и звуковые ощущения. Строение воспринимающего аппарата приспособлено к переносу физических раздражений на более глубокие нервные волокна и совершенно не приспособлено к преобразованию раздражения. В настоящее время по физиологическим характеристикам рецепторы подразделяют на первично чувствующие (или первичные) и вторично чувствующие (или вторичные). У первичных рецепторов субстрат, воспринимающий внешнее воздействие, заложен в самом сенсорном нейроне, который непосредственно
(первично) возбуждается раздражителем. У вторичных рецепторов между действующим раздражителем и сенсорным нейроном располагаются дополнительные, специализированные (рецептирующие) клетки, в которых
Кинестетические ощущения (от греч. kinesis — движение и aisthetos — чувственно воспринимаемый) — это синоним для двигательных ощущений.
Основными качественными разновидностями кинестетических ощущений являются ощущения положения, усилия и движения. Кинестетические ощущения возникают на основе нескольких источников сенсорной информации: рецепторов кожи, мышц, сухожилий, вестибулярного аппарата и зрительной системы. Поэтому кинестетические ощущения также скорее относятся к группе мультимодальных ощущений, чем к группе самостоятельных ощущений, опирающихся на функционирование какой-то одной сенсорной системы.
Еще одной структурной классификацией является классификация
Вильгельма Вундта. Классификация Вундта, по сути, является обобщением классификации по модальности, однако ученый предлагает разделить все ощущения на две группы в зависимости от того, что происходит с энергией внешнего воздействия в нервном аппарате, в итоге функционирования которого возникли эти ощущения. Согласно этому критерию ощущения бывают механические и химические. Химические ощущения возникают в результате преобразования нервным аппаратом органа чувств внешнего воздействия, и именно это преобразованное воздействие становится раздражением, в итоге которого появляются ощущения. К таким ощущениям Вундт относил вкусовые, обонятельные и зрительные ощущения. В органах чувств, участвующих в возникновении этих ощущений, преобразование внешнего воздействия носит химический характер (отсюда и название — химические ощущения): в области зрения — световые лучи вызывают химические процессы в клетках, и уже эти химические процессы играют роль раздражений, а в области обоняния и вкуса — сами внешние химические вещества преобразовываются в нервном аппарате органов чувств. Механические ощущения возникают в итоге работы нервного аппарата совсем другого рода. К таким ощущениям Вундт относил ощущение давления и звуковые ощущения. Строение воспринимающего аппарата приспособлено к переносу физических раздражений на более глубокие нервные волокна и совершенно не приспособлено к преобразованию раздражения. В настоящее время по физиологическим характеристикам рецепторы подразделяют на первично чувствующие (или первичные) и вторично чувствующие (или вторичные). У первичных рецепторов субстрат, воспринимающий внешнее воздействие, заложен в самом сенсорном нейроне, который непосредственно
(первично) возбуждается раздражителем. У вторичных рецепторов между действующим раздражителем и сенсорным нейроном располагаются дополнительные, специализированные (рецептирующие) клетки, в которых